Развитие слуховой образной памяти у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 12:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является выявление уровня и особенностей развития слуховой образной памяти у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.
В соответствие с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Анализ литературы по проблеме развития слуховой образной памяти у детей с нарушением зрения;
2. Подбор и реализация методик для выявления уровня развития слуховой образной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения;
3. Анализ полученных данных в ходе исследования слуховой образной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения;
4. Оформление полученных данных в виде курсовой работы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………... 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОЙ ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ И СОХРАННЫМ ЗРЕНИЕМ………………………….................................................................
1.1. Память как психический процесс, слуховая образная память……………………………………………………………….
1.2. Развитие слуховой образной памяти у детей дошкольного возраста………………………………………………………………
1.3. Особенности слуховой образной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения…...…………
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОСОБЕННОСТИ СЛУХОВОЙ ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ.………………………………………………..
2.1. Организация и содержание исследования слуховой образной
памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями
зрения……………………………………………………………….
2.2. Анализ и результаты исследования слуховой образной памяти
детей старшего дошкольного возраста с нарушениями
зрения………………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………... 31
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………… 34

Вложенные файлы: 1 файл

Сурнина.docx

— 111.04 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственной бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

«Алтайская государственная  педагогическая академия»

ФГБОУ ВПО «АлтГПА»

 

Кафедра специальной педагогики и психологии

 

 

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине:

Специальная (дошкольная) психология

Особенности слуховой образной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения

 

 

 

 

Выполниа студентка

ЗО з713ДД группы

Капорина Ольга

Анатольевна

Научный руководитель

канд. пед. наук, доцент

Сурнина Марина

Владимировна

 

 

 

 

 

Барнаул 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...

3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧНСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОЙ ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ И СОХРАННЫМ ЗРЕНИЕМ………………………….................................................................

 

 

 

5

    1. Память как психический процесс, слуховая образная память……………………………………………………………….

 

5

    1. Развитие слуховой образной памяти у детей дошкольного возраста………………………………………………………………

 

13

    1. Особенности слуховой образной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения…...………………

 

20

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОСОБЕННОСТИ СЛУХОВОЙ ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ.………………………………………………..

 

 

 

23

    2.1.    Организация и содержание исследования слуховой      образной

               памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями

              зрения……………………………………………………………….

 

 

23

2.2.  Анализ и результаты исследования слуховой образной памяти

         детей      старшего     дошкольного    возраста с   нарушениями

        зрения………………………………………………………………..

 

 

26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………

29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ………………………...

31

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………

34


 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

         На современном этапе происходит  изменение отношения общества  к лицам с ограниченными возможностями,  в частности к лицам с нарушениями  зрения. Этот процесс отражается  в их интеграции в общество, в разработке новых технологий  обучения и воспитания.

    В настоящее  время учебно-воспитательная и  коррекционная работа  ориентирована на конкретную личность ребенка, что способствует лучшему её развитию. Специалисты дошкольных коррекционных учреждений в практической деятельности опираются на личностно-ориентированный подход,  используют результаты научных исследований, характеризующих особенности возрастного, сенсорного и индивидуального развития структур головного мозга и их роли в психической организации ребёнка.

     Целью исследования  является выявление уровня и особенностей развития слуховой образной памяти у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.

В соответствие с целью  исследования были поставлены следующие  задачи:

  1. Анализ литературы по проблеме развития слуховой образной памяти у детей с нарушением зрения;
  2. Подбор и реализация методик для выявления уровня развития слуховой образной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения;
  3. Анализ полученных данных в ходе исследования слуховой образной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения;
  4. Оформление полученных данных в виде курсовой работы.

Объектом исследования является слуховая образная память  детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования –  особенности развития слуховой образной памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Гипотезой исследования: состояние слуховой образной памяти зависит от индивидуальных особенностей детей связанных с поэтапным созреванием отдельных структур головного мозга.

