Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 14:35, дипломная работа
Цель работы – провести сравнительный анализ и определить эффективные средства профилактики негативной симптоматики кризиса одного года, основанные на его психологической сущности и специфике протекания в современных социокультурных условиях.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1) изучить сущность кризиса первого года жизни;
2) выявить симптоматику, причины и последствия кризиса;
3) рассмотреть особенности протекания кризиса одного года в контексте современной социокультурной ситуации;
4) разработать рекомендации родителям и педагогам, содержащие эффективные средства профилактики негативной симптоматики кризиса одного года с учётом специфики детского развития на современном этапе.
Введение ……………………………….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ПРОХОЖДЕНИЯ РЕБЁНКОМ КРИЗИСА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ………...5
1.1. Понятие «возрастного кризиса» в психологии………………................5
1.2. Социальная ситуация развития в период перехода от младенчества к раннему детству ……………………………….10
1.3. Причины и симптоматика кризиса одного года………………………21
1.4. Проблема и актуальность психолого-педагогического сопровождения прохождения ребенком кризиса одного года……………………………………..25
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1…………………………………………………….28
ГЛАВА II. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОДУКТИВНОГО ПРОХОЖДЕНИЯ РЕБЁНКОМ КРИЗИСА ОДНОГО ГОДА ……………………………………………………………………………….29
2.1. Организация методики исследования……………………………….....29
2.2. Влияние семьи на прохождение ребенком кризиса одного года...…..47
2.3. Профилактика негативной симптомати ки.……………………………58
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2…………………………………………………….61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………..62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...64
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ…………………………………....66
РЕЗЮМЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………….67
4. В период кризиса первого года жизни ребенок имеет склонность к перемене настроения и часто ярко проявляет свои отрицательные эмоции плачем. Он капризничает, когда не удовлетворяют его желаний, когда что-то запрещают, когда скучно, страшно. Иногда простая усталость приводит к приступу рыданий и крика. Родителям необходимо успокоить малыша. На него нельзя кричать, нельзя наказывать. Просто помогите ребенку расслабиться.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Система психолого-педагогического сопровождения
1. Анкетирование родителей (еще до поступления ребенка в детский сад). Устные и письменные рекомендации родителям по развитию детей раннего дошкольного возраста и по подготовке к поступлению в детский сад. Изучение медицинской карты. (Предварительный сбор информации о ребенке, его особенностях, стиле семейного воспитания, определение уровня готовности ребенка к поступлению в детский сад.)
2. Наблюдение за детьми
в группе. Беседы с родителями
и воспитателями. Проведение
3. Заполнение воспитателем
под руководством педагога-
4. Психолого-педагогическое
обследование детей с целью
определения актуального
5. Рекомендации родителям
и педагогам. Разработка и
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
С целью выявления степени участия родителей в воспитательном процессе используются тесты следующего типа:
1. Нравится ли Вам ваш малыш?
2. Слушаете ли Вы, что ребенок говорит?
3. Смотрите ли Вы на малыша, когда он говорит?
4. Стараетесь ли Вы создать у ребенка ощущение значимости того, что он говорит?
5. Поправляете ли Вы речь ребенка?
6. Позволяете ли Вы ребенку совершать ошибки?
7. Хвалите ли Вы малыша, обнимаете ли вы его?
8. Смеетесь ли Вы вместе с малышом?
9. Отводите ли Вы каждый день время для чтения ребенку и бесед с ним?
10. Играете ли Вы с малышом в какие-нибудь игры? и т.п.
(Текст теста взят с сайта Questionsmoms.ru).
Критерии оценки следующие:
- характер взаимоотношений в семье
- возможность семьи
удовлетворить социально-
- умения учитывать
возрастные особенности детей
(находить верный тон в
- способность выявлять и объективно оценивать их положительные и отрицательные черты;
- стремление к педагогическому самовоспитанию;
- интерес к положительному
опыту воспитания детей в
- стиль семейного воспитания
- стиль общения с ребенком
По результатам диагностики можно выделить следующие типы:
1 категория: родителей этой категории отличает высокий уровень эмоционально-нравственной культуры. Он выражен в стиле семейного воспитания, в манере общения взрослых с детьми. Родители принимают ребенка как личность, считаясь с его интересами и увлечениями. В этих семьях родители стремятся к единству педагогических требований. Серьезно относясь к воспитанию, эти семьи легко идут на контакт с психологами и социальными педагогами, стремясь расширить свои познания в области педагогики и детской психологии.
2 категория: в среднем уровень образованности и культуры родителей также высокий. Но, в отличие от первой категории, акцентирование внимания идет на материальную обеспеченность. Вместе с тем проявляется безразличие к интересам и увлечениям детей. В неадекватных формах общения с ребенком проявляется недостаток эмоционально-нравственной культуры родителей. В таких семьях часты нарушения стилей семейного воспитания.
3 категория: это самая патогенная ситуация для ребенка. В таких семьях каждый живет своей жизнью, низкий уровень семейной интеграции. Уровень психолого-педагогической просвещенности родителей крайне низкий. Также родители не испытывают потребности в получении психолого-педагогических знаний.
Т.О. по итогам проведенного нами теста, сделав количественный анализ, мы получили следующие результаты.
Из 45 опрошенных родителей 35% относятся к первой категории, 60% ко второй и 5% к третьей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Какие же реальные пути выхода из кризиса (или преодоления его)
— своевременный переход к новому ведущему типу деятельности (В. В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, В. С. Мухина, А. И. Миронов, Д.Б. Эльконин)
— изменение взрослыми характера взаимоотношений с ребенком в связи с изменением его потребности (Л. И. Божович, 1978; М. И. Лисина, Т.В. Драгунова; И. В. Дубровина);
— не стремиться "укрощать строптивца", не пререкаться с ребенком, не вступать в споры, не упрашивать, а дать возможность ему демонстрировать (в пределах разумного) свою самостоятельность (Б. Уайт);
— тактичное и разумное отношение к ребенку, где нет подавления его инициативы, но нет и вседозволенности, где запреты и поощрения используются в равной мере (А.П. Ларин; Н.А. Менчинская);
Информация о работе Психолого-педагогическое сопровождение прохождения ребенком кризиса одного года