Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 22:37, курсовая работа
Краткое описание
Целью нашей работы является развитие самосознания детей в подростковом возрасте. В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи: 1) Провести анализ теоретических подходов, характеризующих психологические особенности подросткового возраста; 2) раскрыть сущность, структуру, особенности развития самосознания подростков; 3) изучить особенности самосознания детей в подростковом возрасте; 4) спланировать и реализовать формирующий эксперимент по развитию самосознания детей в подростковом возрасте; 5) провести анализ результатов формирующего эксперимента.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 2 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ. 5 1.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 6 1.2. ФОРМИРОВАНИЕ САМОСОЗНАНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 10 1.3. РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКА 17 ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ САМОСОЗНАНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 24 2.1. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 24 2.2. АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 29 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41 ПРИЛОЖЕНИЯ 42
Психическое развитие детей,
становление человеческой личности является
одной из самых серьезных проблем педагогической
психологии и вместе с тем - одной из центральных.
Одним из таких важнейших образований
в структуре личности ребенка является
самосознание, поэтому проблема его возникновения
и развития представляет особый интерес
для исследователей. Особое внимание психологов
привлекают и структурные элементы самосознания,
среди которых приоритетное место занимает
самооценка как оценка личностью самой
себя, своих возможностей, качеств и места
среди других людей, важный регулятор
ее поведения.
Практическая значимость исследования
самосознания личности велика, поскольку
от того, на что ориентирована личность,
зависит ее последующая направленность
в жизни, а значит, и система поступков
человека, его взаимоотношения с окружающим
миром. Особенно актуальна эта проблематика
в подростковом возрасте, который считается
педагогами и психологами критическим
в процессе становления и развития личности,
взросления ребенка. В это время происходят
и важнейшие психологические изменения
личности подростка, связанные с осознанием
им самого себя, своего я, с формированием
самооценки личности, с изменением взаимоотношений
с окружающими и, прежде всего, с самыми
близкими людьми - семьей, друзьями. Таким
образом, центральным образованием подросткового
возраста в психологическом смысле является
формирование самосознания, самооценки
подростка, его представления о себе как
о субъекте деятельности и общения.
Подростковый возраст - трудный
период полового созревания и психологического
взросления. Изучением подросткового
возраста занимались такие ученые как:
Я.И Коменский, Ж. Руссо, С. Холл, З. Фрейд
и А. Фрейд, Э. Шпрангер, Г. Салливан, Ж. Пиаже,
Л. Выгодский и другие.
Проблема самосознания личности
в отечественной науке глубоко проанализирована
В.В.Столиным, И.И. Чесноковой, И.С. Коном,
А.Г. Спиркиным. О нем упоминали в своих
трудах выдающиеся психологи - Б.Г. Ананьев,
Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн.
Наиболее типично для отечественной психологической
и философской мысли понимание самосознания
как рефлексии (В.П. Зинченко, М.К. Мамардашвили,
И.С. Кон, В.С. Мерлин, С.Л. Рубинштейн, А.Г.
Спиркин, В.В. Столин, и др.). Процесс рефлексии
своих качеств, целей, смыслов дополняется
и обогащается обратной связью, исходящей
от социального окружения. Это позволяет
субъекту корректировать свою деятельность
и общение, произвольно управлять поведением.
Такие исследователи как Л.И.
Божович, А.В. Либин, А.Б. Орлов, С.Р. Пантилеев
и многие другие, несмотря на разницу в
понимании структуры самосознания, считают
его ядром личности. Б.Г. Ананьев называл
самосознание высшей стадией развития
личности. Основными источниками самосознания,
по мнению большинства авторов, являются
общение и деятельность(3). И.И. Чеснокова
полагает, что функционально самосознание
представляет собой единство самопознания,
эмоционально-ценностного отношения к
себе и саморегуляции. Деятельность, поведение,
общение, по словам автора, выступают в
качестве основы становления как содержательной
стороны самосознания (системы знаний
о себе и различных форм самоотношения),
так и его функциональных возможностей(4).
Актуальность данного исследования
заключается в попытке рассмотреть особенности
формирования самосознания в подростковом
возрасте, как важном периоде личностного
самоопределения, а так же с помощью развивающей
программы проследить изменение самосознания
в подростковом возрасте.
Проблема исследования: способствует ли развитию самосознания
подростков развитие его когнитивного
и эмоционального компонентов.
Исходя из актуальности данной
проблематики, целью нашей работы является
развитие самосознания детей в подростковом
возрасте.
В соответствии с целью исследования
были определены следующие задачи:
Провести анализ теоретических
подходов, характеризующих психологические особенности
подросткового возраста;
раскрыть сущность, структуру,
особенности развития самосознания подростков;
изучить особенности самосознания детей в подростковом возрасте;
спланировать и реализовать
формирующий эксперимент по развитию
самосознания детей в подростковом возрасте;
провести анализ результатов
формирующего эксперимента.
