Работоспособность человека и определяющие ее факторы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 19:39, курсовая работа

Краткое описание

Предлагаемая работа посвящена подробному освещению темы работоспособности человека и путей ей сохранения.
Целью данной курсовой работы является изучение работоспособности и факторов, влияющих на нее.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
1. Дать определение работоспособности человека;
2. Выявить факторы, влияющие на работоспособность;
3. Рассмотреть влияние определенных факторов на работоспособность;
4. Провести анкетирование и выявить уровень работоспособности студентов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И УСЛОВИЯ ЕЕ ОПТИМИЗАЦИИ
1.1 Работоспособность и производительность труда: сущность, взаимосвязь, факторы
1.2 Физиологические факторы снижения работоспособности
1.3 Условия оптимизации производительного труда
1.4 Соблюдение режимов труда и отдыха как путь сохранения работоспособности человека
1.5 Психические процессы и эффективность деятельности
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Организация исследования
2.2. Методы исследования
2.3. Результаты исследования и их обсуждение
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Вложенные файлы: 1 файл

Курсова Лоскутова.docx

— 86.88 Кб (Скачать файл)

 

Рис. 3. Время, необходимое для перерыва по восстановлению работоспособности

В целом  же при тяжелом физическом труде  целесообразны более редкие, но продолжительные  паузы, а при умственной нагрузке (особенно при наличии психологического напряжения) — короткие, но частые.

Нарушение чередования труда и отдыха способствует быстрому развитию состояния утомления, что, в свою очередь, снижает интерес  к выполняемой работе, повышает раздражительность, возбудимость, которая проявляется  в ухудшении сна и головных болях.

Длительность  периодов производительного труда  определяется не только расходованием  энергии на выполнение рабочих функций, но и необходимостью дополнительных усилий на поддержание рабочей позы при отсутствии рациональных точек  опоры для ног, спины, рук и  головы.

1.5 Психические процессы и эффективность деятельности

 

В процессе работы человек получает информацию об адекватности собственных воздействий  на предмет труда, об изменениях обрабатываемого  материала, о состоянии машин  и инструментов, об изменениях в  окружающей среде. Эта информация поступает  в форме разнообразных сигналов естественного и искусственного происхождения.

К естественным сигналам относятся различные внешние  признаки работающих механизмов (шумы, световые блики, тепловые излучения  и т.д.), к искусственным — свет от лампочек, транспорантов , звонки, сирены, положение стрелок измерительных приборов, указателей и т.п.

Воздействуя на органы чувств, эти сигналы вызывают различные ощущения (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, кинестетические  и другие). Комплекс подобных ощущений формирует целостное восприятие происходящего трудового процесса. Особую роль в восприятии происходящих изменений играет зрительный анализатор, через который поступает основной информационный поток. Так, например, именно неравномерная загрузка зрительного  анализатора, в ущерб слуховому, тактильному и другим, является печальной  причиной ухудшения зрения у сотрудников, работающих за компьютером, или другими  приборами с электронно-лучевыми трубками и, как следствие, причиной ношения очков в сравнительно молодом возрасте.

Наиболее  важными свойствами поступающих  к человеку сигналов являются их качество, сила, величина, форма, положение, перемещение, время возникновения и длительность.

Так, например, важную роль играет цвет поступающих  сигналов, причем чаще всего для  сигнализации используются 4 основных цвета: красный, зеленый, синий и  желтый. Легко различаются также  черный и белый цвета. Англичанин Дж.Дальтон своей фамилией дал название большой группе людей-дальтоников, у которых была выявлена неспособность различения некоторых цветов (большей частью красного и зеленого). Дальтон заметил у себя такой недостаток при сборе красных ягод земляники. Некоторые исследователи приписывают дальтонизм известному российскому художнику Врубелю, который плохо различал синий цвет, что способствовало его преобладанию в таких картинах, как «Демон» и «Царевна Лебедь» и придавало их восприятию холодно-мистический оттенок. Гете полжизни писал свой трактат «Теория цвета». Не избежал подобной участи и гениальный русский ученый М.В. Ломоносов, изложивший свои соображения по этой проблеме в работе «Слово о происхождении света, новую теорию о цветах представляющее».

Известно, например, что цвет может лечить больных. О лечебных свойствах цвета  писал В.М. Бехтерев, идея которого успешно  реализована английскими психиатра  ми, доказавшими, что на импульсивных людей благотворно действует  красный цвет, а на рассудительных — синий.

Правда, известны и другие примеры, напоминающие испанскую корриду. Речь идет об интенсивном  и частом использовании красных  плакатов в небольших помещениях или замкнутых пространствах. Никакой  пользы, кроме быстрой утомляемости и возрастающей раздражительности, они не дают.

