Развитие самооценки у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 18:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить развитие самооценки у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в семье.
Задачи исследования:
1. рассмотреть понятие самооценки и изучить ее место в структуре самосознания;
2. определить роль семейного воспитания в развитии самооценки у ребенка младшего школьного возраста, в зависимости от стиля семейного воспитания;
3. проанализировать методики изучения самооценки и игр, которые способствуют развитию адекватной самооценки в младшем школьном возрасте.

Содержание

Введение
Глава I. Понятие самооценки и ее место в структуре самосознания
1.1. Понятие самооценки. Проблема самооценки в отечественной и зарубежной психологии и педагогике.
1.2. Факторы, влияющие на формирование самооценки в младшем школьном возрасте.
1.3. Особенности самооценки детей младшего школьного возраста.
Глава II. Роль семейного воспитания в развитии самооценки у ребенка
2.1. Понятие семьи и семейных отношений.
2.2. Стили семейного воспитания
2.3. Влияние семейного воспитания на формирование самооценки младшего школьника
Глава III Анализ методик изучения и развития самооценки в младшем школьном возрасте
3.1 Обзор методик психолого-педагогического исследования самооценки младшего школьника
3.2 Игры, способствующие развитию адекватной самооценки в младшем школьном возрасте
Используемая литература

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА (чистовик).docx

— 82.12 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

Факультет психология образования

 

 

 

 

 

Курсовая работа на тему:

«Развитие самооценки у детей  младшего школьного возраста, воспитывающихся  в семье"

 

 

 

 

 

             Студента группы ПоВВ-6.4

Шурховецкой Светланы Николаевны

 

 

                   Научный руководитель

                                                          доцент кафедры,

                                                           кандидат психологических наук

        Кузьмишина  Татьяна Леонидовна

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2013

 

 

Содержание

Введение

Глава I. Понятие самооценки и ее место в структуре самосознания

    1. Понятие самооценки. Проблема самооценки в отечественной и зарубежной психологии и педагогике.
    2. Факторы, влияющие на формирование самооценки в младшем школьном возрасте.
    3. Особенности самооценки детей младшего школьного возраста.

Глава II. Роль семейного воспитания в развитии самооценки у ребенка

2.1.     Понятие  семьи и семейных отношений.

2.2.     Стили семейного  воспитания

2.3.     Влияние  семейного воспитания на формирование  самооценки младшего школьника

Глава III Анализ методик изучения и развития самооценки в младшем  школьном возрасте

3.1 Обзор методик психолого-педагогического исследования самооценки младшего школьника

3.2 Игры, способствующие развитию адекватной самооценки в младшем школьном возрасте

Используемая литература

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность исследования

Младший школьный возраст – характеризуется началом школьной жизни. Вступая в него, ребенок приобретает внутреннюю позицию школьника, учебную мотивацию. В младшем школьном возрасте  (от 7 лет до 11 лет) –ведущей социальной ситуацией развития  становится - учебная деятельность. На протяжении данного периода у ребенка развивается теоретическое мышление, он получает новые знания, умения, навыки. Приобретаемые навыки - создают необходимую базу для дальнейшего обучения. Значение учебной деятельности на этом не исчерпывается, очень важным аспектом является развитие личности младшего школьника. Школьная успеваемость является важным показателем оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Младший школьный возраст – это период осознания ребёнком самого себя, мотивов, потребностей в мире человеческий отношений. Поэтому очень важно заложить основы для формирования адекватной самооценки у младшего школьника в этот период.

В настоящее время всё  более очевидно влияние самооценки младшего школьника на его отношения со взрослыми и сверстниками, поведение, желанием получать новые знания. Низкая самооценка мешает ребёнку благополучно учиться, быть уверенным в своих силах, выбрать интересное занятие.

Самооценка младших школьников ещё не самостоятельна, большое значение имеет оценка окружающих. То, как оценивает себя учащийся, представляет собой копию оценок, сделанных учителем. Неуспевающим школьникам приходиться нелегко мириться с низкими оценками – часто возникают конфликтные ситуации, которые усиливают его эмоциональное напряжение, волнение и растерянность ребёнка. У слабых учеников постепенно начинает развиваться неуверенность в себе, тревожность, робость, они плохо чувствуют себя среди одноклассников, настороженно относятся к взрослым.

