Развитие самосознания в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 22:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашей работы является развитие самосознания детей в подростковом возрасте.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1) Провести анализ теоретических подходов, характеризующих психологические особенности подросткового возраста;
2) раскрыть сущность, структуру, особенности развития самосознания подростков;
3) изучить особенности самосознания детей в подростковом возрасте;
4) спланировать и реализовать формирующий эксперимент по развитию самосознания детей в подростковом возрасте;
5) провести анализ результатов формирующего эксперимента.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ. 5
1.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 6
1.2. ФОРМИРОВАНИЕ САМОСОЗНАНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 10
1.3. РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКА 17
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ САМОСОЗНАНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 24
2.1. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 24
2.2. АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЯ 42

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая итог.docx

— 173.53 Кб (Скачать файл)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Психическое развитие детей, становление человеческой личности является одной из самых серьезных проблем педагогической психологии и вместе с тем - одной из центральных. Одним из таких важнейших образований в структуре личности ребенка является самосознание, поэтому проблема его возникновения и развития представляет особый интерес для исследователей. Особое внимание психологов привлекают и структурные элементы самосознания, среди которых приоритетное место занимает самооценка как оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, важный регулятор ее поведения.

Практическая значимость исследования самосознания личности велика, поскольку от того, на что ориентирована личность, зависит ее последующая направленность в жизни, а значит, и система поступков человека, его взаимоотношения с окружающим миром. Особенно актуальна эта проблематика в подростковом возрасте, который считается педагогами и психологами критическим в процессе становления и развития личности, взросления ребенка. В это время происходят и важнейшие психологические изменения личности подростка, связанные с осознанием им самого себя, своего я, с формированием самооценки личности, с изменением взаимоотношений с окружающими и, прежде всего, с самыми близкими людьми - семьей, друзьями. Таким образом, центральным образованием подросткового возраста в психологическом смысле является формирование самосознания, самооценки подростка, его представления о себе как о субъекте деятельности и общения.

Подростковый возраст - трудный период полового созревания и психологического взросления. Изучением подросткового возраста занимались такие ученые как: Я.И Коменский, Ж. Руссо, С. Холл, З. Фрейд и А. Фрейд, Э. Шпрангер, Г. Салливан, Ж. Пиаже, Л. Выгодский и другие.

Проблема самосознания личности в отечественной науке глубоко проанализирована В.В.Столиным, И.И. Чесноковой, И.С. Коном, А.Г. Спиркиным. О нем упоминали в своих трудах выдающиеся психологи - Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн. Наиболее типично для отечественной психологической и философской мысли понимание самосознания как рефлексии (В.П. Зинченко, М.К. Мамардашвили, И.С. Кон, В.С. Мерлин, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Спиркин, В.В. Столин, и др.). Процесс рефлексии своих качеств, целей, смыслов дополняется и обогащается обратной связью, исходящей от социального окружения. Это позволяет субъекту корректировать свою деятельность и общение, произвольно управлять поведением.

Такие исследователи как Л.И. Божович, А.В. Либин, А.Б. Орлов, С.Р. Пантилеев и многие другие, несмотря на разницу в понимании структуры самосознания, считают его ядром личности. Б.Г. Ананьев называл самосознание высшей стадией развития личности. Основными источниками самосознания, по мнению большинства авторов, являются общение и деятельность(3). И.И. Чеснокова полагает, что функционально самосознание представляет собой единство самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и саморегуляции. Деятельность, поведение, общение, по словам автора, выступают в качестве основы становления как содержательной стороны самосознания (системы знаний о себе и различных форм самоотношения), так и его функциональных возможностей(4).

Актуальность данного исследования заключается в попытке рассмотреть особенности формирования самосознания в подростковом возрасте, как важном периоде личностного самоопределения, а так же с помощью развивающей программы проследить изменение самосознания в подростковом возрасте.

Проблема исследования: способствует ли развитию самосознания подростков развитие его когнитивного и эмоционального компонентов.

Исходя из актуальности данной проблематики, целью нашей работы является развитие самосознания детей в подростковом возрасте.

В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:

  1. Провести анализ теоретических подходов, характеризующих психологические особенности подросткового возраста;
  2. раскрыть сущность, структуру, особенности развития самосознания подростков;
  3. изучить особенности самосознания детей в подростковом возрасте;
  4. спланировать и реализовать формирующий эксперимент по развитию самосознания детей в подростковом возрасте;
  5. провести анализ результатов формирующего эксперимента.

