Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 03:15, дипломная работа
Память - одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей. Если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Педагоги пристальное внимание стали уделять самым первым годам жизни ребенка. Значительную роль в этом сыграл "информационный взрыв" - знамение нашего времени. Сегодняшние дети умнее своих предшественников - это признанный всеми факт. Это связано в первую очередь со средствами массовой информации, опоясавшими мир каналами связи, с утра до ночи льющими поток разнообразных знаний в детские умы.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы памяти.
1.1. Изучение категории памяти в психологии………………….……...5
1.2. Развитие памяти в онтогенезе.…………………………………..….17
1.3. Методы изучения памяти детей 3 года жизни.……………………21
1.4. Развитие зрительной памяти детей 3 года жизни с помощью дидактических игр…………………………………………………………25
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию зрительной памяти детей 3 года жизни с помощью дидактических игр.
2.1. Изучение уровня развития зрительной памяти детей 3 года жизни………………..………………………………………………………31
2.2. Содержание работы по развитию зрительной памяти детей 3 года жизни с помощью дидактических игр………………………………….…………36
2.3. Анализ результатов работы………………………………...…………43
Заключение…………………………………………………………..………...
Литература…………………………………………………………..…………
В русле деятельностного подхода общей теории памяти Петр Иванович Зинченко сформулировал фундаментальное положение о закономерной зависимости характеристик запоминания определенного материала от его места в структуре действия. Работы П. И. Зинченко показали, таким образом, что «основной единицей в анализе структуры процессов памяти, их функционирования и развития должно быть действие субъекта, а не характер связей, не способ действия и не конкретные формы отражения действительности, которыми оперирует память» [6].
Физиологические теории механизмов памяти тесно связаны с важнейшими положениями учения Ивана Петровича Павлова о закономерностях высшей нервной деятельности. Учение об образовании условных временных связей – то теория механизмов формирования индивидуального опыта субъекта, т.е. теория «запоминания на физиологическом уровне». Условный рефлекс как акт образования связи между новым и уже ранее закрепленным содержанием составляет физиологическую основу акта запоминания. Важнейшее значение в той связи приобретает понятие подкрепления. Подкрепление – это не что иное, как достижение непосредственной цели действия индивида. В других случаях – это стимул, мотивирующий действие или корригирующий его. Коррегирующая функция подкрепления в осуществлении действия особенно полно раскрывается в трудах Петра Кузьмича Анохина, показавшего роль подкрепления в регуляции активности субъекта, в замыкании рефлекторного кольца [7].
К физиологическим теориям более или менее непосредственно примыкает так называемая физическая теория памяти. Согласно представлениям ее авторов, прохождение любого нервного импульса через определенную группу нейронов оставляет после себя физический след [24]. Физическая материализация следа выражается в электрических и механических изменениях синапсов. Эти изменения облегчают вторичное прохождение импульса по знакомому пути.
Современные нейрофизиологические исследования характеризуются все более глубоким проникновением в механизмы закрепления и сохранения следов на нейронном и молекулярном уровне [24]. Установлено, например, что отходящие от нервных клеток аксоны соприкасаются либо с дендритами других клеток, либо возвращаются обратно к телу своей клетки. Благодаря такой структуре нервных контактов возникает возможность циркуляции кругов возбуждения разной сложности. В результате происходит самозаряжение клетки, т.к. возникший в ней разряд возвращается либо непосредственно на данную клетку, укрепляя возбуждение, либо через цепь нейронов. Эти стойкие круги возбуждения, не выходящие за пределы данной системы, некоторые исследователи считают субстратом процесса сохранения следов [24]. Здесь происходит переход из так называемой кратковременной памяти в долговременную.
Сторонники химических теорий памяти считают, что специфические химические изменения, происходящие в нервных клетках под действием внешних раздражителей, и лежат в основе механизмов процессов закрепления, сохранения и воспроизведения следов [24]. Имеются в виду различные перегруппировки белковых молекул нейронов, прежде всего молекул нуклеиновых кислот. ДНК считается носителем генетической, наследственной памяти, а РНК – основой онтогенетической, индивидуальной памяти. В опытах шведского биохимика Хидена установлено, что раздражение нервной клетки увеличивает в ней содержание РНК и оставляет длительные биохимические следы, сообщающие ей способность резонировать на повторное действие знакомых раздражителей [24].
Память включена во все многообразие жизни и деятельности человека, поэтому формы ее проявления, ее виды и типы чрезвычайно многообразны.
По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, различают двигательную, эмоциональную, образную, словесно-логическую память [21].
Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т.д. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться сначала осуществлять соответствующие действия. Обычно признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость человека, сноровка в труде, «золотые руки».
Эмоциональная память – это память на эмоционально окрашенные события. Этот вид памяти имеет важное значение в жизни каждого человека, т.к. пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, либо побуждающие к действию, либо удерживающие от действий, которые вызвали в прошлом отрицательные переживания. Эмоциональная память может быть прочнее других видов памяти: иногда от давно прошедших событий в памяти остается только чувство, переживание. Установлено, что события чрезвычайной важности запускают особый механизм эмоциональной памяти, который производит запись всего, что человек переживает в данный момент. Такие воспоминания называются «яркой памятью» [13]. Последние исследования показали, что в хранении эмоциональных воспоминаний участвуют гормоны адреналина.
