Психолого-педагогическое сопровождение прохождения ребенком кризиса одного года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 14:35, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы – провести сравнительный анализ и определить эффективные средства профилактики негативной симптоматики кризиса одного года, основанные на его психологической сущности и специфике протекания в современных социокультурных условиях.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1) изучить сущность кризиса первого года жизни;
2) выявить симптоматику, причины и последствия кризиса;
3) рассмотреть особенности протекания кризиса одного года в контексте современной социокультурной ситуации;
4) разработать рекомендации родителям и педагогам, содержащие эффективные средства профилактики негативной симптоматики кризиса одного года с учётом специфики детского развития на современном этапе.

Содержание

Введение ……………………………….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ПРОХОЖДЕНИЯ РЕБЁНКОМ КРИЗИСА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ………...5
1.1. Понятие «возрастного кризиса» в психологии………………................5
1.2. Социальная ситуация развития в период перехода от младенчества к раннему детству ……………………………….10
1.3. Причины и симптоматика кризиса одного года………………………21
1.4. Проблема и актуальность психолого-педагогического сопровождения прохождения ребенком кризиса одного года……………………………………..25
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1…………………………………………………….28
ГЛАВА II. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОДУКТИВНОГО ПРОХОЖДЕНИЯ РЕБЁНКОМ КРИЗИСА ОДНОГО ГОДА ……………………………………………………………………………….29
2.1. Организация методики исследования……………………………….....29
2.2. Влияние семьи на прохождение ребенком кризиса одного года...…..47
2.3. Профилактика негативной симптомати ки.……………………………58
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2…………………………………………………….61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………..62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...64
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ…………………………………....66
РЕЗЮМЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………….67

Вложенные файлы: 1 файл

Сенникова 5.12.2012правка.doc

— 329.00 Кб (Скачать файл)

      4. В период кризиса первого года жизни ребенок имеет склонность к перемене настроения и часто ярко проявляет свои отрицательные эмоции плачем. Он капризничает, когда не удовлетворяют его желаний, когда что-то запрещают, когда скучно, страшно. Иногда простая усталость приводит к приступу рыданий и крика. Родителям необходимо успокоить малыша. На него нельзя кричать, нельзя наказывать. Просто помогите ребенку расслабиться.   

ПРИЛОЖЕНИЕ  5

 

Система психолого-педагогического  сопровождения 

 

1. Анкетирование родителей  (еще до поступления ребенка в детский сад). Устные и письменные рекомендации родителям по развитию детей раннего дошкольного возраста и по подготовке к поступлению в детский сад. Изучение медицинской карты. (Предварительный сбор информации о ребенке, его особенностях, стиле семейного воспитания, определение уровня готовности ребенка к поступлению в детский сад.)

2. Наблюдение за детьми  в группе. Беседы с родителями  и воспитателями. Проведение психологической  диагностики уровня адаптированности  ребенка к УДО. Основной задачей на этом этапе становится выявление, комплексное обследование и отбор детей раннего возраста, имеющих отклонения в физическом, эмоциональном развитии и социальной адаптации.

3. Заполнение воспитателем  под руководством педагога-психолога карты психофизического развития ребенка раннего возраста с целью отслеживания гармоничности /дисгармоничности развития ребенка, обобщения информации об уровне развития детей, планирования направлений индивидуальной работы (индивидуально по эпикризным срокам каждого ребенка).

4. Психолого-педагогическое  обследование детей с целью  определения актуального уровня  развития, выявления проблем и  недостатков развития.

5. Рекомендации родителям  и педагогам. Разработка и осуществление  индивидуальных комплексных коррекционно-развивающих программ (в случае необходимости).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

 

С целью выявления степени участия родителей в воспитательном процессе используются тесты следующего типа:

1. Нравится ли Вам  ваш малыш?

2. Слушаете ли Вы, что  ребенок говорит?

3. Смотрите ли Вы на малыша, когда он говорит?

4. Стараетесь ли Вы  создать у ребенка ощущение  значимости того, что он говорит?

5. Поправляете ли Вы  речь ребенка?

6. Позволяете ли Вы  ребенку совершать ошибки?

7. Хвалите ли Вы  малыша, обнимаете ли вы его?

8. Смеетесь ли Вы вместе с малышом?

9. Отводите ли Вы  каждый день время для чтения  ребенку и бесед с ним?

10. Играете ли Вы  с малышом в какие-нибудь игры? и т.п.      

 

     (Текст теста взят с сайта Questionsmoms.ru).

 

Критерии оценки следующие:

- характер взаимоотношений в семье

- возможность семьи  удовлетворить социально-психологические  потребности личности;

- умения учитывать  возрастные особенности детей  (находить верный тон в отношениях  с ними в зависимости от  возраста);

- способность выявлять и объективно оценивать их положительные и отрицательные черты;

- стремление к педагогическому  самовоспитанию;

- интерес к положительному  опыту воспитания детей в других  семьях и желание использовать  его на практике;

- стиль семейного воспитания

- стиль общения с  ребенком

       

 

        По результатам диагностики можно выделить следующие типы:

 

        1 категория: родителей этой категории отличает высокий уровень эмоционально-нравственной культуры. Он выражен в стиле семейного воспитания, в манере общения взрослых с детьми. Родители принимают ребенка как личность, считаясь с его интересами и увлечениями. В этих семьях родители стремятся к единству педагогических требований. Серьезно относясь к воспитанию, эти семьи легко идут на контакт с психологами и социальными педагогами, стремясь расширить свои познания в области педагогики и детской психологии.

