Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 03:15, дипломная работа
Память - одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей. Если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Педагоги пристальное внимание стали уделять самым первым годам жизни ребенка. Значительную роль в этом сыграл "информационный взрыв" - знамение нашего времени. Сегодняшние дети умнее своих предшественников - это признанный всеми факт. Это связано в первую очередь со средствами массовой информации, опоясавшими мир каналами связи, с утра до ночи льющими поток разнообразных знаний в детские умы.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы памяти.
1.1. Изучение категории памяти в психологии………………….……...5
1.2. Развитие памяти в онтогенезе.…………………………………..….17
1.3. Методы изучения памяти детей 3 года жизни.……………………21
1.4. Развитие зрительной памяти детей 3 года жизни с помощью дидактических игр…………………………………………………………25
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию зрительной памяти детей 3 года жизни с помощью дидактических игр.
2.1. Изучение уровня развития зрительной памяти детей 3 года жизни………………..………………………………………………………31
2.2. Содержание работы по развитию зрительной памяти детей 3 года жизни с помощью дидактических игр………………………………….…………36
2.3. Анализ результатов работы………………………………...…………43
Заключение…………………………………………………………..………...
Литература…………………………………………………………..…………
Департамент образования города Москвы
Педагогический колледж № 5
Специальность
050704 Дошкольное образование
Выпускная квалификационная работа
студента группы 51-д, дневного отделения
Ильиной Валерии Валерьевны
Научный руководитель:
Новикова Наталья Евгеньевна
Рецензент:
к.п.н.
Вахтомина Елена Афанасьевна
Отметка
(ГАК)
2008
Глава 1. Теоретические основы памяти.
Глава
2. Опытно-экспериментальная
2.1. Изучение
уровня развития зрительной памяти детей
3 года жизни………………..……………………………………………
2.2. Содержание
работы по развитию зрительной
памяти детей 3 года жизни с
помощью дидактических игр……………
2.3. Анализ
результатов работы………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Приложение
Введение
Память - одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей. Если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Педагоги пристальное внимание стали уделять самым первым годам жизни ребенка. Значительную роль в этом сыграл "информационный взрыв" - знамение нашего времени. Сегодняшние дети умнее своих предшественников - это признанный всеми факт. Это связано в первую очередь со средствами массовой информации, опоясавшими мир каналами связи, с утра до ночи льющими поток разнообразных знаний в детские умы.
Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано - в раннем дошкольном возрасте. При этом раннее детство - самая благодатная почва для развития памяти в ее многообразии. В настоящее время многие страны, в том числе США, Япония, Англия, Канада, Германия, вкладывают в систему образования огромные средства, изготавливают множество сложнейших устройств и систем для повышения интеллектуального уровня детей, а также для развития памяти, начиная с самых первых шагов ребенка в большом мире.
Память, таким образом, есть важнейшая, определяющая характеристика психической жизни личности. Роль памяти не может быть сведена к запечатлению того, что «было в прошлом». Никакое актуальное действие немыслимо вне процессов памяти, ибо протекание любого, пусть даже самого элементарного, психического акта обязательно предполагает удержание каждого данного его элемента для «сцепления» с последующими. Как считал Иван Михайлович Сеченов, без способности к такому «сцеплению» невозможно развитие: человек оставался бы «вечно в положении новорожденного».
Методологическую основу работы составили исследования Выготского Л. С., Годфруа Ж., Зинченко В. П., Леонтьева А. Н и др.
Целью исследования является разработка и апробация серии дидактических игр, направленных на развитие зрительной памяти детей 3 года жизни.
На основе поставленной цели, были определены следующие задачи:
Объект исследования – зрительная память детей 3-его года жизни.
Предмет исследования – возможности использования дидактических игр для развития зрительной памяти детей 3 года жизни.
В настоящем исследовании было выдвинуто предположение о том, что развитие зрительной памяти детей 3 года жизни будет возможным при разработке и организации дидактических игр.
Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической, учебно-методической литературы, наблюдение, беседа, тестирование, психолого-педагогический эксперимент.
