Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 14:35, дипломная работа
Цель работы – провести сравнительный анализ и определить эффективные средства профилактики негативной симптоматики кризиса одного года, основанные на его психологической сущности и специфике протекания в современных социокультурных условиях.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1) изучить сущность кризиса первого года жизни;
2) выявить симптоматику, причины и последствия кризиса;
3) рассмотреть особенности протекания кризиса одного года в контексте современной социокультурной ситуации;
4) разработать рекомендации родителям и педагогам, содержащие эффективные средства профилактики негативной симптоматики кризиса одного года с учётом специфики детского развития на современном этапе.
Введение ……………………………….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ПРОХОЖДЕНИЯ РЕБЁНКОМ КРИЗИСА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ………...5
1.1. Понятие «возрастного кризиса» в психологии………………................5
1.2. Социальная ситуация развития в период перехода от младенчества к раннему детству ……………………………….10
1.3. Причины и симптоматика кризиса одного года………………………21
1.4. Проблема и актуальность психолого-педагогического сопровождения прохождения ребенком кризиса одного года……………………………………..25
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1…………………………………………………….28
ГЛАВА II. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОДУКТИВНОГО ПРОХОЖДЕНИЯ РЕБЁНКОМ КРИЗИСА ОДНОГО ГОДА ……………………………………………………………………………….29
2.1. Организация методики исследования……………………………….....29
2.2. Влияние семьи на прохождение ребенком кризиса одного года...…..47
2.3. Профилактика негативной симптомати ки.……………………………58
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2…………………………………………………….61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………..62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...64
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ…………………………………....66
РЕЗЮМЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………….67
За рубежом термин «кризис» не приобрел
такой широкой популярности. Подтверждается
это в обширном литературном анализе,
осуществленном
В то же время некоторые зарубежные авторы приводят в своих работах данные о возникающих на определенных этапах психического развития ребенка явлениях упрямства, негативизма, непослушания взрослым, т. е. то, что традиционно в детской психологии связывалось с критическими возрастами (Т. Бауэр, Ж. Пиаже, З. Фрейд, Э. Эриксон).
Их появление рассматриваются
как сбой в развитии, нарушающий
естественный и плавный его ход,
и даже как остановка в развитии.
Их возникновение объясняется
Зарубежные авторы выделяют в развитии ребенка зоны, в которых тот оказывается наиболее сенситивным к неблагоприятным воздействиям извне, испытывает недовольство и раздражение от контакта с близкими, получает удовольствие не от одобрения взрослым, а от их раздражения [36, c.336].
По мнению Э. Эриксона, человек на протяжении жизни переживает восемь кризисов, специфических для каждого возраста, благоприятный или не благоприятный исход которых определяет возможность последующего расцвета личности. Источниками возникновения кризиса могут быть противоречия между возросшими физическими и духовными возможностями человека, ранее сложившимися формами взаимоотношений с окружающими и видами деятельности. По Э. Эриксону, развитие личности проходит ряд качественно своеобразных стадий, на каждой из которых складывается определенное личностное новообразование. Он подчеркивает, что понятие кризиса в его концепции не означает тяжелого, мучительного и трудноразрешимого конфликта противоположно действующих тенденций. В это понятие он вкладывает смысл "поворотных пунктов, моментов решения, выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой". Первый кризис человек переживает на первом году жизни. Он связан с формированием чувства доверия-недоверия к окружающему его миру.
Знаменательным является то, что разработка идеи о новообразовании как критерия возраста, приводит автора к развитию весьма близких к Л. С. Выготскому взглядов на возрастные кризисы, которым приписывается могучая созидательная сила и которые отграничиваются от кризисов, вызванных недоразвитием. Необязательность внешних проявлений кризиса утверждается А. Н. Леонтьевым, Н. А. Менчинской, Д. Б. Элькониным и др. Считая кризисом лишь обостренное, неблагополучное течение процесса развития, они находят, что его можно избежать, если разумно осуществлять процесс воспитания ребенка (А. Н. Леонтьев), не баловать его, предъявлять ему разумные требования (Н. А. Менчинская).
Д. Б. Эльконин и А.Н. Леонтьев усматривают природу кризисов детского развития в том, что они естественно сопровождают ломку прежних и становление новых образований в психике ребенка и выводит их из отношений взрослых, не понимающих перемен в ребенке и объективно препятствующих реализации последним своих возможностей и устремлений [18, c. 352].
