Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 14:35, дипломная работа
Цель работы – провести сравнительный анализ и определить эффективные средства профилактики негативной симптоматики кризиса одного года, основанные на его психологической сущности и специфике протекания в современных социокультурных условиях.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1) изучить сущность кризиса первого года жизни;
2) выявить симптоматику, причины и последствия кризиса;
3) рассмотреть особенности протекания кризиса одного года в контексте современной социокультурной ситуации;
4) разработать рекомендации родителям и педагогам, содержащие эффективные средства профилактики негативной симптоматики кризиса одного года с учётом специфики детского развития на современном этапе.
Введение ……………………………….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ПРОХОЖДЕНИЯ РЕБЁНКОМ КРИЗИСА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ………...5
1.1. Понятие «возрастного кризиса» в психологии………………................5
1.2. Социальная ситуация развития в период перехода от младенчества к раннему детству ……………………………….10
1.3. Причины и симптоматика кризиса одного года………………………21
1.4. Проблема и актуальность психолого-педагогического сопровождения прохождения ребенком кризиса одного года……………………………………..25
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1…………………………………………………….28
ГЛАВА II. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОДУКТИВНОГО ПРОХОЖДЕНИЯ РЕБЁНКОМ КРИЗИСА ОДНОГО ГОДА ……………………………………………………………………………….29
2.1. Организация методики исследования……………………………….....29
2.2. Влияние семьи на прохождение ребенком кризиса одного года...…..47
2.3. Профилактика негативной симптомати ки.……………………………58
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2…………………………………………………….61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………..62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...64
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ…………………………………....66
РЕЗЮМЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………….67
Конечно, все эти советы могут показаться слишком либеральными. Гораздо проще надавить на ребенка и заставить его сделать (или не делать) то, что мы считаем нужным. Кроха поплачет, поноет, а потом успокоится, и все вроде бы будет хорошо. Но хорошо не будет. Стоит спросить себя: каким вы хотите видеть своего ребенка? Наверняка не вялым, безынициативным, не способным принимать решения, трусишкой. И не истеричным маленьким грубияном, добивающимся желанной мелочи с криком и слезами. Но давление как метод общения с малышом - верный способ вырастить ребенка именно таким. Крохе, не привыкшему чувствовать уважение к себе, трудно вырасти сильным и уравновешенным человеком, способным стать другом для своих родителей.
Что кроме терпения и понимания может помочь родителям годовалого карапуза в кризисе? Конечно, чувство юмора, творческий подход и умение играть. Скажем, малыш простудился, и врач велел ему парить ножки в ведерке. Попробуйте пустить в ведерко игрушечные кораблики или другие плавающие игрушки. Или такая ситуация: даже если ребенку пришла пора отказываться от одноразовых подгузников, зимой на прогулке они ему еще необходимы. Но надевать их малыш отказывается. На выручку может прийти плюшевый мишка, который тоже отправляется гулять и потому надевает памперс перед выходом на улицу (вместе с малышом повяжите медведю какой-нибудь платочек, символизирующий памперсы). Мишка выручит и за столом, когда крохе придется надеть фартучек (у некоторых детей и с этим предметом туалета возникают проблемы). Ребенок отталкивает свитер, который натягивает на него мама? Можно сыграть в "магазин" и предложить малышу самому "купить" один из его свитеров, разложенных на диване. Вообще, право выбора (одежды, игры, блюда) - очень важная вещь. Любой карапуз, рвущийся к самостоятельности, обязательно оценит такое доверие к своей персоне. Помогут крохе (а заодно и его родителям) и игры особого рода - те, что можно назвать развивающими. Такие игрушки дадут выход чрезмерной творческой энергии малыша и направят ее во вполне мирное русло. Например, у каждого годовалого индивидуума должна быть пирамидка, для начала маленькая из 3 - 5 колец. Еще одна чудесная игрушка - матрешка. Конкуренцию им составляют любые несложные игрушки (или заменяющие их предметы), которые можно складывать, разбирать, вставлять, вынимать, в общем, всячески видоизменять.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
что нашли и как исследовать!
Дневники мухиной и менчинской взять и сравнить со своими
Важную роль в продуктивном прохождении кризиса играет психолого-педагогическое сопровождение, рассматриваемое как профессиональное направление деятельности медиков, психологов, педагогов, социальных работников. Вместе с тем, практика требует консолидации деятельности всех специалистов с родителями и другими родственниками, органами социальной и правовой защиты детей. Прохождение ребенком кризиса первого года зависит и от уровня образованности, педагогической культуры родителей, их просвещенности по данной теме. Продуктивное прохождение ребенком кризиса будет зависеть именно от правильного отношения родителей и других близких ему людей, правильного тактичного поведения, требуемого от них в данный период. Многие родители не проявляют должной выдержки и терпения, усиливая в ребенке негативные формы поведения и усложняя дальнейшее протекание кризисного периода.
Заключение
В данном исследовании, в соответствии с поставленными целью и задачами была проведена работа по изучению психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению.
