Развитие памяти у детей в младшем дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 14:26, реферат

Краткое описание

Цель работы: определение методов психологического воздействия, наиболее полно способствующих развитию памяти у детей младшего дошкольного возраста в системе дошкольного образовательного учреждения.
Задачи, вытекающие из поставленной цели, таковы:
изучив психолого-педагогическую литературу по данной теме, проанализировать понятие методов психологического воздействия, охарактеризовать виды памяти, ее особенности в младшем дошкольном возрасте; дать комплексную характеристику младшего дошкольного возраста и особенностей развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….3
Глава 1. Особенности младшего дошкольного возраст………………..5
Глава 2. Развитие памяти в раннем детстве…………………………….7
1.1. Понятие памяти, ее виды………………………………………… 7
1.2. Методы психологического воздействия на развитие памяти…14
Заключение………………………………………………………. …….17
Список литературы ……………………………………………………19

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 42.41 Кб (Скачать файл)

Это особенно актуально для  детей младшего школьного возраста, поскольку понятие долга и  понятие «надо» у них еще недостаточно сформировалось. Деятельность должна быть интересной для ребенка, в противном  случае мы не получим желаемого результата. Это особенно важно учитывать, поскольку  у младших дошкольников память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой  цели что-то запомнить или вспомнить  и не владеет специальными способами  запоминания. Интересные для него события, если они вызывает эмоциональный  отклик легко (непроизвольно) запоминаются [5].

Желание ребенка запомнить  надо всячески поощрять, это залог  успешного развития не только памяти,  но и других познавательных способностей.

Ребенку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания. Пожалуй, это является одним из главных условий для  последующей успешной адаптации  ребенка к школе, к учебной  деятельности, к постоянным умственным нагрузкам.

Как же сделать так, чтобы  ребенку было интересно запоминать? Определившись с главным методом  развития памяти в младшем дошкольном возрасте, отметим, что лучшим средством  для этого является непосредственная предметная деятельность ребенка и  игра.

Игра – ведущий вид  деятельности ребенка дошкольного  возраста. Для ребят дошкольного  возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд,  игра для  них - серьезная форма воспитания. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, мышления, развитию творческих способностей, и, в частности, памяти, направлены на умственное развитие школьника в целом.

Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими  людьми, использующий в своей деятельности определенные правила [4].

Природа создала детские  игры для всесторонней подготовки к  жизни. Поэтому они имеют генетическую связь со  всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и  труда, и общения, и искусства, и  спорта. Отсюда и названия игр: познавательные, интеллектуальные, строительные, игра-труд, игра-общение, музыкальные игры, художественные, игры-драматизации, подвижные, спортивные...

Необходимо заметить, что  если для средних дошкольников главное - отношения между людьми, игровые  действия производятся ими не ради самих действий, а ради стоящих  за ними отношений, то младшие дошкольники  имитируют предметную деятельность - режут хлеб, трут морковку, моют посуду. Они поглощены самим процессом  выполнения действий и подчас забывают о результате – для чего и для  кого они это сделали [4].

Умелое и целеноправленное руководство со стороны взрослого, умение заинтересовать ребенка той  или иной деятельностью служит залогом  положительного психологического воздействия  на развитие памяти младшего дошкольника.

Вывод

1. Методы психологического  воздействия – это совокупность  приемов, реализующих воздействие  на потребности, интересы, склонности, т.е. источники мотивации активности, поведения человека, на факторы,  которые регулируют активность, а также на состояния, в которых  человек находится и которые  изменяют его поведение.

 

 

 

Заключение

Раннее детство - самая благодатная почва для развития памяти в ее многообразии.

Для достижении цели исследования, которая была определена нами как  определение методов психологического воздействия, наиболее полно способствующих развитию памяти у детей младшего дошкольного возраста в системе  дошкольного образовательного учреждения, мы изучили психолого-педагогическую литературу по данной теме, в результате чего проанализировали понятие методов  психологического воздействия, охарактеризовали виды памяти, ее особенности в младшем  дошкольном возрасте, дали комплексную  характеристику младшего дошкольного  возраста и особенностей развития ребенка  в дошкольном образовательном учреждении.

В эмпирической части исследования были определена эффективность отдельных  методов психологического воздействия  на формирование памяти младшего дошкольника.

Для реализации поставленных задач использовались такие теоретические  и эмпирические методы исследования, как изучение и анализ психолого-педагогической литературы, а также проведение эксперимента по развитию памяти в группе второго года жизни ДОУ.

В результате было дано определение  методов психологического воздействия  как совокупность приемов, реализующих  воздействие на потребности, интересы, склонности, т.е. источники мотивации  активности, поведения человека, на те факторы, которые регулируют активность и на состояния, в которых человек  находится и которые изменяют его поведение.

Также было охарактеризовано понятие памяти как  механизма, который  осуществляет связь между прошлыми состояниями психики, настоящими и  процессами подготовки будущих состояний, сообщает связность и устойчивость жизненному опыту человека, обеспечивает непрерывность существования человеческого " Я " и выступает, таким образом, в качестве одной из предпосылок  формирования индивидуальности и личности. Память делится на кратковременную  и долговременную. Выделяется наглядно-образная память, словесно-логическая память, при  которой запоминается информация на слух, эмоциональная память, при  которой запоминаются пережитые  чувства, эмоции и события.

В наибольшей степени возможности  природной памяти проявляются в  дошкольном возрасте. Ранний возраст  — это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.

Раннее детство характеризуется  сензитивностью к развитию памяти: в младшем дошкольном возрасте память по скорости развития опережает другие способности: ребенок рассматривает  картинку, видит необычный предмет  и начинает рассуждать, припоминая что-то из своего жизненного багажа. Легкость, с которой дети дошкольного возраста запоминают стихи, считалки, загадки, сказки, объясняется бурным развитием их природной памяти. Ребенок запоминает все яркое, красивое, необычное, привлекающее внимание. Ребенок запоминает непроизвольно, другими словами, он запоминает, не желая того.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Возрастные особенности психического развития детей / Под ред. И. В. Дубровиной и М. И. Лисиной, М., 1982.

2. Воспитание и развитие детей раннего возраста / Под ред. Г. М. Ляминой. М., 1981.

3. Годфруа Ж. Психология. Т. 1. М., 1992.

4. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. С. Л. Новоселовой. М., 1985.

5. Овчинникова Т. Н. Личность и мышление ребенка, диагностика и коррекция. М., 1999.

 


Информация о работе Развитие памяти у детей в младшем дошкольном возрасте