Развитие самооценки у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 18:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить развитие самооценки у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в семье.
Задачи исследования:
1. рассмотреть понятие самооценки и изучить ее место в структуре самосознания;
2. определить роль семейного воспитания в развитии самооценки у ребенка младшего школьного возраста, в зависимости от стиля семейного воспитания;
3. проанализировать методики изучения самооценки и игр, которые способствуют развитию адекватной самооценки в младшем школьном возрасте.

Содержание

Введение
Глава I. Понятие самооценки и ее место в структуре самосознания
1.1. Понятие самооценки. Проблема самооценки в отечественной и зарубежной психологии и педагогике.
1.2. Факторы, влияющие на формирование самооценки в младшем школьном возрасте.
1.3. Особенности самооценки детей младшего школьного возраста.
Глава II. Роль семейного воспитания в развитии самооценки у ребенка
2.1. Понятие семьи и семейных отношений.
2.2. Стили семейного воспитания
2.3. Влияние семейного воспитания на формирование самооценки младшего школьника
Глава III Анализ методик изучения и развития самооценки в младшем школьном возрасте
3.1 Обзор методик психолого-педагогического исследования самооценки младшего школьника
3.2 Игры, способствующие развитию адекватной самооценки в младшем школьном возрасте
Используемая литература

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА (чистовик).docx

— 82.12 Кб (Скачать файл)

Самооценка складывается из определенного жизненного опыта, является результатом переоценивания человеком своих успехов и неудач. Поэтому важно научить школьника анализировать причины, которые способствовали его успеху или неудаче в конкретной ситуации, делать выводы и строить свою дальнейшую деятельность с учетом полученных выводов.

 

1.3. Особенности  самооценки детей младшего школьного  возраста.

 

Самооценка является одним  из существенных условий, благодаря  чему индивид становится личностью. Она формирует у индивида потребность  соответствовать не только уровню окружающих, но и уровню собственных личностных оценок. Правильно сформированная самооценка выступает не просто как знание самого себя, не как сумма отдельных характеристик, но как определённое отношение к  себе, предполагает осознание личности в качестве некоторого устойчивого  объекта.[4,81]

Младший школьный возраст  называют вершиной детства. Ребенок  сохраняет много детских качеств - легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого  снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него - значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его  жизни. Это приводит к новому распорядку его дня, рождает новые обязанности. Из необходимости каждый день учиться  вытекают многие изменения в жизни  ребенка. Нужно вовремя встать, ежедневно  готовить домашнее задание, приносить  в школу все, что нужно для  занятий. Школьная жизнь требует от ребенка умения согласовывать свои действия с требованиями учителя, с распорядком школьной жизни, с действиями и желаниями одноклассников. Осознание этой новой позиции вызывает перестройку отношения ребенка ко многому в его повседневной жизни. Мысль о том, что он школьник, заставляет его изменить свое поведение то в одном, то в другом. У него появляются новые мотивы поведения - быть хорошим учеником, добиться похвалы учителя. Занятия в школе порождают и новые переживания - желание и ожидание успеха, и боязнь неуспеха. Младшего школьника волнуют замечания учителя, и он старается приложить усилия для того, чтобы их не было. Дети обычно охотно подчиняются новому режиму, соглашаются с требованиями родителей о распорядке занятий, досуга, прогулок. Поступление в школу ставит ребенка в новое положение в семье, среди окружающих и изменяет их отношение к нему. У ребенка появились четкие обязанности - и с этим считаются близкие. Изменившееся восприятие ребенка окружающими людьми постепенно сказывается и на восприятии им самого себя [9,82].

Самооценка младшего школьника  складывается из развития его самопознания. Самопознание осуществляется в учебной деятельности, которая, в отличие от игровой деятельности, является целенаправленной, результативной, обязательной, произвольной. Она оценивается окружающими и поэтому определяет положение школьника среди них, от чего будет зависеть и его внутренняя позиция, самочувствие, эмоциональное благополучие. В учебной деятельности, ребенок познает себя, у него складываются определенные представления о себе, самооценка, формируются навыки самоконтроля, навыки саморегуляции.

