Пути предотвращения происшествий, связанных с поведением людей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 16:06, реферат

Краткое описание

Мировая статистика ДТП свидетельствует, что в большинстве из них виноват водитель. В нашей стране доля таких ДТП составляет примерно 75%, в некоторых странах она доходит до 95%
По мнению психологов, управление автомобилем необходимо рассматривать как поведение человека, связанное с риском. Причем это не просто реакция на те или иные особенности дорожно-транспортной обстановки, а она зависит от того, насколько водитель считает эту обстановку опасной. Если обстановка, по его мнению, не опасна, он может увеличить скорость движения или начать выполнение сложного маневра, например, обгона, и таким образом повысить опасность своего положения

Содержание

Человек и дорожно-транспортные происшествия.
Причины, влияющие на "надежность"
Особенности самообучения водителей
Все ли ситуации одинаково опасны?
Каким же образом формируется оценка различных ситуаций и почему она может не соответствовать реальности?
Возможно ли, исправить опасные последствия самообучения?
Каким же образом изменяется склонность водителей к совершению различного типа ошибок с увеличением их водительского стажа
Как изменяется процентное распределение различных видов ошибок водителей с увеличением их стажа
Четыре основных причины дорожно-транспортных происшествий
Организационно-технические мероприятия
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по Инж.психологии готовый.doc

— 99.50 Кб (Скачать файл)

Другой показатель деятельности водителя при управлении автомобилем — это его осторожность или обратное ей качество — неосторожность. Осторожность проявляется в действиях. Допустим, что водитель поворачивает налево с второстепенной дороги на главную дорогу. При этом его осторожность проявится в следующих действиях. Он заранее подаст предупредительный сигнал, займет крайнюю левую полосу, остановится перед главной дорогой, выберет безопасный интервал для слияния с транспортным потоком, движущимся по главной дороге и т.д.

Осторожность при движении в  определенной ДТС также зависит от оценки ее опасности. Если ситуация оценивается как неопасная, то водитель может позволить себе некоторые неосторожные действия, например, резкие повороты руля, большую скорость, резкое торможение и т.д.

Таким образом, характер оценки опасности ситуации влияет на осторожность и внимание водителя и  во многом определяет уровень его  безопасности при движении в ДТС.

Каким же образом  формируется оценка различных ситуаций и почему она может не соответствовать  реальности?

Как уже отмечалось, процесс самообучения водителя происходит путем проб и ошибок. Чем чаще в какой-то ситуации возникают критические ситуации или происшествия, тем более опасной будет считать ее водитель. И, наоборот, чем реже возникают опасные инциденты в данной ситуации, тем меньшей будет оценка ее опасности. Характер оценки опасности, в свою очередь определяет поведение водителя в ситуации, а поведение — вероятность опасных инцидентов. Таким образом, осуществляется обратная связь оценки опасности поведения водителя и количества опасных инцидентов в ситуации.

Оценка опасности ДТС  в результате самообучения может  не только повышаться или снижаться, но и оставаться неизменной, причем достаточно продолжительное время. То, что водитель длительное время недооценивает опасность ДТС несмотря на рискованное поведение, объясняется, с одной стороны, благоприятными внешними условиями дорожного движения, а с другой — действиями других участников, компенсирующих их ошибки. Если «удача» длительное время сопутствует водителю, несмотря на его ошибки, он может считать это следствием своего мастерства и продолжает недооценивать опасность своих действий

Возможно ли, исправить опасные последствия  самообучения? Безусловно, но для этого  необходимо выяснить, какие ошибки совершают водители.

Непосредственная причина  большинства происшествий — это  ошибки, допущенные одним или несколькими  его участниками. Именно в ошибках  проявляются недостатки начального обучения и негативные последствия процесса самообучения.

Ошибки, совершаемые водителями, очень разнообразны как по характеру, так и по причинам. Для того чтобы их систематизировать, воспользуемся моделью, представляющей деятельность по управлению автомобилем в виде четырех функций восприятие и оценка обстановки, принятие решения и выполнение действий. При выполнении каждой из них может быть допущена ошибка. Рассмотрим их более подробно

Начнем с ошибок восприятия. Возникают они в результате того, что водитель неправильно воспринял или поздно увидел опасность или ее симптомы. Например, остался незамеченным пешеход, вышедший из-за стоящего автобуса, или знак, запрещающий поворот направо, на дороге с односторонним движением.

