Развитие профессионально важных качеств личности студента в процессе обучения в вузе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 15:04, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из вышеизложенного, нами была определена цель: изучить и обобщить критерии оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта. Для проверки данной гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
- провести анализ основных подходов к исследованию коммуникативной деятельности психолога-консультанта;
- рассмотреть особенности профессиональной деятельности психолога;
- сформулировать понятие продуктивной деятельности;
- сформулировать понятие коммуникативной компетентности;
- рассмотреть общее и различия во взглядах на процесс психологического консультирования у разных авторов;
- теоретически изучить, обобщить и обосновать перечень возможных критериев оценки продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта;
- разработать анкету для изучения возможных критериев оценки продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта;
- провести сравнительный анализ полученных данных;
- обобщить результаты теоретического исследования и эмпирических данных и вывести критерии оценки продуктивности коммуникативной деятельности психолога.

Содержание

Введение…………………………..………………………………………………………3
1 Теоретическое обоснование профессионально важных качеств личности студента…………………………………..………………5
Развитие профессионально важных качеств личности студента………...…...…5
Требования к студентам, обучающимся в ВУЗе для развития профессиональных качеств…………………………………….9
2 Эмпирическое исследование критериев оценки продуктивности уровня профессиональной деятельности психолога…………13
2.1 Практическая этика в профессиональной деятельности практического психолога…………………………………………13
2.2 Обоснование замысла исследования………………………………………..……...19
2.3 Организация и ход исследования……………………………………………..…….20
2.4 Результаты исследования и их обсуждение……………………………………..…21
Заключение………………………………………………………………..………….....24
Глоссарий………………………………………………………………………….…….26
Список использованных источников…………………………………………….….28
Приложения………………………………………………………………………….….30

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 255.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глоссарий

 

№ п/п

Новое понятие

Содержание

1

2

3

1

Профессионально важные качества (ПВК)

– особенности человека, влияющие на эффективность его труда по основным характеристикам (производительность, надежность и др.)

2

Самопознание

- уяснение студенту для  себя свои возможности, сильные  и слабые стороны.

3

Живое сознание

– оно единое, целое, поэтому оно обладает определенным запасом прочности к воздействию.

4

Ведущие элементы в структуре ПВК специалиста

– его профессиональные способности (индивидуально-психологические свойства личности человека, отличающие его от других, отвечающие требованиям данной профессиональной деятельности и являющиеся условием ее успешного выполнения).

5

Сопереживание

– это принятие тех чувств, которые испытывает  некто другой так, если бы они были нашими собственными.

6

Программирование профессионального и личностного роста.

- переход от потребности к реальной деятельности предполагает формулирование целей и задач, определение путей, средств и методов этой деятельности.

7

Креативность

– способность к творческому решению задач

8

Невротическая личность

– это яркое выражение тех фантомных образований в сознании, которые дают основание говорить о превращении живого сознания в его противоположность – сознание неживое.

9

Коммуникативная сфера

- это сфера, когда сихологу  постоянно приходится иметь  связи  с другими людьми и умение  налаживать и поддерживать контакт является необходимым для него.

10

моделирование

- составление  и теоретический анализ модели "идеального" психолога – эталона.

11

Эмпатия

- способствует сбалансированности  межличностных отношений, и наличие  этого качества является необходимым условием эффективной деятельности психолога

12

Склонность к доминированию

– стремление господствовать, преобладать, быть основным


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1.

Абрамова Г.С. Практическая психология – М., 1997. – 368 с.

2.

Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование – М., 2000.

3.

Аминов Н.А., Молоканов М.В. О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов // Психологический журнал – 1992. – Т.13, №5. – с.104-110

4.

Амосов Н.М. Модельный подход к исследованию личности в процессе ее развития // Эвристические модели в психологии и социологии. _ Киев, 1976. – с.4-32.

5.

Битянова М.Р. Личностные особенности классного руководителя и эффективность руководства коллективом старшеклассников: Автореф. дис. – М., 1991. – с.28

6.

Гримак Л.П. Общение с собой- М., 1991

7.

Емельянов Ю.В. Активные групповые методы социально-психологической подготовки специалистов // Вопросы психологии. – 1993. - №4. – с.69-73

8.

Жуков Ю.М., Петровская Л.А. Диагностика и развитие компетентности в общении. – М., 1991.

9.

Забродин Ю.М. «Модель личности» в психодиагностике; для практических психологов. – Кн.1.М., 1994.

10.

Костромина С.Н. Исследование процесса решения диагностических задач практическим психологом при работе с младшими школьниками: Дисс., - М., 1997.

11.

Леонтьев А.А. Психология общения. – М., 1997. – с.365

12.

Молоканов М.В. Личностные компоненты успешности практического психолога: Дисс. – М., 1994.

13.

Петровская Л.А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. – М., 1989

14.

Практическая психология образования / под. ред. И.В. Дубровиной – М., 1997.

15.

Попова Л.В., Дьяконов Г.В. Идентификация как механизм общения и развития личности: Методологические рекомендации. – М., 1988.

16.

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М., 1999.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение А

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Б

 

Развитие индивидуального сознания

Разрушение индивидуального сознания

- Повышение социальной роли лиц, принимающих ответственные решения;

- Доступность источников информации;

- Возможность коммуникации с другими народами;

- Далекие путешествия;

 

- Появление новых мировых религий;

- Увеличение свободного времени;

- Возможность выбора индивидуального стиля жизни;

- Возможность выживания в экстремальных условиях;

- Личное участие в общепланетарных действиях, чувствах, мыслях.