В данной работе мы рассмотрели теоретические вопросы, касающиеся социальной адаптации в раннем детстве, изучения психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста отечественной и зарубежной психологии, особенностей адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.
Согласно определению Е. Шиловой - сопровождение - это обеспечение помощи детям в развитии за счет объединения разрозненных усилий специалистов (психологов, социальных педагогов, педагогов-дефектологов), работающих в системе образования.
Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, положительное отношение к нему. Это зависит, прежде всего, от воспитателей, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе. Поэтому организация адаптационного периода начинается, задолго до 1 сентября с повышения профессионального уровня воспитателей, их психологического просвещения с помощью традиционных и новых методов обучения (педсоветы, семинары, тренинги, консультации), развития у них таких качеств, как умение сопереживать, коммуникативные навыки, доброжелательность, организаторские и артистические способности, эмоциональная стабильность и т. д.
В результате проведенного исследования было выявлено, что уровень готовности к поступлению в детский сад у детей различен. Более высокий уровень готовности у детей старшей подгруппы, они готовы к поступлению в детский сад. У младшей группы условная готовность к детскому саду. Возможно, это объясняется возрастными особенностями детей младшей подгруппы, их потребностью быть все время с матерью. Уровень психофизиологической адаптации к условиям дошкольного учреждения более высок у детей старшей подгруппы.
Анализ опроса родителей
раннего возраста показал, что большинство
детей в обеих группах
Следовательно, можно сделать вывод о том, что дети старшей подгруппы в большей степени адаптированы к детскому коллективу по сравнению с детьми младшей группы.
Особенности адаптации детей раннего возраста младшей подгруппы определяются психофизиологическими особенностями детей. Для детей данного возраста характерны переживания из-за разлуки с матерью.
Особенности адаптации детей раннего возраста старшей подгруппы определяются не только психофизиологическими особенностями детей. Для детей данной подгруппы значимо общение со сверстниками. Для этих детей вызывает интерес новая обстановка, новые предметы. При этом для детей старшей подгруппы также характерны переживания из-за разлуки с матерью, как и для детей младшей подгруппы.
Также была разработана программа психологического сопровождения детей раннего возраста для успешной адаптации детей раннего возраста.
Список используемой литературы
1. Авдеева И.Н., Мещерякова С. Ю., Ражникова В.Г. Психология вашего младенца: У истоков общения и творчества. М.: ACT, 1996.- 182 с.
2. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М.: Медицина, 1977.- 159с
3. Ананьев, Б. Г. Психология и проблемы человекознания / под редакцией А.А. Бодалева - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996. - 384 с.
4. Бауэр Т, Психическое развитие младенца. /Т.Бауэр. – М.: Прогресс, 1979. – 314-323с
5. Божович Л. И. Проблемы формирования
личности / Л. И Божович. - М.; Воронеж, 1995.
-352 с.
6. Блонский П. П. Возрастная педология
/ П. П. Блонский. — М., 1930.
7. Венгер Л. А. Эльконин Д.Б. Психология. — М., 1955.
8. Выготский Л. С. История развития высших психических функций / Л. С. Выготский. // Собр. соч.: В 6 т. М., - 1983. Т. 3. С. 5—314.
9. Выготский Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии / Л. С. Выготский. //Собр. соч.: В 6 т. – М., 1984. – Т. 4. С. 243–285.
10. Гальперин, П.Я. Психология как объективная наука. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 1998. - С. 333-350.
11. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. /Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. - М.: Педагогика, 1986. - Т. 2. - 296 с.
12. Кон И. С. Категория "Я" в психологии // Психологический журнал, 1981, № 3. С. 25—38.
13. Милькевич О. А. Диссертация/ О. А. Милькевич.— М.: 2006.
14. Кон И. С. Психология / И. С. Кон. — М., 1979. – С. 175
15. Кон И. С. Открытие "Я". — М., 1978. 367 с.
16. Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского; М. Г. Ярошенко. — М., 1985. 431 с.
17. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина. - М.: РОУ, 1996. - 180 с.
18. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Академия, 2004. - 352 с.
19. Лисина М. И. О механизмах смены ведущей деятельности у детей первых семи лет жизни. //Вопросы психологии / М. И. Лисина. - М.: Академия 1978. – С. 73-78
20. Лисина М. И. (ред.) Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания / М. И. Лисина. - М., 1979. 261 с.
21. Лисина М. И. Развитие представлений
о себе у ребенка первого года жизни //
Исследования по вопросам возрастной
и педагогической психологии / М. И. Лисина,
Н. Н. Авдеева. – М., 1980. С. 32–55.
22. Лисина М. И. Психология самосознания
дошкольников / М. И. Лисина, А. И. Сильвестру.
– Кишинев, 1983. –110 с.
23. Лисина М. И. Формирование личности ребенка
в общении // Психолого-педагогические
проблемы становления личности и индивидуальности
в детском возрасте / М. И. Лисина. – М.,
1980. – С. 36–46
24. Материалы Всесоюзных педагогических чтений / Под ред. Н.А.Менчинской, В.В.Давыдова. – М., 1970. 190 –194 с.