Объектом исследования выступает самосознание подростка.
Предметом исследования является процесс развития
когнитивного и эмоционального компонентов
в структуре самосознания детей в подростковом
возрасте.
Гипотеза данного
исследования: проведение развивающих игр
и упражнений по развитию когнитивного
и эмоционального компонентов самосознания,
путём организации психологического тренинга
подростков, приводит к развитию самосознания
у детей подросткового возраста.
Методы исследования:
Теоретический анализ проблемы;
Констатирующий и контрольный
эксперименты, направленные на выявление
уровня развития самосознания;
Формирующий эксперимент (в
форме развивающих игр и упражнений с детьми подросткового возраста);
Методы качественного и количественного
анализа эмпирических данных.
Методики:
Методика исследования самоотношения
С.Р. Пантелеев (МИС)
Тест «КТО Я?» (модификация методики
Куна)
База исследования: муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение «Гимназия
№3» г. Белгорода, ученики 8ых классов (13-14лет),
в количестве 52 человека.
Структура работы:
работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка использованной литературы
и приложения.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ИЗУЧЕНИЯ САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ В ПОДРОСТКОВОМ
ВОЗРАСТЕ.
1.1. ХАРАКТЕРИСТИКА
ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Подростковый возраст - возраст
напряженной внутренней жизни человека,
тонких рефлексий, заводящих подростков
в глубины таинств человеческой психики.
В данном возрасте в процессе физического,
психического и социального развития
вместе с позитивными достижениями закономерно
возникают негативные образования и специфические
психологические трудности. Развивающееся
самосознание именно в отрочестве делает
человека особенно тревожным и неуверенным
в себе.
Подростковый возраст — это
период развития детей от 13—16 для мальчиков
и 12—15 для девочек (что соответствует
приблизительно, среднему школьному возрасту,
учащимся V—VII классов)(7), отличающийся
мощным подъемом жизнедеятельности и
глубокой перестройкой организма. В это
время происходит не только физическое
созревание человека, но и интенсивное
формирование личности, энергичный рост
моральных и интеллектуальных сил. Подростковый
возраст называется иначе переходным
возрастом, так как он характеризуется
переходом от детского состояния к взрослому,
от незрелости к зрелости. Подросток —
уже не ребенок, но еще и не взрослый человек.
Это развитие завершается примерно к 16
годам превращением подростка в юношу
или девушку.
Важно отметить, что к этим годам
подросток становится зрелым в половом
отношении, но его физическое и духовное
развитие еще далеко не завершено, физическая
и духовная зрелость наступает примерно
на 3—4 года позже(6).
В настоящее время в условиях
нашей страны период развития подростков
охватывает примерно возраст с 10-11 до 14-15
лет.
Особенность современных подростков
- акселерация. Ростовая акселерация характеризуется
тем, что из года в год у подростка в значительно
убыстренном темпе повышается средний
вес, повышается рост, увеличиваются размеры
объема грудной клетки и т.д. Акселерация,
т.е. ускоренное развитие организма, - стала
наиболее отличительной чертой происходящих
в организме современного человека изменений(9).
Но не следует забывать, что ускоренное
физическое развитие подростков связано
для них с некоторыми трудностями и что
этим внешним данным не всегда сопутствует
повышение выносливости организма.
Подростковый возраст характеризуется
периодом бурного и неравномерного роста
и развития организма, интенсивным ростом
тела и совершенствованием мускульного
аппарата, процессом окостенения скелета.
Несоответствие, неравномерность развития
сердца и сосудов, усиленная деятельность
желез внутренней секреции, как отмечает
Д.И.Фельдштейн, «часто приводят к некоторым
временным расстройствам кровообращения,
повышению кровяного давления, напряжению
сердечной деятельности у подростков,
а также к повышению их возбудимости, что
может выражаться в раздражительности,
быстрой утомляемости, головокружениях
и сердцебиении»(8). Нервная система подростка
еще не всегда способна выдержать сильные
или длительно действующие раздражители
и под их воздействием часто приходит
в состояние торможения или сильного возбуждения.
Важным видом деятельности
в подростковом возрасте является учебная
деятельность. Но, как пишет Д.И.Фельдштейн,
«в отличие от младшего школьного возраста,
учебная деятельность подростков, сохраняя
свою актуальность и значение, выступает
для них по своей психологической роли
как одна из форм совокупной общественно
полезной деятельности»(8, 125). Таким образом,
ведущим типом деятельности у подростков
становится развернутая общественно полезная
деятельность в различных ее видах, таких
как, учебная, трудовая, общественно-организационная.
