Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 19:39, курсовая работа
Предлагаемая работа посвящена подробному освещению темы работоспособности человека и путей ей сохранения.
Целью данной курсовой работы является изучение работоспособности и факторов, влияющих на нее.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
1. Дать определение работоспособности человека;
2. Выявить факторы, влияющие на работоспособность;
3. Рассмотреть влияние определенных факторов на работоспособность;
4. Провести анкетирование и выявить уровень работоспособности студентов.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И УСЛОВИЯ ЕЕ ОПТИМИЗАЦИИ
1.1 Работоспособность и производительность труда: сущность, взаимосвязь, факторы
1.2 Физиологические факторы снижения работоспособности
1.3 Условия оптимизации производительного труда
1.4 Соблюдение режимов труда и отдыха как путь сохранения работоспособности человека
1.5 Психические процессы и эффективность деятельности
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Организация исследования
2.2. Методы исследования
2.3. Результаты исследования и их обсуждение
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 |
A – 8 |
B – 3 |
C – 1 |
D – 5 |
2 |
A – 2 |
B – 2 |
C –6 |
D – 7 |
3 |
A – 3 |
B – 6 |
C –8 |
D ––––––––––– |
4 |
A – 3 |
B – 2 |
C –5 |
D – 7 |
5 |
A – 3 |
B – 4 |
C –10 |
D ––––––––––– |
6 |
С – 6 |
B – 5 |
C –0 |
D – 6 |
7 |
A – 8 |
B – 7 |
C –2 |
D ––––––––––– |
8 |
A – 5 |
B – 11 |
C –0 |
D – 1 |
9 |
A – 2 |
B – 2 |
C –13 |
D ––––––––––– |
10 |
A – 2 |
B – 2 |
C –11 |
D – 2 |
Как видно из таблицы 2.1, большее количество человек выбрало варианты:
По результатам
таблицы 1 можно сделать вывод,
что большинству студентов
Из-за работы
у студентов немного сбивается
режим питания, но это не сильно влияет
на их работоспособность. В течение
недели у большинства участников
анкетирования накапливается
Для большей
части студентов замечания
При ежедневной работе студенты испытывают не очень большое физическое и умственное напряжение.
По полученным результатам можно заключить, что на работоспособность данной группы практически не влияют внешние факторы, если студенты увлечены выполняемой работой. Однако ели работа им не интересна, то и вероятность получения от работы каких – либо положительных результатов не очень велика, поскольку работоспособность будет на очень низком уровне.
Итак, работоспособность
есть потенциальная возможность
индивида выполнять целесообразную
деятельность на заданном уровне эффективности
в течение определенного
Работоспособность в материальном производстве – свойство работника, обусловливающее потенциально доступный ему уровень производительности труда при фиксированном уровне качества продукции. Понимаемая таким образом работоспособность есть целостная, интегральная характеристика человека как работника под углом зрения резервов человеческого фактора, которыми он располагает. При этом она включает как физические, так и духовные силы человека в единстве, в слитности.
Когда говорят
о работоспособности
Факторами работоспособности являются функциональные резервы организма и качество их регулирования. Они связаны с периодом онтогенеза (хронологическим и биологическим возрастом), наследственной обусловленностью, состоянием здоровья.
Производительность
труда — количественная характеристика
выполняемой персоналом работы, которая
связана с уровнем
Общий уровень производительности определяют два типа факторов:
– краткосрочные — объективные (например, изменение номенклатуры сырья и видов энергии в связи с авариями, цикличные колебания качества сырья); субъективные (например, колебание уровня трудоспособности в течение дня, недели, года);
– долгосрочные (например, цены на материалы, энергию, качество оборудования).
Поскольку
под работоспособностью человека в
процессе труда мы понимаем максимальные
(предельные) функциональные возможности
его организма для выполнения
конкретной работы, то в течение
рабочей смены
Зависимость
между производительностью
Важнейшим фактором работоспособности человека является его здоровье. Формирование здоровья успешно может проходить лишь в условиях организации здорового образа жизни, что возможно лишь в случае, когда у человека сформирована грамотная физическая культура.
Для достижения высокой результативности, экономичности и безошибочности трудовой деятельности человека необходимо добиваться выполнения условий ее оптимизации.
Первым условием рационального построения трудового процесса является согласование индивидуального психического и физиологического темпов человека с технологически оптимальным темпом эксплуатации конкретного вида оборудования (машины или приспособления). Что касается работника, то разговор идет о темпах и сроках трудовой деятельности, определяемых целями, особенностями и задачами предприятия.
Вторым условием рационального построения производственного процесса является плановость или последовательность и систематичность трудового процесса.
Третьим условием рационального построения трудового процесса принято считать чередование различных форм труда с периодами отдыха. Это условие заложено в принятый в данной организации распорядок дня, предусматривающий оптимальную продолжительность и организацию труда и отдыха, в том числе для некоторых видов труда — приема пищи и сна.
Все эти
три условия связаны с тем,
что эффективность труда
В зависимости
от специфики производственной деятельности
коллектива и, соответственно, кривой
производительности труда, необходимо
реализовать следующие
– перерывы на отдых, их количество, периодичность, занятия во время перерывов;
– изменение темпа (ритма) работы;
– сменяемость производственной деятельности в течение рабочего дня;
– использование музыки во время работы.
Перерывы на отдых должны организовываться в соответствии со следующими принципами:
– Необходимо соблюдать постоянный ритм труда и отдыха, т.е. не нарушать время начала отдыха и возобновления трудового процесса. Это позволяет уменьшить длительность периода «врабатывания» после перерыва.
– Не менять часто введенный режим.
– Перерывы на отдых должны быть чаще во второй половине дня.
– При монотонной работе перерывы необходимо проводить чаще, но не продолжительные.
– Длительные перерывы неэффективны, т.к. они нарушают привыкание к работе.
– Для каждого вида труда необходимо свое чередование труда и отдыха. Известно, например, что большую роль в усвоении материала играют перерывы в учебе. В средней школе длительность урока равна 40—45 минутам. Это связано с временем сохранения устойчивого внимания к объекту изучения. В высшей школе учебные занятия проходят спаренными часами по 80—90 минут. Негативные стороны спаренных часов заключаются не только в образовании застойных процессов в организме, но и, как следствие, — в сниженной интеллектуальной активности слушателей после 40—45 минут занятий.
Помимо оптимального режима труда и отдыха на сохранение работоспособности человека влияет учет психологических факторов и условий работоспособности сотрудников организации, а также специфики функционирования психических процессов в ходе их деятельности. В соответствии с принципами оптимального труда, нужно всегда помнить о роли мотивации, потребностей, установок и позиции личности в труде.
Информация о работе Работоспособность человека и определяющие ее факторы