Развитие самосознания в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 22:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашей работы является развитие самосознания детей в подростковом возрасте.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1) Провести анализ теоретических подходов, характеризующих психологические особенности подросткового возраста;
2) раскрыть сущность, структуру, особенности развития самосознания подростков;
3) изучить особенности самосознания детей в подростковом возрасте;
4) спланировать и реализовать формирующий эксперимент по развитию самосознания детей в подростковом возрасте;
5) провести анализ результатов формирующего эксперимента.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ. 5
1.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 6
1.2. ФОРМИРОВАНИЕ САМОСОЗНАНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 10
1.3. РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКА 17
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ САМОСОЗНАНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 24
2.1. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 24
2.2. АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЯ 42

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая итог.docx

— 173.53 Кб (Скачать файл)

Можно сделать вывод, что вырос уровень сплоченности в экспериментальной группе. Это можно так же подтвердить тем, что в ответах на вопрос «кто Я?» 87,5 % опрошенных указали определение себя как друга, причем с указанием прилагательного, к примеру, «хороший друг» или «верный друг», что говорит о повышении уровня рефлективности в оценке себя в отношениях со сверстниками.

91% опрошенных в экспериментальной  группе указали в своих ответах  описания своих интересов и  увлечений. Это говорит о повышении  самооценки способностей к деятельности, самооценки навыков, умений, знаний, достижений.

При сравнении разработанности образа «Я» у испытуемых, мы увидели следующие различия: 83 % в экспериментальной группе показали средний уровень и 17 % -  высокий уровень разработанности образа «Я», в контрольной группе данные показатели составили: 57% - низкий уровень, 38% - средний и 5% - высокий. Данные результаты говорят о достаточно высоком уровне развития рефлексии в экспериментальной группе.

В сравнительном анализе самооценки у исследуемых подростков так же были найдены следующие различия. В экспериментальной группе процент подростков с адекватной самооценкой составил 54%, с завышенной – 37%, 8 % - с заниженной. В контрольной группе показатель детей с адекватной самооценкой составил 14%, 76% - с завышенной и 10% - оказались с  низкой самооценкой. Можно сделать вывод, что в ходе программы занятий в самооценке у экспериментальной группы последовали существенные изменения - адекватность самооценивания выражает степень соответствия представлений человека о себе объективным основаниям этих представлений.

Проведем количественный анализ полученных результатов по методике исследования самоотношения С.Р. Пантелеева. Для количественного анализа вычислим средние показатели по каждой из 9ти шкал и сравним полученные результаты. Данные можно представить в виде таблицы (Таблица 1).

 

 

Таблица 1

Обозначение шкал по методике МИС

1

2

3

4

5

6

7

8

9

диагностика выборочной совокупности 

 

7

 

9

 

8

 

9

 

8

 

7

 

7

 

8

 

6

диагностика экспериментальной группы после проведения программы занятий

 

7

 

10

 

8

 

8

 

9

 

8

 

7

 

7

 

6

диагностика контрольной группы

 

7

 

9

 

8

 

9

 

8

 

6

 

6

 

7

 

6


 

Сравнив средние значения, мы видим, что есть различия между диагностикой выборочной совокупности и диагностикой экспериментальной группы. Данные выражены в изменениях по шкалам «самопринятие», уровень которой повысился до высоких значений, и «внутренняя конфликтность», где значения опустились до среднего уровня. Высокие значения по шкале «самопринятие» позволяют судить о выраженности чувства симпатии к себе у подростков, согласия со своими внутренними побуждениями, принятия себя таким, какой есть, несмотря на недостатки и слабости. Понижение показателя «внутренняя конфликтность» до среднего уровня, говорит нам о характерности для подростка установки видеть себя в зависимости от степени адаптированности в ситуации, в привычных для себя условиях наблюдаются положительный фон отношения к себе, признание своих достоинств и высокая оценка своих достижений. В количественном соотношении в рамках одного уровня изменения были обнаружены по шкалам:  «самоуверенность» - повышение, «отраженное самоотношение» - понижение и «самоценность» - повышение.

Это говорит о повышении уровня самооценки у подростков, которые были подвержены влиянию развивающей программы занятий.

