Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2012 в 22:25, курсовая работа
Целью работы рассмотреть развитие самосознания дошкольников, проанализировать роль самооценки в структуре самосознания.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
• Раскрыть сущность определения и содержание самосознания;
• изучить структуру и факторы динамики самосознания и Я-концепции;
• рассмотреть начальный этап становления личности ребенка;
• изучить развитие самосознания дошкольников;
• раскрыть понятие самооценка и определить ее как оценочную составляющую самосознания дошкольников;
• определить влияние взрослых на развитие самосознание дошкольника.
Вступление 2
Глава 1. Теоретические аспекты самосознание личности 4
1.1. Определения самосознания 4
1.2. Содержание самосознания 6
1.3. Структура самосознания 16
1.4. Факторы динамики самосознания. И Я - концепции 21
Глава 2. Начальный этап становления личности ребенка 28
Глава 3. Развитие самосознания дошкольников 33
3.1. Самооценка как оценочная составляющая самосознания дошкольников 33
3.2. Влияние взрослых на формирование самосознания дошкольника 38
Заключение 47
Список используемых источников 49
Содержание
Вступление
Самосознание - сложный психический процесс, особая форма сознания, характеризующаяся тем, что оно направлено само на себя. В процессе самосознания человек выступает в двух лицах: он - и познающий, и познаваемый.
Важной стороной самосознания и показателем достаточно высокого уровня его развития является формирование такого его компонента, как самооценка.
Что такое самооценка? Самооценка - это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности. Самооценка формируется в единстве двух составляющих её факторов: рационального, отражающего знания человека о себе, и эмоционального, отражающего то, как он как он воспринимает и оценивает эти знания, в какой общий итог (а диапазон здесь может быть очень широк - от веры в собственную идеальность до безоглядного самоуничижения) они складываются. Таким образом, самооценка отражает особенности осознания человеком своих поступков и действий, их мотивов и целей, умение увидеть и оценить свои возможности способности [3, c. 56].
На начальных этапах развития ребенок оценивает преимущественно свои физические качества и возможности ("Я большой", "Я сильный"), затем начинают осознаваться и оцениваться практические умения, поступки, моральные качества. Самооценка начинает выступать в качестве важнейшего регулятора поведения человека, его активности в учении, труде, общении, самовоспитании.
Самосознание и самооценка проявляются и формируются в деятельности, под непосредственным воздействием социальных факторов - в первую очередь - общения ребенка с окружающими.
Формирование самооценки связано с активными действиями ребёнка, с самонаблюдением и самоконтролем. Игра, занятия, общение постоянно обращают его внимание на самого себя, ставят его в ситуацию, когда он должен как-то отнестись к себе - оценить свои умения что-то делать, подчиняться определенным требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности.
Объектом исследования выступает самосознание дошкольника, связанная с отношением окружающих и осознанием самим ребенком особенностей своей деятельности, ее хода и результатов.
В качестве предмета исследования избрана самооценка в структуре самосознания.
Целью работы рассмотреть развитие самосознания дошкольников, проанализировать роль самооценки в структуре самосознания.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы.
Глава 1. Теоретические
аспекты самосознание
личности.
В отечественной психологии существуют различные трактовки самосознания как важнейшей субъективной реальности человека. Оно определяется через понятия: момент, форма сознания; собственный опыт себя; интегративное свойство личности и феноменологически превращенная форма ее действительных отношений. Самосознание, будучи существенным моментом сознания в целом и его выражением в актуальный данный момент, составляет с сознанием внутренний, субъективный мир человека: мысли, переживания, отношения, желания, стремления во временном континууме.
Самосознание, как форма сознания, характеризуется специфическим предметным содержанием, прототипом которого выступает человек, осознающий себя самого как познающего, действующего, сознающего себя в различных связях и отношениях с миром, в различных формах своей активности и жизнедеятельности в целом. Главными свойствами самосознания выступают его рефлексивность, выражение отношений человека к действительности, диалогичность.
В другой трактовке самосознание определяется как собственный опыт себя, форма существования которого совпадает с формой существования опыта внешнего мира: знаниями, эмоциональными и ценностными оценками, поведенческими программами.
Самосознание, являясь результатом, продуктом, неотъемлемым компонентом становления человека как личности, выступает ее сложнейшим интегративным свойством, центральным образующим или подструктурой [28, c. 46].
Общее
функционально-целевое
Процессуально самосознание выступает в виде процессов, с помощью которых человек познает (воспринимает, осознает) себя и относится (оценивает) к себе в различных ситуациях деятельности и поведения, во всех формах взаимодействия с другими людьми, что обеспечивает самотождественность человека и позволяет ему ориентироваться в самом себе во всех этих ситуациях и взаимодействиях.
Конкретными проявлениями самосознания выступают Я-концепция, оперативные Образы Я, измерения Я-концепции, самооценка. Я-концепция - устойчивая, более или менее осознанная, индивидуальная система представлений человека о себе, интегрирующая его различные проявления в многообразных жизненных ситуациях. В психологическом анализе самосознания она выступает главным предметом исследования. Образ Я носит специфичный ситуативно-изменчивый характер, отражает самовосприятие в данный момент времени, содержит ограниченный набор характеристик человека (главным образом, интериоризованный репертуар социальных ролей). Осознание Образа Я связывают с ситуативными препятствиями в деятельности, с приспособительной реакцией в ответ на внешнее воздействие других людей, с более ранними сроками возникновения, чем Я-концепция. Его изменения не изменяют Я-концепцию личности. Вместе с тем, понятие Образ Я может употребляться не только в значении оперативно-ситуативного образа, но и синонимично понятию Я-концепция, и для обозначения достаточно устойчивых, включенных в Я-концепцию ее измерений, отражающих представления человека о себе в конкретных сферах его жизнедеятельности [9, c. 66].