- Отчуждение в отношениях между людьми;

 

- Экологические катастрофы;

 

- Средства массового уничтожения;

 

- Ограничение внутрисемейных коммуникаций;

- Массовое стандартное обучение;

 

- Стереотипы общения и деятельности;

- «готовые» знания о мире;

- статистические критерии истины;

- кровопролития, войны;

- появление электронной техники (дистанционное управление разрушением);

- урбанизация и высокий темп жизни;

- дегуманизация образования;

- обесценивание поиска истины (научного мышления).


 

 

 

 

 

Приложение В

 

Экспресс-диагностика эмпатии

 

Эмпатия – эмоциональный отклик человека на переживания других людей, проявляющийся как в сопереживании, так и в сочувствии. При сопереживании эмоциональный отклик идентичен тому, что и как переживает конкретный человек; это возможно лишь при представлении себя на месте переживающего. При сочувствии эмоциональный отклик выражается лишь в участливом отношении к переживающему человеку или страдающему животному. Переживания сочувствующего человека и их проявления могут быть весьма разнообразны.

При оценке эмпатии как индивидуально-психологической характеристики следует учитывать факторы, в наибольшей степени, влияющие на эмоциональную чувствительность и особенности эмоционального реагирования, такие, как пол, возраст, эмоциональный опыт, социальные установки и т.п. Для эмпатии характерно то, что она может возникать и проявляться с большей силой не только в отношении людей (животных), реально существующих, но и изображенных в художественных произведениях литературы, кино, театра, живописи, скульптуры.

Опросник содержит 6 диагностических шкал эмпатии, выражающих отношение к родителям, животным, старикам, детям, героям художественных произведений, знакомым и незнакомым людям. В опроснике 36 утверждений, по каждому из которых испытуемый должен оценить, в какой мере он с ним согласен или не согласен, используя 6 вариантов ответов: «не знаю», «никогда или нет», «иногда», «часто», «почти всегда», «всегда или да». Каждому варианту ответа соответствует числовое значение: 0, 1, 2, 3, 4, 5.

Испытуемый получает опросник и инструкцию следующего содержания: «Предлагаем оценить несколько утверждений. Ваши ответы не будут расцениваться как хорошие или плохие, поэтому просим проявить откровенность. Над утверждениями не следует долго раздумывать. Достоверные ответы те, которые первыми пришли в голову. Прочитав в опроснике утверждение, в соответствии с его номером отметьте в ответном листе ваше мнение под одной из шести градаций: «не знаю», «никогда или нет», «иногда», «часто», «почти всегда», «всегда или да». Ни одно из утверждений пропускать нельзя».

Обработку результатов исследования следует начинать с определения достоверности данных. Для этого необходимо подсчитать, сколько ответов определенного типа дано на указанные номера утверждения опросника: «не знаю»: 2, 4, 16, 18, 33; «всегда или да»: 2, 7, 11, 13, 16, 18, 23. Кроме того, следует выявить, сколько раз ответ типа «всегда или да» получен на оба утверждения в следующих парах: 7 и 17, 10 и 18, 17 и 31, 22 и 35, 34 и 36; сколько раз ответ типа «всегда или да» получен для одного из утверждений, а типа «никогда или нет» для другого в следующих парах: 3 и 36, 1 и 3, 17 и 28. После этого суммируются результаты отдельных подсчетов. Если общая сумма – 5 и более, то результат исследования недостоверен; при сумме равной 4 – результат сомнителен; если же сумма не более 3 – результат исследования может быть признан достоверным.

Единичная униполярная шкала интервалов позволяет, пользуясь ключом-дешифратором, получить общую характеристику эмпатии на основании данных, которые представляют все диагностические шкалы и дают характеристику отдельных составляющих эмпатии.

С помощью таблицы, на основании полученных балльных оценок, диагностируется уровень эмпатии по каждой из составляющих и в целом.

Ключ-дешифратор

Шкала

Номер утверждения

номер

название

1

Эмпатия с родителями

10, 13, 16

2

Эмпатия с животными

19, 22, 25

3

Эмпатия со стариками

2, 5, 8

4

Эмпатия с детьми

26, 29, 35

5

Эмпатия с героями художественных произведений

9, 12, 15

6

Эмпатия с незнакомыми или малознакомыми людьми

21, 24, 27


Опросник

  1. Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей».
  2. Взрослых детей раздражает забота старших.
  3. Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудач других людей.
  4. Среди всех музыкальных передач предпочитаю «Современные ритмы».
  5. Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами.
  6. Больному человеку можно помочь даже словом.
  7. Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами.
  8. Старые люди, как правило, беспричинно обидчивы.
  9. Когда я в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы.
  10. Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение.
  11. Я равнодушен к критике в свой адрес.
  12. Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.
  13. Я всегда все родителям прощал, если они были не правы.
  14. Если лошадь плохо тянет ее нужно хлестать.
  15. Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую , словно это происходит со мной.
  16. Родители относятся к своим детям справедливо.
  17. Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.
  18. Я не обращаю внимания на плохое настроение своих родителей.
  19. Я подолгу наблюдаю за поведением птиц и животных, откладывая другие дела.
  20. Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей.
  21. Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.
  22. В детстве я приводил домой бездомных собак и кошек.
  23. Все люди необоснованно озлоблены.
  24. Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь.
  25. При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-нибудь помочь.
  26. В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.
  27. Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы.
  28. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.
  29. Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.
  30. Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своего хозяина.
  31. Из затруднительных конфликтных ситуаций человек должен выходить самостоятельно.
  32. Если ребенок плачет, на то есть причины.
  33. Молодежь должна всегда удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков.
  34. Мне хотелось разобраться, почему мои одноклассники иногда задумчивы.
  35. Беспризорных домашних животных следует уничтожать.
  36. Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я перевожу разговор на другую тему.

Информация о работе Развитие профессионально важных качеств личности студента в процессе обучения в вузе