Подводя итоги, мы увидели следующие изменения в развитии самосознания в подростковом возрасте после проведения программы занятий:

1)Произошли количественные изменения  по шкалам «самопринятие», «внутренняя  конфликтность», «самоуверенность», «самоценность»  и «отраженное самоотношение», что  говорит нам о положительных  сдвигах в развитии самосознания  подростка.

2)При рассмотрении когнитивного  компонента самосознания подростка, мы увидели изменения в соотношении  формальных(25%) и содержательных(75%) характеристик в ответах испытуемых  экспериментальной группы, в отличие  от контрольной группы, где лишь 38% испытуемых в описании себя  указали содержательные характеристики.

3) Вырос уровень сплоченности  в экспериментальной группе, в  ответах на вопрос «Кто Я?» 87,5% опрошенных в данной группе  указали определение себя как  друга. Данный компонент очень  важен для развития самосознания  подростка, потому как именно  в подростковом возрасте ведущим  видом деятельности является  общение со сверстниками.

4) Отметилось повышение самооценки  способности к деятельности – 91% опрошенных в экспериментальной  группе указали в своих ответах  описание интересов и увлечений.

5) В разработанности уровня образа  «Я» проявились количественные  изменения: 83% опрошенных экспериментальной  группы показали средний уровень  и 17% высокий уровень разработанности  образа «Я», в отличие от контрольной  группы, где 38% - показали средний  уровень и 57% - низкий.

6)В сравнительном анализе самооценки  испытуемых экспериментальной группы  так же появились изменения: выросло  число  подростков с адекватной  самооценкой (54%) и понизилось число  подростков с заниженной самооценкой  (8%).

Проанализировав полученные результаты, можно сказать, что наша гипотеза «проведение развивающих игр и упражнений по развитию когнитивного и эмоционального компонентов самосознания, путём организации психологического тренинга подростков, приводит к развитию самосознания у детей подросткового возраста» полностью подтвердилась.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В нашей курсовой работе рассматривалась тема: «Развитие самосознания в подростковом возрасте». В теоретической части рассматривались: характеристика подросткового возраста, формирование и развитие самосознания в подростковом возрасте. Мы выяснили, что подростковый возраст это трудный период полового созревания и психологического взросления. Изучением подросткового возраста занимались такие ученые как: Я.И Коменский, Ж. Руссо, С. Холл, З. Фрейд и А. Фрейд, Э. Шпрангер, Г. Салливан, Ж. Пиаже, Л. Выгодский и другие.

Проблема самосознания личности в отечественной науке глубоко проанализирована В.В.Столиным, И.И. Чесноковой, И.С. Коном, А.Г. Спиркиным. О нем упоминали в своих трудах выдающиеся психологи - Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн. Наиболее типично для отечественной психологической и философской мысли понимание самосознания как рефлексии (В.П. Зинченко, М.К. Мамардашвили, И.С. Кон, В.С. Мерлин, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Спиркин, В.В. Столин, и др.).

Такие исследователи как Л.И. Божович, А.В. Либин, А.Б. Орлов, С.Р. Пантилеев и многие другие, несмотря на разницу в понимании структуры самосознания, считают его ядром личности. Б.Г. Ананьев называл самосознание высшей стадией развития личности.

В практической части проводилось исследование при помощи методик и  исследования самоотношения С.Р. Пантелеев (МИС) и  теста «КТО Я?» (модификация методики Куна)

В ходе данного исследования мы выполнили следующие задачи:

1)Провели анализ теоретических  подходов, характеризующих психологические  особенности подросткового возраста;

2)раскрыли сущность, структуру, особенности развития самосознания  подростков;

3)изучили особенности  самосознания детей в подростковом  возрасте;

4)спланировали и реализовали  формирующий эксперимент по развитию  самосознания детей в подростковом  возрасте;

5)провели анализ результатов  формирующего эксперимента.

Выдвинутая в начале курсовой работы гипотеза «проведение развивающих игр и упражнений по развитию когнитивного и эмоционального компонентов самосознания, путём организации психологического тренинга подростков, приводит к развитию самосознания у детей подросткового возраста» полностью подтвердилась.