Объектом исследования выступает самосознание подростка.

Предметом исследования является процесс развития когнитивного и эмоционального компонентов в структуре самосознания детей в подростковом возрасте.

Гипотеза данного исследования: проведение развивающих игр и упражнений по развитию когнитивного и эмоционального компонентов самосознания, путём организации психологического тренинга подростков, приводит к развитию самосознания у детей подросткового возраста.

Методы исследования:

  1. Теоретический анализ проблемы;
  2. Констатирующий и контрольный эксперименты, направленные на выявление уровня развития самосознания;
  3. Формирующий эксперимент (в форме развивающих игр и упражнений с детьми подросткового возраста);
  4. Методы качественного и количественного анализа эмпирических данных.

Методики:

    1. Методика исследования самоотношения С.Р. Пантелеев (МИС)
    2. Тест «КТО Я?» (модификация методики Куна)

База исследования:  муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №3» г. Белгорода, ученики 8ых классов (13-14лет), в количестве 52 человека.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. 
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ.

1.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Подростковый возраст - возраст напряженной внутренней жизни человека, тонких рефлексий, заводящих подростков в глубины таинств человеческой психики. В данном возрасте в процессе физического, психического и социального развития вместе с позитивными достижениями закономерно возникают негативные образования и специфические психологические трудности. Развивающееся самосознание именно в отрочестве делает человека особенно тревожным и неуверенным в себе.

Подростковый возраст — это период развития детей от 13—16 для мальчиков и 12—15 для девочек (что соответствует приблизительно, среднему школьному возрасту, учащимся V—VII классов)(7), отличающийся мощным подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой организма. В это время происходит не только физическое созревание человека, но и интенсивное формирование личности, энергичный рост моральных и интеллектуальных сил. Подростковый возраст называется иначе переходным возрастом, так как он характеризуется переходом от детского состояния к взрослому, от незрелости к зрелости. Подросток — уже не ребенок, но еще и не взрослый человек. Это развитие завершается примерно к 16 годам превращением подростка в юношу или девушку.

Важно отметить, что к этим годам подросток становится зрелым в половом отношении, но его физическое и духовное развитие еще далеко не завершено, физическая и духовная зрелость наступает примерно на 3—4 года позже(6).

В настоящее время в условиях нашей страны период развития подростков охватывает примерно возраст с 10-11 до 14-15 лет.

Особенность современных подростков - акселерация. Ростовая акселерация характеризуется тем, что из года в год у подростка в значительно убыстренном темпе повышается средний вес, повышается рост, увеличиваются размеры объема грудной клетки и т.д. Акселерация, т.е. ускоренное развитие организма, - стала наиболее отличительной чертой происходящих в организме современного человека изменений(9). Но не следует забывать, что ускоренное физическое развитие подростков связано для них с некоторыми трудностями и что этим внешним данным не всегда сопутствует повышение выносливости организма.

Подростковый возраст характеризуется периодом бурного и неравномерного роста и развития организма, интенсивным ростом тела и совершенствованием мускульного аппарата, процессом окостенения скелета.  Несоответствие, неравномерность развития сердца и сосудов, усиленная деятельность желез внутренней секреции, как отмечает Д.И.Фельдштейн, «часто приводят к некоторым временным расстройствам кровообращения, повышению кровяного давления, напряжению сердечной деятельности у подростков, а также к повышению их возбудимости, что может выражаться в раздражительности, быстрой утомляемости, головокружениях  и сердцебиении»(8). Нервная система подростка еще не всегда способна выдержать сильные или длительно действующие раздражители и под их воздействием часто приходит в состояние торможения или сильного возбуждения.

Важным видом деятельности в подростковом возрасте является учебная деятельность. Но, как пишет Д.И.Фельдштейн, «в отличие от младшего школьного возраста, учебная деятельность подростков, сохраняя свою актуальность и значение, выступает для них по своей психологической роли как одна из форм совокупной общественно полезной деятельности»(8, 125). Таким образом,  ведущим типом деятельности у подростков становится развернутая общественно полезная деятельность в различных ее видах, таких как, учебная, трудовая, общественно-организационная.

