Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 18:22, курсовая работа
Цель исследования: психолого-педагогическая коррекция уровня тревожности младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы коррекции тревожности в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить особенности проявления тревожности младших школьников.
Введение ………………………………………………………………3
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты проблемы коррекции тревожности младших школьников
1.1. Проблема коррекции тревожности в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………..6
1.2. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста…..15
1.3. Особенности проявления тревожности младших школьников…...20
1.4. Психолого-педагогическая коррекция тревожности младших школьников…………………………………………………………..29
Выводы по главе I……………………………………………………36
Глава 2. Исследование уровня тревожности младших школьников
2.1. Этапы, методы и методики опытно-экспериментального исследования…………………………………………………………37
2.2. Характеристика выборки и анализ результатов исследования…...43
Выводы по главе II…………………………………………………..52
Глава 3. Опытно-экспериментальное исследование коррекции уровня тревожности младших школьников
3.1. Программа психолого-педагогической коррекции тревожности младших школьников……………………………………………….53
3.2. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования..58
Выводы по главе III…………………………………………………69
Заключение…………………………………………………………..70
Список литературы………………………………………………….72
Анализ, полученный в целом по классу показывает, что в настоящее время у учащихся 4 «В» класса высокий уровень тревожности превышает по показателям низкий и средний.
Сводные данные после проведения методики Ч.Д. Спилбергера, на этапе констатирующего эксперимента 4 «А» класса (таблица 3, приложение 2) графически представлены на рисунке 3.
Рис. 3. Значение уровня ситуативной и личностной тревожности 4 «А» класса (Методика диагностики тревожности Ч.Д. Спилбергера)
Ситуативная тревожность. Высокий уровень тревожности выявлен у 7 человек (47%), это характеризуется психологическим состоянием ученика: «Я нервничаю», «Я внутренне скован», «Я взвинчен».
Средний уровень тревожности
Низкий уровень тревожности проявляется у 3 человек (20%), это характеризуется психологическим состоянием ученика: «Я спокоен», «Мне приятно», «Мне радостно».
Личностная тревожность.
Высокий уровень тревожности выявлен у 8 человек (53%), это характеризуется психологическим состоянием ученика: «Меня тревожат возможные трудности», «Я легко могу расстроиться».
Средний уровень тревожности
Низкий уровень тревожности проявляется у 1 человека (7%), это характеризуется психологическим состоянием ученика: «Я уравновешенный человек», «Я спокоен, хладнокровен и собран». Анализ по классу в целом показывает, что высокий уровень тревожности выше среднего и низкого.
Сводные данные после проведения методики Ч.Д. Спилбергера, на этапе констатирующего эксперимента 4 «В» класса (таблица 4, приложение 2) графически представлены на рисунке 4:
Рис. 4. Значение уровня ситуативной и личностной тревожности 4 «В» класса (Методика диагностики тревожности Ч.Д. Спилбергера)
Ситуативная тревожность.
Высокий уровень тревожности выявлен у 5 человек (22%), это характеризуется психологическим состоянием ученика: «Я нервничаю», «Я внутренне скован», «Я взвинчен».
Средний уровень тревожности проявляетс
Низкий уровень тревожности преобладает у 7 человек (30%), это характеризуется психологическим состоянием ученика: «Я спокоен», «Мне приятно», «Мне радостно».
Личностная тревожность.
Высокий уровень тревожности выявлен у 3 человек (13%), это характеризуется психологическим состоянием ученика: «Меня тревожат возможные трудности», «Я легко могу расстроится».
Средний уровень тревожности преобладае
Низкий уровень тревожности про
Анализ по классу в целом показывает, что средний уровень тревожности по проценту учащихся выше низкого и высокого
Сводные данные после проведения проективной методике «Несуществующее животное». По методике «Несуществующее животное» в 4 «А» классе был выявлен следующий уровень тревожности, изображенный на рисунке 5.
Рис. 5. Значение уровня тревожности 4 «А» класса (По методике «Несуществующее животное)
Элементы рисунка, по которым выявляется повышенная тревожность:
1. значение рта округлой формы означает боязнь, тревогу. Это было выявлено у 3 человек (20%);
2.страх или тревога - есть затемнение контурной линии. Это было выявлено у 2 человек (13%);
3.жирные с нажимом линии (свидетельство тревожности) - было выявлено у 1 человека (7%);
Анализ показал, что повышенная тревожность по классу выявлена у
6 человек. Что в процентном соотношении составляет 40 %.
По методике «Несуществующее животное» по 4 «В» классу был выявлен следующий уровень тревожности, изображенный на рисунке 6.
Рис. 6. Значение уровня тревожности 4 «В» класса (По методике «Несуществующее животное)
Элементы рисунка, по которым выявляется повышенная тревожность:
1. значение рта округлой формы означает боязнь, тревогу. Это было выявлено у 3 человек (13%);
2. страх или тревога - есть затемнение контурной линии. Это было выявлено у 5 человек (22%);
3. жирные с нажимом линии это свидетельство о тревожности. Это было выявлено у 5 человек (22%);
Анализ показал, что повышенная тревожность по классу выявлена у 13 человек. Что в процентном соотношении составляет 57%.
Выводы по главе 2
На основании данных главы после проведения диагностики тестом школьной тревожности Филипса, методикой тревожности Ч.Д. Спилбергера и методикой «Несуществующее животное», можно сделать следующие выводы:
- из всего количества учащихся 4 «А» и 4 «В» классов было выявлено 20 человек с повышенным уровнем тревожности, 14 человек со средним уровнем тревожности и 4 человека с низким уровнем тревожности.
