Пути предотвращения происшествий, связанных с поведением людей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 16:06, реферат

Краткое описание

Мировая статистика ДТП свидетельствует, что в большинстве из них виноват водитель. В нашей стране доля таких ДТП составляет примерно 75%, в некоторых странах она доходит до 95%
По мнению психологов, управление автомобилем необходимо рассматривать как поведение человека, связанное с риском. Причем это не просто реакция на те или иные особенности дорожно-транспортной обстановки, а она зависит от того, насколько водитель считает эту обстановку опасной. Если обстановка, по его мнению, не опасна, он может увеличить скорость движения или начать выполнение сложного маневра, например, обгона, и таким образом повысить опасность своего положения

Содержание

Человек и дорожно-транспортные происшествия.
Причины, влияющие на "надежность"
Особенности самообучения водителей
Все ли ситуации одинаково опасны?
Каким же образом формируется оценка различных ситуаций и почему она может не соответствовать реальности?
Возможно ли, исправить опасные последствия самообучения?
Каким же образом изменяется склонность водителей к совершению различного типа ошибок с увеличением их водительского стажа
Как изменяется процентное распределение различных видов ошибок водителей с увеличением их стажа
Четыре основных причины дорожно-транспортных происшествий
Организационно-технические мероприятия
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по Инж.психологии готовый.doc

— 99.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное

учреждение

высшего профессионального образования

«Саратовский государственный  технический университет

имени Гагарина Ю.А.»

 

Строительно-архитектурно-дорожный институт

Кафедра «Транспортное  строительство»

 

 

Реферат

на тему: «Пути предотвращения происшествий, связанных с поведением людей»

 

 

Выполнила: студентка  гр.ОБД-31

Угольникова А.А.

Проверила: к.т.н. доцент каф.ТСТ 

Щеголева Н.В.

 

 

 

 

Саратов 2013

 

Содержание

  1. Человек и дорожно-транспортные происшествия.
  2. Причины, влияющие на "надежность"
  3. Особенности самообучения водителей
  4. Все ли ситуации одинаково опасны?
  5. Каким же образом формируется оценка различных ситуаций и почему она может не соответствовать реальности?
  6. Возможно ли, исправить опасные последствия самообучения?
  7. Каким же образом изменяется склонность водителей к совершению различного типа ошибок с увеличением их водительского стажа
  8. Как изменяется процентное распределение различных видов ошибок водителей с увеличением их стажа
  9. Четыре основных причины дорожно-транспортных происшествий
  10. Организационно-технические мероприятия
  11. Заключение

 

Человек и дорожно-транспортные происшествия.

Мировая статистика ДТП  свидетельствует, что в большинстве  из них виноват водитель. В нашей  стране доля таких ДТП составляет примерно 75%, в некоторых странах она доходит до 95%

По мнению психологов, управление автомобилем необходимо рассматривать как поведение  человека, связанное с риском. Причем это не просто реакция на те или  иные особенности дорожно-транспортной обстановки, а она зависит от того, насколько водитель считает эту обстановку опасной. Если обстановка, по его мнению, не опасна, он может увеличить скорость движения или начать выполнение сложного маневра, например, обгона, и таким образом повысить опасность своего положения

Согласно исследованиям, на протяжении всей поездки уровень  эмоционального напряжения каждого  человека остается приблизительно одинаковым. Достигается это усилиями самих  водителей, которые регулируют его  путем снижения или увеличения скорости движения автомобиля. Как только опасность дорожно-транспортной обстановки становится выше приемлемой для водителя величины, все его действия направляются на ее снижение. Если же обстановка, по мнению водителя, не представляет собой опасности, он может повысить свою эмоциональную напряженность, увеличив скорость движения или предприняв рискованный маневр. В связи с этим большое значение имеет то, насколько правильно способен человек оценивать опасность дорожного движения. Однако способности людей к таким оценкам далеко не идеальны. Объясняется это некоторыми особенностями, свойственными процессам восприятия и распознавания. Вот некоторые из них: адаптация к опасности, недооценка больших скоростей, переоценка своих возможностей по устранению опасностей, недооценка опасности последствий ДТП и др.

Другая психологическая  особенность, в значительной мере определяющая безопасность дорожного движения, связана  с соотношением сложности стоящих  перед водителем задач и уровнем  его внимания при их выполнении Известно, что чем сложнее задача, тем более внимательным становится человек, выполняя ее. Например, уровень внимания водителя при проезде перекрестка больше, чем при движении по однообразной прямой дороге.

Причиной ДТП могут  быть как слишком сложные, так  и слишком простые условия движения. В первом случае водитель может не справиться с требованиями обстановки из-за того, что они превышают его возможности. Во втором случае слишком простые условия движения приведут к снижению внимательности и сосредоточенности водителя и, как следствие, к повышению вероятности его отвлечения от управления автомобилем, или он будет пытаться нарушить однообразие и восстановить необходимый уровень активности организма, проявляя риск. Таким образом, существует вероятность того, что в результате различных нововведений, направляемых на улучшение условий движения, поведение водителя станет еще более опасным и может свести к нулю ожидаемые последствия улучшения. Решение таких вопросов, как дорожное строительство, организация движения, конструирование транспортных средств, которые обычно считаются чисто техническими, невозможно без учета человеческого фактора.