 Теоретическо-методологические основы исследования.

    Среди зарубежных  исследователей, изучением данного  вопроса занимались такие ученые как:  Г. Мюллер, А.Пильцекер считали, что в основе памяти лежит сложная система ассоциаций. К. Готшальд, В. Келер -  память понимали как целостная система – гештальт. А. Бине, К. Бюлер основатели возникновения смысловой теории памяти.  Д. Б. Бродбент, П. Линдслей. разрабатывали информационно-кибернетическую теорию памяти -рассматривали процессы памяти с точки зрения их технического и алгоритмического моделирования.

    В   отечественной     психологии  П.  И. Зинченко, А.  Н.    Леонтьев,   А. Р. Лурия, А. А. Смирнов, и др.  преимущественное развитие получило направление в изучении памяти, связанное с общепсихологической теорией деятельности.

 Память рассматривается как психический процесс С.Л. Рубинштейн, как функция психики Б.И. Каменецкая, Л.С. Выготский.

В ходе нашего исследования были использованы методы:  теоретический  анализ литературы по проблеме исследования, эксперимент, тесты, метод качественного и количественного анализа данных.

Исследование проводилось  на базе МБДОУ «Детского сада №30» компенсирующего вида и МБДОУ «Детский сад № 213», в котором принимал участие 10 детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения и 10 детей старшего дошкольного возраста  с сохранным зрением.

Структура курсовой работы. Курсовая работа, общим объемом 34  страницы, состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы из 30 источников, 3 приложений,  7 таблиц и 1 рисунка.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОЙ ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ

      1. Память как психический процесс, слуховая образная память

 

Память  представляет собой  основу способностей человека, без нее невозможно приобретение новых знаний, и на их основе формирование умений и навыков. Память можно определить как процесс сохранения и актуализации индивидуального и видового опыта; интегративный информационный фонд психической деятельности.

Память, является важнейшим условием научения, приобретения новых знаний, формирования умений и навыков, лежит в основе способностей человека. Без памяти невозможно говорить о нормальном функционировании ни личности, ни общества. Только благодаря ее совершенствованию человек смог выделиться из животного царства и достичь тех высот, на которых он сейчас находится.  Дальнейший прогресс человечества невозможен без постоянного улучшения память [14].

Основное свойство мозга, обеспечивающее взаимодействие индивида со средой: способность хранить информацию и избирательно ее актуализировать, использовать для регулирования поведения. Благодаря памяти человек способен интегрировать свой  жизненный опыт, обеспечивать непрерывное развитие культуры и индивидуальной жизнедеятельности. Только на основе своей памяти человек способен ориентироваться в настоящем и предвидит будущее [1].

        Память в жизни человека имеет очень большое значений. Способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы, абсолютно все, что мы знаем, умеем. Человека, лишенный памяти, как указывал И. М. Сеченов, должен быть постоянно  в положении новорожденного. Он являлся бы существом, не способным к обучению, и его действия ограничивались только инстинктами. Память в жизни человека создает, сохраняет и обогащает полученный опыт человека, без которого немыслима ни успешное учение, ни плодотворная деятельность.

        Исследования П. И. Зинченко показали, что непроизвольное запоминание может быть более эффективным, чем произвольное, в тех случаях, когда оно осуществляется в процессе интенсивной мыслительной деятельности. Лучше запоминается тот материал, который в окружающей действительности  связан с этими устойчивыми интересами, и хуже то, который с ними не связан [6].

       Все впечатления, получаемые человеком об окружающей действительности, оставляют определенный отпечаток. Они сохраняются, закрепляются, а при необходимости в точности смогут, воспроизводятся индивидом. Данный процессы называются памятью. «Без памяти, - писал С.Л.Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом» [1, С.73].

      Психолог П. Жане был одним из первых, который рассмотрел память как вид деятельности и акцентировал  ее   социальную обусловленность. Он выделил память низшую (непроизвольную) и высшую   (произвольную).   Последнюю   он     назвал     как        «специфически    человеческую   память» [5].  