Образная память – это память на представления, на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Образная память бывает:
Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизненной ориентировке всех людей, то осязательную, обонятельную, вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными видами. Эти виды памяти особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности. Иногда встречаются люди, обладающие так называемой эйдетической памятью.
Эйдетические
образы, или наглядные образы памяти,
- это результат возбуждения
Словесно-логическая память (вербальная) – память на мысли, суждения, умозаключения. В ней закрепляются отражение предметов и явлений в их общих и существенных свойствах, связях и отношениях. Это специфически человеческая память в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в своих простейших формах свойственны и животным. Словесно-логическая память является ведущей по отношению к другим видам памяти, от ее развития зависит развитие других видов памяти.
По характеру целей деятельности выделяют непроизвольную, произвольную память. Непроизвольная память – запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить. Произвольная память – запоминание и воспроизведение, в котором присутствует сознательно поставленная цель и волевые усилия. Непроизвольная и произвольная память представляют собой две последовательные ступени развития памяти. Непроизвольная память является генетически первичной: ее формирование предшествует формированию и развитию произвольной памяти. Огромное место в жизни человека занимает непроизвольная память, на основе которой без специальных мнемических намерений и усилий формируется основная и по объему, и по жизненному значению часть опыта. Однако в деятельности человека часто возникает необходимость руководить своей памятью. В этих условиях важную роль играет произвольная память, дающая возможность преднамеренно заучить или припомнить то, что необходимо.
По времени закрепления и сохранения материала различают сверхкратковременную (сенсорная, иконическая), кратковременную, долговременную память [21].
Сверхкратковременная память – собирательное понятие для разных модально-специфических видов сверхкратковременной памяти, которая выполняет функцию отражения и запечатления объекта во всей полноте его признаков. Многие рассматривают сенсорную память как более общее понятие по отношению к понятиям иконической и эхотической памяти. Однако существует мнение о том, что необходимо различать сенсорную память и иконическую, т.к. первая более переферическая, энергитически зависимая и имеет более краткое время хранения (250-300 мс), а вторая понимается как собирательное название для разных видов кратковременной непосредственной памяти. Содержание сенсорной памяти через 30-50 мс попадает в иконическую память в виде следа стимула, его копии.
Кратковременная память – особый вид запоминания, сохранения и воспроизведения информации, которая однократно воспроизведена и только что воспринята человеком. Этот процесс переживается как отзвук только что прошедшего события: на какое-то мгновение мы как бы продолжаем видеть, слышать то, чего уже непосредственно не воспринимаем. Кратковременная память является лабильной фазой памяти.
Долговременная память – память, для которой характерно длительное сохранение материала после многократного его повторения и воспроизведения. Длительность события само по себе уже значима для памяти, потому что в длительном воздействии как бы заложена возможность повторения его в будущем, что требует к нему большей готовности. Долговременная память – стабильная фаза памяти.
Требования практики и развитие теории памяти привели к постановке проблемы оперативной памяти, обслуживающей непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции.
Оперативная память (рабочая) – вид памяти, включающий процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации, перерабатываемой в ходе выполнения действия и необходимой только для достижения цели данного действия [13]. В оперативную память поступает материал, как из долговременной, так и из кратковременной памяти. Характеристиками оперативной памяти являются: объем, точность, скорость запоминания, длительность хранения, лабильность и помехоустойчивость. Вопрос о самостоятельном статусе оперативной памяти является дискуссионным.
Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание и забывание [2].
Запоминание – главный процесс памяти, от него во многом зависят полнота, точность, последовательность воспроизведения материала, прочность и длительность его сохранения. Запоминание можно определить как процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Это необходимое условие обогащения опыта индивида новыми знаниями и формами поведения. Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все, что воздействует на наши органы чувств. Запоминается то, с чем действует человек. Характеристики запоминания того или иного материала определяются мотивами, целями и способами деятельности личности.
Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее содержания психики путем извлечения его из долговременной памяти и перевода в оперативную. Процесс актуализации – восстановление прежде усвоенного материала – может характеризоваться различной степенью трудности или легкости протекания: от «автоматического» узнавания окружающих нас предметов до мучительно трудного припоминания забытого. В соответствии с этим, выделяя внутри процесса воспроизведения его различные виды, можно расположить их в следующем порядке: узнавание, собственно воспроизведение, припоминание. Особое место занимают воспоминания – историческая память личности.
Узнавание – это воспроизведение какого-либо объекта в условиях повторного восприятия. Узнавание имеет большое жизненное значение. Без него мы каждый раз воспринимали бы предметы как новые, а не как уже знакомые нам. Узнавание бывает разным по степени своей определенности, четкости и полноты. Оно может осуществляться как непроизвольный или как произвольный процесс.
Воспроизведение – процесс памяти, который осуществляется без повторного восприятия того объекта, который воспроизводится. Воспроизведение вызывается обычно содержанием той деятельности, которую человек осуществляет в данный момент, хотя эта деятельность и не направлена специально на воспроизведение. Такое воспроизведение будет непроизвольным. Непроизвольное воспроизведение даже тогда, когда оно вызвано случайно воспринятыми объектами, может иметь направленный характер. Направление и содержание воспроизводимых образов и мыслей определяется теми ассоциациями, которые образовались в прошлом нашем опыте. Произвольное воспроизведение вызывается непродуктивной задачей, которую человек ставит перед собой.
Информация о работе Развитие зрительной памяти детей 3 года жизни с помощью дидактических игр