Развитие воображения в старшем дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2015 в 01:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашего исследования является изучение и развитие воображения в старшем дошкольном возрасте
Объект исследования: воображение как психологический процесс
Предмет исследования: особенности развития воображения в старшем дошкольном возрасте
Гипотеза: мы предположили, что воображение в старшем дошкольном возрасте подлежит развитию.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
Глава 1 Проблема воображения и его развитие в детском возрасте…...6
1.1 Понятие и сущность воображения………………………….....6
1.2 Виды воображения……………………………………………...9
1.3 Особенности воображения и его развитие………..………..14
Глава 2 Изучение и развитие воображения
как психологического феномена…………………………………….……17
2.1 Исследование уровня развития воображения………….……17
2.2 Методика Т.Д. Марцинковской «Нарисуй что – нибудь»....17
2.3 Методика Т. Д. Марцинковской «Придумай игру»………...19
2.4 Психолого-педагогические рекомендации
по развитию воображения в старшем дошкольном возрасте …………..21
Заключение
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по психологии.docx

— 66.99 Кб (Скачать файл)

2.3 Методика Т.Д. Марцинковской «Придумай игру»

     При определении уровня развития воображения использовалась методика «Придумай игру», предложенная Т.Д. Марцинковской.

     Ребенок получает задание за 5 мин придумать какую-либо игру и подробно рассказать о ней, отвечая на следующие вопросы экспериментатора:

  1. Как называется игра?
  2. В чём она состоит?
  3. Сколько человек необходимо для игры?
  4. Какие роли получают участники в игре?
  5. Как будет проходить игра?
  6. Каковы правила игры?
  7. Чем должна будет закончиться игра?
  8. Как будут оцениваться результаты игры и успехи отдельных участников?

     На задание испытуемому отводилось 5 минут.  В ответах ребенка оценивалась не речь, а содержание придуманной игры. В этой связи, спрашивая ребенка, необходимо было  помогать ему, задавая наводящие вопросы, которые не должны подсказывать ответ.

      Содержание придуманной ребенком игры  оценивалась по следующим критериям:

  1. Оригинальность и новизна.
  2. Продуманность условий.
  3. Наличие в игре различных ролей для разных ее участников.
  4. Наличие в игре определенных правил
  5. Точность критериев оценки успешности проведения игры.

        По каждому из этих критериев придуманная ребенком игра могла оцениваться от 0 до 2 баллов.

        Оценка в 0 баллов означает полное отсутствие в игре любого из пяти перечисленных выше признаков (по каждому из них в баллах игра оценивается отдельно). 1 балл – наличие, но слабая выраженность в игре данного признака. 2 балла – присутствие  и отчетливая выраженность в игре соответствующего признака.

       По всем этим критериям и признакам придуманная игра в сумме может получить от 0 до 10 баллов.

Выводы об уровне развития:

10 баллов - очень высокий;

8-9 баллов – высокий;

5-7 баллов – средний;

3-4 балла – низкий;

0-2 балла - очень низкий.

 

     При проведении данной методики нами были получены следующие результаты  (см. Приложение 3) 
     На основе этого мы можем сделать вывод, что  71% всех детей, то есть 5 дошкольников, получившие  2 - 3 балла, имеют очень низкий уровень развития фантазии. Остальные 29% всех детей старшей группы, т.е. 2 дошкольника, получившие 5 – 7 баллов, имеют средний уровень развития фантазии.

 

2.4. Психолого-педагогические рекомендации по развитию воображения в старшем дошкольном возрасте.

     На основе полученных данных, мы выяснили, что в старшем дошкольном возрасте воображение необходимо развивать. Поэтому мы разработали некоторые рекомендации, которые помогут развить у ребенка творческие способности.

Упражнение 1 «Тайна под покрывалом»

Ребенок отворачивается. Берется какой-нибудь предмет достаточно сложной формы (статуэтка, цветок в горшке, кукла и т.д.) и накрывается мягкой тканью. Ребенок должен назвать по меньшей мере три предмета, которые могут находиться под тканью. Если он затрудняется, можно предложить ему осторожно ощупать предмет через ткань.