       В дальнейшем рассмотрение памяти связано с работами отечественных психологов. Они рассматривали память, как особый вид деятельности. Так, П. П. Блонским бала разработана классификацию видов памяти, которая актуальную и на сегодняшний день. Она включала в себя: двигательную (моторную), аффективную (эмоциональную), образную (эйдетическую) и логическую память [2].

      Основатель культурно-исторической концепции развития высших психических функций Л. С. Выготский, изучал память во взаимосвязи с другими психическими процессами, а именно, с речью и мышлением. Он полагал, что развитие памяти  непрерывно связано развитием речи и появлением ее разных форм (устной и письменной, внешней и внутренней), так и развитием мышления [3].

      Работы  отечественных психологов, имели, большое значение для осмысления феномена памяти. Так работы А. Н. Леонтьева эмпирически доказавшего эффект постепенного замещения (по мере взросления ребенка) непосредственного запоминания опосредованным; А. Р. Лурии глубоко исследовавшего нейропсихологические основы памяти; П. И. Зинченко, изучавшего механизмы непроизвольного запоминания и забывания и их зависимости от специфики и структуры деятельности человека. Автор установил что, непроизвольное запоминание может быть более эффективным, при условии, что оно сопровождается интеллектуальной деятельностью или творческой активностью индивида. В понимание естественнонаучных     основ     памяти     внесли    вклад  такие ученые:  А. А.    Ухтомский, В. М. Бехтерев, И. М. Сеченов [14, 8, 26].

           Большинство известных психологов в своих трудах посвящали исследованию памяти, как психическому процессу. Как правило, они, рассматривая структуру памяти, выделяли три уровня. Каждый из которых, имеет свои специфичные характеристики: сенсорная память, кратковременная память, долговременная память.

Память имеется у всех живых существ. Хоты, самого высокого уровня развития она может, достигает только у человека. Мнемическими возможностями не может располагать никакое другое живое существо в мире, такими, какими обладает человек, У всех дочеловеческих организмов имелись только два вида памяти: генетическая и механическая. Генетическая память представляется в передаче из поколения в поколение жизненно необходимых психологических, биологических и поведенческих свойств генетическим путем. Механическая память выступает в виде способности к научению, к приобретению жизненного опыта, который иначе, как в самом организме, нигде сохраняться не может. И исчезает вместе с его уходом из жизни индивида. Животные ограничены возможностями для запоминания их органическими устройствами, они способны вспомнить и воспроизвести лишь то, что непосредственно приобретено методом условно-рефлекторного, оперативного или викарного научения, без использования каких бы то ни было мнемических средств [2].

Человека обладает речью как мощным средством запоминания, способом хранения информации в виде текстов и разного рода технических записей. Ему нет надобности опираться на свои органические возможности. Главные средства совершенствования информации в памяти и ее хранения находятся вне его руках, но постоянно им контролируемым: он в состоянии усовершенствовать эти средства практически бесконечно, не изменяя своей собственной природы. У человека в отличие от животных более мощно и продуктивно развиты такие виды памяти: произвольная, логическая и опосредствованная. Первая связана с широким волевым контролем запоминания, вторая - с употреблением логики, третья - с использованием разнообразных средств запоминания, большей частью представленных в виде предметов материальной и духовной культуры [10].

Память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, который выполняет в жизни значимые функции: запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Данные функции являются основными для памяти. Они отличаются не только по своей структуре, исходным данным и результатам, но и по тому, что развиты неодинаково у разных людей. В памяти людей имеются индивидуальные различия. Они проявляется: в различной скорости запоминания, в прочности сохранения, в легкости воспроизведения. Данные различия происходят вследствие врожденных особенностей высшей нервной деятельности [14].

Информация о работе Развитие слуховой образной памяти у детей дошкольного возраста