Психолого-педагогическая коррекция уровня тревожности младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 18:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: психолого-педагогическая коррекция уровня тревожности младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы коррекции тревожности в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить особенности проявления тревожности младших школьников.

Содержание

Введение ………………………………………………………………3
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты проблемы коррекции тревожности младших школьников
1.1. Проблема коррекции тревожности в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………..6
1.2. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста…..15
1.3. Особенности проявления тревожности младших школьников…...20
1.4. Психолого-педагогическая коррекция тревожности младших школьников…………………………………………………………..29
Выводы по главе I……………………………………………………36
Глава 2. Исследование уровня тревожности младших школьников
2.1. Этапы, методы и методики опытно-экспериментального исследования…………………………………………………………37
2.2. Характеристика выборки и анализ результатов исследования…...43
Выводы по главе II…………………………………………………..52
Глава 3. Опытно-экспериментальное исследование коррекции уровня тревожности младших школьников
3.1. Программа психолого-педагогической коррекции тревожности младших школьников……………………………………………….53
3.2. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования..58
Выводы по главе III…………………………………………………69
Заключение…………………………………………………………..70
Список литературы………………………………………………….72

Вложенные файлы: 1 файл

1Квалификационная работа 9.06.13.doc

— 3.29 Мб (Скачать файл)

2. Переживание социального стресса - эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развивается его социальные контакты (прежде всего - со сверстниками).

3.Фрустрация потребности достижения успеха - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т.д.

4. Страх самовыражения - негативное эмоциональное переживание ситуации, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрация своих возможностей.

5. Страх ситуации проверки знания - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно публичной) знаний, достижений, возможностей.

6. Страх не соответствовать ожиданиям других - ориентация на значимость других в оценки своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидания негативных оценок.

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений с взрослыми в школе, снижающих успешность обучения ребенка.

Уровни тревожности:

  • меньше 50% (А) – нормальный уровень тревожности испытуемого;
  • больше 50%, но меньше 70% (Б) – повышенный уровень тревожности;
  • больше 70% (В) – очень высокий уровень тревожности.

Методика диагностики тревожности Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина

Данный тест является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент и личной тревожности. Личная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушения тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями. Но тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезный тревоги».

Шкала самооценки состоит  из двух частей, раздельно оценивающих  реактивную (РТ, высказывание № 1-20) и личностную (ЛТ, высказывание № 21-40) тревожность.

Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формуле:

РТ = Σ1 - Σ2 + 50,

Где Σ1 - сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 3, 4, 6, 7, 9,12, 13, 14, 17, 18; Σ2 - сумма остальных зачеркнутых цифр (пунктам 1, 2, 5, 8,10, 15, 16, 19, 20).

ЛТ = Σ1 - Σ2 + 35,

Где Σ1 - сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37,38,40; Σ2 - сумма остальных зачеркнутых цифр пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36,39.

При интерпретации результат можно оценивать так: до 30 - низкая тревожность; 31-45 - умеренная тревожность; 45 и более - высокая тревожность. Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания,  высокая тревожность предполагает склонность к появлению тревоги у человека в ситуации оценки состояния его компетенции. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе. Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Но иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».

Шкалу можно успешно  использовать в целях саморегуляции в целях руководства и психокоррекционной деятельности.

Для оценки динамики состояния  тревоги можно использовать первую половину шкалы (высказывания № 1-20) и  укороченный вариант шкалы, на заполнение которого уходит 10-15 секунд :

Показатель РТ высчитывается  по формуле:

РТ = Σ1 - Σ2 + 15,

Где Σ1 - сумма вычеркнутых цифр по пунктам 2, 5;

Σ2 - сумма по пунктам 1, 3, 4.Величина показателя меняется от 5 до 20 (Приложение 1).