Упражнение 2 «Путешественник»

Ребенку завязывают глаза. Вместе с родителем он должен «попутешествовать» по квартире, ощупывая встречающиеся предметы и называя их.

Упражнение 3 «Кляксы»

Акварельными красками на листок бумаги ставится клякса. Нужно придумать не меньше пяти предметов или существ, на которые похожа эта клякса. Родителям следует обратить внимание на то, сколько разных типов предметов названо ребенком. Лучше, если это будут не только, например, животные, а совершенно разные предметы и существа. Нужно поощрять ребенка. Смотреть на эти кляксы с разных сторон, ведь лист можно поворачивать. Нанесите на лист несколько клякс и попросите ребенка дорисовать эти кляксы до каких-то узнаваемых образов. Будет особенно хорошо, если ребенку удастся объединить эти образы в цельную картину.

Упражнение 4 «Новый способ применения предмета»

Ребенок закрывает глаза, а потом по команде родителя открывает их и называет первый предмет, попавший в его поле зрения. Задание — найти что-то необычное в этом обычном предмете. Например, назван стул. Задание — найти новый, необычный способ использования этого обычного предмета. На стуле можно сидеть. А еще как можно использовать стул? Стоит предложить ребенку придумать несколько способов применения таких предметов, как стол, пластиковая бутылка из-под газировки, линейка, пустая коробка и т.д. Лучше дать ребенку эти предметы в руки, чтобы он мог ими манипулировать.

 

 

Упражнение 5 «Волшебные названия»

Еще одна возможность раскрытия удивительного и необычного в самых простых и известных вещах возникает тогда, когда мы можем дать этим вещам яркие и остроумные названия. Недаром маленькие дети часто делают это спонтанно. Например: лопатка — копалка, утюг — гладюг, кастрюля — варилка. Родители могут попросить ребенка придумать, как иначе можно назвать такие предметы, как молоток, зеркало, ключ от дверного замка, сережка, магнитофон, велосипед, компьютер, ложка и т.д. Вещей, которым можно дать новые оригинальные и забавные названия, много в любой квартире. Можно поиграть с ребенком так: по очереди предлагать друг другу предметы для придумывания нового названия.

Упражнение 6 «Что оттуда видно?»

Родитель просит ребенка представить, что у всех предметов в комнате появились глаза. Что в таком случае они могли бы увидеть, а что оказалось бы недоступно для их наблюдения? Важно помочь малышу сделать описание комнаты с непривычной для него пространственной точки зрения. Нужно, чтобы он представил себе места, видимые воображаемому гномику или великану, но недоступные для глаз самого ребенка (например, верх шкафа). Желательно, чтобы ребенок объяснил, почему тот или иной предмет «не видит» какую-то часть комнаты и другие предметы. Умение поставить себя на иную пространственную точку зрения способствует не только развитию воображения, но и пониманию позиций (точек зрения) других людей, а также помогает преодолению эгоцентризма.

Упражнение 7 «Превращения предмета»

Самая простая вещь может оказаться необыкновенной, если посмотреть на нее по-новому. Так, скажем, стандартный (но перегоревший) электрический чайник может стать лейкой для цветов, аквариумом или местом для хранения авторучек и карандашей. Во что еще можно превратить чайник? А блюдце, половник, мясорубку? Детям свойствен интерес к предметным играм, в которых используется многофункциональность каждой вещи. Целенаправленное «превращение» предметов с поиском большого числа вариантов способствует росту активности воображения.

Упражнение 8 «Соединение предметов»

Неожиданные и удивительные свойства могут возникнуть у обычных предметов, если просто-напросто соединить их между собой. Например, можно одновременно рисовать карандашом и кисточкой. Получается забавно! Родитель может попросить ребенка оглянуться вокруг и еще найти предметы, которые можно объединить и создать что-то новое и интересное. Это упражнение уже вплотную приближает ребенка к способам и приемам изобретательства — той области, где творческие способности играют главную роль. На этом уровне воображение становится по-настоящему конструктивным и творческим.

Упражнение 9 «Сказки-наоборотки»

Пусть родитель назовет ребенку любую известную детскую сказку. Нужно рассказать ее так, чтобы в ней было все «наоборот» (заяц охотится за волком, слон величиной с горошину, а мышка — с гору, у деда случается неурожай репки и т.п.).

