Развитие мышления на разных этапах онтогенеза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 00:01, реферат

Краткое описание

Связь психологии с логикой, теорией познания и с философией отчетливо проявляется в истории психологических учений о мышлении. Так, ассоциативная психология исходила из позиций английского эмпиризма, психология мышления вюрцбургской школы - из идеалистической философии гуссерлианства, трактовка мышления в американской психологии определялась философией прагматизма. Наша отечественная психология мышления исходит из диалектической логики.
В изучении мышления особенно отчетливо проявилась борьба между материализмом и идеализмом. Исследование мышления занимает одно из центральных мест.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….2
Мышление в структуре психики…………………………………………...7
Психологическая сущность мышления…………………………………...7
Специфика и особенности мышления……………………………………..8
Физиологические основы мышления……………………………………..9
Логические формы мышления……………………………………………10
Виды мышления…………………………………………………………….11
Индивидуальные особенности и качества мышления………………...16
Мотивация мышления……………………………………………………..18
Методы изучения мышления……………………………………………..18
Мышление как процесс…………………………………………………….19
Структура и этапы процесса мышления………………………………...20
Мышление как процесс решения задач………………………………….20
Мыслительные операции………………………………………………….21
Нарушения мышления……………………………………………………..23
Патологии мышления……………………………………………………...24
Принципы развития в психологии мышления…………………………25
Развитие мышления в филогенезе……………………………………….26
Развитие мышления в онтогенезе………………………………………..27
Теории поэтапного формирования умственных действий……………..27
Особенности и специфика развития мышления в онтогенезе…………32
Заключение...……………………………………………………………………39
Литература...……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ.docx

— 133.43 Кб (Скачать файл)

Отсюда вытекает необходимость системы непрерывного образования как условия высокой эффективности интеллектуальных функций человека.

Период  геронтогенеза (период старения) начинается согласно международной классификации с 60 лет у мужчин и 55 лет - у женщин. Опираясь на исследование английского геронтолога Д. Б. Бромлея, Б. Г. Ананьев писал о том, что в процессе геронтогенеза особенно примечателен противоположный ход развития вербальных (информированность, словарный запас) и невербальных (практический интеллект) функций. Снижение невербальных функций становится выраженным к 40 годам жизни. Между тем вербальные функции именно с этого периода прогрессируют наиболее интенсивно, достигая высокого уровня в 40–70 лет. При высоком уровне образования не наблюдается спада вербальных функций до глубокой старости. С уровнем образования тесно связаны скорость речи, эрудиция и логическое мышление. Важным фактором жизнеспособности пожилого человека является род его занятий.

 Имеются многочисленные  данные о сохранении высокой  жизнеспособности и работоспособности  человека не только в пожилом,  но и старческом возрасте. Целый  рад факторов играют здесь  существенную роль: уровень образования,  род занятий, зрелость личности. Особое значение имеет творческая  активность личности, которая способна  противодействовать процессам инволюции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Возраст

Динамика развития мышления

(особенности)

Младенческий  возраст(0-1 года)

Стадия сенсомоторного интеллекта (до речевого). Первоначальные формы наглядно – действенного мышления. Ребенок действует методом проб и ошибок. Допонятийное мышление.

Раннее детство(1-3 лет)

Наглядно –  действенное мышление. Мыслительные операции включены в действия. Основа и источник интеллектуального развития – предметная деятельность. Допонятийное мышление.

Дошкольный возраст(3-7 лет)

Переход от наглядно - действенного к наглядно-образному мышлению. Наглядно - образному мышление- решение задач в уме, без участия практических действий, посредством оперирования образов и представлений. К концу дошкольного возраста – наглядно-схематическое, словесное мышление. Появляются тенденции к обобщению, установлению связей. Допонятийное мышление.

Младше – школьный возраст      (8-12 лет)

Обобщенный способ мышления - действия в сфере теоретических  знаний. Начинается формироваться словесно-логическое мышление. Появляются верные рассуждения: ребенок использует операции, применяемые  на конкретном, наглядном материале. В процессе житейски понятий формируются  научные понятия - развитие понятийного (теоретического) мышления.

Подростковый  возраст(13-15 лет)

Продолжает развиваться  словесно-логическое мышление. Появляется  способность оперировать гипотезами при решении задач; способность  анализировать абстрактные идеи, искать противоречия. Абстрактное мышление подчиняется формальной логике - построение логических суждений по правилам индукции и дедукции.

 

Юношеский возраст(16-20 лет)

 

Прогрессирующее развитие теоретического мышления (рассуждение, анализ…)Готовы к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека Развиваются творческие способности – дивергентное мышление(масса способов решения задач).

Взрослость:

-Ранняя взрослость(20-40 лет)

-Средняя взрослость(40-60)

Интенсивное развитие творческого мышления.

Комплексный характер мыслительных операций при высоком уровне интеграции различных видов мышления. Объединение  всех интеллектуальных функций:  анализа  и синтеза, классификации, абстрактности  и конкретности и др.… - усиление их связей.

Пожилой и старческий возраст:

-Предпенсионный возраст

-Период выхода на  пенсию

-Период собственной  старости

-Долгожительство

Процессы инволюции (замедление интеллектуальной деятельности). С уровнем образования тесно  связаны скорость речи, эрудиция и  логическое мышление. Важным фактором жизнеспособности пожилого человека является род его занятий. Имеются многочисленные данные о сохранении высокой жизнеспособности и работоспособности человека не только в пожилом, но и старческом возрасте. Целый рад факторов играют существенную роль: уровень образования, род занятий, зрелость личности. Особое значение имеет творческая активность личности, которая способна противодействовать процессам инволюции.


 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ананьев Б. Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. М., 1973; О проблемах современного человекознания. М., 1977; Избр. психологические труды. В 2 т. М., 1980. Т. 1, 2; Человек как предмет познания. Л., 1987.
  2. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1996.
  3. Божовин Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1978. № 4; 1979. № 4.
  4. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М., 1960; Собр. соч. Т. I. М., 1982; Собр. соч. В 6. Т. 3. Развитие мышления и речи. С.254.
  5. Забродин Ю. М., Носуленко В. Н. Психологические исследования познавательных процессов и личности // В сб.: Психофизические измерения в исследовании познавательных процессов. М., 1983.
  6. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М., 1971.
  7. Пиаже Ж. Избранные психологические произведения. М., 1969.
  8. Развитие психофизических функций взрослых людей /Под ред. Б. Г. Ананьева, Е. И. Степановой. М., 1972.
  9. .Развитие психофизических функций взрослых людей (средняя взрослость) / Под ред. Б. Г. Ананьева, Е. И. Степановой. М., 1977.
  10. Степанова Е. И. Психология взрослых – основа акмеологии. СПб., 1995.
  11. Фельдштейн Д. И. Психология становления личности. М., 1994.
  12. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. М.: Педагогика-Пресс, 1993.
  13. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Университетская книга, 1996.

Информация о работе Развитие мышления на разных этапах онтогенеза