Известно, что по распоряжению президента Медицинской  академии Н.Н. Блохина классический для лечебных учреждений белый цвет в операционных был заменен светло-зеленым, что помогало существенно снизить усталость врачей. В настоящее время можно также увидеть хирургов в зеленых халатах и окрашенные в зеленый цвет школьные парты.

О роли цветовой окраски в трудовой деятельности и его влиянии на производительность труда писал профессор С.В.Кравков. Он, в частности, отмечал особое значение зеленого цвета, который, по его мнению, повышает чувствительность к звукам, запахам и понижает давление крови в сосудах глаз, способствуя их активному отдыху. Люшер разработал тест, в основе которого лежит связь выбираемой испытуемым последовательности цветов с его личностными качествами.

Большое значение играет сила сигнала. Так, слабая освещенность способствует быстрому утомлению  глаз и необратимому ухудшению зрения. Сильный сигнал может вызвать  ослепление, оглушение. Известно, например, что увлечение плейерами является причиной значительного ухудшения  слуха, а использование мерцающих  люминесцентных ламп и несовершенных  компьютерных мониторов испортило  зрение многим программистам. В военной  литературе описан также случай успешного  использования силы авиационных  прожекторов для ослепления противника в сражении на Зееловских высотах под Берлином.

При определении  оптимального для восприятия размера  раздражителя следует помнить, что  минимальный угол различения не должен быть меньше 10''. Практически это  соответствует темной линии толщиной 0,5 мм воспринимаемой на белом фоне с расстояния 10 м.

Преимущество  по форме различения имеют предметы правильных очертаний: точки, круги, треугольники, квадраты и т.п. Здесь можно привести пример теста «Квадрат, круг, треугольник», приписываемый З. Фрейду и использованный в отечественном художественном фильме «Мы, нижеподписавшиеся».

Сигналы неправильной формы воспринимаются значительно хуже за исключением  тех из них, которые напоминают какой-то реально существующий предмет.

В известной  мере, эффективности трудовой деятельности способствует расположение сигнала  в поле восприятия. Так, при смене  типа самолета летчики допускают  порой очень серьезные ошибки из-за разного расположения источников информации.

Движение  сигнала в области восприятия (на экране компьютера, на приборной  панели, в периферической зоне бокового зрения) облегчает его обнаружение  по сравнению со статичным расположением. Подвижные сигналы, в свою очередь, делят на дискретные и непрерывные. Дискретные сигналы появляются и исчезают из поля зрения. А непрерывные изменяют свои характеристики (громкость сигнала, положение световой отметки, положение стрелки на шкале и т.п.).

Движущиеся  сигналы привлекают наше внимание, но создают больше проблем с их расшифровкой и точностью оценки. В последнее время стали много  говорить о вредности некоторых  периодически повторяющихся сигналов (особенно с меняющейся цветовой раскраской): мерцания экранов дисплеев, люминесцентных ламп и особенно использования некоторых опасных для человека мельканий кинокадров рисованных мультиков (известный случай резкого массового увеличения количества детских неврозов в Японии в декабре 1997 г.).

Длительность  сигнала также является фактором, влияющим на состояние человека. Кратковременный  сигнал может остаться незамеченным (вспомним «эффект 25 кадра» в рекламных  фильмах). Кроме того, два кратковременных  сигнала могут слиться в один, если промежуток между ними менее 0,1 сек.

Выше  отмечались особенности различения сигналов, находящихся в различных  местах поля восприятия, которое может  помочь мгновенному восприятию или  требовать пристального внимания с  напряжением зрения. Причем в центре поля зрения четкость восприятия выше, но периферическое восприятие более  чувствительно к слабым сигналам и их динамике. Некоторые области  поля восприятия имеют большую вероятность  появления сигналов, а некоторые  — меньшую. То же самое можно сказать  и об их ценности.

Иррадиация  восприятия заключается в искажении  размеров предметов (например, светлые  предметы кажутся больше аналогичных  темных). Типичным примером иллюзии  можно считать искаженное, преувеличенное восприятие луны и солнца вблизи горизонта  по сравнению с их размером в зените.

Но как  бы не привлекали нас приведенные  выше примеры, всегда нужно помнить  о целостности личности и процесса деятельности, о влиянии на трудовой процесс окружающей обстановки, прошлого жизненного и профессионального  опыта, значимости для работника  поставленной задачи, мотивации и  о многих других психологических  предпосылках эффективной деятельности работника.

Так, например, сама деятельность может быть сравнительно простой, но требующей риска, больших  энергетических затрат, неудобств и  создавать опасность для жизни  и здоровья исполнителя, отчего решение  на участие в такой деятельности принимается со значительными трудностями.