Практически также рассматривает природу кризисов А. Н. Леонтьев. Он связывает их появление с несвоевременностью перехода ребенка от предыдущего этапа развития к последующему, считая их ненормальным путем осуществления ломки и коренных перестроек в психике ребенка. Симптоматику кризисов детства А. Н. Леонтьев, как и Д. Б. Эльконин, связывает со сферой общения и отводит взрослому роль инициатора в продвижении ребенка по фазам психического развития, ибо только в этом качестве тот может предотвратить такое нежелательное, по его мнению, явление, как кризис [39, с.328].
Существуют различные подходы к выделению кризисов детства. Наиболее единодушно отмечаются: кризис первого года жизни (Л.С. Выготский, Н.М. Щелованов); трех лет (В.С. Мухина; Д. Б. Эльконин; Л.И. Божович; Н.М. Аксарина,) семи лет (Е.Е. Сапогова; Г.Г. Кравцов; А.Л. Венгер); 12—15 лет или кризис подросткового возраста (Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова; В.В. Давыдов; Л.И. Божович, Л.В. Благонадежина).
В данном исследовании мы опираемся на подходы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и Д.Б. Эльконина, которые помогут нам выявить негативные моменты, сопровождающие кризис, и определить основные новобразования, возникающие на данном этапе развития.
К.Н. Поливанова, обобщая имеющиеся подходы, дала следующее определение понятию «возрастной кризис»: это преобразование социальной ситуации развития, при котором старая социальная ситуация развития разрушается, а на ее месте, вместо нее, строится новая; психологическое содержание возрастного кризиса состоит в том, что происходит субъективация новообразования предшествующего стабильного периода, т. е. превращение новообразования стабильного периода в субъектную способность индивида.
Таким образом, возрастной кризис - переходный период, который переживает человек при смене возрастных этапов, завершении определенных стадий развития. Обусловлен и биологическими факторами (морфофункциональные перестройки, физиологические сдвиги), и социальными факторами (смена социальной ситуации развития, принятие новых социальных ролей). Кризисные дисфункции могут иметь непродолжительный характер, иногда оставаясь почти незаметными для самого человека и его окружения, иногда выражаясь в аномальных поведенческих реакциях, а могут быть достаточно затяжными, длительными [32, с. 42-49].
1.2. Социальная ситуация развития в период перехода от младенчества к раннему детству
В последнее время внимание психологов во всем мире привлечено к проблемам раннего детства. И это не случайно, так как первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного развития. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка.
Каждый период детства имеет свои особые, неповторимые достоинства, присущие только определенному этапу развития. Но именно в период младенчества закладываются основы психологического, физиологического и нравственного здоровья.
Младенчество - период, когда ребенок развивается в физиологическом, психическом и социальном плане очень быстро, проходя колоссальный путь от беспомощного новорожденного с маленьким набором врожденных реакций, до активного младенца, способного смотреть, слушать, действовать, решать некоторые наглядно воспринимаемые ситуации, взывать о помощи, привлекать внимание, радоваться и огорчаться. Длится от 1-2 до 12 месяцев (Л. С. Выготский).
Социальная ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого содержит в себе противоречие: ребенок максимально нуждается во взрослом и, в то же время, не имеет специфических средств воздействия на него. Это противоречие решается на протяжении всего периода младенчества. Разрешение указанного противоречия приводит к разрушению социальной ситуации развития, которая его породила [1, c. 182].
Опираясь на психологические и педагогические факты, подчеркнем еще раз, что социальная ситуация развития ребенка младенческого возраста - ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого, социальная ситуация "МЫ", социальная ситуация комфорта. Показателем существования такой социальной ситуации служит положительный эмоциональный фон, который является условием нормального физического и психического развития ребенка. И этот эмоционально-положительный фон необходимо постоянно поддерживать, для чего человечество изобрело эрзацы присутствия взрослого: это пустышка и укачивание.
Социальная ситуация общей жизни ребенка с матерью приводит к возникновению нового типа деятельности - непосредственного эмоционального общения ребенка и матери. Как показали исследования Д. Б. Эльконина и М. И. Лисиной, специфическая особенность этого типа деятельности состоит в том, что предмет этой деятельности - другой человек. Но если предмет деятельности - другой человек, то эта деятельность - и есть общение. Со стороны взрослого ребенок становится предметом деятельности. Со стороны ребенка можно наблюдать возникновение первых форм воздействия на взрослого [23].
