Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2012 в 22:25, курсовая работа
Целью работы рассмотреть развитие самосознания дошкольников, проанализировать роль самооценки в структуре самосознания.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
• Раскрыть сущность определения и содержание самосознания;
• изучить структуру и факторы динамики самосознания и Я-концепции;
• рассмотреть начальный этап становления личности ребенка;
• изучить развитие самосознания дошкольников;
• раскрыть понятие самооценка и определить ее как оценочную составляющую самосознания дошкольников;
• определить влияние взрослых на развитие самосознание дошкольника.
Вступление 2
Глава 1. Теоретические аспекты самосознание личности 4
1.1. Определения самосознания 4
1.2. Содержание самосознания 6
1.3. Структура самосознания 16
1.4. Факторы динамики самосознания. И Я - концепции 21
Глава 2. Начальный этап становления личности ребенка 28
Глава 3. Развитие самосознания дошкольников 33
3.1. Самооценка как оценочная составляющая самосознания дошкольников 33
3.2. Влияние взрослых на формирование самосознания дошкольника 38
Заключение 47
Список используемых источников 49
Самоотношение понимается как индикатор успешности самореализации субъекта как личности. Оно представляет динамическую иерархию самооценок и эмоционально-ценностных отношений, определяемую социальной ситуацией развития, иерархией деятельностей и стоящими за ними смыслообразующими мотивами и мотивами-стимулами. Эмоционально-ценностная подсистема самоотношения, в отличие от самооценочной, презентирует смысл «Я» для самого субъекта, функционирует в режиме внутреннего диалога, в меньшей степени зависит от успехов или неудач, в своей основе определяется смыслообразующими мотивами, не связана как с характерологическими особенностями человека, так и с формой презентации им самооценки, не основывается на том или ином восприятии собственных личностных проявлений [13, c. 29].
Несовпадающие и даже противоречащие друг другу компоненты самоотношения организуются в целостную систему по принципу смысловой интеграции. Взаимосвязь этих компонентов осуществляется через сопровождающие их функционирование эмоциональные состояния (тревожности, депрессии, самоуничижении) в общем чувстве удовлетворенности или неудовлетворенности человеком своими личностными свойствами.
Виды самоотношения выделяют на основе различных критериев: формы выражения и формы самооценок; направленности на «Я» человека в целом или на «Я» в контекстах различных сфер деятельности и жизнедеятельности; знака глобального самоотношения; невротизации личности; отношения к другим; модусов жизнедеятельности; индивидуальной выраженности в общей структуре самоотношения отдельных его компонентов; специфических характеристик; оценочных оснований; уровней осознанности и самосознания; способов отношения человека к себе.
По
формам выражения эмоционально-
По направленности самоотношения на «Я» человека в целом или на «Я» в контекстах различных деятельностей выделяют интегративное самоотношение, сформировавшееся в течение всей жизни человека и направленное на его «глобальное Я»; и парциальное самоотношение, благодаря которому собственное «Я» рассматривается и оценивается в пространстве конкретной деятельности [18, c. 35].
По критерию знака глобального самоотношения анализируются позитивное и негативное самоотношения, подробные описания которых уже приводились [10, c. 13].
Выделенные типы невротических неосознанных негативных самоотношений - неумолимые требования к себе, беспощадное самообвинение, самопрезрение, самофрустрирование себя, самоистязание, самоуничтожение - препятствуют активным занятием любым делом. Они отличаются от недовольства собой здорового человека по их предметной отнесенности, по способу выявления человеком неудовлетворяющих его свойств, по особенностям самоуважения. Снижение уровня самоуважения и самооценки многих людей, проявляющееся на уровне общества в росте преступности, невротиков, психотиков, лиц с девиантным поведением, может быть следствием длительно фрустрирующих факторов: постоянной угрозы жизни, войн, репрессий, отсутствия свободы личности, деспотизма, догматизма, бюрократизма, оскорбления достоинства человека [28, c. 35].
Виды самоотношения анализируются и с учетом отношения к другим. Эти виды, обозначаемые формами самоприятия, типами взаимосвязей структур самоотношения и отношения к другому, жизненными позициями, характеризуют, соответственно, этап развития и конфликтности личности, взаимокомпенсирующий эффект обоих отношений, ответственность человека за организацию и изменение его жизни.
Виды самоотношений изучаются в зависимости от индивидуальной выраженности (преобладания ядерной структуры) самооценочного, либо эмоционально-ценностного компонентов в общей их структуре.
Формы проявления самоотношения личности анализируются по комплексу специфических характеристик: глобальное - парциальное, внешнее - внутреннее, осознанное - неосознанное, иерархия - гетерархия, устойчивое - неустойчивое, позитивное - негативное, высокое - низкое.
