Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 12:37, курсовая работа
Целью исследования является выявление уровня и особенностей развития слуховой образной памяти у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.
В соответствие с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Анализ литературы по проблеме развития слуховой образной памяти у детей с нарушением зрения;
2. Подбор и реализация методик для выявления уровня развития слуховой образной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения;
3. Анализ полученных данных в ходе исследования слуховой образной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения;
4. Оформление полученных данных в виде курсовой работы.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………... 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОЙ ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ И СОХРАННЫМ ЗРЕНИЕМ………………………….................................................................
1.1. Память как психический процесс, слуховая образная память……………………………………………………………….
1.2. Развитие слуховой образной памяти у детей дошкольного возраста………………………………………………………………
1.3. Особенности слуховой образной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения…...…………
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОСОБЕННОСТИ СЛУХОВОЙ ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ.………………………………………………..
2.1. Организация и содержание исследования слуховой образной
памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями
зрения……………………………………………………………….
2.2. Анализ и результаты исследования слуховой образной памяти
детей старшего дошкольного возраста с нарушениями
зрения………………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………... 31
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………… 34
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственной бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Алтайская государственная педагогическая академия»
ФГБОУ ВПО «АлтГПА»
Кафедра специальной педагогики и психологии
Курсовая работа по дисциплине:
Специальная (дошкольная) психология
Особенности слуховой образной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения
Выполниа студентка
ЗО з713ДД группы
Капорина Ольга
Анатольевна
Научный руководитель
канд. пед. наук, доцент
Сурнина Марина
Владимировна
Барнаул 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
3 |
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧНСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОЙ
ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ
И СОХРАННЫМ ЗРЕНИЕМ…………………………............. |
5 |
|
5 |
|
13 |
|
20 |
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОСОБЕННОСТИ СЛУХОВОЙ ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ.……………………………………………….. |
23 |
2.1. Организация и содержание исследования слуховой образной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями
зрения……………………………………………………………… |
23 |
2.2. Анализ и результаты исследования слуховой образной памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения……………………………………………………………… |
26 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
29 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………... |
31 |
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………… |
34 |
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе
В настоящее время учебно-воспитательная и коррекционная работа ориентирована на конкретную личность ребенка, что способствует лучшему её развитию. Специалисты дошкольных коррекционных учреждений в практической деятельности опираются на личностно-ориентированный подход, используют результаты научных исследований, характеризующих особенности возрастного, сенсорного и индивидуального развития структур головного мозга и их роли в психической организации ребёнка.
Целью исследования является выявление уровня и особенностей развития слуховой образной памяти у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.
В соответствие с целью исследования были поставлены следующие задачи:
Объектом исследования является слуховая образная память детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – особенности развития слуховой образной памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Гипотезой исследования: состояние слуховой образной памяти зависит от индивидуальных особенностей детей связанных с поэтапным созреванием отдельных структур головного мозга.
Теоретическо-методологические основы исследования.
Среди зарубежных исследователей, изучением данного вопроса занимались такие ученые как: Г. Мюллер, А.Пильцекер считали, что в основе памяти лежит сложная система ассоциаций. К. Готшальд, В. Келер - память понимали как целостная система – гештальт. А. Бине, К. Бюлер основатели возникновения смысловой теории памяти. Д. Б. Бродбент, П. Линдслей. разрабатывали информационно-кибернетическую теорию памяти -рассматривали процессы памяти с точки зрения их технического и алгоритмического моделирования.
В отечественной психологии П. И. Зинченко, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. А. Смирнов, и др. преимущественное развитие получило направление в изучении памяти, связанное с общепсихологической теорией деятельности.
Память рассматривается как психический процесс С.Л. Рубинштейн, как функция психики Б.И. Каменецкая, Л.С. Выготский.
В ходе нашего исследования были использованы методы: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, эксперимент, тесты, метод качественного и количественного анализа данных.
Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детского сада №30» компенсирующего вида и МБДОУ «Детский сад № 213», в котором принимал участие 10 детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения и 10 детей старшего дошкольного возраста с сохранным зрением.
Структура курсовой работы. Курсовая работа, общим объемом 34 страницы, состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы из 30 источников, 3 приложений, 7 таблиц и 1 рисунка.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОЙ ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ
Память представляет собой основу способностей человека, без нее невозможно приобретение новых знаний, и на их основе формирование умений и навыков. Память можно определить как процесс сохранения и актуализации индивидуального и видового опыта; интегративный информационный фонд психической деятельности.
Память, является важнейшим условием научения, приобретения новых знаний, формирования умений и навыков, лежит в основе способностей человека. Без памяти невозможно говорить о нормальном функционировании ни личности, ни общества. Только благодаря ее совершенствованию человек смог выделиться из животного царства и достичь тех высот, на которых он сейчас находится. Дальнейший прогресс человечества невозможен без постоянного улучшения память [14].
Основное свойство мозга, обеспечивающее взаимодействие индивида со средой: способность хранить информацию и избирательно ее актуализировать, использовать для регулирования поведения. Благодаря памяти человек способен интегрировать свой жизненный опыт, обеспечивать непрерывное развитие культуры и индивидуальной жизнедеятельности. Только на основе своей памяти человек способен ориентироваться в настоящем и предвидит будущее [1].