Отрочество - это период, когда
подросток начинает ценить свои отношения
со сверстниками. Общение с теми, кто обладает
таким же, как у него, жизненным опытом,
дает возможность подростку смотреть
на себя по-новому. Стремление идентифицироваться
с себе подобными порождает столь ценимую
в общечеловеческой культуре потребность
в друге. Сама дружба и служение ей становятся
одной из значимых ценностей в отрочестве.
Именно через дружбу отрок усваивает черты
высокого взаимодействия людей: сотрудничество,
взаимопомощь, взаимовыручка, риск ради
другого и т.п. Дружба дает также возможность
через доверительные отношения глубже
познать другого и самого себя. При этом
именно в отрочестве человек начинает
постигать, как глубоко (а иногда и непоправимо
для дружбы) ранит измена, выражающаяся
в разглашении доверительных откровений
или в обращении этих откровений против
самого друга в ситуации запальчивых споров,
выяснении отношений, ссор. Дружба, таким
образом, не только учит прекрасным порывам
и служению другому, но и сложным рефлексиям
на другого не только в момент доверительного
общения, но и в проекции будущего.
Дружба в отрочестве, так же
как и общение в группе, благодаря стремлению
подростков к взаимной идентификации
повышает конформность во взаимоотношениях.
Если отроки в семье негативисты, то в
среде сверстников они нередко конформисты.
Правда, этот конформизм группового общения
может весьма быстро перемениться на взаимный
негативизм, но все-таки конформизм преобладает.
Отрочество при всей сложности
психологических взаимодействий с другими
людьми (взрослыми и сверстниками) имеет
глубинную привлекательность своей направленностью
на созидание. Именно в отрочестве подросток
нацелен на поиск новых, продуктивных
форм общения - со сверстниками, со своими
кумирами, с теми, кого любит и уважает.
Стремление к созиданию проявляется и
в сфере осваиваемых идей и знаний.
До инерции детства большая
часть подростков остро реагирует на свои
восприятия, память, речь, мышление и старается
придать им блеск и глубину; они переживают
радость от приобщения к познанию; моральные
ценности, качества личности (самостоятельность,
смелость, воля) также становятся для них
объектом самовоспитания. Интенсивно
умственно работая и столь же интенсивно
бездельничая, подросток постепенно осознает
себя как личность.
Одной из причин частых конфликтов
в подростковом возрасте становится переоценка
своих возросших возможностей, выраженная
в стремлении к независимости и самостоятельности,
самолюбии и обидчивости, повышенной
критичности по отношению к взрослым,
острой реакции на попытки окружающих
принизить их взрослость.
Изменение характера и форм
учебной деятельности требуют от подростка
более высокого уровня организации умственной
деятельности. «Подросток становится
способным к более сложным аналитико-синтетическому
восприятию предметов и явлений действительности».
Содержание и логика изучаемых предметов,
характер усвоения знаний развивают у
подростка способность самостоятельно
и творчески мыслить, рассуждать, сравнивать,
обобщать. Под влиянием обучения внимание
и память у подростка постепенно приобретают
характер организованных, регулируемых
и управляемых процессов.
Важным новообразованием подросткового
возраста является формирование чувства
взрослости «как субъективного переживания
готовности подростка быть полноправным
членом коллектива взрослых, выражающегося
в стремлении к самостоятельности, желании
показать свою «взрослость», добиваться,
чтобы старшие уважали достоинство его
личности, считались с его мнением, освобождали
его от мелочного контроля».
В процессе изучения основ наук
и расширения кругозора формируются интересы
подростков. Зачастую жажда познать «все
и сразу», чрезмерная активность подростка
приводят либо к разбросанности интересов,
либо к одностороннему развитию одного
интереса, при безразличии ко всему остальному.
Важным аспектом подросткового
возраста является развитие чувства товарищества,
наличие потребности в дружеском общении,
сознательное отношение к дружбе, желание
строить устойчивые и продолжительные
дружеские отношения.
Можно сделать вывод о том, что
подростковый возраст - один из самых сложных
и неоднозначных для анализа период развития
в жизни человека. Определение психологического
содержания подросткового возраста до
сих пор остается дискуссионной проблемой
в отечественной психологии.
Главное содержание подросткового
возраста составляет его переход от детства
к взрослости. Все стороны развития повергаются
качественной перестройке, возникают
и формируются новые психологические
образования. Этот процесс преобразования
и определяет все основные особенности
личности детей подросткового возраста.
В зависимости от конкретных
социальных условий, культуры, тех традиций,
которые существуют в воспитании детей,
этот переходный период может иметь различное
содержание и разную длительность.
В настоящее время в условиях
нашей страны этот период развития охватывает
примерно возраст с 10-11 до 14-15 лет, совпадая
в целом с обучением детей в средних классах
школы.