Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 18:52, контрольная работа
Психология спорта – это наука, занимающаяся изучением людей и особенностями их поведения в спортивной деятельности.
Эта тема актуальна, поскольку в настоящее время перед властью стоит задача бороться за здоровье нации, и бороться надо с умом. Психология спорта это неотъемлемая его часть, ведь большую роль в спорте играют такие понятия, как мотивация, настрой, возбуждения, перенапряжение. Кроме того, так как я сама занимаюсь спортом, а именно командным, эта тема близка мне как никому другому. При выполнении данной работы я пользовалась литературой различных авторов. Бедарев выделял основные подходы к изучению личности в спорте, Краснов писал об особенностях лидера в командных видах спорта, Марков отмечал, какими навыками нужно обладать и какими принципами необходимо руководствоваться, чтобы хорошо взаимодействовать с партнерами по команде, Стаценко писал, каким образом необходимо готовиться к ответственным выступлениям, как закалить свой моральный дух перед игрой или боем.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЛИЧНОСТЬ В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4
2. МОТИВАЦИЯ 6
3. ЛИДЕРСТВО И ОБЩЕНИЕ 10
4. ВОЗБУЖДЕНИЕ, СТРЕСС, ТРЕВОЖНОСТЬ 12
5. ПЕРЕГОРАНИЕ, ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ, ПЕРЕТРЕНИРОВАННОСТЬ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20
Федеральное государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Сибирская Академия Государственной Службы»
Факультет экономики
кафедра
психологии
Контрольная работа
по дисциплине психология и педагогика
по теме: «Психология спорта»
Выполнила
Д. В. Королёва
студентка группы 09124, НиН
Проверила
И. М. Войтик
канд.психол.наук, доцент
Новосибирск
2009
Психология спорта – это наука, занимающаяся изучением людей и особенностями их поведения в спортивной деятельности.
Эта тема актуальна, поскольку в настоящее время перед властью стоит задача бороться за здоровье нации, и бороться надо с умом. Психология спорта это неотъемлемая его часть, ведь большую роль в спорте играют такие понятия, как мотивация, настрой, возбуждения, перенапряжение. Кроме того, так как я сама занимаюсь спортом, а именно командным, эта тема близка мне как никому другому. При выполнении данной работы я пользовалась литературой различных авторов. Бедарев выделял основные подходы к изучению личности в спорте, Краснов писал об особенностях лидера в командных видах спорта, Марков отмечал, какими навыками нужно обладать и какими принципами необходимо руководствоваться, чтобы хорошо взаимодействовать с партнерами по команде, Стаценко писал, каким образом необходимо готовиться к ответственным выступлениям, как закалить свой моральный дух перед игрой или боем.
Целью моей работы было выделить основные психологические принципы, необходимые при занятиях спортом, обозначить подходы к изучению психологии как спортивной составляющей и привести основные понятия, использующиеся в спортивной психологии, такие как мотивация, командный лидер, перегорание и другие.
Спортивные психологи занимаются изучением поведения людей, проведением исследований, консультированием, обучением, разрабатывают принципы и рекомендации, которые способствуют развитию спортивной деятельности. Это и является предметом изучения спорта с точки зрения психологии.
Психологи клиницисты в области спорта занимаются профилактикой и коррекцией эмоциональных расстройств, расстройств питания и злоупотребления лекарственных препаратов.
Педагоги в спортивной психологии занимаются развитием коммуникабельности, уверенности и т.д.
Большинство исследователей задаются целями:
Подходы к изучению явлений:
Используется в основном третий подход.
Психология спорта возникла в 1900г. 27 тыс. чел. работает в этой области в 61 стране мира. Большинство специалистов работают в США и Европе, возросло количество специалистов и в Латинской Америке, Азии. В Германии и России стала развиваться с 1925г.
Осознание взаимосвязи между спортом и обществом, равно как между спортом и политикой, это способствовало росту интереса к проблемам социализации в области игры и спорта1.
Выделяют 3 подхода к изучению личности:
Оценка личности
Тест САН (самочувствие, активность, настроение), шкала тревожности Спилберга, исследование темперамента Айзенка, шкалы самооценки, уверенности и др.
Специальные тесты выглядят как опросники и шкалы. Проективные методики не используются. Используются тесты на познавательные способности.
Физические нагрузки и личность
Развитие личности и физические нагрузки взаимосвязаны. Есть взаимосвязь и между типами поведенческих реакций А и В и физической нагрузкой.
Тип А – «здесь и теперь» – характеризуется очень сильным чувством срочности, избытком соревновательного побуждения, легко возникающим враждебным отношением. Люди импульсивные, агрессивные. У них часто встречаются сердечнососудистые заболевания.
Тип В – «там и тогда».
Проводились
12-недельные дыхательные
Мотивацию можно определить как направление и интенсивность усилия человека. Направление усилия означает, что человек ищет определенные ситуации или стремиться к ним, или, что определенные ситуации привлекают его.
Интенсивность усилия – характеризует степень усилий приложенных человеком в определенной ситуации.
Проблема: недостаточно четкое определение мотивации: нечеткое определение понятия мотивация; исследователь не всегда знает, как взаимодействуют спортсмены, из-за этого между ними нет взаимопонимания3.
Различное понимание мотивации
Существуют разные виды мотивации: внутренняя и внешняя, мотивация достижения в форме соревновательного стресса.
Выделяют
столько видов мотивации, что
понятие самомотивация
5
рекомендаций по созданию
Мотивация достижения
Это ориентация человека на стремление к успешному выполнению задачи, настойчивость перед лицом неудач и испытание чувства гордости при выполнении.
В спортивном мире мотивацию достижения называют соревновательностью.
Мартенс определил соревновательность как поведение достижения в соревновательном контексте, где соревновательная оценка является ключевым компонентом.
Соперничество и сотрудничество
Соперничество представляет собой процесс, охватывающий ряд явлений и этапов.
Этапы:
Виды соревновательных ситуаций
На этом этапе сравниваются общепринятые стандарты и результаты спортсмена.
Обратная связь, подкрепление, внутренняя мотивация
Обратная связь необходима для того, чтобы спортсмен мог знать уровень своих достижений. Подкрепление необходимо для того, чтобы спортсмен знал, насколько хорошо он выполняет действия.
Принципы подкрепления:
Недостатки наказания:
Виды подкреплений:
На начальных этапах тренировок лучше подкреплять спортсмена чаще.
Выбор поведения для поощрения:
Есть формальные и неформальные лидеры.
Качества, присущие лидеру – интеллект, эмпатия, внутренняя мотивация, гибкость, амбициозность, уверенность в своих силах, оптимизм.
Четыре компонента эффективного лидерства: