Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 18:22, курсовая работа
Цель исследования: психолого-педагогическая коррекция уровня тревожности младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы коррекции тревожности в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить особенности проявления тревожности младших школьников.
Введение ………………………………………………………………3
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты проблемы коррекции тревожности младших школьников
1.1. Проблема коррекции тревожности в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………..6
1.2. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста…..15
1.3. Особенности проявления тревожности младших школьников…...20
1.4. Психолого-педагогическая коррекция тревожности младших школьников…………………………………………………………..29
Выводы по главе I……………………………………………………36
Глава 2. Исследование уровня тревожности младших школьников
2.1. Этапы, методы и методики опытно-экспериментального исследования…………………………………………………………37
2.2. Характеристика выборки и анализ результатов исследования…...43
Выводы по главе II…………………………………………………..52
Глава 3. Опытно-экспериментальное исследование коррекции уровня тревожности младших школьников
3.1. Программа психолого-педагогической коррекции тревожности младших школьников……………………………………………….53
3.2. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования..58
Выводы по главе III…………………………………………………69
Заключение…………………………………………………………..70
Список литературы………………………………………………….72
Подтвердим полученные данные с помощью метода математической статистики. Для этого мы используем Т-критерий Вилкоксона, так как мы сопоставляем уровень тревожности, измеренный в разных условиях (до и после коррекции) и используем одну и туже выборку испытуемых.
Расчет критерия Т при сопоставлении уровня личностной тревожности до и после психолого-педагогической коррекции (таблица 9, приложение 4).
Для подсчета этого критерия нет необходимости упорядочивать ряды значений по нарастанию признака. Мы можем использовать испытуемых, как в данном случае.
Первый шаг в подсчете
критерия Т - вычитание каждого
Сформулируем гипотезы.
Но: Интенсивность сдвигов в сторону снижения уровня тревожности не превышает интенсивности сдвигов в сторону ее увеличения.
Н1: Интенсивность сдвигов в сторону снижения уровня тревожности превышает интенсивность сдвигов в сторону ее увеличения.
На следующем шаге все сдвиги, независимо от их знака, должны быть проранжированы по выраженности. В (Приложения 4 табл. 9) в четвертом слева столбце приведены абсолютные величины сдвигов, а в последнем столбце (справа) - ранги этих абсолютных величин. Меньшему значению соответствует меньший ранг. При этом сумма рангов равна 190, что соответствует расчетной:
∑Ri = N∙(N+1) = 19(19+1) = 380 = 190
2 2 2
Теперь отметим те сдвиги, которые являются нетипичными, в данном случае - положительными. В (Приложения 4 табл. 9) эти сдвиги и соответствующие им ранги выделены цветом. Сумма рангов этих "редких" сдвигом и составляет эмпирическое значение критерия Т:
Т=∑Rr, где Rr - ранговые значения сдвигов с более редким знаком.
Итак, в данном случае,
Тэмп = 6,5+6,5+11,5+1,5+9+11,5+13+18+
По Таблице10 Приложения 5 определяем критические значения Т для n=19:
Тк = 53(p≤0,05)
37(p≤0,01)
Построим "ось значимости".
Зона
значимости
37 53
В данном случае эмпирическое значение Т попадает в зону не значимости:
Тэмп > Ткр (0,05)
Ответ: Н0: Интенсивность сдвигов в сторону снижения уровня тревожности не превышает интенсивность сдвигов в сторону ее увеличения.
Сводные данные по уровню тревожности в коррекционной группе, выявленного с помощью методики «Несуществующее животное» после проведения коррекционной программы.
Элементы рисунка, по которым выявляется тревожность:
1. значение рта округлой формы означает боязнь, тревогу. Это было выявлено у 1 человека (7%);
2.страх или тревога - есть затемнение контурной линии. Это было выявлено у 2 человек (13%);
3.жирные с нажимом линии это свидетельство о тревожности. Это было выявлено у 1 человека (7%) учащегося;
Анализ показал, что тревожность по группе выявлена у 4 учащихся. Что в процентном соотношение составляет 20 %.
