Работоспособность человека и определяющие ее факторы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 19:39, курсовая работа

Краткое описание

Предлагаемая работа посвящена подробному освещению темы работоспособности человека и путей ей сохранения.
Целью данной курсовой работы является изучение работоспособности и факторов, влияющих на нее.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
1. Дать определение работоспособности человека;
2. Выявить факторы, влияющие на работоспособность;
3. Рассмотреть влияние определенных факторов на работоспособность;
4. Провести анкетирование и выявить уровень работоспособности студентов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И УСЛОВИЯ ЕЕ ОПТИМИЗАЦИИ
1.1 Работоспособность и производительность труда: сущность, взаимосвязь, факторы
1.2 Физиологические факторы снижения работоспособности
1.3 Условия оптимизации производительного труда
1.4 Соблюдение режимов труда и отдыха как путь сохранения работоспособности человека
1.5 Психические процессы и эффективность деятельности
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Организация исследования
2.2. Методы исследования
2.3. Результаты исследования и их обсуждение
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Вложенные файлы: 1 файл

Курсова Лоскутова.docx

— 86.88 Кб (Скачать файл)

В каждый момент работоспособность определяется воздействием разнообразных внешних  и внутренних факторов не только по отдельности, но и в их сочетании. Взаимодействие некоторых из них  представлено на рис. 1.

 

Рис. 1. Причинно-следственные связи при наступлении усталости  и снижении работоспособности

 

Работоспособность в трудовой деятельности в определенной степени зависит от свойств личности, типологической особенности нервной  системы, темперамента. Наряду с этим, на нее влияют новизна выполняемой  работы, интерес к ней, установка на выполнение определенного конкретного задания, информация и оценка результатов по ходу выполнения работы, усидчивость, аккуратность, уровень двигательной активности.

Приведенные материалы подчеркивают значимость фактора здоровья для успешного  труда с наименьшими психо-эмоциональными и энергетическими затратами. Формирование здоровья успешно может проходить лишь в условиях организации здорового образа жизни, что возможно лишь в случае, когда у человека сформирована грамотная физическая культура.

Вышесказанное свидетельствуют о том, что здоровье человека напрямую связано с его  работоспособностью и утомляемостью.

Таким образом, здоровье — важнейший фактор работоспособности  и гармонического развития человеческого  организма.

1.3 Условия оптимизации производительного труда

 

Оптимизация режима труда предусматривает рациональное построение трудового процесса, предупреждающее  быстрое наступление утомления  и обеспечивающее оптимальную реализацию рабочих функций в высокой  эффективности деятельности.

Для достижения высокой результативности, экономичности  и безошибочности деятельности необходимо добиваться выполнения условий ее оптимизации.

Первым  условием рационального построения трудового процесса является согласование индивидуального психического и  физиологического темпов человека с  технологически оптимальным темпом эксплуатации конкретного вида оборудования (машины или приспособления). Что  касается работника, то разговор идет о темпах и сроках трудовой деятельности, определяемых целями, особенностями  и задачами предприятия.

Вторым  условием рационального построения производственного процесса является плановость или последовательность и систематичность трудового  процесса.

Третьим условием рационального построения трудового процесса принято считать  чередование различных форм труда  с периодами отдыха. Это условие  заложено в принятый в данной организации  распорядок дня, предусматривающий  оптимальную продолжительность  и организацию труда и отдыха, в том числе для некоторых  видов труда — приема пищи и  сна.

Все эти  три условия связаны с тем, что эффективность труда человека не постоянна и меняется под влиянием различных факторов. Специалисту  по работе с персоналом следует учитывать, что колебания производительности труда человека отмечаются в зависимости  от фазы деятельности, времени года, времени суток, недельного ритма, погодных условий, климатического пояса и  т.д.

Рассмотрим  динамику эффективности деятельности сотрудника на различных этапах рабочей  смены.

 

Рис. 2. Эффективность  деятельности человека на разных этапах рабочей смены,где ВР — этап «врабатывания»; ОЭ — этап оптимальной эффективности деятельности; ПК — этап полной компенсации; НК — этап неустойчивой компенсации; КП — этап конечного порыва.д отдых производительность работоспособность

Период  «врабатывания» характеризуется постепенным  ростом эффективности труда, привыканием  к обстановке, к условиям деятельности, перестройкой психики на рабочий  ритм. На этом этапе, особенно в начальный  его период, возможны значительные колебания (до 40%) производительности труда, точности рабочих операций и качества работы специалиста. Это происходит потому, что высокий уровень работоспособности, потенциальных возможностей организма  не совпадает с состоянием психики, не подготовленной к выполнению конкретных рабочих операций в специфических  условиях деятельности. Общая продолжительность  периода «врабатывания» колеблется от 10—15 минут до получаса и в значительной степени зависит от индивидуальных особенностей сотрудников и сфер их деятельности. Оценивать степень  адаптации работника лучше всего  по качественным характеристикам деятельности (количество допускаемых ошибок), так  как другие показатели (время реагирования, темп деятельности и другие) относительно слабо изменяются на разных этапах работы.