Упражнение 10 «Сочинение сказок»

Малыша просят назвать любые семь слов, которые, по его мнению, могут встретиться в сказке. Родитель их записывает, а затем ребенку нужно сочинить сказку, в которой эти семь слов должны обязательно встретиться. В простом варианте слов может быть три.

Упражнение 11 «Встреча сказочных героев»

Пусть мама и папа независимо друг от друга назовут по одному сказочному или литературному герою (но обязательно из разных произведений). Ребенку нужно придумать и рассказать короткую историю, в которой действовали бы оба эти героя.

Упражнение 12 «Домашний театр»

Ребенку предлагается вообразить, что он превратился в: 1) тигра, который пробирается в джунглях; 2) робота; 3) парящего над скалами орла; 4) королеву; 5) инопланетянина; 6) кипящую кастрюлю; 7) авторучку, в которой кончились чернила; 8) букву А; 9) цифру 8. Нужно изобразить персонаж в движении. Задания можно написать на карточках и раздать членам семьи. После показа остальные должны угадать, что показано.

Упражнение 13 «Фантастический рисунок»

В семье можно устроить конкурс на самый оригинальный рисунок. Пусть и папа, и мама, и все дети попробуют нарисовать, как может выглядеть: животное с другой планеты; самый необычный домик; злой волшебник в детстве; грустный компьютер; хитрость и т.п.

 

 

 

 

 

Заключение

        В процессе обзора литературы, мы выяснили, что воображение – это способность человека создавать новые образы путем преобразования предшествующего опыта.

     Результаты нашего исследования показали, что:

  1. Воображение  дошкольника развивается в деятельности:  в игре, в рисовании, в занятиях по родному языку.
  2. Важную роль в развитии воображения имеет  художественное воспитание детей: слушание сказок и рассказов, посещать спектакли, рассматривать его пониманию произведения искусства.
  3. Сущность воображения заключается в возникновении образов.
  4. Существуют различные виды воображения (активное и пассивное, репродуктивное и продуктивное). Сновидения, галлюцинации, грезы и мечты также представляют собой разновидности человеческого воображения. При классификации видов воображения исходят из двух основных характеристик: степень проявления волевых усилий и степень активности, или осознанности.
  5. Существуют  некоторые особенности воображения, предложенные психологами.
  6. Для большинства испытуемых характерен средний уровень развития воображения, но очень низкий уровень развития фантазии.

     Таким образом, в ходе написания курсовой работы наша гипотеза, что воображение в старшем дошкольном возрасте  подлежит развитию, подтвердилась.

 

 

 

 

 

Библиографический список

  1. Смирнова Е. О. Детская психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – с. 368 .
  1. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3кн. - 4е. издание – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. – Кн. 1: Общие основы психологии / Воображение: 260- 271.

  1. Дьяченко О. М., Кириллова А.Н. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. -1987. №1 С44-51.
  2. Богословский В. В. Основы общей психологии. - М., 1981.
  3. Боровик О. Развиваем воображение // Дошкольное образование. 2001. №1
  4. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М., 2008
  5. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. Спб.: Питер, 2008. – 583 с.: ил.
  6. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии : Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Academia, 1998.
  7. Немов Р.С. Психология, -  М.: Высшее образование, 2008. - 639с.
  8. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3кн.: Кн.3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 512 с.
  9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991. С.10
  10. http://www.textfighter.org
  11. http://www.no-stress.ru
  12. http://www.psylist.net
  13. http://azps.ru
  14. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М., 2007
  15. Кравцова Е. Развитие воображения // Дошкольное воспитание. 2005. №12
  16. Дудецкий А.Я. Теоретические основы воображения и творчества. Смоленск, 2004
  17. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М., 2003
  18. Палагина Н.Н. Развитие воображения в русской народной педагогике // Вопросы психологии. 2007. №6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 Список экспериментальной группы

 

 

№ п/п

Имя

Возраст

1

Егор С.

5

2

Саша Г.

5

3

Паша П.

5

4

Даниил З.

6

5

Даша Б.

6

6

Даниил Л.

5

7

Лёша П.

5

Информация о работе Развитие воображения в старшем дошкольном возрасте