Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 15:04, курсовая работа
Исходя из вышеизложенного, нами была определена цель: изучить и обобщить критерии оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта. Для проверки данной гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
- провести анализ основных подходов к исследованию коммуникативной деятельности психолога-консультанта;
- рассмотреть особенности профессиональной деятельности психолога;
- сформулировать понятие продуктивной деятельности;
- сформулировать понятие коммуникативной компетентности;
- рассмотреть общее и различия во взглядах на процесс психологического консультирования у разных авторов;
- теоретически изучить, обобщить и обосновать перечень возможных критериев оценки продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта;
- разработать анкету для изучения возможных критериев оценки продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта;
- провести сравнительный анализ полученных данных;
- обобщить результаты теоретического исследования и эмпирических данных и вывести критерии оценки продуктивности коммуникативной деятельности психолога.
Введение…………………………..………………………………………………………3
1 Теоретическое обоснование профессионально важных качеств личности студента…………………………………..………………5
Развитие профессионально важных качеств личности студента………...…...…5
Требования к студентам, обучающимся в ВУЗе для развития профессиональных качеств…………………………………….9
2 Эмпирическое исследование критериев оценки продуктивности уровня профессиональной деятельности психолога…………13
2.1 Практическая этика в профессиональной деятельности практического психолога…………………………………………13
2.2 Обоснование замысла исследования………………………………………..……...19
2.3 Организация и ход исследования……………………………………………..…….20
2.4 Результаты исследования и их обсуждение……………………………………..…21
Заключение………………………………………………………………..………….....24
Глоссарий………………………………………………………………………….…….26
Список использованных источников…………………………………………….….28
Приложения………………………………………………………………………….….30
Глоссарий
№ п/п |
Новое понятие |
Содержание |
1 |
2 |
3 |
1 |
Профессионально важные качества (ПВК) |
– особенности человека, влияющие на эффективность его труда по основным характеристикам (производительность, надежность и др.) |
2 |
Самопознание |
- уяснение студенту для себя свои возможности, сильные и слабые стороны. |
3 |
Живое сознание |
– оно единое, целое, поэтому оно обладает определенным запасом прочности к воздействию. |
4 |
Ведущие элементы в структуре ПВК специалиста |
– его профессиональные способности (индивидуально-психологические свойства личности человека, отличающие его от других, отвечающие требованиям данной профессиональной деятельности и являющиеся условием ее успешного выполнения). |
5 |
Сопереживание |
– это принятие тех чувств, которые испытывает некто другой так, если бы они были нашими собственными. |
6 |
Программирование профессионального и личностного роста. |
- переход от потребности к реальной деятельности предполагает формулирование целей и задач, определение путей, средств и методов этой деятельности. |
7 |
Креативность |
– способность к творческому решению задач |
8 |
Невротическая личность |
– это яркое выражение тех фантомных образований в сознании, которые дают основание говорить о превращении живого сознания в его противоположность – сознание неживое. |
9 |
Коммуникативная сфера |
- это сфера, когда сихологу постоянно приходится иметь связи с другими людьми и умение налаживать и поддерживать контакт является необходимым для него. |
10 |
моделирование |
- составление и теоретический анализ модели "идеального" психолога – эталона. |
11 |
Эмпатия |
- способствует |
12 |
Склонность к доминированию |
– стремление господствовать, преобладать, быть основным |
Список использованных источников
1. |
Абрамова Г.С. Практическая психология – М., 1997. – 368 с. |
2. |
Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование – М., 2000. |
3. |
Аминов Н.А., Молоканов М.В. О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов // Психологический журнал – 1992. – Т.13, №5. – с.104-110 |
4. |
Амосов Н.М. Модельный подход к исследованию личности в процессе ее развития // Эвристические модели в психологии и социологии. _ Киев, 1976. – с.4-32. |
5. |
Битянова М.Р. Личностные особенности классного руководителя и эффективность руководства коллективом старшеклассников: Автореф. дис. – М., 1991. – с.28 |
6. |
Гримак Л.П. Общение с собой- М., 1991 |
7. |
Емельянов Ю.В. Активные групповые методы социально-психологической подготовки специалистов // Вопросы психологии. – 1993. - №4. – с.69-73 |
8. |
Жуков Ю.М., Петровская Л.А. Диагностика и развитие компетентности в общении. – М., 1991. |
9. |
Забродин Ю.М. «Модель личности» в психодиагностике; для практических психологов. – Кн.1.М., 1994. |
10. |
Костромина С.Н. Исследование процесса решения диагностических задач практическим психологом при работе с младшими школьниками: Дисс., - М., 1997. |
11. |
Леонтьев А.А. Психология общения. – М., 1997. – с.365 |
12. |
Молоканов М.В. Личностные компоненты успешности практического психолога: Дисс. – М., 1994. |
