Развитие мышления на разных этапах онтогенеза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 00:01, реферат

Краткое описание

Связь психологии с логикой, теорией познания и с философией отчетливо проявляется в истории психологических учений о мышлении. Так, ассоциативная психология исходила из позиций английского эмпиризма, психология мышления вюрцбургской школы - из идеалистической философии гуссерлианства, трактовка мышления в американской психологии определялась философией прагматизма. Наша отечественная психология мышления исходит из диалектической логики.
В изучении мышления особенно отчетливо проявилась борьба между материализмом и идеализмом. Исследование мышления занимает одно из центральных мест.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….2
Мышление в структуре психики…………………………………………...7
Психологическая сущность мышления…………………………………...7
Специфика и особенности мышления……………………………………..8
Физиологические основы мышления……………………………………..9
Логические формы мышления……………………………………………10
Виды мышления…………………………………………………………….11
Индивидуальные особенности и качества мышления………………...16
Мотивация мышления……………………………………………………..18
Методы изучения мышления……………………………………………..18
Мышление как процесс…………………………………………………….19
Структура и этапы процесса мышления………………………………...20
Мышление как процесс решения задач………………………………….20
Мыслительные операции………………………………………………….21
Нарушения мышления……………………………………………………..23
Патологии мышления……………………………………………………...24
Принципы развития в психологии мышления…………………………25
Развитие мышления в филогенезе……………………………………….26
Развитие мышления в онтогенезе………………………………………..27
Теории поэтапного формирования умственных действий……………..27
Особенности и специфика развития мышления в онтогенезе…………32
Заключение...……………………………………………………………………39
Литература...……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ.docx

— 133.43 Кб (Скачать файл)

Информационная  теория интеллектуально-когнитивного развития

Клар и Уоллес, предположили, что ребенок с рождения обладает тремя качественно различными, иерархическими организованными типами продуктивных интеллектуальных систем:

1) система обработки воспринимаемой  информации и направления внимания  с одного ее вида на другой.

2) система, ответственная  за постановку целей и управление  целенаправленной деятельностью. 

3) система, отвечающая  за изменение существующих систем  первого и второго типов и  создание новых подобных систем.

Клар и Уоллес выдвинули  ряд гипотез, касающихся действия систем третьего типа:

- в то время, когда  организм практически не занят  обработкой извне поступающей  информации (когда, например, он спит), система третьего типа перерабатывает  результаты ранее поступившей  информации, предшествующей умственной  активности;

- цель этой переработки  – определить следствия предыдущей  активности, которые являются устойчивыми. 

- как только подобная  согласованная последовательность  замечена, в действие вступает  другая система – та, которая  порождает новую;

- формируется система  более высокого уровня, включающая  в себя предыдущие в качестве элементов или частей.

Именно таким образом  можно представить себе в рамках этой теории формирование логических структур.

 

 

Подход Ж.Пиаже.

Теория развития мышления ребенка, предложенная Ж.Пиаже, получила название “операциональной” (от слова “операция”).

В развитии операционального интеллекта у детей Ж.Пиаже выделяет следующие четыре стадии:

  1. Сенсомоторная стадия (от рождения до 2 лет). Она характеризуется развитием способности воспринимать и познавать окружающие ребенка предметы в их достаточно устойчивых свойствах и признаках. Это стадия,  на которой ребенок, наделенный изначально только рефлексами, постепенно связывает воедино разрозненные восприятия и действия. Шаг за шагом ребенок постигает свойства окружающих объектов через действия с ними.
  2. Стадия дооперационального мышления (2-7 лет). На этой стадии у ребенка складывается речь, начинается активный процесс интериоризации внешних действий с предметами, формируются наглядные представления. Дети 5-7 летнего возраста уже способны строить умозаключения, но они отличаются от логики взрослого человека, в силу центральной особенности мышления ребенка данного возраста - эгоцентризма. Ребенок не способен учитывать различные аспекты ситуации, он центрирован на одной стороне задачи, не может встать на другую точку зрения.
  3. Стадия конкретных операций (7 - 11 лет) способен к логическим умозаключениям, однако при условии конкретности условий задачи.
  4. Стадия формальных операций (11-15 лет). Данная стадия характеризуется способностью ребенка выполнять операции в уме, пользуясь логическими рассуждениями и понятиями. Внутренние умственные операции превращаются на этой стадии в структурно организованное целое. На этой стадии дети способные совершать мыслительные операции без какой - либо  конкретной опоры. Они способны к абстрактному мышлению и построению логических суждений по правилам индукции и дедукции.

 

Особенности и специфика развития мышления в  онтогенезе

Экспериментальные исследования и наблюдения в области возрастной и педагогической психологии позволяют  охарактеризовать некоторые особенности  развития мышления в определенном возрасте.