Также огромную роль в формировании самооценки младшего школьника играет его семья, стиль семейного воспитания. Ведь то, что человек приобретает в семье, он сохраняет на протяжении всей своей жизни. Если воспитание однообразно или ребенок в семье сам себе предоставлен, нет доверительных отношений с родителями, у ребёнка начинает формироваться неадекватная самооценка.

 По утверждению Ю.С.  Ерофеева, Д.В. Ершова, Е.Н. Вето, самооценка  не является постоянной. Она может меняться в зависимости от разных обстоятельств, поэтому многие эмоциональные расстройства, которые влияют на самооценку, можно предупредить и преодолеть, но для этого родителям необходимо знать, как формируется самооценка в младшем школьном возрасте и как они могут помочь ребёнку в развитии дифференцированной адекватной самооценки.

 Актуальность данного  вопроса обусловила выбор темы  исследования «Развитие самооценки у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в семье».

Цель работы: изучить развитие самооценки у детей младшего школьного  возраста, воспитывающихся в семье.

Объект исследования: самооценка младшего школьника и ее место  в структуре самосознания.

Предмет исследования: развитие самооценки младшего школьника, воспитывающегося в семье, в зависимости от стиля  семейного воспитания.

Задачи исследования:

  1. рассмотреть понятие самооценки и изучить ее место в структуре самосознания;
  2. определить роль семейного воспитания в развитии самооценки у ребенка младшего школьного возраста, в зависимости от стиля семейного воспитания;
  3. проанализировать методики изучения самооценки и игр, которые способствуют развитию адекватной самооценки в младшем школьном возрасте.

Гипотеза исследования: предполагаем, что к факторам, определяющим развитие самооценки в младшем школьном возрасте, относится стиль семейного воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Понятие  самооценки и ее место в структуре  самосознания

1.1.Понятие  самооценки. Проблема самооценки  в отечественной и зарубежной  психологии и педагогике.

 

Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важнейшим регулятором  ее поведения. В частности, именно от самооценки зависят взаимоотношения  человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. [17, 41].

Самооценка тесно связана  с уровнем притязаний человека, т.е. со степенью трудностей достижения поставленных целей, которые он ставит перед собой. То получаемое расхождение между  притязаниями человека и его реальными  возможностями ведет к формированию неправильной самооценки, вследствие чего поведение личности становится неадекватным, – могут возникать  эмоциональные срывы, повышается тревожность  и т.д. Самооценка получает объективное  выражение и в том, как человек  может оценить свои возможности  и результаты деятельности других людей.

В работах отечественных  психологов ярко показано влияние самооценки на познавательную деятельность человека – его восприятие, представление, умение решать  интеллектуальные задачи, раскрыты приемы формирования адекватной самооценки, а в случае ее деформации – преобразование путем воспитательного  воздействия на личность.

Самооценка – ценность, которая приписывается индивидом  себе или отдельным своим качествам. Важным критерием оценивания выступает  система личностных качеств индивида. Основные функции самооценки - регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, которая обеспечивает относительную стабильность и независимость личности.   

Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида [17,43].

А.В. Петровский рассматривает самооценку, как ядро личности и, следовательно, именно она является важным регулятором ее поведения. «От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на развитие личности человека». [21,55].

В. Сатир предлагает иное определение самооценки: «Самооценка  – это компонент самосознания, оценка самого себя (своей внешности, особенностей, личностных качеств), чувства, мысли человека по отношению к самому себе». [25,72].

В данных исследованиях ведется  обсуждение, с одной стороны, проблем  связи самооценки и личности, а  с другой – отношение самосознания и самооценки. Эти подходы не противоречат друг другу в понимании сущности самооценки, а лишь указывают на сложность и многозначность ее как  психического феномена.

«Самосознание - это осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам  поведения, переживаниям и мыслям. Самосознание выражается так же и в эмоционально-смысловой  оценке своих субъективных возможностей, выступающей в качестве основания  целесообразных действий и поступков. Самооценка – это тот компонент  самосознания, который включает в  себя и шкалу значимых ценностей, относительно которой определяется эта оценка». [12,163].

Самой важной составляющей «Я- концепции» является самооценка. Советские психологи рассматривают самооценку как сторону самосознания личности, как продукт ее развития, порождаемый всей ей жизнедеятельностью (Б.Г.Ананьев, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн). Самооценка, как и самосознание в целом, имеет общественный характер и обусловлена социальными условиями.

