Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 18:49, курсовая работа
Цель работы: изучить развитие самооценки у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в семье.
Задачи исследования:
1. рассмотреть понятие самооценки и изучить ее место в структуре самосознания;
2. определить роль семейного воспитания в развитии самооценки у ребенка младшего школьного возраста, в зависимости от стиля семейного воспитания;
3. проанализировать методики изучения самооценки и игр, которые способствуют развитию адекватной самооценки в младшем школьном возрасте.
Введение
Глава I. Понятие самооценки и ее место в структуре самосознания
1.1. Понятие самооценки. Проблема самооценки в отечественной и зарубежной психологии и педагогике.
1.2. Факторы, влияющие на формирование самооценки в младшем школьном возрасте.
1.3. Особенности самооценки детей младшего школьного возраста.
Глава II. Роль семейного воспитания в развитии самооценки у ребенка
2.1. Понятие семьи и семейных отношений.
2.2. Стили семейного воспитания
2.3. Влияние семейного воспитания на формирование самооценки младшего школьника
Глава III Анализ методик изучения и развития самооценки в младшем школьном возрасте
3.1 Обзор методик психолого-педагогического исследования самооценки младшего школьника
3.2 Игры, способствующие развитию адекватной самооценки в младшем школьном возрасте
Используемая литература
Самооценка складывается из определенного жизненного опыта, является результатом переоценивания человеком своих успехов и неудач. Поэтому важно научить школьника анализировать причины, которые способствовали его успеху или неудаче в конкретной ситуации, делать выводы и строить свою дальнейшую деятельность с учетом полученных выводов.
1.3. Особенности
самооценки детей младшего
Самооценка является одним
из существенных условий, благодаря
чему индивид становится личностью.
Она формирует у индивида потребность
соответствовать не только уровню окружающих,
но и уровню собственных личностных
оценок. Правильно сформированная самооценка
выступает не просто как знание самого
себя, не как сумма отдельных
Младший школьный возраст
называют вершиной детства. Ребенок
сохраняет много детских
Самооценка младшего школьника складывается из развития его самопознания. Самопознание осуществляется в учебной деятельности, которая, в отличие от игровой деятельности, является целенаправленной, результативной, обязательной, произвольной. Она оценивается окружающими и поэтому определяет положение школьника среди них, от чего будет зависеть и его внутренняя позиция, самочувствие, эмоциональное благополучие. В учебной деятельности, ребенок познает себя, у него складываются определенные представления о себе, самооценка, формируются навыки самоконтроля, навыки саморегуляции.
Особенно важно учитывать самооценку ребёнка. Она ещё только формируется и поэтому в большей степени, чем у взрослого, поддаётся воздействию, изменению. Как и все другие особенности его личности, самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе. По мере развития дети учатся понимать себя, своё Я, давать оценку собственным качествам. Этот оценочный компонент Я и называется самооценкой. Она является ядром самосознания, так же как и связанный с нею уровень притязаний. Под уровнем притязаний понимается степень трудностей целей, которые ребёнок ставит перед собой. Самооценка и уровень притязаний ребёнка младшего школьного возраста оказывают большое влияние на эмоциональное благополучие, успешность в различных видах деятельности и его развитие в целом.[27,32]
А. В. Аркушенко выделяет три вида самооценки: - адекватная самооценка; - завышенная самооценка; - заниженная самооценка.
Под адекватностью
понимается соответствие
Активность, находчивость,
чувство юмора, общительность
– это те качества, которые
свойственны детям с
Пассивность, мнительность,
повышенная ранимость,
В настоящее время
очевидно влияние самооценки
младшего школьника на его
поведение, межличностные
По мнению М.В. Гамезо, представления о себе — основа самооценки младших школьников. Исследования показали, что представление о себе ребенком тесно связано с отношением к себе, т. е. с самооценкой. Было выявлено три группы детей по степени сформированности у них представлений о себе.
К первой группе относятся учащиеся, у которых представление о себе относительно адекватно и устойчиво. В содержание представлений входят многие, а главное, сложные и обобщенные качества личности. Дети этой группы характеризуются умением анализировать свои поступки, вычленять их мотив, думать о себе. В деятельности эти дети больше ориентируются на знании о себе, чем на оценку взрослых, и быстро приобретают навыки самоконтроля.
Вторая группа учащихся характеризуется тем, что представления ее членов о себе неадекватны и неустойчивы. У них не сформировались умения выделять существенные качества у себя, анализировать свои поступки. Число осознаваемых ими собственных качеств мало. Лишь в некоторых ситуациях дети из этой группы могут оценивать себя адекватно. Кроме этого, они требуют особого руководства по формированию навыков самоконтроля.
