Особенность современных подростков
акселерация: каждый день нас окружают
непривычно крупные, рано взрослеющие
дети. Но не следует забывать, что ускоренное
физическое развитие подростков связано
для них с некоторыми трудностями и что
этим внешним данным не всегда сопутствует
повышение выносливости организма.
1.2. ФОРМИРОВАНИЕ
САМОСОЗНАНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Психологические исследования
становления самосознания человека в
процессе его жизнедеятельности идут
по нескольким направлениям. Прежде всего,
изучаются сдвиги в содержании самосознания
и его компонентов - какие качества сознаются
лучше, как меняется с возрастом уровень
и критерии самооценок, какое значение
придается внешности, а какое умственным
и моральным качествам. Далее исследуется
степень его достоверности и объективности,
прослеживается изменение структуры образа
Я в целом - степень его дифференцированности
(когнитивной сложности), внутренней последовательности
(цельности), устойчивости (стабильности
во времени), субъективной значимости,
контрастности, а также уровень самоуважения.
По всем этим показателям переходный возраст
заметно отличается как от детства, так
и от взрослости, имеется грань в этом
отношении и между подростком и юношей
(11).
Особый вклад в изучение данной
проблемы был внесен Л.И. Божович, И.В. Дубровиной,
И.С. Коном, А.Н. Леонтьевым, В.С.Мухиной,
В.В.Столиным, С.Л. Рубинштейном, И.И. Чесноковой,
и др.
Известно, что в подростковом
возрасте усиливается стремление к самовосприятию,
к осознанию своего места в жизни и самого
себя как субъекта отношений с окружающими.
С этим сопряжено становление самосознания.
Основным психологическим феноменом,
характеризующим подростковый возраст
является резкий скачок в процессе формирования
Я-концепции. В основном это связано с
развитием самосознания. В этот период
оно обогащается таким важным открытием,
как открытие подростком своего внутреннего
мира. Вместе с открытием своего "Я"
человек получает знания об этой психической
реальности и, без более или менее, полного
овладения, ею невозможна полноценная
жизнь человека. Таким образом, подросток
с девиантным поведением, хочет он того
или нет, получает духовную, психологическую
задачу, которую он обязательно должен
решить. В этом, как мне кажется, и заключается,
психологическое ядро кризиса подросткового
возраста. Помочь подростку в формировании
его Я-концепции - основная задача близких
ему взрослых. Помощь может быть оказана
как в индивидуальной, так и в групповой
форме.
Формирование самосознания
может происходить, в определенном смысле
(в смысле ее обогащения, углубления, переоценки
и изменения системы ценностей и т.д.),
в продолжении всей жизни. Несмотря на
это, начавшись в подростковом возрасте,
этот процесс, в основном, должен завершиться
к концу юношеского. И затем уже только
достраиваться, либо перестраивается
(11).
Я-концепция - это система представления
человека о самом себе и основанная на
ней установка по отношению к себе и другим
людям, а также характер взаимодействия
с партнерами по общению. Самосознание
является ключевым, но только одним из
компонент Я-концепции, а именно когнитивным
- образ собственных психологических качеств,
способностей, внешности, социальной значимости,
индивидуальности, степени заинтересованности
другими людьми и т.д. Не менее важна эмоциональная
сторона - самоуважение, любовь к себе,
принятие либо непринятие себя, самолюбие,
самоуничижение и т.д. Наконец, выделяют
третью составляющую Я-концепции - оценочно-волевую.
Ее содержанием является стремление человека
повысить свою самооценку, к самоутверждению,
завоеванию уважения, вырабатыванию у
себя качеств, соответствующих его представлению
о том, каким он (она) должен или должна
быть (12).
Эта система представлений
о себе может и неизбежно изменяется со
временем. Но в своих системообразующих
компонентах она остается неизменной.
Необходимость их перестройки после завершения
формирования влечет за собой глубочайший
кризис личности. Этот кризис заканчивается
либо самоубийством (физическим или психологическим),
либо духовным перерождением. Поэтому
так важен подростковый период формирования
Я-Концепции. Сформированная в той или
иной степени Я-концепция может проявляться
в реальном Я (собственно представление
человека о самом себе), в идеальном Я (то,
каким человек должен был бы быть, исходя
из его представлений о социально одобряемых
качествах и нормах морали и нравственности,
существующих в обществе), динамическом
Я (то, каким человек намерен быть и уже
становится), фантастическом Я (то, каким
человек мечтает стать, даже если это нереально)
(13).
