Развитие памяти у детей в младшем дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 14:26, реферат

Краткое описание

Цель работы: определение методов психологического воздействия, наиболее полно способствующих развитию памяти у детей младшего дошкольного возраста в системе дошкольного образовательного учреждения.
Задачи, вытекающие из поставленной цели, таковы:
изучив психолого-педагогическую литературу по данной теме, проанализировать понятие методов психологического воздействия, охарактеризовать виды памяти, ее особенности в младшем дошкольном возрасте; дать комплексную характеристику младшего дошкольного возраста и особенностей развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….3
Глава 1. Особенности младшего дошкольного возраст………………..5
Глава 2. Развитие памяти в раннем детстве…………………………….7
1.1. Понятие памяти, ее виды………………………………………… 7
1.2. Методы психологического воздействия на развитие памяти…14
Заключение………………………………………………………. …….17
Список литературы ……………………………………………………19

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 42.41 Кб (Скачать файл)

В настоящее время нет  единой теории механизмов памяти.

Более убедительная нейронная  теория, которая исходит из представления, что нейроны образуют цепи, по которым  циркулируют биотоки. Под биотоков происходят измерения в синапсах (местах соединений нервных клеток), что облегчает последующие прохождение  биотоков по этим путям.

Другая теория молекулярная теория памяти, считает, что под влиянием биотоков в протоплазме нейронов образуются особые белковые молекулы, на которых "записывается" поступающая  в мозг информация (примерно так, как  на магнитофонной ленте записывается слова и музыка).

 

Особое значение, которое  с древних времен придавалось  памяти, можно усмотреть в том, что в древнегреческой мифологии  именно богиня памяти - Мнемосина, слыла  матерью муз, покровительницей ремесел  и наук. Долгое время проблема памяти разрабатывалась главным образом  философией в тесной связи с общей  проблемой знания. Первую развернутую  концепцию памяти дал Аристотель в специальном трактате "О памяти и воспоминании". Собственно память свойственна и человеку и животному, воспоминание же - только человеку, оно  есть "как бы своеобразное отыскивание" образов и "бывает только у тех, кто способен размышлять", ибо "тот, кто вспоминает, делает вывод, что  прежде он уже видел, слышал или испытал  нечто в таком же роде". Аристотелем  были сформулированы правила для  успешного воспоминания, впоследствии вновь "открытые" в качестве основных законов, ассоциаций.

Основу памяти составляет генетически обусловленная способность  запечатлевать информацию, другими  словами, природная пластичность нервно-мозговой ткани ("мнема"). Основа памяти называется природной памятью.

Выделяют три вида памяти:

1. Наглядно-образная память, которая помогает хорошо запоминать лица, звуки, цвет, форму предмета и т.д.

2. Словесно-логическая память, при которой запоминается информация на слух.

3. Эмоциональная память, при которой запоминаются пережитые чувства, эмоции и события.

Формы проявления памяти чрезвычайно  многообразны. Объясняется это тем, что память обслуживает все виды многообразной деятельности человека.

В основу видовой классификации  памяти положены три основных критерия: 1) объект запоминания, т.е. то, что запоминается, Это предметы и явления, мысли, движения, чувства. Соответственно этому различают  такие виды памяти, как образная, словесно-логическая, двигательная и  эмоциональная; 2) степень волевой  регуляции памяти. С этой точки  зрения различают произвольную и  непроизвольную память; 3) длительность сохранения в памяти. В данном случае имеют в виду кратковременную, долговременную и оперативную память.

Таким образом, мы видим, что  все виды памяти различают в зависимости  от того, что запоминается и насколько  долго помнится.

Образная память - это  память на представления, на картины  природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизненной ориентировке всех нормальных людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память в  известном смысле можно назвать  профессиональными видами: как и  соответствующие ощущения, эти виды памяти особенно интенсивно развиваются  в связи со специфическими условиями  деятельности

Содержанием словесно-логической памяти являются наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно - логической.

В словесно-логической памяти главная роль принадлежит второй сигнальной системе. Этот вид памяти является специфически человеческим видом, в отличие от двигательной, эмоциональной  и образной, которые в своих  простейших формах свойственны и  животным. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становиться ведущей по отношению к ним, и от ее развития зависит развитие всех других видов памяти. Она играет ведущую роль в усвоении знаний в процессе обучения.

