Развитие профессионально важных качеств личности студента в процессе обучения в вузе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 15:04, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из вышеизложенного, нами была определена цель: изучить и обобщить критерии оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта. Для проверки данной гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
- провести анализ основных подходов к исследованию коммуникативной деятельности психолога-консультанта;
- рассмотреть особенности профессиональной деятельности психолога;
- сформулировать понятие продуктивной деятельности;
- сформулировать понятие коммуникативной компетентности;
- рассмотреть общее и различия во взглядах на процесс психологического консультирования у разных авторов;
- теоретически изучить, обобщить и обосновать перечень возможных критериев оценки продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта;
- разработать анкету для изучения возможных критериев оценки продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта;
- провести сравнительный анализ полученных данных;
- обобщить результаты теоретического исследования и эмпирических данных и вывести критерии оценки продуктивности коммуникативной деятельности психолога.

Содержание

Введение…………………………..………………………………………………………3
1 Теоретическое обоснование профессионально важных качеств личности студента…………………………………..………………5
Развитие профессионально важных качеств личности студента………...…...…5
Требования к студентам, обучающимся в ВУЗе для развития профессиональных качеств…………………………………….9
2 Эмпирическое исследование критериев оценки продуктивности уровня профессиональной деятельности психолога…………13
2.1 Практическая этика в профессиональной деятельности практического психолога…………………………………………13
2.2 Обоснование замысла исследования………………………………………..……...19
2.3 Организация и ход исследования……………………………………………..…….20
2.4 Результаты исследования и их обсуждение……………………………………..…21
Заключение………………………………………………………………..………….....24
Глоссарий………………………………………………………………………….…….26
Список использованных источников…………………………………………….….28
Приложения………………………………………………………………………….….30

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 255.00 Кб (Скачать файл)

Невротическая личность – это яркое выражение тех фантомных образований в сознании, которые дают основание говорить о превращении живого сознания в его противоположность – сознание неживое.

Фактически, когда речь идет о фантомизации сознания, это уже описание одного из симптомов в синдроме психической смерти, - явление, которое в условиях массовой культуры, как кажется, приобретает значительно выраженный характер и находит свои конкретные формы в вариантах отказа от психического развития (страх перед изменениями своего личного стиля жизни, уход от ответственности за свою жизнь, отказ от усилий по преодолению житейских трудностей, социальная пассивность, ожидание чудо – лидера, поиск кумира (кумиров) и т. п).

Думается, что эти феномены индивидуального сознания – фантомизация и психологическая смерть – с необходимостью ставят вопросы о границе профессиональных возможностей психолога в осуществлении им профессиональной деятельности. Этот вопрос похож по своим операциональным проявлениям (по усилиям и их направленности) на принятие решения об оказании реанимационной медицинской помощи. Когда уже очевидно, что усилия тщетны, стоит ли тратить силы на борьбу за жизнь, которая все равно погаснет?

Наверное, это та грань, где вопросы профессиональной этики и вопросы практической этики смыкаются в осуществление профессионального долга.

Профессиональный долг требует от психолога действия, практическая этика определяет глубину воздействия на Другого человека, а профессия диктует принятие ограничений на собственные действия. Попробуем выразить эту же мысль в возможной рефлексивной формуле психолога: «Я как психолог должен принять решение об оказании помощи, но я вижу (понимаю, знаю), что этому человеку я не смогу помочь, так как он не примет моей помощи, я должен отказаться от работы с ним, так как я не обладаю для этого необходимыми профессиональными средствами». Противоречие в переживании – «я – психолог, я же не психолог» - это не только мощное воздействие на собственный внутренний мир, но и необходимость транслировать это для другого человека в адекватной для этого форме.

Готов ли к этому психолог? Как подготовиться к возможному появлению такого противоречия? Это вопросы из области владения психологом практической этикой как нормой собственной личной жизни, которая, как составная часть его Я – концепции, структурирует психическую реальность его собственной жизни.

Говоря по – другому, если люди для психолога – средство для самоутверждения и наслаждения властью, которую дает ореол профессии, то для него, по сути дела, нет переживания профессионального дела и его возможного несоответствия с уровнем собственного профессионального развития («Я прав, потому что я прав»).