Если водитель вовремя  увидел опасность, но не смог ее понять, то это уже ошибка оценки ситуации. Допустим, автомобиль, подъезжающий к нерегулируемому перекрестку справа, был замечен вовремя, но из-за неправильной оценки его скорости было сделано неверное предположение о возможности проезда пересечения первым. Ошибки оценки обычно являются результатом неверного определения пространственно-временных параметров ситуации, таких как скорость, ускорение, дистанция, расположение на проезжей части, расстояние до объектов

Третья группа ошибок связана с принятием решения. Можно вовремя и правильно увидеть и оценить, но при этом принять неверное решение. Например, несмотря на то, что впереди на близком расстоянии встречный автомобиль, начать обгон или увеличить скорость движения перед крутым поворотом дороги. Причины таких ошибок чаще всего связаны с сознательным риском.

И, наконец, ошибки выполнения действий. Например, не рассчитав величину силы нажатия на педаль газа, водитель резко "бросает" свой автомобиль вперед или, перепутав, вместо акселератора нажимает на педаль тормоза.

Ошибки водителя представляют собой своеобразный индикатор, характеризующий его мастерство не только с количественной, но и с качественной стороны. Анализируя ошибки, совершаемые водителями с различным стажем управления автомобилем, можно выявить наиболее слабые составляющие его мастерства и таким образом определить потребность и направленность необходимого для них специального обучения.

Каким же образом  изменяется склонность водителей к  совершению различного типа ошибок с  увеличением их водительского стажа? Ответ на этот вопрос был получен в результате анкетного исследования Водителям, имеющим различный стаж, была предложена анкета, в которой перечислялись различные ошибки. Требовалось отметить ту, которая явилась, на их взгляд, главной причиной происшествия или критической ситуации, возникшей по их вине в течение последних 4-5 месяцев.

Оказалось, что наиболее серьезными ошибками, приводящими к  опасным инцидентам на дороге, являются ошибки оценки ситуации. По мнению водителей, они были главными причинами в 47% всех опасных инцидентов. Далее следуют ошибки восприятия, принятия решений и выполнения действий. Очевидно, наиболее слабое место мастерства подавляющего большинства водителей связано с умением воспринимать и оценивать опасности дорожного движения

Как изменяется процентное распределение различных видов ошибок водителей с увеличением их стажа? Наиболее заметные изменения происходят после трех лет вождения. Резко увеличивается количество ошибок, связанных с сознательным риском.  В то же время уменьшаются ошибки в технике управления автомобилем.

Анализируя полученные распределения, можно сделать некоторые  выводы о влиянии самообучения на скорость формирования отдельных навыков  и умений водителя. Так, лучше всего формируются навыки, связанные с оценкой скорости своего движения, оценкой пространственно-временных параметров до лидирующего автомобиля и оценкой бокового интервала. Однако нельзя сказать, что в результате самообучения они достигают высокого уровня развития. Ведь количество ошибок остается все равно достаточно большим. Процент ошибок, связанных с навыками оценки пространственно-временных параметров до автомобиля, движущегося в пересекающем и встречном направлениях, а также ошибки прогноза возможного поведения других участников ситуации, увеличивается со стажем. Это говорит о том, что в результате самообучения эти навыки практически не совершенствуются.

Что касается восприятия обстановки, то единственный тип ошибок, уменьшающийся в результате самообучения водителей, связан с навыками повторного контроля за опасностью.

  Разнообразный характер причин и условий, порождающих преступления, связанные с нарушением правил дорожного движения, обуславливает необходимость одновременного проведения комплекса правовых, естественнонаучных, технических и социальных мер, направленных на улучшение условий движения, совершенствование конструкции транспортных средств и их технического состояния, повышение квалификации и укрепление дисциплины водителей, организованность других участников дорожного движения. Особое место среди профилактических мероприятий принадлежит исследованию причин дорожно-транспортных происшествий и сопутствующих факторов. Наша основная задача заключалась не столько в поисках новых форм и методов профилактической деятельности, сколько в разработке и применении в местных условиях тех мероприятий, которые способны дать наибольший положительный результат.

Как известно, существуют четыре основных причины дорожно-транспортных происшествий:

  1. нарушение правил дорожного движения водителем;
  2. нарушение правил дорожного движения пешеходом;
  3. неудовлетворительное состояние улиц и дорог;
  4. техническая неисправность транспортных средств.

Данные негативные явления обуславливают необходимость  эффективных мероприятий по устранению причин и условий, способствующих совершению дорожно-транспортных происшествий. На основе проведенного исследования мы разделили данные мероприятия на организационно-технические и нормативно-правовые.

К последним  относим такие требования, как  отсутствие противоречивости в законодательстве в целом и уголовном в частности, а также доступность, соответствие мировым стандартам.

Профилактика  нарушений правил дорожного движения водителями имеет многоаспектный характер. Речь идет не только о действиях  водителя, но и о том, что этому  предшествовало.

