Развитие воображения в старшем дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2015 в 01:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашего исследования является изучение и развитие воображения в старшем дошкольном возрасте
Объект исследования: воображение как психологический процесс
Предмет исследования: особенности развития воображения в старшем дошкольном возрасте
Гипотеза: мы предположили, что воображение в старшем дошкольном возрасте подлежит развитию.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
Глава 1 Проблема воображения и его развитие в детском возрасте…...6
1.1 Понятие и сущность воображения………………………….....6
1.2 Виды воображения……………………………………………...9
1.3 Особенности воображения и его развитие………..………..14
Глава 2 Изучение и развитие воображения
как психологического феномена…………………………………….……17
2.1 Исследование уровня развития воображения………….……17
2.2 Методика Т.Д. Марцинковской «Нарисуй что – нибудь»....17
2.3 Методика Т. Д. Марцинковской «Придумай игру»………...19
2.4 Психолого-педагогические рекомендации
по развитию воображения в старшем дошкольном возрасте …………..21
Заключение
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по психологии.docx

— 66.99 Кб (Скачать файл)

 

 

Минобрнауки России

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Вятский государственный гуманитарный университет»

 

Кафедра общей и специальной психологии

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Развитие воображения в старшем дошкольном возрасте»

 

 

 

Выполнила:

                       студентка  1 курса

                                                                                     исторического факультета

группы ПОИСО–11

очной формы обучения

Попова Татьяна Викторовна

 

Научный руководитель:

канд. психол. наук, доцент

кафедры общей и специальной психологии

Кузьмина Валентина Петровна

_____________________/подпись/

 

 

КИРОВ                                                                                                                           2014

Оглавление

 

Введение………………………………………………………………….3

Глава 1 Проблема воображения и его развитие в детском возрасте…...6

            1.1 Понятие и сущность воображения………………………….....6

            1.2 Виды воображения……………………………………………...9

            1.3  Особенности воображения и его развитие………..………..14

Глава 2 Изучение и развитие воображения

 как психологического феномена…………………………………….……17

            2.1 Исследование уровня развития воображения………….……17

            2.2 Методика Т.Д. Марцинковской «Нарисуй что – нибудь»....17

            2.3 Методика Т. Д. Марцинковской «Придумай игру»………...19

            2.4 Психолого-педагогические рекомендации

по развитию воображения в старшем дошкольном возрасте …………..21

Заключение

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

     Воображение - есть всегда процесс построения нового на основе переработки, мысленной реконструкции оставшихся в сознании человека от прошлого опыта представлений, т. е. процесс преобразующего отражения действительности. Воображение развилось у человека в процессе трудовой деятельности.

     Проблема развития воображения детей старшего  дошкольного возраста привлекает к себе пристальное внимание психологов и педагогов. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать, лишите человека фантазии и прогресс остановится. Значит, воображение и фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития,  а развивается она особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.

     В литературе  по психологии  существуют разные точки зрения на происхождение и развитие воображения. Сторонники одного из подходов полагают, что становление  творческих процессов связано с созреванием определённых структур (Ж. Пиаже, З. Фрейд). При этом механизмы воображения оказывались обусловленными внешними по отношению к этому процессу характеристиками (развитие интеллекта или развитие личности ребенка).

     Другая группа исследователей считает, что происхождение воображения зависит от хода биологического созревания индивида (К. Коффка, Р. Арнхейм). К механизмам воображения данные авторы относили составляющие внешних и внутренних факторов.

     Представители третьего подхода (Т. Рибо, А. Бэн) объясняют возникновение и развитие воображения накоплением индивидуального опыта, при этом рассматривались как переходы данного опыта (ассоциации, накопление полезных привычек).

     В отечественной психологии исследования, посвященные развитию воображения у детей дошкольного возраста, также занимают значительное место. Большинство авторов связывает формирование воображения с развитием игровой деятельности ребенка (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.). Однако проблема особенностей развития воображения ими практически не рассматривалась.

