Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 14:26, реферат
Цель работы: определение методов психологического воздействия, наиболее полно способствующих развитию памяти у детей младшего дошкольного возраста в системе дошкольного образовательного учреждения.
Задачи, вытекающие из поставленной цели, таковы:
изучив психолого-педагогическую литературу по данной теме, проанализировать понятие методов психологического воздействия, охарактеризовать виды памяти, ее особенности в младшем дошкольном возрасте; дать комплексную характеристику младшего дошкольного возраста и особенностей развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении.
Введение ………………………………………………………………….3
Глава 1. Особенности младшего дошкольного возраст………………..5
Глава 2. Развитие памяти в раннем детстве…………………………….7
1.1. Понятие памяти, ее виды………………………………………… 7
1.2. Методы психологического воздействия на развитие памяти…14
Заключение………………………………………………………. …….17
Список литературы ……………………………………………………19
В настоящее время нет единой теории механизмов памяти.
Более убедительная нейронная
теория, которая исходит из представления,
что нейроны образуют цепи, по которым
циркулируют биотоки. Под биотоков
происходят измерения в синапсах
(местах соединений нервных клеток),
что облегчает последующие
Другая теория молекулярная
теория памяти, считает, что под влиянием
биотоков в протоплазме нейронов
образуются особые белковые молекулы,
на которых "записывается" поступающая
в мозг информация (примерно так, как
на магнитофонной ленте
Особое значение, которое
с древних времен придавалось
памяти, можно усмотреть в том,
что в древнегреческой
Основу памяти составляет
генетически обусловленная
Выделяют три вида памяти:
1. Наглядно-образная память, которая помогает хорошо запоминать лица, звуки, цвет, форму предмета и т.д.
2. Словесно-логическая память, при которой запоминается информация на слух.
3. Эмоциональная память, при которой запоминаются пережитые чувства, эмоции и события.
Формы проявления памяти чрезвычайно многообразны. Объясняется это тем, что память обслуживает все виды многообразной деятельности человека.
В основу видовой классификации памяти положены три основных критерия: 1) объект запоминания, т.е. то, что запоминается, Это предметы и явления, мысли, движения, чувства. Соответственно этому различают такие виды памяти, как образная, словесно-логическая, двигательная и эмоциональная; 2) степень волевой регуляции памяти. С этой точки зрения различают произвольную и непроизвольную память; 3) длительность сохранения в памяти. В данном случае имеют в виду кратковременную, долговременную и оперативную память.
Таким образом, мы видим, что все виды памяти различают в зависимости от того, что запоминается и насколько долго помнится.
Образная память - это память на представления, на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизненной ориентировке всех нормальных людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными видами: как и соответствующие ощущения, эти виды памяти особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности
Содержанием словесно-логической памяти являются наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно - логической.
В словесно-логической памяти главная роль принадлежит второй сигнальной системе. Этот вид памяти является специфически человеческим видом, в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в своих простейших формах свойственны и животным. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становиться ведущей по отношению к ним, и от ее развития зависит развитие всех других видов памяти. Она играет ведущую роль в усвоении знаний в процессе обучения.
Двигательная память это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, ровно как и навыков ходьбы, письма и т.д. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться сначала осуществлять те или иные действия.
В зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную.
Запоминание и воспроизведение,
в котором отсутствует
Непроизвольная и произвольная
память в месте с тем представляют
собой две последовательные ступени
развития памяти. Каждый по своему опыту
знает, какое огромное место в
нашей жизни занимает не произвольная
память, на основе которой без специальных
мнемических намерений и усилий
формируется основная и по объёму,
и по жизненному значению часть нашего
опыта. Однако в деятельности человека
нередко возникает
Память долговременная - подсистема памяти, обеспечивающая продолжительное (часы, годы, иногда десятилетия) удержание знаний, а также сохранение умений и навыков и характеризуемая огромным объектом сохраняемой информации. Основным механизмом информации. Основным механизмом ввода данных в память долговременную и их фиксации обычно считается повторение, которое осуществляется на уровне кратковременной памяти. Однако чисто механическое повторение не приводит к устойчивому долговременному запоминанию. Кроме того, повторение служит необходимым условием фиксации данных в долговременной памяти лишь в случае вербальной или легко вербализуемой информации. Решающее значение имеет осмысленная интерпретация нового материала, установление связей между ним и тем, что уже известно субъекту.