Младенческий возраст. (0-1 года)

К концу первого года ребенок  начинает познавать мир человеческих предметов и осваивать правила действий с ними. Разнообразные действия приводят его к открытию все новых и новых свойств окружающих его объектов. Ориентируясь в окружающей действительности, он интересуется не только тем, “что это такое”, но и тем, “что с этим можно делать”.

Восприятие и действие - та основа, которая позволяет судить о первоначальных формах наглядно-действенного мышления в младенческом возрасте. Добиваясь успеха, ребенок действует методом проб и ошибок. Скажем, отыскивая спрятанную под подушкой игрушку, он сначала переворачивает все подушки, попадающиеся ему на глаза. Дети предпочитают структурные, комплексные, трехмерные, движущиеся объекты. Маленькие дети могут следить за объектом, локализовать его в пространстве, сличать объекты между собой. Наряду с многообразными формами сенсорной активности у новорожденного имеется большой набор позностатических и локомоторных рефлексов. Все это способствует быстрой адаптации ребенка к новым условиям жизни и созданию предпосылок для его дальнейшего развития. Младенческий возраст – возраст начальных форм мышления.

Раннее детство. (1-2 лет) Мышление в этот возрастной период принято называть наглядно-действенным. Это аналог “сенсомоторного интеллекта” Ж.Пиаже. Как видно из самого названия, оно основывается на восприятии и действиях, осуществляемых ребенком. И хотя примерно в двухлетнем возрасте у ребенка появляется внутренний план действий, на протяжении всего раннего детства важной основой и источником интеллектуального развития остается предметная деятельность. “Мыслить для ребенка раннего возраста - значит разбираться в данных аффективно окрашенных связях и предпринимать своеобразные, соответствующие этой внешней воспринимаемой ситуации действия” (Л.С.Выготский). Образование связей слов с предметами находится в прямой зависимости от частоты, длительности и характера общения взрослых с ребенком. На основе речи на втором году жизни он не только ассоциирует слово с единичным объектом, но и начинает группировать предметы по наиболее ярким внешним признакам, например по цвету.

Мышление развивается  в процессе практической деятельности и из практической деятельности, поэтому, как считают психологи, оно отстает  от нее по общему уровню развития и  по составу операций.

В преддошкольном возрасте начинают складываться разнообразные мыслительные функции, такие как способность к обобщению, переносу приобретенного опыта в новые условия, умение устанавливать связи и отношения и в элементарной форме путем активного экспериментирования решать конкретные задачи, используя различные объекты в качестве средства для достижения цели. В развитии мыслительной способности существенную роль играют речь и практическая деятельность ребенка.  Мышление функционирует на наглядно-чувственном уровне. Формирования  первых предметных действий.

Дошкольный возраст. (3-7лет) Основная линия развития мышления в этом возрасте - переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода - к словесному мышлению. Основным видом мышления тем не менее является наглядно-образное, что соответствует репрезентативному интеллекту (мышлению в представлениях) в терминологии Ж. Пиаже.

Дошкольник образно мыслит, он еще не приобрел взрослой логики рассуждений. Несмотря на своеобразную детскую логику, дошкольники могут правильно рассуждать и решать довольно сложные задачи.

К концу дошкольного возраста появляется тенденция к  обобщению,  установлению связей. Возникновение  ее важно для дальнейшего развития мышления и интеллекта.

Младший школьный возраст. (8-12 лет) В этом возрасте мышление становится доминирующей функцией. Благодаря этому интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы и, с другой стороны, от интеллекта зависит развитие остальных психических функций.

Завершается наметившийся в  дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. У ребенка появляются логически верные рассуждения: рассуждая, он использует операции. Однако это еще не формально-логические операции, рассуждать в гипотетическом плане младший школьник еще не может. Операции, характерные для данного возраста, Ж.Пиаже назвал конкретными, поскольку они могут применяться только на конкретном, наглядном материале.

В процессе обучения у младших  школьников на основе житейских понятий формируются научные понятия. Овладевая логикой науки, ребенок устанавливает соотношения между понятиями, осознает содержание обобщенных понятий, а это содержание, связываясь с житейским опытом ребенка, как бы вбирает его в себя. Научное понятие в процессе усвоения проходит путь от обобщения к конкретным объектам.

Овладение в процессе обучения системой научных понятий дает возможность  говорить о развитии у младших школьников основ понятийного, или теоретического мышления. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние существенные свойства и отношения

Подростковый (13–15 лет ) Подросток начинает анализ вставшей перед ним задачи с попытки выяснить возможные отношения, применимые к имеющимся в его распоряжении данным, а потом пытается путем сочетания эксперимента и логического анализа установить, какие из возможных отношений здесь реально имеются.

Фундаментальная переориентация  мышления с познания того, как устроена реальность, на поиск потенциальных  возможностей, лежащих за непосредственной  данностью, именуется переходом  к гипотетико-дедуктивному  мышлению.