Особенно важно учитывать  самооценку ребёнка. Она ещё только формируется и поэтому в большей степени, чем у взрослого, поддаётся воздействию, изменению. Как и все другие особенности его личности, самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе. По мере развития дети учатся понимать себя, своё Я, давать оценку собственным качествам. Этот оценочный компонент Я и называется самооценкой. Она является ядром самосознания, так же как и связанный с нею уровень притязаний. Под уровнем притязаний понимается степень трудностей целей, которые ребёнок ставит перед собой. Самооценка и уровень притязаний ребёнка младшего школьного возраста оказывают большое влияние на эмоциональное благополучие, успешность в различных видах деятельности и его развитие в целом.[27,32]

А. В. Аркушенко выделяет три вида самооценки: - адекватная самооценка; - завышенная самооценка; - заниженная самооценка.

 Под адекватностью  понимается соответствие самооценки  объективным проявлениям личности, а в учебной деятельности –  совпадение самооценки с уровнем  практического осуществления учебного  задания. Если ребёнок недооценивает  себя по сравнению с тем,  что в действительности он  есть, мы говорим о наличии  у него заниженной самооценки, и, наоборот, когда он переоценивает  свои возможности, результаты  своей деятельности, личностные  качества — о завышенной.[3,71]

 Активность, находчивость, чувство юмора, общительность  – это те качества, которые  свойственны детям с адекватной  самооценкой. Они охотно участвуют  в играх, не обижаются, если  оказались проигравшими и не  дразнят других в случае проигрыша.  Дети с адекватной самооценкой  довольны собой. Они знают о  своих сильных сторонах, относятся  к себе с уважением, ощущают  собственную ценность.[4,89]

 Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость,  по мнению К. Аспер, часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться проигравшими, хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются и уходят. Младшие школьники с низкой самооценкой видят себя в менее благоприятном свете, чем их сверстники с адекватной самооценкой, делают акцент на своих недостатках, выражают неуверенность в их преодолении. [4,93]

 В настоящее время  очевидно влияние самооценки  младшего школьника на его  поведение, межличностные контакты.

По мнению М.В. Гамезо, представления о себе — основа самооценки младших школьников. Исследования показали, что представление о себе ребенком тесно связано с отношением к себе, т. е. с самооценкой. Было выявлено три группы детей по степени сформированности у них представлений о себе.

К первой группе относятся  учащиеся, у которых представление о себе относительно адекватно и устойчиво. В содержание представлений входят многие, а главное, сложные и обобщенные качества личности. Дети этой группы характеризуются умением анализировать свои поступки, вычленять их мотив, думать о себе. В деятельности эти дети больше ориентируются на знании о себе, чем на оценку взрослых, и быстро приобретают навыки самоконтроля.

Вторая группа учащихся характеризуется  тем, что представления ее членов о себе неадекватны и неустойчивы. У них не сформировались умения выделять существенные качества у себя, анализировать свои поступки. Число осознаваемых ими собственных качеств мало. Лишь в некоторых ситуациях дети из этой группы могут оценивать себя адекватно. Кроме этого, они требуют особого руководства по формированию навыков самоконтроля.

Для третьей группы учащихся характерно, что их представления о себе содержат характеристики, данные им другими, особенно взрослыми. У них нет желания заглянуть в свой внутренний мир, их представление о себе неустойчиво, самооценка неадекватная, т. е. эти дети имеют низкий уровень развития представлений о себе. Недостаточные знания самих себя приводят этих детей к неумению ориентироваться в практической деятельности на свои объективные возможности и силы.

Представления о себе в  младшем школьном возрасте формируются в процессе оценочной деятельности самого ребенка, в процессе его общения с другими людьми. Младшие школьники различают в себе больше качеств, чем дошкольники. [10,47].

Как отмечает М.В. Гамезо, если младшему школьнику, который обычно получает хорошие отметки, но переоценивает себя, дать на оценку его собственную работу и такую же по качеству работу, выполненную другим, то себе он поставит 4 или 5, то в работе другого ученика найдет массу недостатков. Основной акцент в планах на будущее эти дети делают на внешней стороне деятельности. [10,54]

Высокомерие, снобизм, бестактность, чрезмерная самоуверенность - эти черты личности легко формируются у детей с завышенной самооценкой.