Выводы по главе 3
После первого среза было выявлено 20 учащихся с повышенным уровнем тревожности. Так как в этом возрасте преобладает тревожность связанная учебной деятельностью, как основным видом деятельности, то критерием отбора в коррекционную группу были высокие показатели уровня школьной тревожности, полученных по методике Филипса.
Была апробирована и
реализована программа
Были выдвинуты две гипотезы.
Н0: Интенсивность сдвигов в сторону снижения уровня тревожности не превышает интенсивности сдвигов в сторону ее увеличения.
Н1: Интенсивность сдвигов в сторону снижения уровня тревожности превышает интенсивность сдвигов в сторону ее увеличения.
Математически было подтверждено снижение уровня школьной тревожности. Была принята альтернативная гипотеза.
Действительно, коррекционная работа с детьми 10-11 лет, имеющих высокий уровень школьной тревожности, дала свои результаты. Уровень школьной тревожности был снижен.
Снижение уровня ситуативной и личностной тревожности математически не подтвердилось.
Заключение
Слово «тревожный» отмечается в словарях с 1771 года. В психологическом словаре дано следующее определение тревожности: это «индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают».
В исследованной литературе было выявлено, что у большинства детей 10-11 лет наблюдается повышенная тревожность. Основная тревожность детей этого возраста - это школьная тревожность, связанная с ведущим видом деятельности – учебной деятельностью. Причинами школьной тревожности могут быть неадекватные или завышенные требования со стороны взрослых в семье и школе. Выявлена боязнь опасных людей, смерти, болезней.
Коррекцию тревожности необходимо осуществлять по следующим направлениям:
-развитие основных новообразований (прежде всего произвольности), способствующих успешности в школе;
-формирование необходимых учебных умений и навыков;
-воспитание правильного отношения к результатам своей деятельности, умения правильно оценить их, опосредованно относиться к собственным успехам, неудачам, не бояться ошибок, использовать их для развития деятельности;
-формирование правильного отношения к результатам деятельности других детей;
-развитие ориентации на способ деятельности;
-расширение и обогащение навыков общения со взрослыми и сверстниками, развитие адекватного отношения к оценкам и мнениям других людей.
На этапе констатирующего эксперимента из общей выборки детей были выявлены 20 учеников с повышенным уровнем тревожности, средний уровень тревожности преобладал у 14 учеников, 4 ученика с низким уровнем тревожности.
Так как в этом возрасте
преобладает тревожность связан
Была апробирована и
реализована программа
Далее проводился повторный срез диагностики и обработка полученных результатов методами математической статистики, у детей прошедших психолого-педагогическую коррекцию тревожности.
Были выдвинуты две гипотезы:
Н0: Интенсивность сдвигов в сторону снижения уровня тревожности не превышает интенсивности сдвигов в сторону ее увеличения.
Н1: Интенсивность сдвигов в сторону снижения уровня тревожности превышает интенсивность сдвигов в сторону ее увеличения.
Математически было подтверждено снижение уровня школьной тревожности. Была принята альтернативная гипотеза.
Действительно, коррекционная работа с детьми 10-11 лет, имеющих высокий уровень школьной тревожности, дала свои результаты. Уровень школьной тревожности был снижен.
Снижение уровня ситуативной и личностной тревожности математически не подтвердилось. Скорее всего, это может быть связано с тем, что личностная и ситуативная тревожность являются стойкими личностными образованиями, и не поддаются коррекции с помощью представленной в нашем исследовании программы психолого-педагогической коррекции.
Библиографический список
1. Абрамова, Г.С. Введение в практическую психологию / Г.С. Абрамова. – М.: Междунар. Пер. акад. – 2010. – 264 с.
2. Абрамова, Г.С. Практическая психология / Г.С. Абрамова. – Екатеринбург: Деловая кн. –2009. – 366 с.
3. Агавелян, B.C. Психология состояний: теория и практика / B.C. Агавелян. – Челябинск: Челяб. Гос. Ун-т. – 2013. – 275 с.
4. Азарных, Т.Д., Тыртьшников, И. М. Психическое здоровье / Т.Д. Азарных, И. М. Тыртьшников. – М.: Модек. –2009. – 112 с.
