Развитие воображения в старшем дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2015 в 01:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашего исследования является изучение и развитие воображения в старшем дошкольном возрасте
Объект исследования: воображение как психологический процесс
Предмет исследования: особенности развития воображения в старшем дошкольном возрасте
Гипотеза: мы предположили, что воображение в старшем дошкольном возрасте подлежит развитию.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
Глава 1 Проблема воображения и его развитие в детском возрасте…...6
1.1 Понятие и сущность воображения………………………….....6
1.2 Виды воображения……………………………………………...9
1.3 Особенности воображения и его развитие………..………..14
Глава 2 Изучение и развитие воображения
как психологического феномена…………………………………….……17
2.1 Исследование уровня развития воображения………….……17
2.2 Методика Т.Д. Марцинковской «Нарисуй что – нибудь»....17
2.3 Методика Т. Д. Марцинковской «Придумай игру»………...19
2.4 Психолого-педагогические рекомендации
по развитию воображения в старшем дошкольном возрасте …………..21
Заключение
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по психологии.docx

— 66.99 Кб (Скачать файл)

     Особой формой воображения является мечта. Суть данного типа воображения заключается в самостоятельном создании новых образов. При этом мечта имеет ряд существенных отличий от творческого воображения:

- во – первых, в мечте человек всегда создает образ желаемого, тогда как в образах творческих вовсе не всегда воплощаются желания их создателя. В мечтах находит свое образное выражение  то, что влечет к себе человека, к чему он стремится.

- во – вторых, мечта – это  процесс воображения, не включенный  в творческую деятельность, то  есть не дающий немедленно  и непосредственно объективного продукта в виде художественного произведения, научного открытия, технического изобретения.

     Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, то есть мечта  - это воображение, направленное на желаемое будущее. Причем следует различать несколько подтипов данного вида воображения. Чаще всего человек строит планы в отношении будущего и в своей мечте определяет пути достижения задуманного. В этом случае мечта является активным, произвольным, сознательным процессом.

     Но существуют люди, для которых мечта выступает  в качестве замещения деятельности. Их мечты остаются только мечтами. Одна из причин этого явления, как правило, заключается в тех жизненных неудачах, которые они постоянно терпят. В результате ряда неудач человек отказывается от исполнения своих планов на практике и погружается в мечту. В этом случае мечта выступает как сознательный, произвольный процесс, не имеющий практического завершения. При этом следует отметить, что подобный тип мечты не может рассматриваться только как негативное явление. Позитивное значение мечты подобного типа заключается в обеспечении сохранности механизмов регуляции систем организма.  Например, неудачи в практической деятельности в большинстве случаев способствуют формированию негативного психического состояния, что может выражаться в повышенном уровне тревоги, чувстве дискомфорта  или даже в депрессивных реакциях. В свою очередь, негативное психическое состояние выступает в качестве одного из факторов, обусловливающих затруднения в социально – психологической адаптации человека, формирование дезадаптивных расстройств и преморбидных характеристик какой – либо болезни. В этой ситуации мечта может выступать в виде своеобразной формы психологической защиты, обеспечивающей временный уход от возникших проблем, что способствует определенной нейтрализации негативного психического состояния и обеспечению сохранности механизмов регуляции при снижении общей активности человека.

     Следует отметить, что эти типы мечты являются активными, произвольными и сознательными психическими процессами.

     Однако воображение может существовать и в другой – пассивной форме, которая характеризуется непроизвольной игрой  воображения.  Примерами такого непроизвольного воображения являются галлюцинации и сновидения. Если произвольное, или активное, воображение преднамеренно, то есть связано с волевыми проявлениями человека, то пассивное воображение может быть преднамеренным или непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей. Эти образы получили название грез. Грезы – мечта, не связанная с жизнью. Грезы расслабляют волю, снижают активность человека, замедляют его развитие. В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Легко предугадать, о чем будет грезить человек, с волнением ожидающий значимого для него события. Людям свойственно грезить о приятном, заманчивом. Но если грезы начинают подменять деятельность и преобладать в психической жизни личности, то это уже свидетельствует об определенных нарушениях психического развития. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальной действительности, уходу в выдуманный мир, что, в свою очередь, начинает тормозить психическое и социальное развитие этого человека. Так, школьник, не готовясь к занятиям и получая неудовлетворительные отметки, может создать себе иллюзорную, выдуманную жизнь, где ему все удается, где ему все завидуют, где он занимает положение, на которое не может надеяться в настоящее время и в реальной жизни. Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне, о чем мы уже говорили. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимает несуществующие объекты. Как правило, галлюцинации наблюдаются при некоторых психических расстройствах.