Экспериментальная перестройка  неадекватной самооценки обнаружила, что высокая неадекватная самооценка сопротивляется перестройке и ребенок склонен сохранить ее, игнорируя и оценку его окружающими, и свой опыт. Он не допускает в свое сознание наличия у себя слабости, несостоятельности. Длительное сохранение завышенной самооценки имеет место в двух случаях: когда ребенок, все-таки получает от кого-либо положительную оценку (например, дома) или когда он обладает какими-то способностями, которые обеспечивают ему частичный или временный успех.

Делая вывод, что самооценка младшего школьника может стать устойчивым свойством личности и оказывать влияние на возникновение других особенностей личности, которая будет формироваться как в учебной деятельности, так и в семье. Устойчивая привычная самооценка накладывает отпечаток на все стороны жизни ребенка.

 

 

 

Глава II. Роль семейного воспитания в развитии самооценки у ребенка 

2.1. Понятие  семьи и семейных отношений

Семья – важнейший из феноменов, сопровождающий человека в  течение всей его жизни. Велика значимость семьи, ее влияние на личность, ее сложность, многогранность и проблематичность обуславливают большое количество подходов к изучению семьи, а также  определений, которые встречаются  в научной литературе. Предметом  изучения становится семья как социальный институт, малая группа и система  взаимоотношений.

По утверждению А.И.Антонова, семья создает отношение родители-дети, а брак оказывается легитимным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства или сексуального партнерства, которые  сопровождаются рождением детей.  Также А.И.Антонов определяет семью  как основанную на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных  узами супружества – родительства - родства, и тем самым осуществляющих воспроизводство населения и преемственность семейных поколений,  а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. [32,23]

По мнению А. Г. Харчева, семья представляет собой сложную систему взаимоотношений, поскольку объединяет не только супругов, а также их детей, других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей. Согласно предложенному, А.Г.Харчевым определению семьи: «Семья – это «исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения». [28,158]. Следуя за этим определением, можно сделать вывод, что семья – это сложное образование, в котором действуют 4 характеристики.

  1. Семья – ячейка (малая социальная группа).
  2. Семья – важнейшая форма организации личного быта.
  3. Семья – супружеский союз.
  4. Семья – многосторонние отношения супругов с родственниками: родителями, братьями и сестрами, дедушками и бабушками и т.д., живущими вместе и ведущими общее хозяйство.

Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании личности ребенка основную, долговременную и  важнейшую роль. В процессе близких  взаимоотношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни формируется структура его личности. Он входит в мир своих родных, перенимает нормы их поведения.

Поэтому родители в жизни  ребенка играют большую и ответственную  роль. Они дают первые образцы поведения. Ребенок подражает, и стремиться быть похожим на мать и отца. Когда  родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение  в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и  такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно  считать вполне сознательным, так  как постоянный контроль над своим  поведением, за отношение к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать  детей в наиболее благоприятных  условиях, способствующих их гармоничному развитию. [15,89]

Важнейшая функция семьи  – удовлетворение потребностей человека. Поэтому следует остановиться на том, как и какие потребности  детей, удовлетворяются в семье? Потребность предполагает отсутствие или нехватку чего-то нужного для  равновесия и развития. Хотя чаще всего  речь идет о необходимости биологического порядка, этот термин может обозначать нужду в чем-то, что человеку не принадлежит, но необходимо для его  существования и развития, и выступающее  источником его активности. [16,135].

Семейные отношения, стиль  воспитания влияют на развитие личности ребенка с самого начала его жизни. Психоаналитики считают, что благодаря  семье уже в первые годы жизни у ребенка появляется «жизненный сценарий», определяющий его успехи или неудачи в будущей взрослой жизни.

Семейные отношения —  это сложный феномен, сложная  психическая реальность, включающая и мифологические и современные  уровни сознания, и индивидуальные и коллективные, онтогенетические, социогенетические и филогенетические основания.

Понятие семейных отношений  как состояние принадлежности индивида некоторому индивидуальному семейному целому охватывает субъективное время, личностную жизнедеятельность, национальную культуру и традиции. Однако разработанного и достаточно завершенного гносеологического поля не сложилось, потому что по мере развития научного познания с основополагающим принципом объективности неформальные отношения, эмоциональная близость, любовь, симпатия всемерно выживались из этого процесса, а «супружеские узы» и в целом семейные отношения как психологические феномены постоянно ускользали от четкого определения. [32,9]

Информация о работе Развитие самооценки у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в семье