Исследования показывают, что критерии, по которым оценивают  качества человека в обществе и по которым он оценивает качества других, применяются им и по отношению  к самому себе. Подчеркивая детерминацию самооценки личности общественными  отношениями, С.Л. Рубинштейн писал: «Общественная  оценка человека основывается на его  общественно полезном труде,  на том, что он собой представляет, и  что он дает. Поэтому и его самооценка определяется тем, что он как общественный индивид делает для общества. Это  новое отношение к труду является стержнем, на котором перестраивается  вся психология личности; оно же становится основой и стержнем ее самосознания» [24,49].

По мнению Л.И. Божович, познание другого не только опережает познание самого себя, но и служит для него источником и опорой. Сравнение, сопоставление себя с другими является общепризнанным критерием самооценки. Сравнивая себя с другими людьми в процессе деятельности, человек замечает у себя то, что сначала замечает у других, и в результате приходит к осознанию своих поступков и действий, свойств и качеств собственной личности. Происходит своеобразный перенос различных свойств личности. Подмеченных у другого человека, на самого себя. Это подтверждается результатами ряда психологических исследований [6,350].

Важнейшим источником развития самооценки является оценка окружающими  людьми результатов поведения и  деятельности человека, а также непосредственно  качеств его личности. По мнению Л.И. Божович, общественная оценка выполняет двоякую роль в формировании самосознания школьника. «Во-первых, являясь критерием соответствия его поведения требования окружающих, она как бы указывает человеку на характер его взаимоотношений с окружающей средой и тем самым определяет и его эмоциональное благополучие, его поведение, и его отношение к самому себе как субъекту поведения. Во-вторых, общественная оценка помогает человеку выделить то или иное качество из конкретных видов поведения и деятельности и сделать его предметом сознания оценки самого человека» [6,371]

Б.Г. Ананьев подчеркивал, что решающее значение в образовании  мыслей о себе имеет жизнь в  коллективе и правильное развитие оценочных  отношений, формирующих самооценку [2,68].

Формируясь в процессе всей жизнедеятельности личности, самооценка, в свою очередь, выполняет важную функцию в ее развитии, выступает  регулятором различных видов  деятельности и поведения человека. Многие советские ученые изучали  самооценку как свойство личности, выполняющее определенную функцию  в ее развитии, обусловливающее поведение  и деятельность человека, характер его взаимоотношений с окружающими  людьми.

Западноевропейские и  американские психологи рассматривают  самооценку как механизм, обеспечивающий человеку ориентацию в окружающей среде, согласованность его внутренних требований к себе с внешними условиями. При этом социальная среда понимается ими как всегда враждебная человеку, враждебная его потребностям и стремлениям. Эта точка зрения З.Фрейда и неофрейдистов (К. Хорни, Э. Фромм). Поскольку самооценка человека, считают они, складывается под давлением постоянного конфликта между внутренними пробуждениями и внешними запретами, адекватная самооценка невозможна в принципе. Представление человека о самом себе является неполным, искаженным. По мнению З. Фрейда, наиболее сложные и острые внутренние конфликты личности связанны с переоценкой и недооценкой своей личности. Идеализированное представление человека о своем «Я» постоянно сталкивается с актуальным и реальными «Я»[29,67].

Другое определение самооценки предлагает Н. Бранден в своей книге «Мощь самооценки». [7,39].

Самооценка – это:

1. Уверенность в своей  способности думать и справляться  с жизненными задачами.

2. Уверенность в своем  праве быть счастливым, чувство  достоинства, право на утверждение  своих потребностей и желаний  и на наслаждение плодами своих  усилий.

Самооценка по Н. Брандену складывается из двух взаимозависимых аспектов:

1.  Самоэффективность (ощущение своей эффективности). Уверенность в функционировании собственной психики, в способности мыслить, в процессах, посредствам которых я сужу, выбираю, решаю. Уверенность в способности понимать факты реальности, входящие в сферу моих интересов и потребностей; когнитивная уверенность в себе.

2.      Самоуважение (ощущение личного достоинства). Уверенность в своей ценности; позитивный (утвердительный) принцип  по отношению к личному праву  жить и быть счастливым. Комфорт  при умственном утверждении мыслей, желаний, потребностей. Чувство,  что радость – неотъемлемое  право человека. [7,41].

Информация о работе Развитие самооценки у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в семье