Самооценка
рассматривается как включенная в самосознание,
но не тождественная ни Я-концепции в целом,
ни ее когнитивной или самоотношенческой
составляющим. Опираясь на концепцию оценочной
функции психики Н.А. Батурина и на положения
Л.В. Бороздиной о самооценке, мы определяем
последнюю как автономный элемент самосознания,
функция которого заключается в представлении
самосознанию его содержания в форме оценки-результата.
Эта форма такова, что позволяет результаты
различных по содержанию и по оценочным
основаниям (когнитивного или эмоционального)
сравнений использовать для последующей
регуляции поведения и деятельности человека,
в том числе и для преобразования Я-концепции.
В самосознании выделяют
имеющие собственное
Систематизация многообразных объектов самоосознавания осуществляется исследователями посредством обращения к понятиям Я, осознающего самого себя человека как субъекта практической и теоретической деятельности и субъекта осознания, личности в целом или ее специфических областей, подструктур, качеств, свойств, ролей.
Но, что именно будет осознаваться человеком в себе самом, зависит, как свидетельствует анализ психологической литературы, от ряда факторов: деятельностных, ситуативных, социальных, индивидуально-психологических.
К деятельностным факторам отнесем: 1) обстоятельства поведения и деятельности, связанные с изоляцией от внешнего мира, препятствиями, преградами, трудностями в достижении целей; «остановками», паузами в деятельности, когда особенности человека выступают в виде субъективного переживания трудности выполнения действия; 2) связи определенных характеристик человека с успехом его деятельности; 3) соотношение трудовых и внутренних функций, в котором первые более подконтрольны сознанию человека, чем вторые.
К ситуативным факторам отнесем: 1) особенности ситуации (например, выбора, критические ситуации, препятствия и преграды, самопредъявления, текущие жизненные ситуации); 2) наличие специальных задач, инструктирующих человека на акцентирование его внимания на собственных проявлениях.
К социальным факторам отнесем: 1) особенности взаимодействия с другими людьми; 2) случаи зависимости человека и его успеха от других людей; 3) угрозы разрушения подобной зависимости; 4) специальное со стороны других обращение внимания человека на его собственные характеристики; 5) случаи прогноза человеком негативной его оценки со стороны других.
Среди
индивидуально-психологических
Нормальный взрослый человек, включенный в разнообразные связи и отношения с миром, осознает себя в двух главных сферах своей реализации: деятельности и общения, включая и его отношение к этим сферам, что и определяет содержание его рефлексивного «Я» и степень его удовлетворенности жизнью.
Вторую составляющую самосознания - самоотношение, рассматривают не только в аспекте самосознания, но и в аспекте самостоятельного личностного образования. В последнем случае оно трактуется и как свойство человека как целого - личности, субъекта деятельности; и как специфическая подструктура или структурное образование личности, компонентами которого являются потребность в себе и в другом, интерес к себе и к другим, эмоциональное и оценочное отношения. Оно устойчиво, активно поддерживается личностью, реализуется через самоуважение и самооценку. Самоотношение в его позитивном выражении рассматривается в качестве одной из жизненных потребностей человека, выражающейся в сохранении и повышении ценности своего Я; или в качестве специфического, устойчивого и сильнейшего (наряду с мотивом чувства личного постоянства) мотива самосознания, защищающего от тревожности [18, c. 37].
Самоотношение соотносят с самосознанием либо как целое - компонент, либо как компонент - целое. В первом случае, самоотношение рассматривается как установочное образование, подструктура личности, включающее в качестве одной из своих сторон самосознание и реализующееся в актах самопознания, эмоциональном отношении к себе и действиях человека в свой адрес. Полагается, что познание человеком самого себя есть во многом процесс трансформации самоотношения в самосознание.
В большинстве исследований самоотношение и самосознание соотносятся как компонент - целое. Выделяются внесистемные и системные трактовки самоотношения. Во внесистемных трактовках самоотношение определяют, главным образом, через совокупность оценочных характеристик и связанных с ними переживаний субъекта по поводу его собственных черт, представленных в когнитивном компоненте Я-концепции. В этих оценках отражается значение для человека тех или иных включенных в его Я-концепцию характеристик, а то, что человек значит для себя, определяется через его устойчивую ориентацию к действиям в свой адрес [3, c. 45].
При исследовании самоотношения фиксируются не только вербальные версии переживаний индивида по поводу собственных черт или оценки «высший - низший», «хороший - плохой», «правильный - неправильный», но и когнитивные оценки, отражающие степень развития у индивида различных характеристик своего «Я», «сходство-различие» его черт с чертами других людей. В реальном изучении Я-концепции сложно отделить в ней оцениваемые и безоценочные человеком черты, однако в случаях деперсонализации и дереализации, в практике консультирования и при анализе самоописаний по вербальным суждениям субъектов усматриваются различия и индикаторы когнитивного и самоотношенческого компонентов Я-концепции.