Память в жизни человека имеет очень большое значений. Способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы, абсолютно все, что мы знаем, умеем. Человека, лишенный памяти, как указывал И. М. Сеченов, должен быть постоянно в положении новорожденного. Он являлся бы существом, не способным к обучению, и его действия ограничивались только инстинктами. Память в жизни человека создает, сохраняет и обогащает полученный опыт человека, без которого немыслима ни успешное учение, ни плодотворная деятельность.
Исследования П. И. Зинченко показали, что непроизвольное запоминание может быть более эффективным, чем произвольное, в тех случаях, когда оно осуществляется в процессе интенсивной мыслительной деятельности. Лучше запоминается тот материал, который в окружающей действительности связан с этими устойчивыми интересами, и хуже то, который с ними не связан [6].
Все впечатления, получаемые человеком об окружающей действительности, оставляют определенный отпечаток. Они сохраняются, закрепляются, а при необходимости в точности смогут, воспроизводятся индивидом. Данный процессы называются памятью. «Без памяти, - писал С.Л.Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом» [1, С.73].
Психолог П. Жане был одним из первых, который рассмотрел память как вид деятельности и акцентировал ее социальную обусловленность. Он выделил память низшую (непроизвольную) и высшую (произвольную). Последнюю он назвал как «специфически человеческую память» [5].
В дальнейшем рассмотрение памяти связано с работами отечественных психологов. Они рассматривали память, как особый вид деятельности. Так, П. П. Блонским бала разработана классификацию видов памяти, которая актуальную и на сегодняшний день. Она включала в себя: двигательную (моторную), аффективную (эмоциональную), образную (эйдетическую) и логическую память [2].
Основатель культурно-исторической концепции развития высших психических функций Л. С. Выготский, изучал память во взаимосвязи с другими психическими процессами, а именно, с речью и мышлением. Он полагал, что развитие памяти непрерывно связано развитием речи и появлением ее разных форм (устной и письменной, внешней и внутренней), так и развитием мышления [3].
Работы отечественных психологов, имели, большое значение для осмысления феномена памяти. Так работы А. Н. Леонтьева эмпирически доказавшего эффект постепенного замещения (по мере взросления ребенка) непосредственного запоминания опосредованным; А. Р. Лурии глубоко исследовавшего нейропсихологические основы памяти; П. И. Зинченко, изучавшего механизмы непроизвольного запоминания и забывания и их зависимости от специфики и структуры деятельности человека. Автор установил что, непроизвольное запоминание может быть более эффективным, при условии, что оно сопровождается интеллектуальной деятельностью или творческой активностью индивида. В понимание естественнонаучных основ памяти внесли вклад такие ученые: А. А. Ухтомский, В. М. Бехтерев, И. М. Сеченов [14, 8, 26].
Большинство известных психологов в своих трудах посвящали исследованию памяти, как психическому процессу. Как правило, они, рассматривая структуру памяти, выделяли три уровня. Каждый из которых, имеет свои специфичные характеристики: сенсорная память, кратковременная память, долговременная память.
Память имеется у всех живых существ. Хоты, самого высокого уровня развития она может, достигает только у человека. Мнемическими возможностями не может располагать никакое другое живое существо в мире, такими, какими обладает человек, У всех дочеловеческих организмов имелись только два вида памяти: генетическая и механическая. Генетическая память представляется в передаче из поколения в поколение жизненно необходимых психологических, биологических и поведенческих свойств генетическим путем. Механическая память выступает в виде способности к научению, к приобретению жизненного опыта, который иначе, как в самом организме, нигде сохраняться не может. И исчезает вместе с его уходом из жизни индивида. Животные ограничены возможностями для запоминания их органическими устройствами, они способны вспомнить и воспроизвести лишь то, что непосредственно приобретено методом условно-рефлекторного, оперативного или викарного научения, без использования каких бы то ни было мнемических средств [2].
Человека обладает речью как мощным средством запоминания, способом хранения информации в виде текстов и разного рода технических записей. Ему нет надобности опираться на свои органические возможности. Главные средства совершенствования информации в памяти и ее хранения находятся вне его руках, но постоянно им контролируемым: он в состоянии усовершенствовать эти средства практически бесконечно, не изменяя своей собственной природы. У человека в отличие от животных более мощно и продуктивно развиты такие виды памяти: произвольная, логическая и опосредствованная. Первая связана с широким волевым контролем запоминания, вторая - с употреблением логики, третья - с использованием разнообразных средств запоминания, большей частью представленных в виде предметов материальной и духовной культуры [10].
Память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, который выполняет в жизни значимые функции: запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Данные функции являются основными для памяти. Они отличаются не только по своей структуре, исходным данным и результатам, но и по тому, что развиты неодинаково у разных людей. В памяти людей имеются индивидуальные различия. Они проявляется: в различной скорости запоминания, в прочности сохранения, в легкости воспроизведения. Данные различия происходят вследствие врожденных особенностей высшей нервной деятельности [14].
Информация о работе Развитие слуховой образной памяти у детей дошкольного возраста