В ходе нашего исследования после проведения программы занятий мы увидели следующие изменения в развитии самосознания в подростковом возрасте:

1)Произошли количественные изменения  по шкалам «самопринятие», «внутренняя  конфликтность», «самоуверенность», «самоценность»  и «отраженное самоотношение», что  говорит нам о положительных  сдвигах в развитии самосознания  подростка.

2)При рассмотрении когнитивного  компонента самосознания подростка, мы увидели изменения в соотношении  формальных(25%) и содержательных(75%) характеристик в ответах испытуемых  экспериментальной группы, в отличие  от контрольной группы, где лишь 38% испытуемых в описании себя  указали содержательные характеристики.

3) Вырос уровень сплоченности  в экспериментальной группе, в  ответах на вопрос «Кто Я?» 87,5% опрошенных в данной группе  указали определение себя как  друга. Данный компонент очень  важен для развития самосознания  подростка, потому как именно  в подростковом возрасте ведущим  видом деятельности является  общение со сверстниками.

4) Отметилось повышение самооценки  способности к деятельности – 91% опрошенных в экспериментальной  группе указали в своих ответах  описание интересов и увлечений.

5) В разработанности уровня образа  «Я» проявились количественные  изменения: 83% опрошенных экспериментальной  группы показали средний уровень и 17% высокий уровень разработанности образа «Я», в отличие от контрольной группы, где 38% - показали средний уровень и 57% - низкий.

6)В сравнительном анализе самооценки  испытуемых экспериментальной группы  так же появились изменения: выросло  число  подростков с адекватной  самооценкой (54%) и понизилось число  подростков с заниженной самооценкой  (8%).

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Методика исследования самоотношения  
С.Р. Пантелеев (МИС)

Методика предназначена для выявления структуры самоотношения личности, а также выраженности отдельных компонентов самоотношения: закрытости, самоуверенности, саморуководства, отраженного самоотношения, самоценности, самопривязанности, внутренней конфликтности и самообвинения.  
Самоотношение понимается в контексте представлений личности о смысле "Я" как выражение смысла "Я", как обобщенное чувство в адрес собственного "Я". В основу понимания самоотношения положена концепция самосознания В.В. Столина, который выделял три измерения самоотношения: симпатию, уважение, близость.  
Методика допускает индивидуальное и групповое применение без ограничения времени. В случае группового обследования количество участников не должно превышать 15 человек. Длительность выполнения задания - 30 - 40 минут.

Инструкция. Вам предложен перечень суждений, характеризующих отношение человека к себе, к своим поступкам и действиям. Внимательно прочитайте каждое суждение. Если Вы согласны с содержанием суждения, то в бланке для ответов, рядом с порядковым номером суждения поставьте "+", если не согласны, то "-". Работайте быстро и внимательно, не пропускайте ни одного суждения. Возможно, что некоторые суждения покажутся Вам излишне личными, затрагивающими интимные стороны Вашей личности. Постарайтесь определить их соответствие себе как можно искренне. Ваши ответы никому не будут демонстрироваться.

Опросник

  1. Мои слова довольно редко расходятся с делами.

  1. Случайному человеку я, скорее всего, покажусь человеком приятным.

  1. К чужим проблемам я всегда отношусь с тем же пониманием, что и к своим.

  1. У меня нередко возникает чувство, что то, о чем я с собой мысленно разговариваю, мне неприятно.

  1. Думаю, что все мои знакомые относятся ко мне с симпатией.

  1. Самое разумное, что может сделать человек в своей жизни, это не противиться собственной судьбе.

  1. У меня достаточно способностей и энергии воплотить в жизнь задуманное.

  1. Если бы я раздвоился, то мне было бы довольно интересно общаться со своим двойником.

  1. Я не способен причинять душевную боль самым любимым и родным мне людям.

  1. Я считаю, что не грех иногда пожалеть самого себя.

  1. Совершив какой-то промах, я часто не могу понять, как же мне могло прийти в голову, что из задуманного могло получиться что-нибудь хорошее.

  1. Чаще всего я одобряю свои планы и поступки.

  1. В моей личности есть, наверное, что-то такое, что способно вызвать у других острую неприязнь.

  1. Когда я пытаюсь оценить себя, я прежде всего вижу свои недостатки.

Информация о работе Развитие самосознания в подростковом возрасте