Организационно-технические мероприятия, связанные с нарушением правил дорожного движения водителем транспортного средства, заключаются:

1. В необходимости  предъявления соответствующих требований  к профилактике грубых нарушений  правил дорожного движения, например, выезд на встречную полосу  движения.

Недостаточная профилактика грубых нарушений транспортной дисциплины, таких, как превышение установленной скорости, выезд на полосу встречного движения, несоблюдение очередности проезда, нарушение правил обгона приводит к негативным явлениям в сфере безопасности дорожного движения, в соответствии с этим излишнее внимание уделяется выявлению незначительных нарушений, не оказывающих существенного влияния на уменьшение дорожно-транспортных происшествий.

2. В корректировке  расстановки имеющихся сил, осуществляющих  надзор за соблюдением правил дорожного движения. Несение службы только на стационарных постах приводит к тому, что большая часть автомобильных дорог и улиц остается без надлежащего контроля

3. В повышении  профессионального мастерства водителей,  организации их стажировки при допуске для работы на линии.

Считается, что образовательную деятельность по подготовке водителей и повышению их профессионального мастерства должны осуществлять специализированные учебно-курсовые комбинаты, автошколы, а лицензирование их деятельности должна осуществлять, наряду с другими контролирующими органами, Государственная инспекция безопасности дорожного движения.

4. В создании  центров контроля за негосударственными  транспортными средствами.

Идея создания таких центров исходит, прежде всего, из экономических обстоятельств, связанных с положением автохозяйств, их организационных и структурных делений. Многие крупные автохозяйства имели контрольные пункты, где осуществлялись медицинское освидетельствование водителя и выявление неисправности автомобиля. В настоящее время возникли сотни тысяч маленьких частных автохозяйств, которые, как правило, не в состоянии организовать как технический осмотр автомобиля, так и медицинское обследование водителя на пригодность управлять транспортным средством. В этих условиях приобретают все большее значение для безопасности дорожного движения контрольные пункты, которые бы состояли из работников служб безопасности движения и осуществляли двойной контроль за техникой и за лицом, управляющим автомобилем. Контрольные пункты должны, иметь государственную основу. Бытует мнение о создании специально подготовленных групп инспекторов по предрейсовым медицинским осмотрам из числа администрации, отвечающей за безопасность движения.

Целью обязательного  медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.

Инспектора  предрейсового медицинского осмотра  могут осуществлять лишь одно направление в безопасности дорожного движения, контрольные пункты же призваны осуществлять комплексное обследование системы «человек - автомобиль».

5. В отборе  профессиональных водителей по  психофизиологическим особенностям  человека.

Немаловажной, на наш взгляд, является проблема организации тщательного отбора лиц, допущенных к управлению автомобилем. Из анализа дорожно-транспортных происшествий следует, что причины ошибок водителей, приводящих к данным происшествиям, не всегда обусловлены состоянием здоровья: определенное значение имеют психофизиологические особенности человека: умение ориентироваться в сложных ситуациях; принимать правильное решение в ограниченном промежутке времени; темперамент; скорость реакции и другие особенности личности. Для профессионального водителя, в особенности для водителей автобусов, вышеперечисленные особенности очень важны.

  Более полное обследование предлагает Т.А. Пешнова. Она пишет: «Нами предложен компьютерный комплекс методик по определению скорости сенсомоторной реакции в различных условиях, устойчивости к монотонным воздействиям, умения прогнозировать ситуацию, различных личностных характеристик.

Были выделены три группы:

  • группа здоровых водителей (контрольная группа);
  • группа лиц, страдающих хроническим алкоголизмом и наркоманией;
  • группа лиц, перенесших различные черепно-мозговые травмы.

Полученные  данные позволяют сделать вывод, что в состоянии клинической  ремиссии психофизиологическая компенсация  бывает неполной и требует ограничения  допуска лиц, страдающих алкоголизмом и перенесших черепно-мозговые травмы, особенно если речь идет о профессиональной работе водителем автотранспорта.

Данная методика очень важна для отбора водителей, желающих заниматься данной деятельностью  профессионально, и о необходимости её введения нет смысла говорить.

Продолжая эту  тему, целесообразно сказать о  лицах, управляющих транспортным средством  в состоянии опьянения. Хотя статистика говорит о снижении данного негативного  явления в сфере безопасности дорожного движения, однако эта проблема не нашла своего решения

  «Пьянство (систематическое и неумеренное употребление спиртных напитков, нередко переходящее в алкоголизм) является проблемой социальной и имеет ярко выраженное криминологическое значение. Думается, что пьянству и алкоголизму должно быть отдано «предпочтение» как причине преступности, относящейся к числу основных. Алкоголь имеет огромное воздействие на преступность», - так характеризует данное явление Г.А. Аванесов.

Информация о работе Пути предотвращения происшествий, связанных с поведением людей