5. Акимова, М.К., Козлова, В. Т. Коррекционно-развивающие упражнения для учащихся 3-5 классов: Пособие для учителей и школьных психологов / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. – М.: Просвещение. – 2009. – 345 с.
6. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности / В.Г. Асеев. – М.: Мысль. – 1876. – 158 с.
7. Асмолов, А.Г. Психология личности / А.Г. Асмолов. - М.: МГУ. – 2010 . – 367 с.
8. Астапов, В.М. Тревога и тревожность / В.М. Астапов. – СПб.: Питер. – 2012. – 247 с.
9. Астапов, В.М. Тревожность у детей. – 2-е изд. /В.М. Астапов. – СПб.: Питер. – 2013. – 224 с.
10. Астапов, В. М. Тревога и тревожность /В.М. Астапов. – СПб.: Питер. – 2011. – 256 с.
11. Астапов, В.М. Психологические состояния /В.М. Астапов. – СПб.: Питер. – 2011. – 250 с.
12. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в раннем возрасте / Л.И. Божович. – М.: Просвещение. –2009. – 267с.
13. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения / Г.М. Бреслав. – М.: Педагогика. – 2010.– 356 с.
14. Василюк, Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций / Ф.Е. Василюк. – М.: МГУ. – 2012. – 200 с.
15. Венгер, А.Л. Психологическое консультирование и диагностика, ч. 1 / А.Л. Венгер. – М.: Генезис. – 2012. – 256 с.
16. Вилюнас, В.К. Психология эмоциональных явлений / В.К. Вилюнас. – М.: Издательство МГУ. – 2011. – 193 с.
17. Возможности практической психологии в образовании: Из опыта работы
психологов УЦ «Перспектива». Вып. 1. – 2009. – 88 с.
18. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед.
ин-тов / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Е. Ительсон и др. Под ред. А.В.
Петровского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение. – 2009. – 288 с.
19. Выготский, Л.С. Проблема эмоций. - М.: Педагогика. – 2008. – 466 с.
20. Гамезо, М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. – М.: Просвещение. – 2009. – 296 с.
21. Гарбузов, В.И. Нервные дети: Советы врача / В.И. Гарбузов. – Л.: Медицина. – 2010. –176 с.
22. Гильбух, Ю.З. Учебная деятельность младшего школьника диагностика и коррекция неблагополучий: Книга для учителей дифференцированных кл. / Ю.З. Гильбух. – Киев: АПН Украины, Ин-т психологи. - 2013. – 95с.
23. Глозман, Ж.М. Общение и здоровье личности: учеб, пособие для вузов / Ж.М. Глозман. – М.: Академия. – 2012. – 201с.
24. Долгова В.И. Готовность к инновационной деятельности в образовании.- М.: Книжный дом «Университет» 2009. – 227 с.
25.Долгова, В.И., Напримеров, А.А., Латюшин, Я.В. Формирование эмоциональной устойчивости личности / В.И. Долгова, А.А. Напримеров, Я.В. Латюшин. – Санкт- Петербург: ГРПУ им. А.И. Герцена. – 2012. – 167с.
26. Дубравина, И.В. Индивидуальные особенности школьников / И.В. Дубравина. – М: Просвещение. – 2012 . – 278 с.
27. Еникеева, Д.Д. Пограничные состояния у детей и подростков / Д.Д. Еникеева. – М.: Издательский центр Академия. – 2009. – 304 с.
28. Жариков, Е.Н., Крушельницкий, Е.К. Для тебя и о тебе / Е.Н. Жариков, Е.К. Крушельницкий. – М.: Просвещение. – 2011. – 56 с.
29. Захаров, А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка: 3-е изд., испр / А.И. Захаров. – СПб.: Союз. – 2012. – 224 с.
30. Захаров, А. И. Неврозы у детей и психотерапия / А.И. Захаров. – СПб.: Издательство СОЮЗ. – 2013. – 336 с.
Информация о работе Психолого-педагогическая коррекция уровня тревожности младших школьников