     Исходя из вышесказанного, и определив, что воображение в жизни человека играет огромную роль, возникает необходимость рассмотреть его более подробно и попытаться выяснить, каким образом его можно развить. Это и послужило основанием для выбора темы курсовой работы: «Развитие воображения в старшем дошкольном возрасте».

     Целью нашего  исследования является изучение и развитие воображения в старшем  дошкольном возрасте

     Объект исследования: воображение как психологический процесс

     Предмет исследования: особенности развития воображения в старшем дошкольном возрасте

     Гипотеза: мы предположили, что воображение в старшем дошкольном возрасте подлежит развитию.

     В соответствии с целью и предполагаемой гипотезой были поставлены следующие задачи:

  1. Изучение литературы по проблеме исследования.
  2. Подбор диагностического материала и его обоснование.
  3. Психолого-педагогические рекомендации по развитию воображения в старшем дошкольном возрасте.

     На основе обозначенных задач были определены следующие методы:

  • теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
  • методика Т.Д. Марцинковской «Нарисуй что – нибудь»
  • методика Т.Д. Марцинковской «Придумай игру»

    База исследования: 7 человек: воспитанники старшей группы МДОКУ «детского сада «Чебурашка» п. Октябрьский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Проблема воображения и его развитие в детском возрасте

 

    1. Понятие и сущность воображения

    Человек постоянно вступает в контакт с окружающей его средой. Ежесекундно на наши органы чувств воздействуют десятки и сотни разнообразных стимулов, многие из которых надолго остаются в памяти человека. Причем одним из самых любопытных феноменов психики человека является то, что полученные в предшествующей практике впечатления от предметов и явлений реального мира не только сохраняются в памяти длительное время, но и подвергаются определенной обработке. Существование данного феномена обусловило возможность человека воздействовать на окружающую среду и целенаправленно изменять ее. Рассматривая процесс создания человеком чего – либо нового, мы сталкиваемся еще с одним феноменом психики человека. Его суть состоит в том, что человек создает в своем сознании образ, которого пока в реальности еще не существует, а основой создания подобного образа является наш прошлый опыт, который мы получили, взаимодействуя с объективной реальностью. Вот этот процесс – процесс создания новых образов – и получил название воображения. [12]

     Воображение – это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений.[13]

     «Всякое изображение, - говорит Рибо, - крупное или мелкое, прежде чем окрепнуть, осуществившись фактически, было объединено только воображением – постройкой, возведенной в уме при посредстве новых сочетаний или соотношений…» Воображение всегда остается, впрочем, само собой, как бы оно не проявлялось: у отдельной личности или же коллективно, и имеет свое специфическое содержание. В литературе имеются самые разные определения воображения. Так, Л. С. Выготский отмечает, что «...воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, принесение нового в самое течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает некоторый новый, ранее не существовавший образ, составляет, как известно самую основу той деятельности, которую мы называем воображением».

Воображение - это психический процесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание.

Создатель психоанализа Зигмунд Фрейд рассматривал воображение как первичную, изначальную форму детского сознания. Принцип удовольствия, который господствует в раннем детстве, находит свое отражение в фантазиях и грезах ребенка. Согласно Фрейду сознание ребенка до определенного возраста свободно от реальности и только обслуживает его желания чувственные тенденции. [1]  
     Примерно ту же позицию продолжает и развивает Пиаже. По его мнению, исходной точкой развития ребенка является мышление, не направленное на действительность, то есть миражное мышление или воображение. Детский эгоцентризм есть переходная ступень от воображения к реалистическому мышлению. Чем младше ребенок, тем более его мысль направлена на воображаемое удовлетворение его желаний. Лишь в более позднем возрасте ребенок начинает учитывать реальность и приспосабливаться к ней. [1]

      Изучением этого феномена занимается также отечественная психология.      Например, Степанов В.С.  рассматривал воображение как необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется определённостью. Также он считал, что синонимом воображения является фантазия.