Основной, ведущий вид деятельности ребенка в младенческом возрасте - эмоционально непосредственное общение, предметом которого для ребенка является взрослый человек. Первая потребность, которая формируется у ребенка, - это потребность в другом человеке. Только развиваясь рядом с взрослым человеком, ребенок сам может стать человеком.
Таким образом, основная задача данного возраста - адаптация к новым условиям жизнедеятельности и получение первого опыта взаимодействия с другими людьми посредством ведущего вида деятельности (общения) и при помощи посредника (взрослого).
К концу младенческого возраста у ребенка возникает первое понимание слов, а у взрослого появляется возможность управлять ориентировкой ребенка.
К 9 месяцам (начало кризиса первого года) ребенок становится на ножки, начинает ходить. Как подчеркивал Д. Б. Эльконин, главное в акте ходьбы не только то, что расширяется пространство ребенка, но и то, что ребенок отделяет себя от взрослого. Ходьба - первое из основных новообразований младенческого возраста, знаменующих собой разрыв старой ситуации развития [19, с. 73-78].
Второе основное новообразование этого возраста - появление первого слова. Особенность первых слов в том, что они носят характер указательных жестов. Ходьба и обогащение предметных действий требуют речи, которая бы удовлетворяла общение по поводу предметов. Речь, как и все новообразования возраста, носит переходный характер. Это автономная, ситуативная, эмоционально окрашенная речь, понятная только близким. Это речь специфическая по своей структуре, состоящая из обрывков слов. Но какой бы ни была эта речь, она представляет собой новое качество, которое может служить критерием того, что старая социальная ситуация развития ребенка распалась. Там, где было единство, стало двое: взрослый и ребенок. Между ними выросло новое содержание - предметная деятельность.
Период младенчества состоит из двух подпериодов: I подпериод - до 5-6 месяцев, II подпериод - от 5-6 до 12 месяцев. Первый подпериод характеризуется тем, что идет чрезвычайно интенсивное развитие сенсорных систем. Н.М. Щелованов заметил закономерность: у человека сенсорные процессы в своем развитии опережают развитие двигательной системы. Котята рождаются слепыми, чтобы они не разбежались от матери. У птиц ярко выражен механизм импринтинга, привязывающий их к матери. У ребенка таких механизмов нет. Его поведение строится под контролем сенсорики.
Общая закономерность любого поведенческого акта: сначала сориентироваться, а затем действовать. У человеческого ребенка в самом начале жизни это обеспечено природой. В первое полугодие жизни происходит чрезвычайно интенсивное развитие сенсорных механизмов, элементарных форм будущих ориентировочных реакций: сосредоточение, слежение, круговые движения.
Как подчеркивал Д.Б. Эльконин, в конце первого года жизни социальная ситуация полной слитности ребенка с взрослым как бы разрывается изнутри. В ней появляются двое: ребенок и взрослый. В этом суть кризиса первого года жизни. В этом возрасте ребенок приобретает некоторую степень самостоятельности: появляются первые слова, ребенок начинает ходить, развиваются действия с предметами. Однако диапазон возможностей ребенка еще очень ограничен (см. таблицу 1) [40, c. 202].
Таблица 1.1 Особенности психического развития
Когнитивная сфера (развитие психических познавательных процессов) |
Аффективная сфера (совокупность эмоциональных
переживаний, связанных с |
Мотивационная сфера (формирование различных побуждений) |
Поведенческая сфера (характерно большого количества рефлексов) |
ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ |
МЛАДЕНЧЕСТВО |
ОСНОВНЫЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ |
ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
КРИЗИС ОДНОГО ГОДА | ||
1.овладение ходьбой 2.потребность в общении 3. автономная речь |
Общение -непосредственно-эмоциональное |
Факторы: 1. освоение ходьбы 2. развитие речи 3. ощущение своего «Я» |
Если для младенца основной потребностью являлось эмоциональное общение, то для ребенка раннего детства приоритетом является предметная деятельность. Он уже существо, с развитыми слухом и зрением, свободно передвигается в пространстве и манипулирует предметами. Поведение ребенка носит характер «полевого», предметы как бы притягивают и руководят его вниманием. На первых порах это выражается в негативных эмоциях, которые ребенок получает из-за запретов взрослых.
Представление о предметах у детей и взрослых отличается. Взрослый, их оценивает последовательно, используя многочисленные признаки (форма, величина, цвет и т.д.). Чем больше признаков, тем яснее представление о предмете. Годовалый ребенок выхватывает какой-либо броский признак и реагирует только на него и по нему опознает предметы.
Информация о работе Психолого-педагогическое сопровождение прохождения ребенком кризиса одного года