Двигательная память это  запоминание, сохранение и воспроизведение  различных движений и их систем. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных  практических и трудовых навыков, ровно  как и навыков ходьбы, письма и  т.д. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться сначала  осуществлять те или иные действия.

В зависимости от целей  деятельности память делят на непроизвольную и произвольную.

Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная  цель что-то запомнить или припомнить, называется непроизвольной памятью. В  тех случаях, когда мы ставим такую  цель, говорят о произвольной памяти. В последнем случае процессы запоминания  и воспроизведения выступают  как специальные, мнемические действия.

Непроизвольная и произвольная память в месте с тем представляют собой две последовательные ступени  развития памяти. Каждый по своему опыту  знает, какое огромное место в  нашей жизни занимает не произвольная память, на основе которой без специальных  мнемических намерений и усилий формируется основная и по объёму, и по жизненному значению часть нашего опыта. Однако в деятельности человека нередко возникает необходимость  руководить своей памятью. В этих условиях важную роль играет произвольная память, дающая возможность преднамеренно  заучить или припомнить то, что  необходимо.

Память долговременная - подсистема памяти, обеспечивающая продолжительное (часы, годы, иногда десятилетия) удержание  знаний, а также сохранение умений и навыков и характеризуемая  огромным объектом сохраняемой информации. Основным механизмом информации. Основным механизмом ввода данных в память долговременную и их фиксации обычно считается повторение, которое осуществляется на уровне кратковременной памяти. Однако чисто механическое повторение не приводит к устойчивому долговременному  запоминанию. Кроме того, повторение служит необходимым условием фиксации данных в долговременной памяти лишь в случае вербальной или легко  вербализуемой информации. Решающее значение имеет осмысленная интерпретация нового материала, установление связей между ним и тем, что уже известно субъекту.

В отличие от долговременной памяти, для которой характерно длительное сохранение материала после многократного  его повторения и воспроизведения, кратковременная память характеризуется  очень кратким сохранением после  однократного очень непродолжительного восприятия и немедленным воспроизведением.

Центральную роль при кратковременном  удержании данных играют процессы внутреннего  называния и активного повторения материала, протекающие обычно в  форме скрытого проговаривания. Выделяют два вида повторения. В первом случае оно носит относительно механический характер и не приводит к каким-либо заметным преобразованиям материала. Этот вид повторения позволяет удерживать информацию на уровне кратковременной  памяти, хотя недостаточен для ее перевода в долговременную память. Долговременное запоминание становится возможным  только при втором виде повторения, сопровождающемся включением удерживаемого  материала в систему ассоциативных  связей. В отличие от долговременной памяти, в кратковременной памяти может храниться лишь очень ограниченное количество информации - не более 7 +_ 2 единиц материала. Современные исследования показывают, что ограничения кратковременной  памяти не служат препятствием при  запоминании больших объемов  осмысленного перцептивного материала.

Кроме того, выделяют в отдельный  вид памяти - оперативную память.

Оперативной памятью называют запоминание каких-то сведений, данных на время, необходимое для выполнения операции, отдельного акта деятельности. Например, в процессе получения результата удерживать в памяти действия необходимо до промежуточной операции, которые  в дальнейшем могут быть забыты. Последнее обстоятельство очень  важно - использованную информацию, утратившую свою значение, помнить нерационально - ведь операционная память должна быть заполнена новой информацией, необходимой  для текущей деятельности.

Первоначально у ребенка  преобладает образная память, значение которой уменьшается с возрастом. Тем не менее результат запоминания  обычно выше при опоре на наглядный  материал, так что широкое использование  наглядных средств обучения является закономерным и эффективным.

В наибольшей степени возможности  природной памяти проявляются в  дошкольном возрасте.

В психологии существует понятие  сензитивности (чувствительность к  воздействиям определенного рода). В дошкольном возрасте память по скорости развития опережает другие способности, ребенок рассматривает картинку, видит необычный предмет и  начинает рассуждать, припоминая что-то из своего жизненного багажа. Легкость, с которой дети дошкольного возраста запоминают стихи, считалки, загадки, сказки, объясняется бурным развитием их природной памяти. Ребенок запоминает все яркое, красивое, необычное, привлекающее внимание. Ребенок запоминает непроизвольно, другими словами, он запоминает, не желая того [1].