Выраженная ориентация на ценность другого человека в профессиональной деятельности психолога предполагает адекватное восприятие им своих возможностей как меры воздействия на Другого человека, основанной на переживании чувства профессионального долга и ответственности за свои профессиональные действия.

Это делает профессию психолога одним из немногих видов социальной активности, где обобщенные идеи о ценности человека предельно конкретизируются и персонифицируются в его словах и действиях, направленных на Другого человека. В известном смысле психолог создает своими профессиональными действиями образ Другого для тех людей, с которыми он работает.

Психолог, как профессионал, выполняет важнейшую социальную задачу – задачу создания обобщенного, персонифицированного (в своем лице и в лице конкретного участника или участников его профессиональной деятельности) образа Другого человека.

Вполне вероятно, что эта профессиональная деятельность психолога – один из способов, создаваемых в современной культуре, для сохранения психической реальности как особой характеристики жизни.

 

2.2 Обоснование  замысла исследования

 

Как показал теоретический анализ, эффективный специалист обладает характерными качествами, которые во многом обуславливают продуктивность профессиональной деятельности психолога-консультанта. Все это требует эмпирической проверки. На основе качеств, присущих эффективному специалисту и дальнейшей их интеграции, строится модель желательных черт профессионала, полученных эвристическим путем, и, таким образом обобщаются критерии оценки продуктивности уровня коммуникативной деятельности психолога-консультанта.

В нашем эмпирическом исследовании поставлены две цели:

- сравнить представления  студентов факультета психологии  Бузулукского Педагогического колледжа  и независимых экспертов –  продуктивно работающих психологов о качествах, которые определяют уровень продуктивности коммуникативной-деятельности психолога-консультанта;

- обобщить критерии оценки  уровня продуктивности коммуникативной  деятельности психолога-консультанта.

Исходя из целей исследования были поставлены следующие задачи:

- составить анкету;

- опробовать валидности  анкуетыц;

- подобрать группы респодентов;

- провести исследование;

- обобщить критерии оценки  уровня продуктивности коммуникативной  деятельности психолога-консультанта.

Реализация поставленных задач и проверки выдвинутых гипотез исследования осуществлялись с помощью методов:

- анкетирования;

- беседы;

-интервью;

- методы экспертных огценок.

 

2.3 Организация  и ход исследования

 

Поскольку в нашем исследовании используется метод экспертных оценок, важно перечислить требования, предъявляемые к этому методу. Необходимым условием являются однозначно сформулированные цели, предмет и область применения метода. Предмет должен быть соотнесен с уже имеющимися теоретическими обоснованиями, что и было сделано в нашей работе. Область применения, контингет испытуемых должны быть четко обозначены. Необходимо также четко сформулировать цели использования результатов.

В нашем случае на основе результатов исследования были обобщены критерии оценки продуктивности уровня коммуникативнорй деятельности психолога-консультанта.

В нашем исследовании всего приняли участие 28 респондентов: 8 человек – работающие психологи, выступающие как независимые эксперты; 20 человек – студенты факультета психологии Бузулукского педагогического колледжа.

На основе теоретического анализа научной литературы по данной теме были разработаны специальные анкеты. Анкета состояла из трех блоков:

- эмоционально – волевая сфера (Приложение В);

- коммуникативная сфера (Приложение Г);

- познавательная сфера.

Под каждым из этих блоков перечислены ряд качеств, которые по результатам теоретического анализа во многом определяют успешность коммуникативной деятельности психолога-консультанта.

2.4 Результаты  исследования и их обсуждение

 

Нами были опрошены 28 респондентов. Среди качеств, которыми психолог-консультант должен обладать в полной мере для обеспечения продуктивной коммуникативной деятельности независимыми экспертами были выделены шесть ведущих качеств:

- умение активно слушать;

- тактичность;

- личная ответственность;

- умение понимать последствия  своего влияния;

- умение понятно говорить;

- доброжелательность.

Качества перечислены в порядке ранжирования. Таким образом, лидирующим качеством, определяющим продуктивность коммуникативной деятельности психолога-консультанта является умение активно слушать.

