Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 03:15, дипломная работа
Память - одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей. Если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Педагоги пристальное внимание стали уделять самым первым годам жизни ребенка. Значительную роль в этом сыграл "информационный взрыв" - знамение нашего времени. Сегодняшние дети умнее своих предшественников - это признанный всеми факт. Это связано в первую очередь со средствами массовой информации, опоясавшими мир каналами связи, с утра до ночи льющими поток разнообразных знаний в детские умы.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы памяти.
1.1. Изучение категории памяти в психологии………………….……...5
1.2. Развитие памяти в онтогенезе.…………………………………..….17
1.3. Методы изучения памяти детей 3 года жизни.……………………21
1.4. Развитие зрительной памяти детей 3 года жизни с помощью дидактических игр…………………………………………………………25
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию зрительной памяти детей 3 года жизни с помощью дидактических игр.
2.1. Изучение уровня развития зрительной памяти детей 3 года жизни………………..………………………………………………………31
2.2. Содержание работы по развитию зрительной памяти детей 3 года жизни с помощью дидактических игр………………………………….…………36
2.3. Анализ результатов работы………………………………...…………43
Заключение…………………………………………………………..………...
Литература…………………………………………………………..…………
Серию дидактических игр, позволяющих диагностировать уровень развития памяти разработали [10, 11, 12, 27, 30, 31].
1. Игра «Что зайка унес?».
Дидактическая задача: развитие зрительной памяти.
Оборудование: любые игрушки (3-4 штук).
Руководство:
педагог внимательно
2. Игра «Лестница зверей».
Дидактическая задача: развитие зрительной памяти, развитие внимания.
Руководство: воспитатель просит ребенка посмотреть и запомнить, кто на какой ступеньке находится. Воспитатель закрывает картинку листом бумаги и просит сказать, кто стоял на первой ступеньке, на второй, на третьей, четвертой и пятой [27].
3. Игра «У кого, что в руке?».
Дидактическая задача: развитие зрительной памяти, развитие внимания.
Руководство: воспитатель просит запомнить, какой предмет в руках у мальчика, что у девочек, закрыв картинку листом бумаги, просит вспомнить кто из детей, какой предмет держал в руке [12].
4. Игра « Где спрятана игрушка?».
Дидактическая задача: развитие зрительной памяти.
Руководство: для организации и проведение этой игры необходимо склеить между собой три спичечных коробка. В один из ящичков на глазах ребенка следует положить какую-нибудь маленькую игрушку (шарик, солдатик, кружок от пирамидки и др.). Затем шкафчик на некоторое время убирают. После этого ребенка просят достать спрятанную игрушку [30].
5. Игра « Делаем бусы».
Дидактическая задача: развитие зрительной памяти.
Оборудование: 8 бусин: 4 из них должны быть одного цвета, 4–другого. Это могут быть белые и красные бусины или, например, желтые и синие.
Руководство: воспитатель играет в игру, как будто бусины принес мишка и просит ребенка сделать для своей мамы медведицы бусы, или пришла кукла и просит помочь сделать ей бусы для себя. Причем так, чтобы бусины чередовались: сначала белая, потом красная и т.д. Воспитатель показывает ребенку, как это делать, все поясняйте словами: «Это красная бусина – нанизываем. Теперь должна быть белая бусина…». Воспитатель старается не спешить, дает ребенку возможность вникнуть в этот процесс [31] .
В раннем возрасте ведущей деятельностью является предметно-манипулятивная – деятельность, в процессе которой ребенок усваивает исторически сложившиеся способы действий с определенными предметами [2].
Постепенно предметная деятельность дифференцируется на две самостоятельные линии – собственно предметно-практическая и процессуальная игра [7].
Третий год жизни – время расцвета процессуальной игры. Процессуальной игрой называются действия с игрушками, имитирующими людей, животных, реальные предметы, с помощью которых ребенок в условном плане воспроизводит знакомые ему по опыту действия взрослых или ситуации, почерпнутые из стихов, песен, мультфильмов и др. Например, готовит куклам еду, кормит, купает их, катает на машинке, стирает белье, строит из кубиков домик. Процессуальная игра – необходимый этап в возникновении сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте [7].
В последние годы проблема классификации детских игр вновь стала привлекать пристальное внимание ученых. Новая классификация детских игр, разработана С.Л.Новоселовой, представлена в программе «Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника» [8].
В
основе классификации лежит
С.Л. Новоселова выделяет 3 класса игр:
сюжетно - ролевые, режиссерские, театрализованные);
Основная особенность дидактических игр определена их названием - это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно–образовательное значение дидактической игры не выступает, открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила. Как отмечает А.Н. Леонтьев, дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают [12].