Мышление становится менее предметным и наглядным. Если на стадии конкретных операций ребенок сортирует предметы только по признаку тождества или сходства, теперь становится возможной классификация неоднородных объектов в соответствии с произвольно выбранными критериями высшего порядка. Анализируются новые сочетания предметов или категорий, отвлеченные высказывания или идеи сопоставляются друг с другом самыми разнообразными способами.

Проявляется  возможность  анализировать любую ситуацию независимо от реальных обстоятельств; подростки  впервые обретают способность систематически  строить и проверять гипотезы. Одновременно идет дальнейшее развитие конкретных мыслительных операций. Абстрактные  понятия (типа объема, веса, силы и т.д.) теперь обрабатываются в уме независимо от конкретных обстоятельств. Становится возможной  рефлексия по поводу собственных  мыслей. На ней основаны умозаключения, уже  не нуждающиеся в проверке на практике, поскольку в них соблюдены  формальные законы  логики. Мышление начинает подчиняться формальной логике.

Юношеский  возраст (16–18 лет)

Усложняются функции мышления. Формируется способность размышлять логически об абстрактных, отвлеченных  проблемах, появляется потребность  проверить правильность своих мыслей, принять точку зрения другого  человека, мысленно учитывать и соотносить одновременно несколько признаков  или характеристик объекта. Появляется так называемая «обратимость» мышления, т. е. способность менять направление  мысли, возвращаясь к исходному состоянию того или иного объекта. У юношей появляется тяготение к общим теориям, формулам и т. д. Склонность к теоретизированию становится, в известном смысле, возрастной особенностью. Создаются собственные теории политики, философии, формулы счастья и любви. Особенность юношеской психики, связанная с формально-операционным мышлением, – изменение отношения категорий возможности и действительности. Освоение логического мышления неизбежно рождает интеллектуальное экспериментирование, своеобразную игру в понятия, формулы и т. д. Отсюда своеобразный эгоцентризм юношеского мышления: ассимилируя весь окружающий мир в свои универсальные теории, юноша, по словам Пиаже, ведет себя так, как если бы мир должен был подчиняться системам, а не системы действительности.

Умственные  способности взрослого человека(от 18 до 55–60 лет)

Этот период охватывает возраст  от 18 до 55–60 лет, он характеризуется наиболее высоким уровнем интеллектуальных, творческих, профессиональных достижений.

Молодость является важным этапом в развитии умственных способностей человека: интенсивно развивается творческое мышление, умение обобщать, повышается способность к абстрактному мышлению. На первый план в молодости выступает  способность поиска оригинальных, нестереотипных решений, реализация своего мировоззрения, достижение жизненных целей.

Многочисленные исследования показали, что в различные периоды  жизни человека наблюдается неравномерное  развитие его психических функций. Так, наиболее высокая степень восприимчивости  к профессиональному и социальному  опыту отмечается в возрасте от 18 до 25 лет. Так, при незначительном увеличение общего интеллекта в период от 18 до 46 лет, соотношение внимания, памяти и мышления претерпевают значительные колебания. В 26 -29 лет происходит снижение функций памяти и мышления, что может быть связано с тем, что на первый план выступают межличностные проблемы: определение жизненной позиции, создание семьи, освоение новой социальной роли в трудовом коллективе. В период от 30 до 33 лет наблюдается высокий подъем всех интеллектуальных функций, которое начинает снижаться к 40 годам.

У взрослого человека интеллектуальная деятельность достигает наиболее высокого уровня развития при условии творческой активности независимо от ее формы. Экспериментальные  исследования отечественных и зарубежных психологов показали, что наибольшего  подъема научное творчество достигает  к 35-40 и 40 - 45 годам жизни.

Проведенные исследования особенностей мышления у взрослых людей позволили  установить, что у большинства  людей при достижении возраста ранней взрослости мышление отличается более  гибкими переходами во взаимосвязях образных, логических и действенных  компонентов. Таким образом, одной из основных характеристик мышления взрослых людей в период 20—40 лет является комплексный характер мыслительных операций при высоком уровне интеграции различных видов мышления. Например, результаты теоретического мышления проверяются практикой, под влиянием которой происходит обогащение и теоретического мышления. В то же время практическое мышление, связанное с непосредственно воспринимаемой ситуацией, отталкивается от понятий теоретического мышления.

Выдающийся отечественный  психолог, Б.Г.Ананьев показал, что  интенсивность старения интеллектуальных функций зависит от двух факторов: одаренности человека (внутреннего  фактора) и образования (внешнего фактора). Становление интеллектуальной деятельности человека происходит до 35 летнего возраста. В период от 26 до 35 лет повышается объединение всех интеллектуальных функций (анализа и синтеза, классификации, абстрактности и конкретности и  других), тогда как в период между 35 и 46 годами начинает усиливаться жесткость  связей между ними. Это означает, что наряду с ростом интеллектуальной активности и продуктивности в привычной  профессиональной деятельности, возможности  освоения новых областей знаний и  навыков затруднены.

Информация о работе Развитие мышления на разных этапах онтогенеза