"Надежность" водителя  можно определить, как его способность  управлять автомобилем, обеспечивая  при этом максимально возможную  безопасность, как для себя, так и для других участников движения. Эта способность предопределена не каким-то одним фактором, например, дисциплинированностью или хорошим здоровьем, а целым комплексом. К наиболее важным из них относятся психофизиологические и личностные качества человека, уровень профессионального здоровья, функциональные состояния. Каждый из этих факторов определенным образом влияет на качество управления автомобилем. Очень часто такое влияние имеет негативный характер, т.е. снижает "надежность" водителя.

Причины, влияющие на "надежность" водителя, можно классифицировать следующим образом:

• Водитель не может безопасно  управлять автомобилем. Низкие психофизиологические качества. Психические нарушения. Наличие  заболеваний, при которых противопоказано  управление автомобилем. Чрезмерное утомление, стрессовое состояние и т.п.

• Водитель не хочет безопасно  управлять автомобилем. Негативное отношение к соблюдению ПДД, низкий уровень правосознания и культуры, агрессивные черты характера, безответственность, склонность к употреблению алкоголя и др.

• Водитель не знает, как безопасно  управлять автомобилем. Пробелы  в знаниях ПДД, устройства автомобиля, основ безопасности движения и т.п., необходимых для безопасного  управления автомобилем в разных условиях движения, неточные или неполные знания, неверные знания.

• Водитель не умеет безопасно  управлять автомобилем. Недостаточно или неправильно сформированы навыки и умения, необходимые для безопасного  управления автомобилем, потеря навыков.

Перечисленные причины не являются для отдельного человека чем-то раз и навсегда стабильным, они меняются в процессе самообучения.

Особенности самообучения водителей. Большинство водителей оценивают уровень своей "надежности" при управлении автомобилем величиной пробега или стажем работы. Считается, что чем больше ездить, тем выше "надежность" водителя. Справедливо ли такое утверждение?

Только до определенной степени. Иначе, чем объяснить, например, такой факт, что происшествия с наиболее тяжелыми последствиями в основном совершают водители с большим стажем управления автомобилем? Или почему после 3-4 лет вождения автомобиля у многих водителей наблюдается период существенного ухудшения показателей безопасности движения: увеличивается количество происшествий, критических ситуаций и нарушений ПДД.

Связь между безаварийностью и  продолжительностью вождения сложнее, чем кажется на первый взгляд. Чтобы  ее понять, необходимо разобраться  в том, что представляет собой  процесс самообучения водителя.

Сначала человека, желающего стать  водителем автомобиля, специально обучают. При этом вырабатывается элементарный начальный навык по управлению автомобилем и даются некоторые знания, связанные с обеспечением безопасности. Далее процесс обучения происходит уже на дороге методом проб и ошибок. Это и есть самообучение. И у того и у другого вида обучения есть достоинства и недостатки.

Достоинством специального обучения является возможность, используя достижения педагогической, психологической и  инженерной науки, целенаправленно  и наиболее рационально формировать профессиональные качества водителя, причем в относительно безопасных условиях, на тренажерах, автодромах. Вместе с тем обучить действиям в критических ситуациях, выработать навыки предотвращения опасности крайне трудно, так как практически невозможно искусственно создать опасные условия, идентичные тем, что возникают в реальном движении.

Самообучение же, наоборот, имеет  то преимущество, что дорожное движение постоянно заставляет человека решать на ходу различные задачи, чего никакое  специальное обучение дать не может. Однако это преимущество с лихвой перевешивается главным и очень серьезным недостатком самообучения: при решении этих задач неизбежно возникают ошибки. Их никто специально не выявляет, если, конечно, они не выливаются в нарушение ПДД и совершение ДТП. Но и в этом случае инспектора ГАИ интересуют не столько причины ошибок, сколько степень наказания за них. Сам водитель обычно не замечает совершаемых ошибок, так как либо считает по незнанию свои действия правильными, либо склонен к оправданию своих ошибок "объективными" причинами.

Количество же ошибок, совершаемых на дороге, достаточно велико. По данным некоторых исследований, водитель со стажем от 5 до 10 лет совершает  при движении в городе в среднем  от 3 до 10 ошибок в течение 30 мин движения. Конечно, большинство из них не столь существенны, чтобы привести непосредственно к происшествию, но каждая проявляется как стереотип поведения или стиль вождения. Некоторые из этих ошибок являются следствием неправильно сформированных навыков управления автомобилем. Если в начальный период обучения неправильные действия по управлению автомобилем не были выявлены и исправлены, то в дальнейшем они закрепляются и с большим трудом поддаются исправлению.

