Развитие мелодического слуха у детей младшего возраста на уроках сольфеджио

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 11:43, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Данная проблема является актуальной для практики развития мелодического слуха у детей младшего школьного возраста на уроках сольфеджио, а также для совершенствования преподавания уроков сольфеджио.
Цель исследования. Систематизация методов, способствующих развитию мелодического слуха у детей младшего школьного возраста.
Объект. Учебно-воспитательный процесс детей 7-8 лет 1 класса на уроках сольфеджио в условиях МУДОД ХШМиЮ Тверской области г.Конаково.
Предмет. Методы, способствующие развитию мелодического слуха у детей 7-8 лет на уроках сольфеджио.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3-4
Глава первая: «Теоретические основы проблемы развития мелодического слуха у детей младшего школьного возраста»
Понятие «мелодический слух» в психолого-педагогической литературе………………………………………………………….5-7
Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста……………………………………………………………..7-12
Познавательный интерес, как фактор развития мелодического слуха у детей младшего школьного возраста в процессе занятий сольфеджио…………………………………………………………12-13
Систематизация методов - основа развития мелодического слуха у детей младшего школьного возраста в процессе занятий сольфеджио…………………………………………………………13-26
Вывод по главе I……………………………………………………………27
Заключение…………………………………………………………………28
Список литературы………………………………………………………29-30

Вложенные файлы: 1 файл

slukh.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)

 


 


 

 

 

 

 

На тему: «Развитие мелодического слуха у детей младшего возраста на уроках сольфеджио»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          

 

 

                     Содержание:

Введение……………………………………………………………………3-4

  1. Глава первая: «Теоретические основы проблемы развития мелодического слуха у детей младшего школьного возраста»
    1. Понятие «мелодический слух» в психолого-педагогической литературе………………………………………………………….5-7
    2. Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста……………………………………………………………..7-12
    3. Познавательный интерес, как фактор развития мелодического слуха у детей младшего школьного возраста в процессе занятий сольфеджио…………………………………………………………12-13
    4. Систематизация методов - основа развития мелодического слуха у детей младшего школьного возраста в процессе занятий сольфеджио…………………………………………………………13-26

Вывод по главе I……………………………………………………………27

Заключение…………………………………………………………………28

     Список литературы………………………………………………………29-30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         Введение

Актуальность. Данная проблема является актуальной для практики развития мелодического слуха у детей младшего школьного возраста на уроках сольфеджио, а также для совершенствования преподавания уроков сольфеджио.

 Цель исследования. Систематизация методов, способствующих развитию мелодического слуха у детей младшего школьного возраста.

 Объект. Учебно-воспитательный процесс детей 7-8 лет 1 класса на уроках сольфеджио в условиях МУДОД ХШМиЮ Тверской области г.Конаково.

  Предмет. Методы, способствующие развитию мелодического слуха у детей 7-8 лет на уроках сольфеджио.

  Гипотеза основана на предположении: Успешное формирование мелодического слуха у детей младшего школьного возраста на уроках сольфеджио может быть осуществлено, если будут использоваться определенные методы обучения (наглядно-игровой, методика использования «ручных знаков» и т.д.).

   Цель, предмет и гипотеза  определяют задачи исследования:

проанализировать психолого-педагогическую литературу по формированию мелодического слуха у детей младшего школьного возраста на уроках обобщить педагогический опыт обучения, имеющийся в различных учебных заведениях;

раскрыть психологические особенности детей 7-8 лет, с которыми будет проводиться опытно-экспериментальная работа.

   Методологические  основы исследования:

    В своей работе автор опирался на философские исследования авторов А.Я.Зись, В.А.Луначарский, В.А.Разумный.

  Психолого-педагогические  исследования:

 Выготский Л.С., Л.С. Рубинштейн, Б.М.Теплов.

  Работы по музыковедению:

Ю.Б.Алиев, В.П.Анисимова, Н.А.Ветлугина, Б.В.Асафьев.

 Работы по музыкознанию:

Сехор А.Н., Яворский Б.Л., Мазель Л.А.

 Частная методология исследования опирается на научные труды и практические методические разработки таких музыкантов и педагогов, как: Д.Е.Огороднов, Г.М.Цыпин, Г.П.Стулова, В.П.Анисимова.

  В научной работе используются следующие методы исследования:

- теоретическое изучение и анализ  литературы по проблеме исследования;

-анализ современного состояния  работы по изучаемой проблеме;

- обобщить передовой педагогический  опыт;

- методы эмпирического исследования, анализ педагогических ситуаций;

- опытно или опытно-экспериментальная работа с учащимися, включающая констатирующий и обучающий этапы, срезы, тесты;

- анализ опытно-экспериментальных  данных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Глава первая «Теоретические основы проблемы развития мелодического слуха у детей младшего школьного возраста».