Наш психический мир многообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем. В свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно долго и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Важнейшая особенность психики состоит в том, что отражение внешних воздействий постоянно используется индивидом в его дальнейшем поведении. Постепенное усложнение поведения осуществляется за счет накопления индивидуального опыта. Формирование опыта было бы невозможно, если бы образы внешнего мира, возникающие в коре мозга, исчезали бесследно. Вступая в различные связи между собой, эти образы закрепляются, сохраняются и воспроизводятся в соответствии с требованиями жизни и деятельности.
Будучи важнейшей характеристикой всех психических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности.
Память – запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта [2].
В настоящее время в науке нет единой и законченной теории памяти. Разнообразие концепций обусловлено активизацией поисков, предпринимаемых представителями различных наук. Психологический уровень изучения памяти хронологически старше других и представлен в науке наиболее многочисленным рядом различных направлений и теорий. В большинстве психологических теорий памяти в центре внимания оказывается либо объект сам по себе, либо субъект, «чистая» активность сознания безотносительно к деятельности индивида. Отсюда неизбежна односторонность рассматриваемых концепций.
Одной из первых теорий памяти является ассоцианистическая теория. Ее центральное понятие – «ассоциация» - обозначает связь, соединение и выступает в качестве объяснительного принципа всех психических образований. Необходимым основанием для образования связи между двумя впечатлениями считалась одновременность появления их в сознании. Соответственно память рассматривалась не как активный процесс либо деятельность человека с предметами или образами, а как механически складывающийся продукт ассоциаций. Выделялись типы ассоциаций – по смежности, по сходству и по контрасту. В основе указанных типов ассоциаций лежат сформулированные еще Аристотелем три принципа «сцепления» представлений [5].
Под эти принципы ассоцианисты подводили все многообразие связей, в том числе и причинно-следственные связи. Поскольку причина и следствие, рассуждали они, связаны определенным временным отношением, то причинно-следственные ассоциации включались ими в категорию ассоциаций по смежности.
Само понятие ассоциации прочно утвердилось в психологии, хотя его содержание в дальнейшем было существенно переосмыслено и углублено.
Представители ассоциативной психологии Г. Эббингауз, Г. Мюллер, А. Пильцеккер сделали первые попытки экспериментального изучения памяти. Основным предметом исследования было изучение устойчивости, прочности и силы ассоциаций. Важным вкладом в науку была разработка Германа Эббингауза методов количественного изучения процессов памяти [5].
Дальнейшие исследования памяти были не простым продолжением этих работ, а их переносом на новые области и введением в исследование новых форм памяти.
Бихевиористская теория провозгласила в качестве единственной задачи психологии установление однозначных связей между стимулами и реакциями, т.е. между внешними раздражителями и ответными движениями организма. Центральное место в исследованиях Эдварда Торндайка, Эдварда Толмена заняла проблема навыка [7].
Память,
с их точки зрения, исчерпывалась
приобретением различных
Представители гещтальт-психологии Макс Вертгеймер, Вольфганг Келер, Курт Коффка, Курт Левин подвергли критике положения ассоцианизма о смежности элементов во времени и пространстве как условии возникновении ассоциаций. Ученые полагали, что в основе образования ассоциаций лежит закон целостности. Целое не сводится к простой сумме элементов. В качестве ведущего условия запоминания исследователи рассматривали структуру материала. Поэтому для запоминания неорганизованного материала, необходимо дополнительное исходное условие – намерение субъекта. Рассматривая организацию, структуру материала, как главный объяснительный принцип, в частности для теории памяти, ученые упустили из виду наиболее важную сторону процесса построения и закрепления образа – собственную деятельность человека. Между тем для запоминания имеет значение не столько сам по себе факт сходства или различия элементов, сколько действие человека, обнаружившего эти сходства и различия [7].
В
результате огромного числа
Коренные
изменения в теоретических
Информация о работе Развитие зрительной памяти детей 3 года жизни с помощью дидактических игр