В дошкольном возрасте главным  видом памяти является образная. Ее развитие и перестройка связаны  с изменениями, происходящими в  разных сферах психической жизни  ребенка. Совершенствование аналитико-синтетической  деятельности влечет за собой преобразование представления. На протяжении дошкольного  возраста значительно изменяется содержание двигательной памяти. Движения становятся сложными, включают несколько компонентов. Словесно-логическая память дошкольника  интенсивно развивается в процессе активного освоения речи при слушании и воспроизведении литературных произведений, рассказывании, в общении  со взрослыми и сверстниками. Дошкольный период – эпоха господства природной, непосредственной, непроизвольной памяти. У дошкольника сохраняется зависимость  запоминания материала от таких  его особенностей, как эмоциональная  привлекательность, яркость, озвученность, прерывистость действия, движение, контраст и пр. Элементы произвольного  поведения – это главное достижение дошкольного возраста. Важным моментом в развитии памяти дошкольника выступает  появление личных воспоминаний.

К концу дошкольного детства  у ребенка появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется  в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить.

Однако тот факт, что  память развивается у дошкольника  наиболее интенсивно по сравнению с  другими способностями, не значит, что  следует удовольствоваться этим фактом. Наоборот, следует максимально  развивать память ребенка в период, когда к этому располагают  все факторы. Поэтому можно говорить о развитии памяти ребенка начиная  с раннего детства.

Достоверно известно: не стоит пропускать эти годы, иначе  происходит необратимый процесс. Упущено  время – потеряны возможности  легко и безболезненно усвоить  главное для этого возраста. Дошкольники  необычайно чувствительны к разного  рода воздействиям, и если мы не замечаем результатов каких-то воздействий, то это еще не свидетельствует, что  они ничего не значат. Дети, как губка, впитывают впечатления, знания, но далеко не сразу выдают результаты.

Вывод:

 Память делится на  кратковременную и долговременную. Выделяется наглядно-образная память, словесно-логическая память, при  которой запоминается информация  на слух, эмоциональная память, при  которой запоминаются пережитые  чувства, эмоции и события.

1.2. Методы психологического воздействия на развитие памяти.

Рассмотрим определение  метода психологического воздействия  и охарактеризуем в общих чертах это понятие.

Под приемом воздействия  понимается совокупность средств и  алгоритм их использования. Методы воздействия  – это совокупность приемов, реализующих  воздействие на:

1) потребности, интересы, склонности, т.е. источники мотивации активности, поведения человека;

2) на установки, групповые нормы , самооценки людей, т.е. на те факторы, которые регулируют активность;

3) на состояния, в которых человек находится (тревога, возбужденность или депрессивность и т.п.) и которые изменяют его поведение.

Для того чтобы изменить поведение человека, нужно изменить его желания, мотивы (хочет уже  того, чего раньше не хотел, либо перестал хотеть, стремиться к тому, что раньше привлекало), т.е. произвести изменения  в системе иерархии мотивов. Один из приемов, который позволяет это  сделать, – регрессия, т.е. объединение  мотивационной сферы, актуализация мотивов более низкой сферы (безопасность, выживание, пищевой мотив и пр.) осуществляется в случае неудовлетворения основных витальных потребностей человека. По отношению к ребенку такие  методы психологического воздействия  в большинстве случаев негуманны  и неприемлемы.

Требуемые установки формируется  у человека:

1) если он периодически включается в соответствующую деятельность;

2) многократно получает соответствующую информацию.

Методы воздействия на источники активности направлены на формирование новых потребностей или  изменение побудительной силы имеющихся  мотивов поведения. Чтобы сформировать новые потребности у человека, применяются следующие приемы и  средства: вовлекают его в новую  деятельность, используя желания  человека воздействовать с каким-то определенным лицом. При этом, вовлекая человека в новую для него, пока еще безразличную деятельность, полезно  обеспечить минимизацию усилий человека по ее выполнению; если же новая деятельность для человека слишком обременительна, то человек теряет желание и интерес  к этой деятельности.

Информация о работе Развитие памяти у детей в младшем дошкольном возрасте