      Таким образом, при классификации видов воображения исходят из двух основных характеристик. Это степень проявления волевых усилий и степень активности, или осознанности (рис. 1).

 


 


 

 


 

 


 

 


 


 

 

 

 

 


 


 

 

 

Рис. 1. Виды воображения

 

1.3 Особенности воображения и  его развитие

     Особенностями развития воображения детей занимались многие психологи, например, Л.С. Выготский, В.В.Давыдов, Д.Б. Эльконин, А.Н.Леонтьев, Г.А. Урунтаева, Л.А. Венгер, В.С.Мухина, О.М.Дьяченко и другие.

     Подробнее рассмотрим особенности развития воображения детей, которые выделили   Л.С. Выготский, В.В.Давыдов и Д.Б. Эльконин.

     Л.С. Выготский  характеризует старший дошкольный возраст активизацией функции воображения: вначале воссоздающее воображение –  позволяющее на раннем этапе представлять сказочные образы, а затем и творческое воображение – благодаря которому создается принципиально новый образ.  У детей дошкольного возраста воображение может опираться на такие представления, которые совсем не похожи на замещаемые предметы. Происходит переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет, и к игровому преобразованию предмета, приданию ему нового смысла и представление действий с ним в уме, без реального действия. Это и есть зарождение воображения как особого психического процесса. Воображение отделяется от практической деятельности и начинает ее предварять. Оно объединяется с мышлением и действует совместно с ним. Воображение конкретизирует процессы мыслительного решения задач, позволяет преодолеть стереотипы. Складываются действия воображения – создание замысла в форме наглядной модели, явления, события и концентрирование на  деталях, придание им конкретности. Ребенок перестает путать действительное и вымышленное, реальное и  фантастическое.

     В.В.Давыдов указывает на такую особенность воображения старших дошкольников, как подвижность образов воображения, умение отступить от шаблонного решения; создание нового, оригинального произведения; придумывание разных вариантов одной и той же темы. Эти особенности и определяют воображение.

     Д.Б. Эльконин  обращает внимание  на такую особенность воображения детей,  которая  позволяет  ребенку   в силу своей несостоятельности что-то домысливать и воображать, потому что развитие воображения связано, прежде всего, со специальными наглядно-образными задачами, условия которых задаются извне, а основания и цель таких задач связаны с осмыслением их  условий.  Второй особенностью воображения будет организация уже не существующей ситуации, а собственного опыта ребенка. Причем, так же как и первая особенность,  она предполагает такое руководство, при котором настоящим субъектом деятельности является сам ребенок, активно владеющий различными ранее усвоенными системами норм, способами действий и эталонами. Без багажа собственного опыта ребенок не сможет перейти к следующему этапу развития воображения. Специфика третьей особенности – наличие определенной внутренней роли или позиции, которая позволит ребенку самостоятельно задавать предметные отношения и их смысл в зависимости от целостного сюжета или замысла.

     Психологи отмечают, что старшего дошкольника привлекает сам процесс фантазирования. Он начинает выдумывать, создавать новые ситуации, новых героев. В своих фантазиях он легко использует заместители, например, в качестве игрового материала в ход идет природный материал (шишки, листья, палки, камни и др.). В этом возрасте  дети легко создают воображаемые миры, населяют их персонажами, имеющие определенные характеристики и действующие в определённых ситуациях. Например, придумывают себе друга, который участвует во всех его играх. В создании подобных фантазий участвует развивающая функция воображения.           Воображение помогает дошкольнику решить эмоциональную и личностную проблему. Ребенок включает своих героев в жизненные условия, приписывая им человеческие мысли, чувства, поступки. Он интерпретирует поведение животных на человеческий лад, отражая опыт социальных взаимоотношений. Ребенок владеет нестандартными приемами преобразования впечатлений, используемыми в игре и художественной деятельности. Приемом антропоморфизации, одушевлением предметов, дети часто пользуются при создании образов, поскольку постоянно встречаются с ним при слушании сказок. Также наиболее распространенным приемом в словесном творчестве ребенка является создание ситуаций с помощью наделения персонажей реалистическими действиями, в которых он начинает понимать, что в них  не все возможно. Он чувствует меру, которую не должно переходить воображение.