 

1.1. Понятие «мелодический слух» в психолого-педагогической литературе. 

  Музыкальный слух, по мнению Г.М.Цыпина, имеет множество качественных проявлений и отсюда много его разновидностей, что говорит о сложности этой способности. Так, мелодический слух проявляется в восприятии мелодии именно как музыкальной мелодии, а не как ряда следующих друг за другом звуков. Мелодический слух формируется во многом самопроизвольно в различных видах музыкальной деятельности, начиная с простейшей - слушания музыки .

В вопросе о понятии «мелодического слуха» мы будем опираться на труды Б.М.Теплова. Так, мелодическим слухом мы будем называть «проявление звуковысотного слуха по отношению к одноголосной мелодии». Из всех его проявлений наиболее обращает на себя внимание «узнавание» и воспроизведение мелодии. Известно, что при испытании музыкального слуха прибегают, прежде всего, к запоминанию и «узнаванию» мелодии, а это, главным образом, относится к проявлениям в сфере памяти. Однако, прежде всего, мелодический слух является особенностью восприятия мелодии. А  последняя, воспринимается не просто как ряд звуков, а как ряд интервалов, содержащий в себе скрытую гармонию, передающий известное настроение и являющийся выражением известного содержания в определённой форме.

Очень важным проявлением мелодического слуха является чувствительность к точности интонации, выражающаяся как в способности самому соблюдать точную интонацию, так и в способности оценивать точность интонации чужого исполнения.

Мелодический слух - это «способность воспринимать и интонировать, оценивать и эмоционально переживать мелодические явления». Когда мы говорим о мелодическом слухе, речь идёт об осмыслении звуковысотной стороны мелодического интонирования.

Мелодический слух рассматривается музыковедами как первичное проявление музыкальности. Именно в способности воспринимать мелодию и эмоционально реагировать на неё обнаруживается, музыкален ли человек. Б.М.Теплов подчёркивал, что «ладовое чувство есть эмоциональное переживание отношений между звуками». Все важнейшие определения, касающиеся лада, в той или иной степени отражают связанные с ним эмоциональные состояния. Мы говорим об устойчивости и неустойчивости и тем самым фиксируем определённое переживание отдельных тонов. Мы говорим о тяготении как о специфическом состоянии устремлённости, обусловленном восприятием звука или аккорда и последующим движением в другие тоны. Мы говорим о ладовой окраске, соотносимой, например, с мажорным или минорным наклонением, и имеем при этом в виду различие внутренней душевной настроенности. В связи с ладовыми явлениями мы говорим о законченности или незаконченности, легко переводя данные определения в эмоционально - психологическую плоскость.

Столь определённое подчёркивание эмоциональных моментов в музыкальной терминологии, касающейся ладовых явлений, не случайно. Хотя все стороны музыкального слуха связаны с переживанием и эмоциональной оценкой звучаний, в ладовом чувстве это особенно заметно. Отсюда мы можем сделать важный методический вывод: освоение ладовых структур, оперирование ими должны опираться на эмоциональные переживания. Это, во- первых, облегчает усвоение звуковых структур. Во —вторых, интереснее и живее становится процесс обучения, затрагивающий различные стороны психики ребёнка.

Наметив план рассмотрения вопроса о развитии мелодического слуха, прежде всего, нужно сказать, что мелодический слух развивается на двойственной основе. С одной стороны, выступает развитие мелодического слуха на его собственной основе, с опорой на мелодические лады. С другой стороны, имеет место осмысление мелодических явлений на гармонической базе, опосредствование мелодического процесса ладами гармонического типа. Итак, мелодический слух - это способность воспринимать и интонировать, оценивать и эмоционально переживать мелодические явления. Когда мы говорим о мелодическом слухе, речь идёт об осмыслении звуковысотной стороны мелодического интонирования. Мелодический слух обеспечивает целостность восприятия мелодии, а не отдельные её звуки, следующие через определённые её интервалы.

       

 

 

1.2 Психо-физиологические  особенности детей младшего школьного  возраста.

 Младший школьный возраст - это  период впитывания, накопления и  усвоения знаний. Успешному выполнению этой жизненно важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность.

Учебная деятельность ребёнка развивается постепенно, через опыт вхождения в неё. Ребёнок учится не только знаниям, но и тому, как осуществить усвоение этих знаний. Уже в возрасте 7-10 лет ребёнок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность. Он знает, что он отличается от других и переживает свою уникальность, стремится утвердиться среди взрослых и сверстников. Самопознание ребёнка интенсивно развивается, а его структура укрепляется, наполняясь новыми ценностными ориентациями. Игра в младшем школьном возрасте не теряет своего психологического значения как желаемая деятельность, продолжает развивать психические функции ребёнка. Игра, как свободная деятельность, доставляет ребёнку релаксирующее его чувство свободного волеизъявления.

