Развитие самооценки у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 18:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить развитие самооценки у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в семье.
Задачи исследования:
1. рассмотреть понятие самооценки и изучить ее место в структуре самосознания;
2. определить роль семейного воспитания в развитии самооценки у ребенка младшего школьного возраста, в зависимости от стиля семейного воспитания;
3. проанализировать методики изучения самооценки и игр, которые способствуют развитию адекватной самооценки в младшем школьном возрасте.

Содержание

Введение
Глава I. Понятие самооценки и ее место в структуре самосознания
1.1. Понятие самооценки. Проблема самооценки в отечественной и зарубежной психологии и педагогике.
1.2. Факторы, влияющие на формирование самооценки в младшем школьном возрасте.
1.3. Особенности самооценки детей младшего школьного возраста.
Глава II. Роль семейного воспитания в развитии самооценки у ребенка
2.1. Понятие семьи и семейных отношений.
2.2. Стили семейного воспитания
2.3. Влияние семейного воспитания на формирование самооценки младшего школьника
Глава III Анализ методик изучения и развития самооценки в младшем школьном возрасте
3.1 Обзор методик психолого-педагогического исследования самооценки младшего школьника
3.2 Игры, способствующие развитию адекватной самооценки в младшем школьном возрасте
Используемая литература

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА (чистовик).docx

— 82.12 Кб (Скачать файл)

Первое, что определяет особенности  семейного воспитания,- его эмоциональная  основа, отношение родителей к  ребенку. Обычно рассматривают три  вида отношений: истинную, или безусловную  любовь, обусловленную любовь и неприятие  ребенка.

Безусловная любовь дана ребенку  изначально и не зависит от его  внешности, способностей, поведения  в данный момент и т.д. Родители любят  своего ребенка таким, какой он есть на самом деле, - некрасивого, не очень  умного, слишком активного и шумного  или слишком замкнутого и тихого, доставляющего неприятности дома, а  потом и в школе. Безусловная  любовь становится прочным фундаментом  психологического здоровья и интенсивного детского развития.

При обусловленной любви  детей любят только тогда, когда  они устраивают родителей – своими качествами и поведением. Родители проявляют свою любовь, если ребенок  выполняет их требования и оправдывает  их надежды, в моменты школьных или  иных успехов, послушания или прилежания. Обусловленная любовь – «не гарантированное» чувство, его нужно заслужить. С  одной стороны, это часто приводит к хорошим результатам: дети стараются  соответствовать ожиданиям родителей, добиваются их любви реальными достижениями и ответной заботой. С другой – они чувствуют неполноценность отношений и свою ущербность, они не уверены в себе и тревожны.

Самый тяжелый вариант  для развития личности – неприятие  ребенка. Отвержение или безразличие  родителей может возникнуть еще  до рождения, если он «нежеланный». Неприятие  может появиться и позже, когда  у ребенка проявляются черты, раздражающие мать или отца. Причем такие ситуации возникают не только в неблагополучных семьях. Бывает, что родители заботятся о ребенке, воспитывают его так, как считают  нужным и должным, и не осознают своего неприятия и его причин. [14,137]

 

2.2.     Стили семейного воспитания

Каждая историческая эпоха  характеризуется своими стилями  воспитания. Это зависит от того, в каком типе личности заинтересовано общество. Вопросу изучения стилей воспитания в разные исторические эпохи  уделяли большое внимание многие ученые. Среди них Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж Ж. Руссо и др.

Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные  способы отношения родителей  к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.

Современный классный руководитель должен знать стили семейного  воспитания достаточно хорошо. Эти  знания позволят ему определить, как  складываются отношения в семье  ребенка, какие методы используют родители, для наказания и поощрения, какие  нравственные ценности формирует семья, как относятся родители к ребенку.

Стили семейного воспитания формируются под воздействием объективных  и субъективных факторов и генетических особенностей родителей и ребенка. На выбор стиля семейного воспитания оказывают влияние:

- типы темпераментов родителей, их совместимость;

- традиции семей, в которых воспитывались сами родители;

- научно-педагогическая литература, которую читают родители;

- уровень образования родителей.