В отличие от долговременной
памяти, для которой характерно длительное
сохранение материала после многократного
его повторения и воспроизведения,
кратковременная память характеризуется
очень кратким сохранением
Центральную роль при кратковременном
удержании данных играют процессы внутреннего
называния и активного
Кроме того, выделяют в отдельный вид памяти - оперативную память.
Оперативной памятью называют запоминание каких-то сведений, данных на время, необходимое для выполнения операции, отдельного акта деятельности. Например, в процессе получения результата удерживать в памяти действия необходимо до промежуточной операции, которые в дальнейшем могут быть забыты. Последнее обстоятельство очень важно - использованную информацию, утратившую свою значение, помнить нерационально - ведь операционная память должна быть заполнена новой информацией, необходимой для текущей деятельности.
Первоначально у ребенка
преобладает образная память, значение
которой уменьшается с
В наибольшей степени возможности природной памяти проявляются в дошкольном возрасте.
В психологии существует понятие
сензитивности (чувствительность к
воздействиям определенного рода).
В дошкольном возрасте память по скорости
развития опережает другие способности,
ребенок рассматривает
В дошкольном возрасте главным
видом памяти является образная. Ее
развитие и перестройка связаны
с изменениями, происходящими в
разных сферах психической жизни
ребенка. Совершенствование аналитико-
К концу дошкольного детства у ребенка появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить.
Однако тот факт, что память развивается у дошкольника наиболее интенсивно по сравнению с другими способностями, не значит, что следует удовольствоваться этим фактом. Наоборот, следует максимально развивать память ребенка в период, когда к этому располагают все факторы. Поэтому можно говорить о развитии памяти ребенка начиная с раннего детства.
Достоверно известно: не стоит пропускать эти годы, иначе происходит необратимый процесс. Упущено время – потеряны возможности легко и безболезненно усвоить главное для этого возраста. Дошкольники необычайно чувствительны к разного рода воздействиям, и если мы не замечаем результатов каких-то воздействий, то это еще не свидетельствует, что они ничего не значат. Дети, как губка, впитывают впечатления, знания, но далеко не сразу выдают результаты.
Вывод:
Память делится на
кратковременную и
1.2. Методы психологического воздействия на развитие памяти.
Рассмотрим определение метода психологического воздействия и охарактеризуем в общих чертах это понятие.
Под приемом воздействия понимается совокупность средств и алгоритм их использования. Методы воздействия – это совокупность приемов, реализующих воздействие на:
1) потребности, интересы, склонности, т.е. источники мотивации активности, поведения человека;
2) на установки, групповые нормы , самооценки людей, т.е. на те факторы, которые регулируют активность;
3) на состояния, в которых человек находится (тревога, возбужденность или депрессивность и т.п.) и которые изменяют его поведение.
Для того чтобы изменить
поведение человека, нужно изменить
его желания, мотивы (хочет уже
того, чего раньше не хотел, либо перестал
хотеть, стремиться к тому, что раньше
привлекало), т.е. произвести изменения
в системе иерархии мотивов. Один
из приемов, который позволяет это
сделать, – регрессия, т.е. объединение
мотивационной сферы, актуализация
мотивов более низкой сферы (безопасность,
выживание, пищевой мотив и пр.)
осуществляется в случае неудовлетворения
основных витальных потребностей человека.
По отношению к ребенку такие
методы психологического воздействия
в большинстве случаев
Требуемые установки формируется у человека:
1) если он периодически включается в соответствующую деятельность;
2) многократно получает соответствующую информацию.
Методы воздействия на источники активности направлены на формирование новых потребностей или изменение побудительной силы имеющихся мотивов поведения. Чтобы сформировать новые потребности у человека, применяются следующие приемы и средства: вовлекают его в новую деятельность, используя желания человека воздействовать с каким-то определенным лицом. При этом, вовлекая человека в новую для него, пока еще безразличную деятельность, полезно обеспечить минимизацию усилий человека по ее выполнению; если же новая деятельность для человека слишком обременительна, то человек теряет желание и интерес к этой деятельности.
Информация о работе Развитие памяти у детей в младшем дошкольном возрасте