В те же годы дети нередко обнаруживают склонность поговорить. У ребёнка возникает потребность поделиться, снова оживить в сознании то, что было с ним недавно. Это говорит о силе впечатлений, неповторимого внутреннего условия приобщения к учению.

В течение того периода детства ребёнок продолжает развиваться физически. Телесная активность, скоординированность движений и действий, помимо общей двигательной активности, направлены на освоение специфических движений и действий, обеспечивающих учебную деятельность.

Ребёнок младшего школьного возраста находится в большой эмоциональной зависимости от учителя. Стиль общения учителя с детьми непосредственно определяет их поведение, тем самым, влияя на активность ребёнка. Исследования показали, что только демократический стиль общения создаёт условия для развития психической активности ребёнка. За одинаковый промежуток времени одни и те же дети легче запоминают, лучше соображают, фантазируют в условиях демократического стиля общения, чем в условиях авторитарного стиля. Демократический стиль даёт свободу познавательной деятельности, ребёнок не боится ошибиться в поставленной задаче.

            Относительно к младшему школьному возрасту, наглядно-образное мышление является основным видом мышления детей. Решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами, в мышлении ребёнка господствует логика восприятия. Высокая восприимчивость к окружающим воздействиям, расположенность к усвоению является важной стороной интеллекта, характеризующей умственные достоинства в будущем.

У детей в этом возрасте преобладает непроизвольное внимание, им трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности. Такое отключение внимания спасает ребёнка от переутомления. В своём воображении ребёнок уже может создавать разнообразные ситуации, но в учебных требованиях для произвольных действий воображения необходимы подкрепления. По ходу развития воображение становится более гибким. Наиболее ярко воображение проявляется в творчестве: в сочинении рассказов, рисовании. Мы можем наблюдать большую вариативность в характере детского творчества. В младшем школьном возрасте острота восприятия, наличие необходимых предпосылок словесного мышления, направленность умственной активности на то, чтобы повторить, внутренне принять, создают благоприятнейшие условия для обогащения и развития психики. Особая чувствительность и направленность активности, изменяющиеся от одной ступени детства к другой, сочетание, совмещение свойств разных возрастных периодов — это необходимые условия, предпосылки становления и расцвета способностей ребёнка. Чрезвычайно трудно оценить действительное значение проявляемых в детстве способностей и тем более предусмотреть их дальнейшее развитие. Нередко обнаруживается, что яркие проявления способностей ребёнка, достаточные для начальных успехов в некоторых занятиях, не открывают пути к действительным, социально значимым достижениям, проявления незаурядных способностей могут оказаться лишь чем-то временным.

Важным возрастным условием роста способностей в младшем школьном возрасте является сила нервной системы, о которой судят по способности выдерживать интенсивную или длительную нагрузку на нервную систему. Чем младше ребёнок, тем в большей степени проявляется относительная слабость, малая выносливость, истощаемость нервной системы. Специальные исследования показали, что эта возрастная слабость является не только недостатком, но и достоинством, так как именно она обусловливает детскую впечатлительность, живость восприятия. С годами нервная система крепнет в разной степени у разных детей, а вместе с тем снижается и детская непосредственная восприимчивость. В ходе возрастного развития - вместе с укреплением и обогащением свойств интеллекта, подъёмом их на новый уровень - происходит и ограничение, а то и утрата некоторых детских возможностей, некоторых ценных возможностей детской психики. Возрастная чувствительность, особая отзывчивость на окружающее, свойственна любому возрасту детства. Она может проявляться в своеобразии реагирования, в большей или меньшей яркости воображения, в избирательности внимания. Неодинаковость возрастной чувствительности приводит к тому, что в отдельные периоды детства возникают наиболее благоприятные внутренние условия для развития психики на каких-то главных для этой поры жизни направлениях. А значит, происходит и подъём соответствующих этим «направлениям» способностей. Если вследствие каких-либо исключительных условий формирование способностей происходит не в эту пору жизни, не в свои обычные сроки, то в дальнейшем, даже при самом благоприятном окружении, развитие способностей крайне затрудняется. Причина этого в том, что был упущен тот период, когда возрастные возможности были наиболее подходящими для развития способностей. В эту пору жизни дети ещё не подвержены действию многих психологических «тормозов» подросткового возраста.

Информация о работе Развитие мелодического слуха у детей младшего возраста на уроках сольфеджио