По уровням осознанности самоотношения различают неотчетливые диффузные эмоциональные реакции и оценки собственной мотивации, результатов поведения, собственной ценности и четкое и полностью осознанное эмоционально-ценностное отношение к себе, связанное с собственными убеждениями и с оценками других [28, c. 45].
Виды самоотношения рассматриваются в связи с уровнями самосознания по критерию содержания оценочных оснований. На более низком уровне самосознания (у подростка) оценочным основанием выступает не всегда адекватный, неустойчивый, противоречивый «эталон взрослости», на более высоком уровне - требования общества к человеку и его собственные требования к себе. На индивидном уровне самосознания самоотношение субъекта базируется на оценке социальной желательности воспринимаемых собственных черт; на личностном уровне - на основе регистрации соответствия субъекта себе самому [28, c. 39].
Самоотношение меняется в связи с возрастными кризисами. Эмпирически выявлен вариант кризиса самоотношения (резкое снижение интереса к себе, минимизация показателей самооценок) - «период негативной рефлексии», приходящийся приблизительно на 31 год и ведущий к кризису отношения к другому в 33 года.
Несмотря на то, что большинством ученых поведенческая составляющая включается в самосознание и в Я-концепцию, традиционной остается проработка преимущественно когнитивного и самоотношенческого компонентов, в то время как относительно поведенческого чаще всего декларируется его зависимость от первых двух. В психологической литературе трактовки поведенческого компонента самосознания осуществляются посредством понятий: действия, поведение, волевая форма самосознания, саморегуляция.
В первой трактовке поведенческим компонентом Я-концепции обозначаются конкретные действия, поведенческие реакции, или потенциальные поведенческие реакции, порождаемые образом Я и самооценкой; Я-поведение или поведенческая составляющая Я-концепции; конативный компонент. В работах различных отечественных исследователей содержанием поведенческого компонента выступают поддержание эмоционального тонуса и чувства гордости за себя и свою профессию; степень выраженности личностных качеств, изученных с помощью 16-факторного опросника Кеттелла, проективного рисуночного теста «Неизвестное животное» и теста С. Розенцвейга; стаж и характер (пассивная позиция у студентов и активная позиция у действующих преподавателей) включенности в профессию.
Во второй трактовке поведенческий компонент Я-концепции обозначается как волевая форма самосознания. Она проявляется в сознательной регуляции личностью своих действий и поступков, в специфической функции или форме самосознания - самоконтроле, ориентирующем человека на вне его лежащие вещи; в регулятивной, действенно-волевой стороне самосознания или саморегуляции [28, c. 45]. Содержанием поведенческого компонента являются интегральные волевые качества личности: сдержанность, самообладание, самоконтроль, самодеятельность, самодисциплина; разумная организация своего поведения, установление «правильных» взаимоотношений с другими людьми, виды саморегулирования, соответствующие уровням самосознания временные и уровневые аспекты поведения [23, c. 39].
В другой трактовке поведенческий компонент есть саморегуляция или специфическая форма регуляции поведения, предполагающая момент включения в него результа тов самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе. Это выражается для зрелого самосознания и личности в тонкости, дифференцированности, адекватности всех осознанных поведенческих реакций, поступков, вербальных проявлений. И.И. Чесноковой выделены виды саморегуляции по временным, уровневым критериям, по соответствию истинной сущности человека его поведенческим проявлениям и по направленности. Она различает саморегуляцию с четкими временными границами и долговременную саморегуляцию; саморегуляцию первого уровня, обеспечивающую непосредственное течение поведенческого акта на всех этапах его развертывания, и саморегуляцию второго уровня как общения внутри личности, между действующей и планирующей личностью; прямое и скрытое саморегулирование; саморегуляцию действий внутри системы «Я-Другие», направленную на достижение социальной адаптации, и саморегуляцию внутри системы «Я-Я», связанную с сознательной работой личности над собой.
В.В. Столин предлагает рассматривать влияние самосознания на различные аспекты поведения человека с учетом ряда факторов: временного, влияния результатов и процессов самопознания и самоотношения, уровня самосознания. Он выделяет по временному критерию два аспекта влияния самопознания и самоотношения на поведение: актуальный (краткосрочный) и долговременный. Краткосрочная регуляция проявляется на организменном и индивидном уровнях самосознания как, соответственно, биологически обратная связь и выбор допустимых средств достижения целей в деятельности. Долговременный аспект влияния самосознания на поведение и деятельность человека связан с постановкой социально и личностно значимых целей и эмпирически проявляется в фокусе контроля.