25. Материалы с сайтов http://childrenhelp.ru и http://www.anypsy.ru/. Советы родителям. [Электронный ресурс].
– 2012. – Режим доступа: http://childrenhelp.ru/?page_
26. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология
развития, детство, отрочество: учебник
для вузов / Мухина В.С. – 7-е изд., стер.
– М.: Академия, 2003. – 456 с.
27. Мещерякова С. Ю. Эмоциональное развитие младенцев в общении. Воспитание, обучение и психическое развитие / С. Ю. Мещерякова, М. И. Лисина. — М., 1983.
28. Обухова, Л. Ф. Детская психология / Л.Ф. Обухова. - М.: Российское педагогическое агентство. 1996. - 374с.
29. Особенности психического развития
детей младенческого возраста. // Ред. Д.
Б. Эльконин, А. Л. Венгер. – М., НПО «Образование»,
1988. – 23 с.
30. Поливанова К.Н. Психология возрастных
кризисов: Учеб. пособие для студ. высш.
пед. учеб. Заведений / К. Н. Поливанова
– М.: Издательский центр «Академия», 2000.
– 184с.
31. Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. — М., 1965. — 294 с.
32. Поливанова К. Н. Специфические характеристики развития в переходные периоды (кризис 1 года) / К. Н. Поливанова. – М., 1999.– С. 42 – 49.
33. Советы для родителей по преодолению
трудностей и проблем, связанных с кризисом
одного года у детей. // Портал для мам Questionsmoms.ru [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://www.domashniy.ru/
34. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / Ф.А. Сохин. - М., 2002. - 224 с.
35.Ткаченко И. В. Роль семьи в личностном развитии человека / Ткаченко И. В. // Семейная психология и семейная терапия. – 2008. – № 2. – С. 52 – 61.
36. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 1997. - 336 с.
37.Филиппова, Г.Г. Психология материнства: Учебное пособие/ Г.Г. Филиппова.— М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 240 с. Правильно
38. Щелованов Н. М. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях / Н. М. Щелованов, Н. М. Аксарина. — М., 1955.
39. Эльконин Д.Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. – М.: Наука,1960. – 328 с.
40. Эльконин Д. Б. Предметные действия в раннем возрасте/ Д. Б. Эльконин. – М.: Наука,1969. –202с.
№37 полностью правильно – во всех остальных есть ошибки.
Я анализировала много журналов по ДО и вывод: в практике доу вопросы кризиса 1 года не понднимается
без пробелов между инициалами
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Примеры для родителей, воспитывающим ребенка в период кризиса.
1. У малыша каждый день одни и те же
требования: он хочет повсюду находиться
рядом с родителями, особенно с мамой.
Не отпуская ее ни на шаг, ребенок постоянно
требует внимания, хочет, чтобы с ним играли
и общались. Это отнимает у родительницы
все свободное время, она не может заняться
хозяйством, работой, просто отдохнуть,
потому что малыш постоянно ее отвлекает.
На просьбу поиграть одному или попытки
оставить малыша дома, а самой выйди куда-то,
ребенок реагирует плачем и криком. Что
делать?
Ситуация достаточно распространенная,
она является одним из примеров проявления кризиса личности одного года. Не стоит
игнорировать требования маленького бунтаря,
иначе он попытается всячески привлечь
ваше внимание, чем будет, опять таки, только
мешать. Лучше посвятите сорок минут игре
с ребенком, разговаривайте с ним, берите
на руки, занимайтесь вместе всем, чем
угодно. Пускай он получит ласку и внимание.
После этого усадите его рядом с собой
и предложите заняться тем же, что и вы,
но только в разумных пределах.
2. На пути к изучению
окружающего мира малыш не устоит не перед
чем. Он заглянет в каждый укромный уголок
дома, попробует включать электрические
приборы, разбирать конструкции, рвать
игрушки, таскать животных и т.д. Как устранить
такую активность? Это невозможно! Но поступим
иначе: во-первых, обезопасим дом (все колющее,
режущее, горящее, отравляющее по возможности
прячем подальше от малыша); во-вторых,
заинтересуем ребенка доступными для
него открытиями (игры, познавательные
прогулки с родителями); в-третьих, расскажем
о том, как нужно обращаться с вещами и
будем напоминать об этом («книгу не рвать,
а листать», «в шкафу не прятаться, а складывать
вещи»).
3. В характере ребенка
появляется такая черта как упрямство. Раньше вы одевали
и кормили его по собственному усмотрению,
теперь же отпрыск постоянно протестует
и отказывается от ваших решений. В помощь
родителям придут его игрушки, а также
любимые герои сказок и мультфильмов,
которые будут подавать малышу положительный
пример. Дело в том, что годовалые ребятишки
склонны наследовать интересных для себя
личностей, по этому если любимая кукла
пойдет умываться, то и малыш это сделает.
Информация о работе Психолого-педагогическое сопровождение прохождения ребенком кризиса одного года