Вопросы
теории и практики дидактической
игры разрабатывались и
Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми. Умелое и целенаправленное руководство со стороны взрослого, умение заинтересовать ребенка той или иной деятельностью служит залогом положительного психологического воздействия на развитие памяти ребенка.
М.В. Ермолаева, И.Г. Ерофеева разрабатывали игры, способствующие развитию зрительной памяти детей раннего возраста. Авторы считают, что занятия с детьми 3 года жизни должны проводиться в игровой форме, так как малыш этого возраста еще с трудом выдерживает вынужденные тормозные состояния, у него недостаточно развито произвольное внимание. Малышу трудно заставить себя сделать то, что ему неинтересно. Взрослому важно пробудить интерес к игрушке или игре, и в дальнейшем поддерживать его. Легче всего это сделать в игре. Интерес поддерживается заинтересованностью взрослого, а также специфическим характером речи: она должна быть эмоциональной, неторопливой, достаточно громкой, внятной, состоять из коротких и простых фраз, понятных ребенку слов [10].
При проведении игр на формирование зрительного запоминания воспитатель должен учитывать особенности ребенка раннего возраста (его эмоциональность). В процессе восприятия малыш накапливает зрительные образы. Зрительная память служит для представления объекта, события при его отсутствии в данный момент. Для созревания отделов головного мозга, ведающих этой функцией, необходимо большое количество зрительных впечатлений, а также большое количество их повторений. Запоминание становится более прочным, если используются дополнительные анализаторы – тактильный, слуховой и т.д.
В раннем возрасте ребенок рассматривает картинку не более 8 секунд, а играть он может не более 20 минут. Продолжительность одной игры не может превышать 10 минут. Игры должны проводиться от простых к сложным. Для большинства детей раннего возраста характерно преимущество зрительной над остальными видами памяти. Зрительная память в этом возрасте фотографичная. Поэтому можно использовать игры на зрительное запоминание, как «Что появилось?», «Что потерялось?», «Чего не хватает в ряду?». Количество предлагаемых предметов при проведении игры в первый раз не должно быть больше двух; увеличивать количество предметов можно тогда, когда ребенок выполняет задание уверенно. Для лучшего запоминания хорошо использовать сюрпризные моменты, они поднимают настроение ребенка, а на положительном эмоциональном фоне ребенок раннего возраста способен запоминать значительно больше информации. Проведение игры должно быть многоразовое, чтобы ребенок не потерял к ней интерес, игра должна каждый раз усложняться (по материалу, смене игрушек и картинок на игрушки из другого материала или фактуры).
В раннем возрасте ребенок имеет кратковременную и зачастую механическую память. Систематическое проведение данных игр даст ребенку возможность улучшить качество запоминания и перейти на более высокий ее уровень – начало формирования долговременной памяти, произвольности, перейти к наглядно-образному запоминанию.
Вывод
Данное исследование было возможным в результате теоретического исследования специальной литературы, современных авторов, в которой указывается на необходимость развития памяти детей третьего года жизни с помощью дидактических игр. В настоящее время проблема развития зрительной памяти детей 3 года жизни приобретает все большее значение, являясь одной из главных основ для всестороннего развития личности.
Незаменимым средством развития зрительной памяти детей раннего возраста является дидактическая игра.
Игровая форма обучения — ведущая на ступени раннего детства. Но уже в этом возрасте она не является единственной. На втором, тем более на третьем году жизни внимание ребенка привлекает многое из того, что его окружает: ребенок может длительно рассматривать картинки, что является подтверждением выдвинутой теории, дидактическая игра самое лучшее средство для развития зрительной памяти у детей раннего детства.
Дидактические
игры очень важны для умственного
воспитания маленьких детей. Во время
игр у ребенка вырабатываются
важные качества, необходимые для
успешного умственного
Память - одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей. Если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Педагоги пристальное внимание стали уделять самым первым годам жизни ребенка.
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию памяти детей третьего года жизни с помощью дидактических игр
2.1.
Изучение уровня развития
зрительной памяти детей
3 года жизни
Опытно-экспериментальная работа по развитию зрительной памяти детей третьего года жизни, проводилась на базе ДОУ № 2312 ЦАО города Москвы. В исследовании принимали участие 15 детей раннего возраста: 8 мальчиков и 7 девочек. Средний возраст детей – 2 года 6 месяцев.
Из наблюдения за детьми группы можно сделать вывод, что не у всех детей достаточно хорошо развитии речь, это затрудняет общение с ними. Воспитателю непонятны многие слова, которые говорят дети, объяснение многого материала затягивается на занятии, т.к. приходится проговаривать новые слова. Большинство испытывают трудности в переключении внимания с одной деятельности на другую, быстро утомляются. Дети плохо концентрируют внимание на конкретном объекте.
Информация о работе Развитие зрительной памяти детей 3 года жизни с помощью дидактических игр