Тест «Несуществующее  животное»

По своему характеру методика «Несуществующее животное» относится к числу проективных. Для статистической проверки или стандартизации результата, анализ может быть представлен в описательный форме. По составу данный тест - ориентировочный и как единственный метод исследования обычно не используется и требует объединения с другими методами в качестве батарейного метода исследования.

Проективный тест построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка) По И. М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально – «Всякая мысль заканчивается движением»).

Если реальное движение, интенция по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах  мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления  ответного движения (на представление - мысль). Так, например, образы и мысли-представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук - ударить, заслониться. Тенденция движения имеет направление в пространстве: удаление, приближение, наклон, выпрямление, подъем, падение. При выполнении рисунка лист бумаги (либо полотно картины) представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, т.е. возникающую тенденцию.

Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной  окраской переживания и временным  периодом: настоящим, прошлым, будущим. Связано оно также с действенностью или идеально-мыслительным планом работы психики. Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью (отсутствием активной связи между мыслью-представлением, планированием и его осуществлением). Правая сторона, пространство спереди и вверху связаны с будущим периодом и действенностью. На листе (модели пространства) левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая сторона (соответствующая доминантной правой руке) – с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.

Помимо общих закономерностей  психомоторной связи и отношения  к пространству при толковании материала  теста используются теоретические  нормы оперирования с символами  и символическими геометрическими элементами и фигурами.

Инструкция: «Придумайте  и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием» (Приложение 1).

Т - критерий Вилкоксона

Т-Критерий Вилкоксона – непараметрический статистический тест (критерий), используемый для проверки различий между двумя выборками парных измерений.

Критерий применяется  для сопоставления показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых.

Он позволяет установить не только направленность изменений, но и их выраженность. С его помощью мы определяем, является ли сдвиг показателей в каком-то одном направлении более интенсивным, чем в другом.

Этот критерий применим в тех  случаях, когда признаки измерены по крайней мере по шкале порядка, и  сдвиги между вторым и первым замерами тоже могут быть упорядочены. Для  этого они должны варьировать  в достаточно широком диапазоне. В принципе, можно применять Т - критерий Вилкоксона и в тех случаях, когда сдвиги принимают только три значения: -1, 0 и +1, но тогда критерий Т вряд ли добавит что-нибудь новое к тем выводам, которые можно было бы получить с помощью критерия знаков. Вот если сдвиги изменяются, скажем, от -30 до +45, тогда имеет смысл их ранжировать и потом суммировать ранги.

Суть метода состоит в том, что  мы сопоставляем выраженность сдвигов  в том и ином направлениях по абсолютной величине. Для этого мы сначала  ранжируем все абсолютные величины сдвигов, а потом суммируем ранги. Если сдвиги в положительную и в отрицательную сторону происходят случайно, то суммы рангов абсолютных значений их будут примерно равны. Если же интенсивность сдвига в одном из направлений перевешивает, то сумма рангов абсолютных значений сдвигов в противоположную сторону будет значительно ниже, чем это могло бы быть при случайных изменениях.

Первоначально мы исходим из предположения  о том, что типичным сдвигом будет  сдвиг в более часто встречающемся  направлении, а нетипичным, или редким, сдвигом - сдвиг в более редко встречающемся направлении.

2.2. Характеристика выборки и анализ результатов исследования

4 «А» класс. Количество учащихся 15. Успеваемость средняя: два отличника, десять хорошистов и три троечника. Поведение на уроках хорошее, на занятиях дети ведут себя дисциплинированно.

Способность детей к волевому напряжению зависит от субъективной привлекательности  заданий (например: задание в виде игры).

Межличностное отношение в классе по данным социометрии: коэффициент сплоченности = 0,5 % (норма = 0,5), предпочитаемых - 11 учеников; лидер - 1 ученик и изолированно - 3 ученика.

Сплоченность коллектива связана  с количеством учащихся, так как  небольшой класс, он не разбивается  на подгруппы.

С учащимися из других классов дружат, общаются. На переменах играют совместно в игры. Периодически бывают незначительные разногласия между учащимися, что характерно для любого коллектива.