2 категория: в среднем уровень образованности и культуры родителей также высокий. Но, в отличие от первой категории, акцентирование внимания идет на материальную обеспеченность. Вместе с тем проявляется безразличие к интересам и увлечениям детей. В неадекватных формах общения с ребенком проявляется недостаток эмоционально-нравственной культуры родителей. В таких семьях часты нарушения стилей семейного воспитания.

3 категория: это самая патогенная ситуация для ребенка. В таких семьях каждый живет своей жизнью, низкий уровень семейной интеграции. Уровень психолого-педагогической просвещенности родителей крайне низкий. Также родители не испытывают потребности в получении психолого-педагогических знаний.

Т.О.  по итогам проведенного нами теста, сделав количественный анализ, мы получили следующие результаты.

Из 45 опрошенных родителей 35% относятся к первой категории, 60% ко второй и 5% к третьей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

 

Какие же реальные пути выхода из кризиса (или преодоления  его)

 

—   своевременный переход к новому ведущему типу деятельности          (В. В. Давыдов, А.Н. Леонтьев,  В. С. Мухина,  А. И. Миронов, Д.Б. Эльконин)

— изменение взрослыми характера взаимоотношений с ребенком в связи с изменением его потребности (Л. И. Божович, 1978; М. И. Лисина, Т.В. Драгунова; И. В. Дубровина);

— не стремиться "укрощать строптивца", не пререкаться с ребенком, не вступать в споры, не упрашивать, а дать возможность ему демонстрировать (в пределах разумного) свою самостоятельность (Б. Уайт);

— тактичное и разумное отношение к ребенку, где нет подавления его инициативы, но нет и вседозволенности, где запреты и поощрения используются в равной мере (А.П. Ларин; Н.А. Менчинская);

Некоторые рекомендации родителям

  • Будьте внимательны к потребностям ребёнка
  • Убирайте запрещённые для ребёнка предметы. В противном случае ребёнок их увидит и начнёт требовать предоставить ему для игр. Вы откажете, а ребёнок начнёт очередной акт протеста...
  • Предоставьте ребёнку больше свободы (в разумных пределах)
  • Иногда ребёнок начинает ходить за вами по квартире и требовать уделить ему время. Если вы этого не сделаете, то ребёнок ответит вам очередным актом протеста. Лучше не доводить до этого, а уделить ему внимание. Через некоторое время ребёнок "наиграется" с вами, и вы приступите к своим делам, а ребёнок к самостоятельным играм. Конечно, в этой ситуации можно поступить и иначе: ребёнка на некоторое время можно отвлечь чем-то необычным, чем-то, что он раньше не видел, например, новой интересной игрушкой.
  • В этом возрасте дети очень остро реагируют на ситуации, когда кто-либо из родителей уходит в ванную или туалет и закрывает за собой дверь. Ребёнок, оставаясь снаружи, начинает очередной акт протеста. Его можно понять: с одной стороны ему страшно, из-за неожиданной пропажи родителя, а с другой - ему именно сейчас очень захотелось в это помещение, но дверь мешает... В этой ситуации постарайтесь действовать на опережение: перед вашим "исчезновением" заинтересуйте ребёнка чем-нибудь интересным (или оставьте на попечение другому родителю). Если всё же заране отвлечь не получится, и вы оказываетесь в ситуации, когда  вас с ребёнком отделяет дверь, то нужно начинать "переговоры". Скажите ребёнку, что вы тут, всё хорошо, и вы скоро выходите. Конечно, эти речи не произведут на ребёнка большого впечатления, однако помогут немного снизить его расстроенность.
  • Если ребёнок начал сильно плакать (например, из-за запрета), то отвлечь его от этого дела можно включив в ванне воду, или включив пылесос. Всякие шумы помогают отвлечь ребёнка.
  • Постарайтесь не часто использовать слово "нельзя", иначе ребёнок перестанет на него реагировать правильным способом. Для угрожающих жизни ситуаций и предметов можно использовать слово "опасно". В результате можно в критических ситуациях (например, когда ребёнок играет с ручками газовой плиты или с розеткой) использовать слово "опасно", а для нежелательных ситуаций (например, когда ребёнок высыпает песок из сахарницы) использовать слово "нельзя".
  • Помогайте ребёнку, когда он просит. Но не переусердствуйте с помощью. Старайтесь помогать только в той части дела, где ребёнок сам пока не может ничего сделать. Например, если вы решили вместе попылесосить пол, то вы можете воткнуть шнур в розетку и включить пылесос, а ребёнок может пылесосить.
  • Предоставьте ребёнку личное пространство, например, ящик или коробку для игрушек. Пусть он будет там главным. Пусть делает там, что хочет.
  • Не нужно ругать за сломанные игрушки. Всё равно в этом возрасте он не может понять, что игрушки ломать нехорошо. К тому же путём ломания игрушек ребёнок познаёт мир. Так что поломка игрушки тоже несёт развивающий эффект.
  • Безусловно любите ребёнка. Т.е. любите его просто так, за то, что он есть. Оценивайте его дела и поступки, но не его личность.
  • Если вам нужно уйти из дома, то лучше это делать не тайком, а честно предупредив об этом ребёнка и сказав ему, что вы обязательно вернётесь.
  • Периодически устраивайте своему ребёнку встречи со сверстниками. Но не принуждайте ребёнка вступать в контакт. С другими детьми он начнёт общаться и играть тогда, когда будет к этому готов.
  • Обучайте своего ребёнка. Показывайте, как пользоваться разными предметами. Старайтесь раскрывать их свойства.

 




Информация о работе Психолого-педагогическое сопровождение прохождения ребенком кризиса одного года