     В возрасте пяти лет у детей появляются мечты о будущем. Они ситуативны, нередко неустойчивы, определены событиями, вызвавшими у детей эмоциональный отклик. Опорой служит не только реальный объект, но и представления, выраженные в слове. Ребенок начинает сочинять сказки, перевертыши, продолжающиеся истории. [3]        

Но все равно воображение дошкольника остается в основном непроизвольным. Предметом фантазии становится то, что сильно его взволновало, увлекло, поразило: прочитанная книга, увиденный мультфильм или новая игрушка. Рост произвольности воображения проявляется в развитии умения создавать замысел и планировать его достижение. Старшие дошкольники способны фантазировать произвольно, заранее планируя процесс воплощения замысла. Они намечают план достижения цели, предварительно подбирают готовое оборудование.

     Таким образом, в старшем дошкольном возрасте происходит становление особой деятельности воображения –  фантазирование,  и ребенок  осваивает приемы и средства создания новых образов. Также воображение приобретает произвольный характер, предполагающий создание замысла, его планирование, реализацию, и переходит внутренний план, так как отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов. [7]

 

 

 

 

Глава 2. Изучение и развитие воображения как психологического феномена

 

2.1 Исследование уровня развития  воображения у старших дошкольников

     При определении  уровня развития воображения был проведен  эксперимент, в котором  участвовало 7 детей старшей группы МДОКУ «Детский сад «Чебурашка» п. Октябрьский. Возраст испытуемых от 5 до 6 лет. В экспериментальной группе 1 девочка и 6 мальчиков.

(см. Приложение 1)

     Для решения задач  были использованы следующие методики.

2.2 Методика Т.Д. Марцинковской «Нарисуй что – нибудь»

        При определении уровня развития воображения использовалась методика «Нарисуй что – нибудь», предложенная Т.Д. Марцинковской.

        Ребенку дается лист бумаги, набор фломастеров и предлагается придумать и нарисовать что-либо необычное. На выполнение задания отводится 4 мин. Далее оценивается качество рисунка по приведенным ниже критериям, и на основе такой оценки делается вывод об особенностях воображения ребенка.

     Оценка рисунка ребенка производится в баллах по следующим  критериям:

10 баллов — ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.

8-9 баллов — ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, с фантазией, эмоциональное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо.

5-7 баллов — ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне.

3-4 балла — ребенок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное, причем на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали.

0-2 балла — за отведенное время ребенок так и не сумел ничего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.

Выводы об уровне развития:

10 баллов - очень высокий;

8-9 баллов – высокий;

5-7 баллов – средний;

3-4 балла – низкий;

0-2 балла - очень низкий.

 

     При проведении данной методики нами были получены следующие результаты (см. Приложение 2)

      Из этого мы можем сделать вывод, что в большинстве работ, (3 рисунка исследуемой старшей группы, то есть 42% от общего числа работ), просматриваются явные элементы творческой фантазии, детали и образы проработаны средне. Работы дошкольников отличаются некоторой эмоциональностью и красочностью, что соответствует среднему уровню развития воображения. В работах, (2 рисунка исследуемой старшей группы, то есть 29% от общего числа работ, получившие 3 – 4 балла), слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали. Это показывает, что у таких дошкольников низкий уровень развития воображения. В остальных работах, за которые дошкольники получили 8 – 9 баллов, что составляет 29% от общего числа работ (2 рисунка), имеется что – то достаточно оригинальное, с фантазией, эмоциональное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым, детали рисунка проработаны неплохо. Это говорит о высоком уровне развития воображения.  

Информация о работе Развитие воображения в старшем дошкольном возрасте