Для того чтобы помочь детям  повысить самооценку, необходимо оказывать  им поддержку, проявлять искреннюю  заботу о них и как можно  чаще давать позитивную оценку их действиям  и поступкам. А.Н. Букин выделяет три основных стиля воспитания в  семье, которые могут повлиять на становление самооценки ребенка:

- авторитарный;

- попустительский;

- демократический.[8,52]

 Авторитарному, или  диктаторскому, стилю воспитания  недостаёт теплоты. Для данного стиля характерна строгая дисциплина, общение в режиме «родитель – ребёнок», что подразумевает контроль и зависимость. Ожидания таких родителей по отношению к своим детям весьма велики. Авторитарные родители мало демонстрируют свою любовь к ребёнку, в основном отдают инструкции и приказы, редко обращают внимание на мнение детей и не признают возможности компромисса. В таких семьях высоко ценятся послушание, уважение и следование традициям. Считается, что родители всегда правы, а непослушание наказывается, иногда физически. Авторитарные родители также ожидают большей зрелости от своих детей, чем это характерно для их возраста. Активность самих детей очень низкая, так как подход к воспитанию ориентирован на родителя и его нужды. Этот стиль воспитания, по мнению А.Н. Букина, приводит к ряду недостатков в развитии ребёнка. Такие дети зачастую попадают под сильное влияние сверстников. Будучи часто разочарованными в своих ожиданиях, они отдаляются от родителей и нередко протестуют против их ценностей и принципов. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребёнка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребёнок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей.[8,56]

  Для попустительского, или либерального, стиля характерны теплые отношения между родителями и детьми, низкая дисциплина, общение «ребёнок – родитель»доминирует над отношениями «родитель – ребёнок», а также либеральные родители не возлагают на своих детей больших надежд. Либеральные родители весьма заботливы, внимательны, у них очень тесные отношения с детьми. Больше всего они беспокоятся о том, чтобы дать детям возможность выразить себя, творческие стороны своей личности и индивидуальность, и сделать их счастливыми. Они верят, что именно это научит их отличать правильное от неправильного.[8,61]

 Либеральным родителям  сложно устанавливать чёткие границы допустимого поведения для своих детей. Они непоследовательны в своих просьбах и высказываниях, часто поощряют раскованное поведение. Если определённые правила или стандарты существуют в семье, то детей не заставляют следовать им в полной мере. Такие родители не возлагают на своих детей больших надежд, дисциплина в их семьях минимальна, и они не чувствуют большой ответственности за судьбу детей.

  Для демократического, или авторитетного, стиля воспитания характерны теплые отношения между родителями и детьми, умеренные дисциплинарные требования и надежды на будущее детей, а также частое общение. В отличие от либеральных родителей, они тверды, последовательны в своих требованиях и справедливы.[8,69]

  Авторитетные родители создают дисциплину, используя рациональные и проблемно-ориентированные стратегии, для того чтобы обеспечить независимость детей при необходимости подчиняться правилам определенной группы. Требуют от детей подчинения некоторым установившимся стандартам в поведении и контролируют их выполнение. Родители для достижения взаимопонимания с детьми используют разумные доводы, обсуждение и убеждение, а не силу. Они в равной степени выслушивают своих детей и высказывают им свои требования. У детей есть альтернатива, их поощряют, дают им возможность предлагать свои решения и принимать на себя ответственность за свои поступки. В результате такие дети верят в себя и в возможность выполнения взятых ими обязательств. Когда родители ценят и уважают мнение своих детей, это приносит пользу обеим сторонам.

 Авторитетные родители  устанавливают приемлемые границы  и стандарты поведения для  своих детей. Они дают им  понять, что всегда помогут, когда  это будет необходимо. Если их  требования не выполняются, то  они относятся к этому с  пониманием и скорее готовы  простить своих детей, чем наказать  их.

 В результате, как утверждает  А.Н. Букин, выигрывают обе стороны.  Благодаря успешному взаимодействию, заботе и реальным ожиданиям,  возлагаемым на детей, они получают  хорошие возможности для развития. Кроме того, такие родители поощряют  успехи детей в учебе, что  имеет положительное влияние на их успеваемость в школе.[8,76]

 В семьях, где применяется  демократический стиль, дети растут  с высокой, но не с завышенной  самооценкой, внимание к личности  ребёнка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетается  с достаточной требовательностью.  Здесь не прибегают к унизительным  наказаниям и охотно хвалят, когда  ребёнок того заслуживает. Дети  с пониженной самооценкой (не  обязательно очень низкой) пользуются  дома большей свободой, но эта  свобода, по сути, – бесконтрольность, следствие равнодушия родителей  к детям и друг к другу.