Адекватная Я-концепция может
сформироваться исключительно в процессе
общения и практического взаимодействия
с другими людьми. Только тогда появляется
возможность проверить себя на деле, посмотреть
на себя со стороны, получить обратную
связь. Таким образом человек "смотрится
как в зеркало в другого человека" и
тем самым отлаживает, уточняет, корректирует
образы своего Я. В контексте сказанного,
социально-психологический тренинг является
наиболее эффективным инструментом формирования
адекватной Я-концепции.
Исследования содержания образа
Я, проведенные под руководством И.В. Дубровиной,
показали, что на границе подросткового
и раннего юношеского возрастов в развитии
когнитивного компонента Я-концепции
происходят существенные изменения, характеризующие
переход самосознания на новый более высокий
уровень. Рост самостоятельности означает
не что иное, как переход от системы внешнего
управления к самоуправлению. Но всякое
самоуправление требует информации об
объекте. При самоуправлении это должна
быть информация объекта о самом себе,
т.е. самосознание.
Подростковый возраст является
сензитивным для формирования мотивации
общественно полезной деятельности, т.е.
деятельности, направленной на пользу
всего общества. «Узловым рубежом» в социальном
развитии личности является занятие подростком
позиции «Я и общество» (14).
В поисках смысла своего существования,
у подростков, в наиболее общей форме
проявляется ценностно-смысловая природа
личностного самоопределения. Потребность
в смысле жизни характеризует взрослые
формы поведения и потому не может быть
обойдена, когда мы имеем дело с процессом
взросления личности, становлением человеческого
«Я». Потребность в смысле жизни, считает
К. Обуховский, образует тот «узел», который
позволяет человеку, во-первых, интегрировать
многочисленные требования, идущие из
разных сфер его жизнедеятельности, строя
жизнь не как последовательность разрозненных
случайностей, а как целостный процесс,
имеющий цели и преемственность, и, во-вторых,
помогает человеку интегрировать все
его способности, максимально их мобилизовать,
следуя тем задачам, которые ставятся
им в соответствии с выработанной Я-концепцией
и концепцией жизни (57,374). Периодом возникновения
сознательного «Я», по И.С. Кону - это как
бы постепенно ни формировались отдельные
его компоненты, издавна считается подростковый
возраст. Развитие самосознание - центральный
психический процесс переходного возраста.
Практически все отечественные психологи
называют этот возраст «критическим периодом
формирования самосознания».
Развитие самосознания
в подростковом настолько ярко
и наглядно, что его характеристика,
и оценка значения для формирования
личности и формировании Я-концепции
в эти периоды практически
едина у исследователей разных
школ и направлений. Авторы достаточно
единодушны в описании того, как
протекает процесс развития самосознания
в этот период: примерно в 11 лет
у подростка возникает интерес
к собственному внутреннему миру,
затем отмечается постепенное
усложнение и углубление самопознания,
одновременно происходит усиление
его дифференцированности и обобщенности,
что приводит в раннем юношеском
возрасте (15-16 лет) к становлению
относительно устойчивого представления
о самом себе, Я-концепции; к 16-17 годам
возникает особое личностное
новообразование, которое в психологической
литературе обозначается термином
«самоопределение». С точки зрения
самосознания субъекта оно характеризуется
осознанием себя в качестве
члена общества и конкретизируется
в новой, общественно значимой
позиции.
В отрочестве происходит постепенная
смена «предметных» компонентов самосознания,
в частности, соотношение телесных и морально-психологических
компонентов своего «я». Подросток привыкает
к своей внешности, формирует относительно
устойчивый образ своего тела, принимает
свою внешность и соответственно стабилизирует
связанный с ней уровень притязаний. Постепенно
на первый план выступают теперь другие
свойства «я» - умственные способности,
волевые и моральные качества, от которых
зависит успешность деятельности и отношения
с окружающими.
Отрочество особенно чувствительно
к «внутренним», психологическим проблемам.
Чем старше (не по возрасту только, а по
уровню развития) подросток, тем больше
его волнует психологическое содержание
происходящего действия, действительность
и тем меньше для него значит «внешний»
событийный контекст. Открытие своего
внутреннего мира очень важное, радостное
и волнующее событие, но оно вызывает также
много тревожных и драматических переживаний.
Вместе с сознанием своей уникальности,
неповторимости, непохожести на других
приходит чувство одиночества. «Я»
подростка, не всегда бывает еще
определено, оно расплывчато, диффузно,
и нередко переживается как смутное беспокойство
или ощущение внутренней пустоты, которую
чем-то необходимо заполнить. Отсюда растет
потребность в общении и одновременно
повышается избирательность общения,
потребность в уединении.
Развитие самосознания, как
и любого сложного психического новообразования,
проходит ряд сменяющих друг друга стадий.