В соответствии с изложенными выше принципами оптимального труда, нужно всегда помнить о  роли мотивации, потребностей, установок, позиции личности в труде.

Важной  составляющей и предпосылкой достижения результата деятельности является также  процесс психомоторного исполнения замысла.

«Смеется  ли ребенок при виде игрушки, улыбается  ли Гарибальди, когда его гонят  за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при первой мысли о  любви, создает ли Ньютон мировые  законы и пишет их на бумаге —  везде окончательным фактом является мышечное движение», — так начал  в 1863 году свою книгу «Рефлексы головного  мозга» И.М.Сеченов, заложивший ею, по сути дела, основы психомоторики [1]. Но еще раньше, в 1795 году, появилось понятие «время реакции». Его связывают с именем Маскелина из Гринвичской обсерватории, который уволил за ошибочное определение (по сравнению с его собственными, как он считал, безупречными, измерениями) времени прохождения небесных светил через Гринвичский меридиан на целых 0,5 сек молодого сотрудника Кемпбелла. Правда, через 30 лет Кемпбелл был реабилитирован немцем Бесселом, установившим, что получаемые у разных астрономов расхождения обусловлены их индивидуальными различиями реагирования (психической реакции, как тогда говорили). Причем это время, как оказалось, зависит от многих причин: от психического состояния человека, от силы сигнала, от степени усталости, от типа ВНД и т.д.

Все помнят натруженные мозоли от неудобных  ручек лопат (до сих пор поступают  заявки на изобретение новых видов  лопат, ручек к ним, формы режущего лезвия и т.п.), боли в спине, в ногах, руках, шее от многократного выполнения однообразных мышечных движений, характерных  для симплифицированных видов ручного труда. Да и ручные инструменты (молоток, пила, напильник и т.д.) зачастую создают нагрузку на одни и те же группы мышц.

Особо стоит  остановиться на устройстве рабочего кресла. В 1948 году в Стокгольме шведский врач опубликовал свою работу «Рабочие позы стоя и сидя», в которой писал, что 5000 лет мы сидим неправильно. Все дело в спинке сидения. Оказывается, мы должны опираться на согнутую под определенным углом спинку сидения не лопатками, как это предполагалось большинством прежних конструкций, а поясницей. При этом плоскость сидения должна быть слегка наклонена к спинке, чтобы при откидывании назад воспрепятствовать сползанию вперед.

Для продуктивной и безошибочной деятельности большое  значение имеет соответствие идеомоторных реакций и двигательных действий. Разговор идет о двигательных действиях, вызванных мыслями, идеями («думаю»  — «делаю»). При рисовании прямой линии без линейки возникающее  опасение о том, как бы не нарушить прямолинейность, часто неизбежно  приводит к отклонениям от желаемого.

Широко  известно возникающее у многих раздражение, когда советчики начинают «под руку»  подсказывать, как нужно действовать  в той или иной ситуации. Вспомните, из-за чего началась драка в фильме «Джентльмены удачи» между двумя  героями, играющими в шахматы, и  третьим, который все время мешал  думать своими подсказками: «Лошадью, лошадью ходи!» Аналогичная история  произошла и с героем фильма «Брилиантовая рука», когда он все же перепутал наставление «Дитям — мороженое, бабе — цветы. Не перепутай , Кутузов!» Сказанное «под руку» привело к противоположному результату.

Таким образом, учет психологических факторов и  условий работоспособности сотрудников  организации, а также специфики  функционирования психических процессов  в ходе деятельности позволит кадровому  работнику более продуктивно  влиять на качество и эффективность труда.

 

ГЛАВА 2. Организация и методы исследования

 

2.1 Организация исследования

 

Цель исследовательской работы заключалась в выявлении факторов, влияющих на работоспособность студентов. Поставленная цель определила решение  следующих задач:

1. Подобрать методики работы.

2. Проанализировать полученные  данные.

3. Сделать вывод.

     В исследовании принимали участие студенты группы М – 303  ГБОУ СПО (ССУЗ) «Южно-Уральский многопрофильный колледж» города Челябинска – 17 человек в возрасте 17–19 лет (юношей – 3, девушек –14).

 

2.2 Методы исследования

 

В качестве диагностической методики использовалось анкетирование, которое состояло из 10 вопросов закрытого типа.

Цель: Методика используется для выявления условий, благоприятно влияющих на работоспособность.

Материал: Бланк с напечатанными на нем  вопросами. Каждый вопрос имеет несколько  вариантов ответов, из которых студент должен выбрать наиболее подходящий для него вариант.

 

2.3 Результаты  исследования и их обсуждение

 

Исследовательская работа позволила получить следующие  результаты:

Таблица 2.1 – Результаты анкетирования студентов 

Информация о работе Работоспособность человека и определяющие ее факторы