Многие водители за всю  жизнь не совершают ни одного происшествия, они состоялись как водители, выросли в высококлассных профессионалов. Но для очень многих самообучение не проходит безболезненно, их ошибки являются постоянным спутником в дорожном движении. А это уже аварии, материальный ущерб, человеческие жертвы.

Опытные водители, наблюдая за дорожно-транспортной обстановкой, смотрят как можно  дальше вперед по ходу движения, а начинающие — на область дороги перед капотом  своего автомобиля. Это не позволяет  им заранее выявлять опасность и  приготовиться к встрече с ней.

Для контроля своего расположения на проезжей части начинающие водители используют центральное зрение, постоянно  перемещая свой взгляд с обстановки впереди на разметку края или середины дороги, что также затрудняет своевременное  обнаружение опасности впереди. Опытные водители контролируют траекторию своего движения с помощью бокового зрения. Начинающие водители не умеют охватывать взглядом ситуацию в целом, а наблюдают только за какой-то ее частью, при этом редко пользуются зеркалами заднего и бокового вида. Их внимание больше сосредоточено на неподвижных объектах обстановки и на собственном автомобиле, в то время как опытные водители наблюдают, главным образом, за движущимися объектами. Начинающие водители двигаются неравномерно, они часто разгоняются и тормозят. При подъезде к перекрестку скорость их движения обычно выше, чем у опытных водителей. Очевидно, такой стиль вождения является следствием плохого умения наблюдать и прогнозировать опасности дорожного движения. Таким образом, на первой стадии самообучения уровень мастерства водителей очень невысок, и им еще многому нужно учиться.

Навыки, приобретенные к началу второй стадии самообучения, позволяют  водителю управлять автомобилем  без первоначального напряжения, что создает иллюзию резкого увеличения возможностей безопасного управления автомобилем. Если к тому же первая стадия прошла безболезненно, без происшествий, то эта иллюзия усиливается еще больше. Фактический же уровень мастерства еще далек от совершенства. Однако это не значит, что в этот период нельзя ездить без происшествий. Это вполне возможно, если реально оценивать свои еще довольно ограниченные возможности и компенсировать их осторожным и внимательным стилем вождения. Вместе с тем, исследования показывают, что большинство водителей значительно переоценивают себя.

Вторая стадия самообучения характеризуется  наиболее значительным расхождением между  реальным мастерством и его самооценкой. Поэтому в этот период самообучения необходимо не только совершенствовать водительское мастерство, но и иметь реальные представления о своих возможностях, чтобы самоуверенность не увеличивалась быстрее, чем приобретались навыки

На третьей стадии наблюдается  повышение объективности, но доминируют все-таки превышения.

Таким образом, даже самый общий анализ некоторых закономерностей формирования мастерства управления автомобилем показывает, что этот процесс не так-то прост, как кажется многим. В какой мере очевидность подобного суждения подкрепляется практикой?

Все ли ситуации одинаково  опасны? Исследования статистики происшествий с водителями, имеющими различный стаж управления автомобилем, выявили, что опасность отдельных ДТС для них неравнозначна. Выделяются три группы ДТС. Опасность ДТС, входящих в первую группу, увеличивается с ростом общего водительского стажа. Для ДТС второй группы она уменьшается с ростом стажа, а для третьей группы - сначала увеличивается, а затем снижается.

Очевидно, выявленные закономерности изменения опасности ДТС, входящих во 2-ю и 3-ю группы, нельзя объяснить  только неравномерностью формирования отдельных навыков управления автомобилем в процессе самообучения. Ведь если бы дело было только в навыках, то опасность ситуаций, скорее всего, либо постепенно снижалась, так как отдельные навыки хотя и постепенно, но все-таки совершенствуются по мере увеличения стажа, либо оставалась неизменной в случае их неправильного формирования.

С чем же связан рост опасности  некоторых ДТС. Предлагается следующее объяснение.

В процессе участия в дорожном движении у водителя формируются оценки опасности различных, наиболее часто встречающихся ему ДТС. Другими словами, он не только начинает рассматривать дорожное движение, как набор различных ситуаций, но оценивает степень их опасности. Такая оценка носит, скорее, бессознательный, чем осознанный характер, но влияние ее на поведение водителя велико. Проявляется она в следующем. Чем ниже оценка опасности ситуации, тем менее внимательным и осторожным становится водитель, двигаясь в ней. Уровень внимательности человека не может находиться постоянно на высоком уровне, так как это может привести к быстрому утомлению. Поэтому в течение поездки у любого водителя возникают периоды, когда он становится менее внимательным. Однако если обстановка, по его мнению, опасна, то он может волевым усилием поддерживать внимание на высоком уровне. Таким образом, снижение внимания, скорее всего, будет приходиться на те периоды времени, когда водитель движется в ситуациях, не представляющих, на его взгляд, большой опасности.

Информация о работе Пути предотвращения происшествий, связанных с поведением людей