- анализируя результаты исследования проведенного в выборке испытуемых, мы отобрали группу учащихся в количестве 20 человек с высоким уровнем тревожности для проведения психолого-педагогической коррекции в условиях психологической службы школы.
Данные учащиеся и их родители высказали согласие на совместную работу.
Глава 3. Опытно-экспериментальное исследование коррекции уровня тревожности младших школьников
3.1. Программа психолого-педагогической коррекции тревожности
В процессе формирующего этапа эксперимента нами была проведена психокоррекционная работа. В выборку формирующего этапа эксперимента вошли 20 учащихся 4 «А» и 4 «В» класса, у которых в ходе констатирующего этапа эксперимента был выявлен высокий уровень тревожности.
С целью понижения уровня тревожности этих испытуемых была сформирована экспериментальная группа для апробации результативности Программы психолого-педагогической коррекции тревожности.
Дерево целей, как метод планирования, основывается на теории графов и представляет собой как траекторные, определяющие направление движения к заданным стратегическим целям, так и точечные, определяющие достижение тактических целей, которые характеризуют степень приближения к заданным целям по заданной траектории [24, с. 73].
В целях системного целеполагания внедрения Программы психолого-педагогической коррекции тревожности нами было выстроено «Дерево целей» по проводимому исследованию.
Тема работы – «Психолого-педагогическая коррекция уровня тревожности младших школьников».
Генеральная цель – осуществить внедрение Программы психолого-педагогической коррекции тревожности.
1. Осуществить прогнозирование внедрения программы.
1.1. Изучить нормативные документы по рассматриваемой проблеме
1.2. Поставить цели
1.3. Осмыслить этапы
1.4. Разработать программно-
2. Изучить теоретические
основы коррекции тревожности
младших школьников в
2.1. Изучить феномен
тревожности как психолого-
2.2. Изучить возрастные
особенности младших
2.3. Теоретически обосновать Программу психолого-педагогической коррекции тревожности.
3. Исследовать проявление
тревожности у младших
3.1. Осмыслить этапы, методы и методики исследования
3.2. Охарактеризовать выборку исследования
3.3. Проанализировать
результаты констатирующего
3.4.Дать обоснование выбору экспериментальной группы
4. Осуществить внедрение
Программы психолого-
4.1. Разработать Программу, направл
4.2. Обеспечить условия для успешного внедрения Программы психолого-педагогической коррекции тревожности
4.3. Изучить результаты и опыт внедрения Программы психолого-педагогической коррекции тревожности
4.4. Обобщить опыт работы по теме
4.5. Осуществить наставничество над психолого-педагогической службой школы, приступающей к внедрению Программы
4.6. Углубить традиции работы над темой, сложившиеся на предыдущих этапах
Рис. 7. Схема «Дерево целей»
Продолжительность коррекционной работы: 2 месяца (ноябрь, декабрь 2012 года).
Цель программы – создание условий для преодоления страхов у детей младшего школьного возраста.
В ходе достижения цели решаются следующие задачи:
1. Совершенствовать умения у детей передачи своего эмоционального состояния.
2. Нейтрализовать страхи и эмоционально-отрицательные переживания.
3. Формировать навыки общения, контроля своего поведения.
4. Содействовать развитию творческих задатков.
Критерии эффективности программы:
- повышение уверенности в себе;
- снижение тревожности;
- снижение количества страхов;
- улучшение взаимоотношений родитель - ребёнок
Каждое занятие предполагает работу по основным блокам:
1. Сплочение группы, выработка правил поведения на занятиях.
2. Развитие представлений о ценности другого человека и себя самого, развитие коммуникативных навыков, осознание проблем в отношениях с людьми, формирование положительных стратегий взаимодействия.
3. Приобретение навыка деятельности в конфликтной ситуации, усвоение способов разрешения собственных проблем, осознание мотивов межличностных отношений.
Программа направлена также
на развитие средств самопознания тревожных
детей, на повышение представлений
о собственной ценности, на развитие
мотивов межличностных
Младший школьный возраст является благоприятным периодом
для такой работы, т.к. мотивационно-смысловая
система еще не сформирована и открыта
позитивным изменениям, возможность для
которых создается в групповой психотерапии.
Проблемы, которые анализировались детьми
в ходе групповых занятий, являются достаточно
типичными для данного возраста.
Занятия проводились по принципу социально-психологического
тренинга в классном кабинете, где можно
свободно располагаться и передвигаться.
Данная программа состоит из 15 занятий,
включающих в себя упражнения направленные
на снижение эмоционального напряжения,
страхов, воспитание уверенности в себе,
осознание детьми своего эмоционального
состояния, самовыражение ребенка в условиях
группы. Каждому ребенку обеспечивалась
возможность проявить себя, быть открытым
и не бояться ошибок.
Проведение программы
с детьми младшего школьного возраста
не требовало специальных
Работа осуществлялась с помощью игровых
методов, метода групповой дискуссии,
проективных методов «репетиции поведения»
и элементов психогимнастики. Занятия
проводились 2 раза в неделю, одно занятие
включала в себя 6-8 упражнений. Продолжительность
занятия 45 минут (Приложение 3).
Методы и техники, используемые в программе
Релаксация. Подготовка тела
и психики к деятельности, сосредоточение
на своём внутреннем мире, освобождение
от излишнего и нервного
напряжения.
Концентрация. Сосредоточение
на своих зрительных, звуковых и
телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах
и переживаниях.
Функциональная музыка.
музыка способствует уменьшению эмоциональной
напряжённости,
переключает внимание.
Информация о работе Психолого-педагогическая коррекция уровня тревожности младших школьников