Для третьей группы учащихся характерно, что их представления о себе содержат характеристики, данные им другими, особенно взрослыми. У них нет желания заглянуть в свой внутренний мир, их представление о себе неустойчиво, самооценка неадекватная, т. е. эти дети имеют низкий уровень развития представлений о себе. Недостаточные знания самих себя приводят этих детей к неумению ориентироваться в практической деятельности на свои объективные возможности и силы.
Представления о себе в младшем школьном возрасте формируются в процессе оценочной деятельности самого ребенка, в процессе его общения с другими людьми. Младшие школьники различают в себе больше качеств, чем дошкольники. [10,47].
Как отмечает М.В. Гамезо, если младшему школьнику, который обычно получает хорошие отметки, но переоценивает себя, дать на оценку его собственную работу и такую же по качеству работу, выполненную другим, то себе он поставит 4 или 5, то в работе другого ученика найдет массу недостатков. Основной акцент в планах на будущее эти дети делают на внешней стороне деятельности. [10,54]
Высокомерие, снобизм, бестактность, чрезмерная самоуверенность - эти черты личности легко формируются у детей с завышенной самооценкой.
Экспериментальная перестройка неадекватной самооценки обнаружила, что высокая неадекватная самооценка сопротивляется перестройке и ребенок склонен сохранить ее, игнорируя и оценку его окружающими, и свой опыт. Он не допускает в свое сознание наличия у себя слабости, несостоятельности. Длительное сохранение завышенной самооценки имеет место в двух случаях: когда ребенок, все-таки получает от кого-либо положительную оценку (например, дома) или когда он обладает какими-то способностями, которые обеспечивают ему частичный или временный успех.
Делая вывод, что самооценка младшего школьника может стать устойчивым свойством личности и оказывать влияние на возникновение других особенностей личности, которая будет формироваться как в учебной деятельности, так и в семье. Устойчивая привычная самооценка накладывает отпечаток на все стороны жизни ребенка.
Глава II. Роль семейного воспитания в развитии самооценки у ребенка
2.1. Понятие семьи и семейных отношений
Семья – важнейший из
феноменов, сопровождающий человека в
течение всей его жизни. Велика значимость
семьи, ее влияние на личность, ее сложность,
многогранность и проблематичность
обуславливают большое
По утверждению А.И.Антонова,
семья создает отношение
По мнению А. Г. Харчева, семья представляет собой сложную систему взаимоотношений, поскольку объединяет не только супругов, а также их детей, других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей. Согласно предложенному, А.Г.Харчевым определению семьи: «Семья – это «исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения». [28,158]. Следуя за этим определением, можно сделать вывод, что семья – это сложное образование, в котором действуют 4 характеристики.
Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании личности ребенка основную, долговременную и важнейшую роль. В процессе близких взаимоотношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни формируется структура его личности. Он входит в мир своих родных, перенимает нормы их поведения.
Поэтому родители в жизни
ребенка играют большую и ответственную
роль. Они дают первые образцы поведения.
Ребенок подражает, и стремиться
быть похожим на мать и отца. Когда
родители понимают, что во многом от
них самих зависит формирование
личности ребенка, то они ведут себя
так, что все их поступки и поведение
в целом способствуют формированию
у ребенка тех качеств и
такого понимания человеческих ценностей,
которые они хотят ему
Важнейшая функция семьи – удовлетворение потребностей человека. Поэтому следует остановиться на том, как и какие потребности детей, удовлетворяются в семье? Потребность предполагает отсутствие или нехватку чего-то нужного для равновесия и развития. Хотя чаще всего речь идет о необходимости биологического порядка, этот термин может обозначать нужду в чем-то, что человеку не принадлежит, но необходимо для его существования и развития, и выступающее источником его активности. [16,135].
Семейные отношения, стиль воспитания влияют на развитие личности ребенка с самого начала его жизни. Психоаналитики считают, что благодаря семье уже в первые годы жизни у ребенка появляется «жизненный сценарий», определяющий его успехи или неудачи в будущей взрослой жизни.
Семейные отношения —
это сложный феномен, сложная
психическая реальность, включающая
и мифологические и современные
уровни сознания, и индивидуальные
и коллективные, онтогенетические,
социогенетические и
Понятие семейных отношений как состояние принадлежности индивида некоторому индивидуальному семейному целому охватывает субъективное время, личностную жизнедеятельность, национальную культуру и традиции. Однако разработанного и достаточно завершенного гносеологического поля не сложилось, потому что по мере развития научного познания с основополагающим принципом объективности неформальные отношения, эмоциональная близость, любовь, симпатия всемерно выживались из этого процесса, а «супружеские узы» и в целом семейные отношения как психологические феномены постоянно ускользали от четкого определения. [32,9]
Информация о работе Развитие самооценки у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в семье