4 «В» класс. Количество учащихся – 23 человека. Этот класс был сформирован в 2004 году по принципу: сильные, активные, организованные. С тех пор слияния с другими классами не было.

В классе есть лидер (староста) – В.С., учится на пять, она отличница, поэтому многие учащиеся обращаются к ней за помощью, подскакзам и советом. Она никогда никому не отказывает, старается помочь, подсказать. В.С. посещает кружок бальных танцев, ушу и бассейн. Она очень требовательна к себе и другим. Эти качества помогли стать ей лидером. В классе также есть так называемые «звезды». Это В.И., А.С., Н.К. Эти ребята составляют актив класса. Они учатся на четыре, и пять, и активно участвуют во внеклассных и классных мероприятиях, помогают другим ученикам по учебе.

Но в классе есть и изолированные: А.Н. и Г.В. Причиной является то, что семьи у этих мальчиков малообеспеченные и многие конфликты с ребятами у них происходят из-за этого, так как они не играют во многие компьютерные игры и не ездили во многие места, нет общих интересов с мальчиками, поэтому они чаще всего одни и очень из-за этого переживают.

Что же касается уровня сплоченности коллектива, то он очень низкий. Одна из основных причин этого, то, что в классе есть две «группировки» - это мальчики и девочки. Они слабо общаются во внеурочное время, но зато всегда дружны, активны, заинтересованы в общих делах класса. Мальчишки не когда не дадут своих девчонок в обиду. Крупных конфликтов в классе не возникает.

В классе 3  отличника, 10 ударников, остальные ребята учатся с одной с двумя тройками.

Они выступают на различных праздниках, олимпиадах, соревнованиях. Все дети в классе посещают различные кружки и секции.

По всему вышесказанному можно сделать следующий вывод: коллектив 4В класса находится на третьей степени развития. Здесь преобладает желание учиться сообща, помогать друг другу, дружить.

В результате обработки данных по тесту школьной тревожности Филипса у 4 «А» класса мы выявили (см. приложение 2, таблица 1; рисунок 1):

Рис. 1. Значение уровня тревожности 4 «А» класса (по методике «Школьной тревожности» Филлипса)

Как видно из рисунка 1, из общего числа учеников в классе 7 (47%) учеников имеют повышенный уровень тревожности. Это может быть связанно с повышенной чувствительностью (сензитивностью), воспитанием тревожного ребенка родителями (чрезмерная забота и постоянное одергивание).

Средний уровень тревожности преобладает у 6 человек (40%). Это может быть связанно с проверкой домашнего задания, в случае, когда учитель вызывает к доске и т.д.

Низкий уровень тревожности проявляется у 2 человек (13%). Это говорит об их уверенности в себе и в межличностных отношениях.

Анализ, полученный в целом по классу показывает, что в настоящее время у учащихся 4 «А» класса высокий уровень тревожности превышает по показателям низкий и средний.

В результате обработки  данных по тесту школьной тревожности Филипса у 4 «А» класса мы выявили (см. приложение 2, таблица 2; рисунок 2):

Рис. 2. Значение уровня тревожности 4 «В» класса (по методике «Школьной тревожности» Филлипса)

Как видно из рисунка 2, 13 человек (56%) имеют повышенный уровень тревожности. Это может быть связанно с повышенной чувствительностью (сензитивность). Воспитание тревожного ребенка родителями, (чрезмерная забота и постоянное одергивание). В этом случае ребенок теряет уверенность в себе и появляется тревожность.

 Средний уровень тревожности преобладает у 8 человек (35%). Это может быть связанно с проверкой домашнего задания, в случае, когда учитель вызывает к доске и т.д.

Низкий уровень тревожности проявляется у 2 человек (9%). Это связанно с тем, что они уверенны в себе и своих знаниях.

Информация о работе Психолого-педагогическая коррекция уровня тревожности младших школьников