Период  оптимальной эффективности деятельности, сменяющий этап «врабатывания», характеризуется  высокой и устойчивой производительностью  труда, отсутствием ошибок при выполнении рабочих операций и сопровождается положительными эмоциями при полном отсутствии каких бы то ни было признаков утомления.

Энергетические  потери организма полностью восстанавливаются  в процессе деятельности. Длительность периода оптимальной эффективности  зависит от большого числа факторов, к которым относятся условия  деятельности, состояние здоровья работников, полноценность отдыха, режим питания, благоприятная атмосфера в коллективе, наличие положительных эмоций и  т.д.

Вместе  со следующим за этим периодом этапом полной компенсации, переход в который  происходит плавно и незаметно, они  составляют основную часть рабочего цикла (во всяком случае, не менее 50% рабочего времени). Объективно о наступлении  этого периода можно судить по некоторому учащению пульса, дыхания, появлению напряженности, повышению артериального давления крови, изменению сопротивления кожи. Субъективно человек еще испытывает в это время приятное ощущение в мышцах, удовольствие от качественно выполняемой умственной или физической работы и только в отдельные промежутки времени отмечает необходимость более полного сосредоточения внимания на выполняемых операциях, проскальзывающие элементы неуверенности в действиях. Производительность труда по-прежнему остается высокой.

В то же время, отличительной особенностью периода полной компенсации является появление первых признаков утомления, которые легко преодолеваются (полностью  компенсируются) волевым усилием, соответствующим  настроем человека на качественное выполнение решаемых задач, силой преобладающих  для данной личности мотивов, установок  поведения.

Степень утомления организма отражается нашей психикой и субъективно  воспринимается как усталость. Усталость  — это психологическое состояние, препятствующее успешной реализации работоспособности  в конкретные продукты деятельности. Обычно оно сопровождается тяжестью в голове, в конечностях, «разбитостью», возникновением отрицательных мотивов  к труду, к дальнейшему выполнению функциональных обязанностей. Кадровику  следует знать, что в ряде случаев  чувство усталости возникает  задолго до наступления утомления.

Это происходит при отсутствии у человека устойчивых мотивов, слабом осознании им важности безупречного выполнения своих обязанностей, отсутствии интереса к данному виду работы, а также в случае, когда  преждевременное появление усталости  явилось результатом неблагополучного климата в коллективе или из-за грубости и нетактичности руководителя, из-за ухудшения настроения работника, вызванного семейными неурядицами, получением неприятных известий и т.п. И наоборот, возможно подавление усталости при наличии явных признаков утомления. Такие случаи характерны для специалистов увлеченных, любящих свое дело, хорошо относящихся к труду, с высоким уровнем сознательности и ответственности.

Зависимость момента возникновения чувства  усталости от психических предпосылок  открывает для специалиста по работе с персоналом большие перспективы  по целенаправленному управлению этим состоянием, поддержанию высокой  результативности деятельности. Психический  механизм подавления, отодвигания времени  возникновения состояния усталости  основывается на свойстве сознания иметь  в сфере внимания ограниченное количество объектов и явлений внешней и  внутренней среды.

Более выражено признаки утомления проявляются  на этапе неустойчивой компенсации. Работнику чаще всего уже не удается волевым усилием поддерживать высокий уровень производительности труда, точно и своевременно реагировать на изменение обстановки на рабочем месте. В этот период все более выражено проявляется чувство усталости, сопровождаемое значительными изменениями физиологических показателей. Время наступления периода неустойчивой компенсации зависит от индивидуальных особенностей работника, его выносливости, тренированности, режима жизни и деятельности организации, отдыха и ряда других факторов. При появлении признаков периода неустойчивой компенсации рекомендуется производить смену работников или учитывать время наступления этого этапа при нормировании труда (например, перерывы в работе).

Кадровику необходимо помнить, что даже при  одинаковой степени утомления наступление  периода неустойчивой компенсации  в значительной степени зависит  от сознательности человека, развития его волевых качеств, дисциплинированности, позволяющих отодвинуть момент выхода утомления на психологический уровень  превращения его в состояние  усталости, резко ослабляющее эффективность  решаемых задач.

На этапе  прогрессивного снижения эффективности  деятельности отмечается быстрое нарастание утомления, резко возрастает количество ошибочных действий, происходят значительные сдвиги в функциональном состоянии  организма. Дальнейшее выполнение обязанностей является нецелесообразным, так как  организм выходит за пределы обычной  физиологи ческой нормы.