Отрочество - это период, когда подросток начинает ценить свои отношения со сверстниками. Общение с теми, кто обладает таким же, как у него, жизненным опытом, дает возможность подростку смотреть на себя по-новому. Стремление идентифицироваться с себе подобными порождает столь ценимую в общечеловеческой культуре потребность в друге. Сама дружба и служение ей становятся одной из значимых ценностей в отрочестве. Именно через дружбу отрок усваивает черты высокого взаимодействия людей: сотрудничество, взаимопомощь, взаимовыручка, риск ради другого и т.п. Дружба дает также возможность через доверительные отношения глубже познать другого и самого себя. При этом именно в отрочестве человек начинает постигать, как глубоко (а иногда и непоправимо для дружбы) ранит измена, выражающаяся в разглашении доверительных откровений или в обращении этих откровений против самого друга в ситуации запальчивых споров, выяснении отношений, ссор. Дружба, таким образом, не только учит прекрасным порывам и служению другому, но и сложным рефлексиям на другого не только в момент доверительного общения, но и в проекции будущего.

Дружба в отрочестве, так же как и общение в группе, благодаря стремлению подростков к взаимной идентификации повышает конформность во взаимоотношениях. Если отроки в семье негативисты, то в среде сверстников они нередко конформисты. Правда, этот конформизм группового общения может весьма быстро перемениться на взаимный негативизм, но все-таки конформизм преобладает.

Отрочество при всей сложности психологических взаимодействий с другими людьми (взрослыми и сверстниками) имеет глубинную привлекательность своей направленностью на созидание. Именно в отрочестве подросток нацелен на поиск новых, продуктивных форм общения - со сверстниками, со своими кумирами, с теми, кого любит и уважает. Стремление к созиданию проявляется и в сфере осваиваемых идей и знаний.

До инерции детства большая часть подростков остро реагирует на свои восприятия, память, речь, мышление и старается придать им блеск и глубину; они переживают радость от приобщения к познанию; моральные ценности, качества личности (самостоятельность, смелость, воля) также становятся для них объектом самовоспитания. Интенсивно умственно работая и столь же интенсивно бездельничая, подросток постепенно осознает себя как личность.

Одной из причин частых конфликтов в подростковом возрасте становится переоценка своих возросших возможностей, выраженная в  стремлении к независимости и самостоятельности, самолюбии и обидчивости,  повышенной критичности по отношению к взрослым, острой реакции на попытки окружающих принизить их взрослость.

Изменение характера и форм учебной деятельности требуют от подростка более высокого уровня организации умственной деятельности. «Подросток становится способным к более сложным аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений действительности».  Содержание и логика изучаемых предметов, характер усвоения знаний развивают у подростка способность самостоятельно и творчески мыслить, рассуждать, сравнивать, обобщать. Под влиянием обучения внимание и память у подростка постепенно приобретают характер организованных, регулируемых и управляемых процессов.

Важным новообразованием подросткового возраста является формирование  чувства взрослости «как субъективного переживания готовности подростка быть полноправным членом коллектива взрослых, выражающегося в стремлении к самостоятельности, желании показать свою «взрослость», добиваться, чтобы старшие уважали достоинство его личности, считались с его мнением, освобождали его от мелочного контроля».

В процессе изучения основ наук и расширения кругозора формируются интересы подростков. Зачастую жажда познать «все и сразу», чрезмерная активность подростка приводят либо к разбросанности интересов,  либо к одностороннему развитию одного интереса, при безразличии ко всему остальному.

Важным аспектом подросткового возраста является развитие чувства товарищества, наличие потребности в дружеском общении, сознательное отношение к дружбе, желание строить устойчивые и продолжительные дружеские отношения.

Можно сделать вывод о том, что подростковый возраст - один из самых сложных и неоднозначных для анализа период развития в жизни человека. Определение психологического содержания подросткового возраста до сих пор остается дискуссионной проблемой в отечественной психологии.

Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития повергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста.

В зависимости от конкретных социальных условий, культуры, тех традиций, которые существуют в воспитании детей, этот переходный период может иметь различное содержание и разную длительность.

В настоящее время в условиях нашей страны этот период развития охватывает примерно возраст с 10-11 до 14-15 лет, совпадая в целом с обучением детей в средних классах школы.

Информация о работе Развитие самосознания в подростковом возрасте