13. |
Петровская Л.А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. – М., 1989 |
14. |
Практическая психология образования / под. ред. И.В. Дубровиной – М., 1997. |
15. |
Попова Л.В., Дьяконов Г.В. Идентификация как механизм общения и развития личности: Методологические рекомендации. – М., 1988. |
16. |
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М., 1999. |
Приложение А
Приложение Б
Развитие индивидуального сознания |
Разрушение индивидуального сознания |
- Повышение социальной роли лиц, принимающих ответственные решения; - Доступность источников информации; - Возможность коммуникации с другими народами; - Далекие путешествия;
- Появление новых мировых религий; - Увеличение свободного времени; - Возможность выбора индивидуального стиля жизни; - Возможность выживания в экстремальных условиях; - Личное участие в общепланетарных действиях, чувствах, мыслях. |
- Отчуждение в отношениях между людьми;
- Экологические катастрофы;
- Средства массового уничтожения;
- Ограничение внутрисемейных коммуникаций; - Массовое стандартное обучение;
- Стереотипы общения и деятельности; - «готовые» знания о мире; - статистические критерии истины; - кровопролития, войны; - появление электронной техники (дистанционное управление разрушением); - урбанизация и высокий темп жизни; - дегуманизация образования; - обесценивание поиска истины (научного мышления). |
Приложение В
Экспресс-диагностика эмпатии
Эмпатия – эмоциональный отклик человека на переживания других людей, проявляющийся как в сопереживании, так и в сочувствии. При сопереживании эмоциональный отклик идентичен тому, что и как переживает конкретный человек; это возможно лишь при представлении себя на месте переживающего. При сочувствии эмоциональный отклик выражается лишь в участливом отношении к переживающему человеку или страдающему животному. Переживания сочувствующего человека и их проявления могут быть весьма разнообразны.
При оценке эмпатии как индивидуально-психологической характеристики следует учитывать факторы, в наибольшей степени, влияющие на эмоциональную чувствительность и особенности эмоционального реагирования, такие, как пол, возраст, эмоциональный опыт, социальные установки и т.п. Для эмпатии характерно то, что она может возникать и проявляться с большей силой не только в отношении людей (животных), реально существующих, но и изображенных в художественных произведениях литературы, кино, театра, живописи, скульптуры.
Опросник содержит 6 диагностических шкал эмпатии, выражающих отношение к родителям, животным, старикам, детям, героям художественных произведений, знакомым и незнакомым людям. В опроснике 36 утверждений, по каждому из которых испытуемый должен оценить, в какой мере он с ним согласен или не согласен, используя 6 вариантов ответов: «не знаю», «никогда или нет», «иногда», «часто», «почти всегда», «всегда или да». Каждому варианту ответа соответствует числовое значение: 0, 1, 2, 3, 4, 5.
Испытуемый получает опросник и инструкцию следующего содержания: «Предлагаем оценить несколько утверждений. Ваши ответы не будут расцениваться как хорошие или плохие, поэтому просим проявить откровенность. Над утверждениями не следует долго раздумывать. Достоверные ответы те, которые первыми пришли в голову. Прочитав в опроснике утверждение, в соответствии с его номером отметьте в ответном листе ваше мнение под одной из шести градаций: «не знаю», «никогда или нет», «иногда», «часто», «почти всегда», «всегда или да». Ни одно из утверждений пропускать нельзя».
Обработку результатов исследования следует начинать с определения достоверности данных. Для этого необходимо подсчитать, сколько ответов определенного типа дано на указанные номера утверждения опросника: «не знаю»: 2, 4, 16, 18, 33; «всегда или да»: 2, 7, 11, 13, 16, 18, 23. Кроме того, следует выявить, сколько раз ответ типа «всегда или да» получен на оба утверждения в следующих парах: 7 и 17, 10 и 18, 17 и 31, 22 и 35, 34 и 36; сколько раз ответ типа «всегда или да» получен для одного из утверждений, а типа «никогда или нет» для другого в следующих парах: 3 и 36, 1 и 3, 17 и 28. После этого суммируются результаты отдельных подсчетов. Если общая сумма – 5 и более, то результат исследования недостоверен; при сумме равной 4 – результат сомнителен; если же сумма не более 3 – результат исследования может быть признан достоверным.
Единичная униполярная шкала интервалов позволяет, пользуясь ключом-дешифратором, получить общую характеристику эмпатии на основании данных, которые представляют все диагностические шкалы и дают характеристику отдельных составляющих эмпатии.
С помощью таблицы, на основании полученных балльных оценок, диагностируется уровень эмпатии по каждой из составляющих и в целом.
Ключ-дешифратор
Шкала |
Номер утверждения | |
номер |
название | |
1 |
Эмпатия с родителями |
10, 13, 16 |
2 |
Эмпатия с животными |
19, 22, 25 |
3 |
Эмпатия со стариками |
2, 5, 8 |
4 |
Эмпатия с детьми |
26, 29, 35 |
5 |
Эмпатия с героями художественных произведений |
9, 12, 15 |
6 |
Эмпатия с незнакомыми или малознакомыми людьми |
21, 24, 27 |
Опросник