В общем плане содержание поведенческих компонентов на низших уровнях самосознания характеризуется временной ограниченностью, регуляцией целеообразования и выбором допустимых средств достижения целей в деятельности, преимущественным развертыванием внутри системы «Я-Другие», направленностью на достижение социальной адаптации. Содержание поведенческих компонентов на высших уровнях самосознания характеризуется долговременной перспективой, постановкой социально и личностно значимых целей, сознательным самоконтролем личности всех звеньев (и их связи) регуляции поведения и сознательной работой личности над собой, преимущественным развертыванием внутри системы «Я-Я».
На
наш взгляд, системы регуляции
поведения человека в мире позволяют
использовать их для описания содержания
поведенческого компонента самосознания
с учетом временной перспективы и предметной
направленности поведения. Он выделяет
шесть таких систем, непосредственно связанных
с удовлетворением потребностей; с реагированием
на стимул; с предрасположенностью, стереотипом,
диспозицией; с социальной нормативностью;
со смыслом или жизненной необходимостью,
со свободным выбором. Первые три системы
регуляции поведения являются общими
для человека и животных, онтогенетически
ранние (возникают с момента рождения),
не нуждаются в представлении о мире как
о целом, конкретно ситуативны. Социальная
нормативность, как система регуляции
поведения, онтогенетически проявляется
не ранее 1 года жизни, выходит за пределы
конкретной ситуации, расширяет контекст
деятельности и контекст жизнедеятельности
за счет включения в них значимых социальных
групп, не связана с миром как целым. Поведение
по логике смысла или жизненной необходимости
возникает одновременно с логикой социальной
нормативности, ориентировано на всю систему
отношений человека с миром в целом и на
дальнюю временную перспективу. Удельный
вес этого поведения в общей системе регуляции
поведения может служить количественной
мерой личности. Все указанные системы,
обнаруживая индивидуальные вариации
и
предпочтения, присущи в той или иной
степени всем психически здоровым людям.
Последняя, шестая система - поведение
по логике свободного выбора - имеет место
не у всех людей, отражает меру личностной
зрелости, проявляется как преодоление
личностью заданных детерминант своих
действий и осуществление свободного
поступка, возникает, становится в подростковом
возрасте.
Структура определяется в философской литературе как упорядоченность, вид организации целого, который образуют устойчивые, существенные, необходимые связи, отношения, формы расположения и характер взаимодействия элементов или компонентов системы, обеспечивающих ее целостность и тождественность самой себе. Структурный подход к изучению самосознания и его продукта Я-концепции наиболее представлен в изучении ее внутренней согласованности, непротиворечивости, взаимосвязанности ее отдельных компонентов, измерений, уровневой организации, величины дистанции, последствий и факторов рассогласования между различными измерениями Я-концепции.
В разных психологических подходах согласованность, внутренняя непротиворечивость самосознания и Я-концепции обозначается как специфическая способность личности или потребность человека во внутренней гармонии, или характеристика самоактуализирующейся личности и условие ее самореализации [23, c. 22].
С внутренней противоречивостью Я-концепции связываются эмоциональный отклик людей, на различную по содержанию и не всегда адекватную информацию о них самих, а также совершение человеком реальных, но несовместимых с его ценностями действий, с неоправданием человеком собственных ожиданий. Психиатрии известны феномены множественных, чередующихся Я, раздвоения и множественности личности, широко обсуждаемые в психологической литературе для подтверждения фактов появления «двойника» в самосознании.
Внутренняя противоречивость Я-концепции обусловлена рядом факторов: «контекстуального диссонанса», возникающего в результате реального отличия какого-то качества человека от среднего; изменения статуса и межролевого конфликта; внезапного изменения образа жизни, социальной ситуации и, как следствие, мировоззренческих взглядов человека; влияния «статусных» людей и социальных ожиданий на инициированного в новую роль человека; сложности и многообразия деятельности человека, порождающей дифференцированность и тонкость его самосознания; конфликта в мотивационной сфере; наличия фальшивого Я, сковывающего подлинные стремления личности и выступающего внутренне хронически действующим фрустратором. В качестве психологического механизма устранения рассогласования рассматривается внутренний диалог, который с развитием самосознания начинает играть существенную роль в становлении личности. В рамках внутреннего диалога происходит соотнесение, образование связи между знанием о себе, о своих чертах, самоотношением и потребностями и мотивами субъекта. Различают внутренние диалоги, характерные для нормально функционирующего самосознания, и присущие множественной личности конфликтные диалоги - следствие законсервировавшегося примитивного родительско - детского внутреннего диалога [28, c. 46].