       Немов Р.С.  дал другое определение воображения и рассматривал его как особый процесс человеческой психики, стоящий отдельно от остальных психических процессов  и занимающий вместе с тем промежуточное положение между восприятием, памятью и мышлением. Специфика этого процесса состоит в том, что воображение как идеальный процесс  рождает идеальное – образ, представляющий собой нечто такое, чего в реальной действительности не существует.  Воображение связано с активностью организма, с происходящими в нем физиологическими процессами и с этой точки зрения мало чем отличается от других психических процессов. В то же самое время воображение является самым «психическим» из всех психических процессов человека. Это означает, что ни в чем другом, кроме воображения, так ярко не проявляется  чисто идеальный, загадочный характер человеческой психики.  Степанов предположил, что именно воображение,  желание его понять и объяснить (хотя бы в форме сновидений или галлюцинаций), привлекло внимание ученых к душевным явлениям в древности, поддерживало и  продолжает поддерживать интерес  психологии человека в наши дни. Что же касается тайн данного феномена, то они,  в  частности, состоят в том, что воображение человека может возникать неожиданно, спонтанно, рождать в виде образов нечто такое, аналогов чему в мире не существует.  А именно Степанов дает формальное определение воображения: психический процесс, порождающий образы в условиях, когда ничто соответствующее им не воздействует на органы чувств. Он показал специфику воображения; что отличает воображение от других психических процессов; чем отличается образ воображения от образа восприятия, образа памяти; также выделил вопросы, на которые нет до сих пор  четкого  и простого ответа.

      Таким образом,  воображение - это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность и создание на этой основе новых представлений. А сущность воображения заключается в том, что образы воображения не возникают из ничего, это всегда использование того, что уже было в опыте человека. [9, 14]

 

1.2 Виды воображения

     Как мы уже отмечали, воображение – это особый процесс человеческой психики. И поэтому у человека различают следующие  виды воображения:

активное и пассивное, продуктивное (творческое) и репродуктивное (воссоздающее). Отдельно выделяют и рассматривают такие разновидности воображения, как сновидения, галлюцинации, мечты и грезы.

     Активным, или произвольным, называют воображение, образы которого рождаются и изменяются с участием воли человека. Пользуясь этим видом воображения, человек сознательно ставит перед собой задачу придумать что– либо и далее выполняет ее. Но он заранее не имеет представления о том, что придумает в конечном счете, то есть образ его фантазии изменяется  в ходе  соответствующего процесса. Более того, человек не знает, где и на чем остановится его творческий процесс. Этот вид воображения называется активным,  потому  что в любой момент времени, создавая соответствующий образ, человек может внести нечто новое, остановиться, то есть он в состоянии управлять данным процессом или прекратить его по своей воле.       Среди различных видов и форм активного (произвольного) воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту.

     Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо представить объект, как можно более полно соответствующее его описанию. С этим видом воображения мы сталкиваемся, когда читаем описание географических мест или исторических событий, а также когда знакомимся с литературными героями. Следует отметить, что воссоздающее воображение формирует не только зрительные, но и осязательные, слуховые  представления. Чаще всего мы сталкиваемся с воссоздающим воображением, когда необходимо передать  какое – либо представление по словесному описанию. Однако бывают случаи, когда мы отображаем представление о каком – либо предмете, не пользуясь словами, а на основе схем и чертежей. В этом случае успешность воссоздания образа во многом определяется способностями человека к пространственному воображению, то есть способностью нарисовать образ в трехмерном пространстве. Следовательно, процесс воссоздающего воображения тесно связан с мышлением человека и его памятью.

     Следующий вид произвольного воображения – творческое воображение - это самостоятельное создание образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом. В образах этого воображения имеется много нового (элементов фантазии). Творческое воображение ценно своей социальной значимостью и направлено на выполнение творческой или личностной задачи. Оно характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы. Творческое воображение, как и воссоздающее, тесно связано с памятью, поскольку во всех случаях его проявления человек использует свой предшествующий опыт. Поэтому между воссоздающим и творческим воображением нет жесткой границы.  При воссоздающем воображении зритель, читатель или слушатель должен в большей или меньшей степени восполнять заданный образ деятельностью своего творческого воображения.

Информация о работе Развитие воображения в старшем дошкольном возрасте