В то же время это не свидетельствует  об израсходовании всех возможностей организма для продолжения деятельности. Так, например, широко известно, что  даже в состоянии крайней усталости  в ряде случаев у работников наблюдается  за 20—30 минут до окончания смены  кратковременное повышение эффективности  деятельности (так называемый «конечный  порыв»).

Подобное  кратковременное повышение дееспособности психологи связывают с улучшением настроения работника, его жизненного тонуса, волевой мобилизацией оставшихся энергетических ресурсов при осознании  приближения момента окончания  успешно прошедшей рабочей смены, а, следовательно, изменения режима жизнедеятельности, перехода к послесменному отдыху и к восполнению энергетических затрат. Наступает момент, когда уже нет необходимости растягивать остаток сил на продолжительное время, а можно и нужно вложить их в качествен ное выполнение рабочего алгоритма.

В некоторых  случаях конечный порыв вызывается стремлением человека показать себя с лучшей стороны, продемонстрировать свою выносливость, зрелость, умение и  мастерство перед пришедшими на их смену коллегами или другими  людьми (например, руководителем). Это  легко понять, если учесть, что члену  коллектива совсем небезразлично мнение окружающих, тем более начальника, о качестве проделанной им работы. Внешне эта заинтересованность может  либо вообще не высказываться, либо работник будет ее маскировать пренебрежением к похвале.

Хорошо  изучены колебания производительности труда, вызываемые суточным ритмом жизни  человека. Этот ритм является результатом  привыкания к цикличности таких природных процессов, как бодрствование и сон. Наиболее высокая эффективность труда в 8.00—12.00, а также в период между 17.00 и 21.00. Хуже всего работники справляются с рабочими заданиями в такие временные интервалы, как 14.00—16.00 и особенно 2.00—6.00 ночи. Установлено, что 25% опрошенных водителей засыпали за рулем между 12 и 15 часами дня и 58% водителей — в промежуток 0.00—5.00 утра.

Работоспособность в течение суток также зависит  от типа личности. Так называемые «совы» (около 30%) лучше приспособлены к  вечернему труду. «Жаворонкам» лучше  работается в первой половине дня. «Голуби» или «аритмики» примерно одинаково работоспособны как днем, так и вечером.

Известна  простая методика по выявлению своей  принадлежности к тому или иному  типу работников. Ее автор — немецкий физиолог Г. Хольдебрант. Необходимо число сердечных сокращений в минуту (в спокойном состоянии) разделить на количество дыхательных актов (вдох-выдох) в минуту. Если у вас получилось соотношение 4 : 1, то вы — аритмик. Если это соотношение 5 — 6 : 1, то вы — «жаворонок». Если же это соотношение в виде более 6 : 1, то вы сова.

Также выявлено изменение продуктивности труда  в течение рабочей недели. В  основу исследований были положены изменения  в частоте возникновения случаев  производственного травматизма. Выявлено, что наиболее низкая продуктивность труда в понедельник (вспомним известное  «понедельник — день тяжелый», «ничего  важного в понедельник не решается»  и т.п.). Наиболее высокая продуктивность труда в среду и четверг, а  к концу недели она снижается.

    1. Соблюдение режимов труда и отдыха как путь сохранения работоспособности человека

 

В зависимости  от специфики производственной деятельности коллектива и, соответственно, кривой производительности труда, необходимо реализовать следующие мероприятия  по режиму труда и отдыха:

–  перерывы на отдых, их количество, периодичность, занятия во время перерывов;

–  изменение темпа (ритма) работы;

–  сменяемость производственной деятельности в течение рабочего дня;

–  использование музыки во время работы.

Перерывы  на отдых должны организовываться в  соответствии со следующими принципами:

    1. Необходимо соблюдать постоянный ритм труда и отдыха, т.е. не нарушать время начала отдыха и возобновления трудового процесса. Это позволяет уменьшить длительность периода «врабатывания» после перерыва.
    2. Не менять часто введенный режим.
    3. Перерывы на отдых должны быть чаще во второй половине дня.
    4. При монотонной работе перерывы необходимо проводить чаще, но не продолжительные.
    5. Длительные перерывы неэффективны, т.к. они нарушают привыкание к работе.
    6. Для каждого вида труда необходимо свое чередование труда и отдыха. Известно, например, что большую роль в усвоении материала играют перерывы в учебе. В средней школе длительность урока равна 40—45 минутам. Это связано с временем сохранения устойчивого внимания к объекту изучения. В высшей школе учебные занятия проходят спаренными часами по 80—90 минут. Негативные стороны спаренных часов заключаются не только в образовании застойных процессов в организме, но и, как следствие, — в сниженной интеллектуальной активности слушателей после 40—45 минут занятий.

Информация о работе Работоспособность человека и определяющие ее факторы