 По мнению Т.В. Костяк, родители задают и исходный  уровень притязаний ребёнка –  то, на что он претендует в  учебной деятельности и в отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной  мотивацией рассчитывают только  на успех. Их представления  о будущем так же оптимистичны. Дети с низким уровнем притязаний  и низкой самооценкой не претендуют  на многое ни в будущем, ни  в настоящем. Они не ставят  перед собой высоких целей  и постоянно сомневаются в  своих возможностях, быстро смиряются  с тем уровнем успеваемости, который  складывается в начале обучения.[13,61]

 

2.3.     Влияние семейного воспитания  на формирование самооценки младшего  школьника

С раннего детства самооценку ребенка формирует семейное воспитание. При низкой самооценке ребенку сложно раскрыть свои способности. А слишком высокое мнение о себе тоже может быть опасным: ребенок будет приписывать себе несуществующие достоинства и нереальные перспективы, а затем, в будущем, страдать, когда жизнь начнет все расставлять на свои места.

Главная задача семьи –  выполнение родителями функций воспитателя. Под этими функциями подразумевается  создание не только определенных взаимоотношений  между родителями и их детьми, но и их предпосылок, т.е. определенного образа жизни семьи и взаимоотношения ее членов. Неуверенность родителей, неправильное воспитание ими детей обостряют взаимоотношения в семье и негативно влияют на развитие личности ребенка.

Австрийский педагог-психолог Х. Райнпрехт считает основной силой, без которой невозможно целостного воспитания ребенка, формирование его личности и самооценки, - любовь. Он полагает, что любовь стоит в начале и в конце воспитания. Детства, полного любовью, хватает на всю жизнь. Она наполняет ребенка внутренними защитными силами против всего, что мешает его творческим задаткам. Необходимо наполнить воспитание любовью. Конечно же, у вашего ребенка могут быть кризисы, сложности и неудачи, но не может быть полного поражения. [22,84].

Любить – это значит принимать ребенка таким, каков  он есть, каким бы ни дала его судьба. Но принятие ребенка означает самоотверженность. Только в семье познает ребенок  тот образ жизни, который физически  и духовно разовьет его. 

 Большое значение в  становлении самооценки младшего  школьника, по мнению М. Феннел, имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. В данном случае уровень самооценки выступает как показатель нервно-психического здоровья подрастающего поколения. Семья, в первую очередь, может помочь ребёнку преодолеть объективно возникающие трудности.[27,75]

По мнению О.Л. Зверевой, семья — главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В семье закладываются основы личности. Воспитание детей – сложное, но в то же время благодарное занятие. Родители должны понимать, насколько велика их роль для успешного развития их ребёнка.[11,7]

 По утверждению О.Л. Зверевой, родители часто придумывают, каким должен быть ребёнок в идеале, а когда он не соответствует их мечтам, упрекают его за это, не замечая достоинств, которые просто не были включены в их, родительские, планы. Поэтому, чтобы у ребёнка не воспиталось низкой самооценки и ощущения ущербности, не стоит возлагать на него каких-то огромных надежд, чтобы впоследствии не прийти к разочарованию. И, наоборот, нужно старательно замечать достоинства, открывать в ребёнке ему присущие черты.[11,31]

  Похвала и критика тоже должны иметь разумное соотношение: нельзя всё, что делает ребёнок, безоговорочно хвалить, но и ругать за всё подряд – тоже не стоит. Если критика будет превышать похвалу, то ребёнок начнет избегать общения с родителями. И, критикуя ребёнка (если есть в этом необходимость), нужно найти, за что его можно похвалить, например, за самостоятельность, за ум, силу воли. Более того, в конце разговора нужно выразить искреннюю надежду, что ребёнок понял критику и быстро всё исправит.[11,34]

  Другая ошибка родителей — отсутствие понимания или признания неповторимости своего ребёнка. Большинство родителей уделяют мало внимания чувствам, желаниям и мнениям своих детей. Они воспринимают несогласие либо как личное оскорбление, либо как открытое неуважение к себе. Подобное поведение обусловлено низкой самооценкой и проявляется в потребности всегда быть правым. Такие родители считают, что проблемы существуют только у их детей, тогда как на самом деле они есть и у них, и у их чад.[11,37]

 Некоторые родители, по  мнению М. Феннел, высоко ценят деньги и материальное состояние. В такой семье ребёнок отождествляет себя с этими ценностями и попадает в оковы накопительского стиля жизни, требующего от него постоянной борьбы и интриг. По мере того как материализм разрушает в ребёнке восприятие собственного достоинства, он втягивается в погоню за богатством, компенсируя чувство неполноценности. Чрезмерно властные, заботливые или потакающие, родители превращают своего ребёнка в эмоционального калеку. Лишённый побуждения встречать жизненные ситуации с уверенностью и достоинством ребёнок медлит и выбирает путь наименьшего сопротивления. Отсутствие уверенности в своих силах рождает чувство неполноценности, а оно, в свою очередь, формирует основу для низкой самооценки.[27,102]

Информация о работе Развитие самооценки у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в семье