В настоящее время очень много говорят о необходимой подготовке молодых специалистов при помощи практики с супервизором. Трудно не согласиться, что подобная практика позволяет нарабатывать ценный опыт ведения консультационной беседы, способствует повышению профессионализма, помогает избежать многих ошибок, увидеть иные пути разрешения спорных вопросов. Однако результаты исследования анкет говорят о максимальной желательности, но не обязательности практики с супервизором (психолог должен иметь это качество в значительной степени). Качеством, которым не должен обладать вообще психолог – склонность к доминированию.

Полагаем, что данные результаты целесообразно проверить на более крупной выборке в отдельном исследовании.

Эти результаты показывают еще недостаточную профессиональную теоретическую и практическую подготовленность студентов к психологической консультативной деятельности.

По мнению студентов, психолог для прподуктивной коммуникативной деятельности должен иметь следующие качества:

- внутренний локус контроля;

- самоуважение;

- приятная внешность;

- работоспособность;

- позитивный настрой.

Склонность к доминированию – стремление господствовать, преобладать, быть основным, единодушно определено независимыми экспертами как качество, которым не должен обладать психолог-консультант.

В ходе исследования нами были получены результаты – представления студентов и работающих психологов отличаются в виду различного профессионального теоретического и практического опыта. Однако, следует отметить, что представления ближе и чаще совпадают с качествами, которыми определяют продуктивность коммуникативной деятельности психолога-консультанта. Мы полагаем, что это объясняется наличием полной теоретической базы и наличием опыта диагностической, психолого-педагогической и консультативной практики у студентов. Все эти знания, умения и навыки приближают студентов к верному пониманию критериев оценки продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта.

Также следует отметить, что склонность к доминированию была определена как нежелательное для коммуникативной деятельности психолога-консультанта качество.

Анализируя результаты исследования с точки зрения того, к какой сфере относятся наиболее «популятные» и необходимые для продуктивной коммуникативной деятельности качества, мы приходим к некоторым выводам, что определяющими для коммуникативной деятельности психолога-консультанта являются:

- коммуникативная сфера;

- познавательная сфера.

Таким образом, качества входящие в коммуникативеую (обмен информацией, обогащение друг друга за счет накопления каждым запаса знаний) и познавательную сферы (умение применять старые знания и приобретать новые) являются необходимыми для продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта.

Качества, относящиеся к эмоционально-волевой сфере, определены респондентами как максимально желательные для психолога-консультанта.

В результате теоретического и эмпирического исследования  были определены качества, являющиеся критериями оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта.

  1. Коммуникативная сфера:

- умение активно слушать;

- умение понятно говорить.

  1. Познавательная сфера:

- профессионализм;

- умение понимать последствия  своего влияния;

- здравый смысл.

Неприемлимым для психолога-консультанта является склонность к доминированию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В заключение подведем итоги. Непосредственными факторами, предопределяющими эффективность или неэффективность коммуникативной деятельности психолога-консультанта являются личные качества психолога-консультанта и его профессиональные умения, корректные действия в процессе психологического консультирования, что подтверждает мнение Р.Кочюнаса о том, что «личность консультанта выделяется почти во всех теоретических системах как важнейшее целительное средство в процессе консультирования». Гармония, преложенных критериев оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта, определяется разделением личностных качеств эффективного специалиста, определяющих успешность его коммуникативной деятельности, на три сферы:

- эмоционально-волевую;

- коммуникативную;

- познавательную.

В результате анализа научных источников и эмпирической проверки нами выявлены два основных качества, наличие которых является одним из критериев оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта:

- умение активно слушать;

- умение понятно говорить.

 Данные результаты  подтверждают предварительный теоретический  анализ работ А.Ф.Ануфриева, И.В.Дубровиной, А.К.Болотовой, где говорится о том, что эффективность слушания зависит от точного понимания слов говорящего, а также от понимания невербальных сигналов, т.е. от умения активно слушать.

Свободное владение речью является составляющей модели эффективного психолога-консультанта.

Цель нашей работы достигнута, были изучены и обобщены критерии оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта.

Для большей точности и достоверности полученных данных, представляется целесообразным провести исследования на большей выборке. Ранее предпринимались попытки определить признаки продуктивной деятельности консультанта, большинство фактов и закономерностей, полученных в исследованиях эффективности деятельности консультанта-психолога, по мнению самих исследователей данного вопроса, например К.Роджера, также нуждаются в дополнительной проверке.

Информация о работе Развитие профессионально важных качеств личности студента в процессе обучения в вузе