С этой точки зрения отрочество можно
охарактеризовать как начало формирования
нового уровня самосознания, как период
развития и углубления интегративных
качеств. Интенсивное развитие того уровня
самосознания будет осуществляться
и в юношеском возрасте. Его специфические
черты - повышение значимости для формирования
Я-концепции системы собственных ценностей
и усиление личностного, психологического,
динамического аспекта восприятия - позволяют
оценивать его как уровень, характерный
для зрелой личности (15).
Наиболее заметные изменения
в содержании самоописаний, в образе Я,
обнаруживаются в 15-16 лет. Эти изменения
идут по линии большей субъективности,
психологичности описаний. Известно, что
и в восприятии другого человека психологизация
описания после 15 лет резко увеличивается.
Усиление субъективности самоописаний
обнаруживается в том, что с возрастом
увеличивается количество испытуемых,
указывающих на изменчивость, ситуативность
своего характера, на то, что они ощущают
свой рост, взросление.
В теоретическом исследовании
И.И.Чесноковой указывается на наличие
двух уровней самопознания: низшего - «Я
и другой человек» - и высшего - «Я и Я».
Специфика второго выражается в попытке
соотнесения своего поведения «с той мотивацией,
которую он реализует и которая его детерминирует».
Составляющие Я-концепции, поддаются лишь
условному концептуальному разграничению,
поскольку в психологическом плане они
неразрывно взаимосвязаны. Потому когнитивный
компонент самосознания, образ Я, его формирование
в подростковом возрасте напрямую связан
как с эмоционально-оценочной составляющей,
самооценкой, так и с поведенческой, регуляторной
стороной Я-концепции.
Таким образом, можем говорить
о том, что самосознание подростка
обладает определенными особенностями,
отличающими его от самосознания, например,
младшего школьника или юноши. К таким
особенностям в первую очередь относятся:
способность рассуждать абстрактно, логически,
по аналогии, изменение содержания самоописаний
и т.п.
Формирование самосознания
подростков оказывает большое влияние
на весь ход его дальнейшего психического
развития. Самооценка становится важнейшим
условием эмоционального благополучия.
Неправильная (неадекватная) самооценка
подростка способствует источником
разлада с самим собой и конфликтов с окружающими
сверстниками и взрослыми, частых неудач
в достижении поставленных целей, так
как цели могут не соответствовать возможностям
подростка, не зависимо от того, завышена
самооценка или занижена. В пик кризиса
подросткового возраста (12 – 14 лет) возникает
потребность сохранять устойчивую самооценку
во всех жизненных ситуациях. Если младший
подросток сталкивается с фактором неуспеха,
это требует от него снижение уровня притязаний
и реальных возможностей, порождает острые
аффективные переживания. Подростки критично
относятся к отрицательным чертам своего
характера, переживают из-за тех черт,
которые мешают им в дружбе и взаимоотношениях
с другими людьми. И эти переживания особо
возрастают в силу замечаний учителей
и др. взрослых об отрицательных чертах
своего характера. Это приводит к вспышкам
агрессии и конфликтам. Именно в этих случаях
подросток преждевременно бросает школу
и стремится к «самостоятельной жизни»,
становится «трудным» с последующим, отклоняющимся
от социальных норм поведением.
Подводя итог, хотелось бы
отметить, что наибольший интерес вызывает
изучение особенностей самосознания у
подростков, так как подростковый возраст,
как отмечал Выготский Л.С., характеризуется
отмиранием старого, когда ребенок многое
теряет из приобретенного прежде и рождением
нового. В этом возрасте изменяется взгляд
на себя, на субъективную, динамическую
позицию изнутри. Подросток перестраивает
все отношения с окружающим миром и самоопределяется
в жизни. В подростковом возрасте дети
встают на последнюю ступень формирования
Я-концепции, помогаю им в этом родители,
сверстники и окружающая действительность.
1.3. РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ
ПОДРОСТКА
Подростковый возраст – трудный период
полового созревания и психологического
взросления. Подростковый возраст связан
с перестройкой организма ребенка – половым
созреванием. И хотя линии психического
и физиологического развития не идут параллельно,
границы этого периода неопределенны.
Одни дети вступают в подростковый возраст
раньше, другие – позже, пубертатный кризис
может возникнуть и в 11, и в 13 лет. Начинаясь
с кризиса, весь период обычно протекает
трудно и для ребенка, и для близких ему
взрослых. Поэтому подростковый возраст
иногда называют затянувшимся кризисом.
Половое созревание зависит от эндокринных
изменений в организме. Особенно важную
роль в этом процессе играют гипофиз и
щитовидная железа, которые начинают выделять
гормоны, стимулирующие работу большинства
других эндокринных желез. Активация и
сложное взаимодействие гормонов роста
и половых гормонов вызывают интенсивное
физическое и физиологическое развитие
(16).