Развитие слуховой образной памяти у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 12:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является выявление уровня и особенностей развития слуховой образной памяти у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.
В соответствие с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Анализ литературы по проблеме развития слуховой образной памяти у детей с нарушением зрения;
2. Подбор и реализация методик для выявления уровня развития слуховой образной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения;
3. Анализ полученных данных в ходе исследования слуховой образной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения;
4. Оформление полученных данных в виде курсовой работы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………... 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОЙ ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ И СОХРАННЫМ ЗРЕНИЕМ………………………….................................................................
1.1. Память как психический процесс, слуховая образная память……………………………………………………………….
1.2. Развитие слуховой образной памяти у детей дошкольного возраста………………………………………………………………
1.3. Особенности слуховой образной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения…...…………
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОСОБЕННОСТИ СЛУХОВОЙ ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ.………………………………………………..
2.1. Организация и содержание исследования слуховой образной
памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями
зрения……………………………………………………………….
2.2. Анализ и результаты исследования слуховой образной памяти
детей старшего дошкольного возраста с нарушениями
зрения………………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………... 31
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………… 34

Вложенные файлы: 1 файл

Сурнина.docx

— 111.04 Кб (Скачать файл)

Слуховая образная память дошкольника обладает рядом особенностей. К ним относятся невысокие показатели прочности и точности запоминания.                

Дети 6-7 лет пользуются непроизвольной слуховой образной памятью (запоминают то материал, который интересен, не прилагая определенных усилий). Дети, как правило, запоминают интересный и значимый для них материал, если он яркий, эмоционально окрашенный. Произвольная же слуховая образная память в данный период жизни детей развитии намного хуже. При проведении опыта: запомнить 10 слов в разных ситуациях. Оказалось, что дети в игровой ситуации они запомнили в среднем 4,6 слова, при выполнении трудовых действий – 5,1 слова, в рассказе – 5,6 слова, при непроизвольном запоминании в лабораторных условиях – 3,8 слова, а при произвольном запоминании в тех же условиях – всего 1,5 слова. Дети старшего дошкольного возраста к произвольному запоминанию информации на слух только по просьбе взрослого [29].

Эффективность запоминанаия детей 6-летнего возраста значительно выше по сравнению с 4-летками: при запоминании материала направленного на зрительное восприятие составляет 13% , а словесного – 25%.

Ребенок старшего дошкольного  возраста, еще не умеет обобщать слуховые образы, он оперирует отдельными слуховыми образами, в которых объединены существенные и не существенные черты. Представления, которые хранятся в слуховой образной памяти старшего дошкольника, особенно о малознакомых предметах, нечеткие, расплывчатые, не конкретные. У детей 6-7 лет запоминание, хранение и воспроизведение информации в слуховой образной памяти значительно ниже по сравнению с детьми более старшего возраста. чем смысловое, Дети часто прибегают к механическому заучиванию, хотя механическое запоминание менее эффективно [4].

Таким образом, слуховая образная память – это кладовая опыта, пережитого ребенком и чем-то ему ценного. Иногда что-то забывается, сохраняется только образы: звуки. В процессе естественного отбора у ребенка развивается слуховая образная память. Такой вид памяти  является ведущей линией лишь в дошкольном и младшем школьном возрасте.

        Слуховая образная память старших дошкольников в основном носит непроизвольный характер, хотя произвольные формы запоминания и воспроизведения начинают складываться в возрасте четырех-пяти лет.

 

 

 

1.3. Особенности слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения

 

Долгое время ученые предполагали, что память у  детей с патологией зрения развивается интенсивнее, чем у детей с нормой зрения. Это объяснялось дополнительным высвобождением «специфической энергии» зрительного анализатора и результатом мнемических упражнений. Они определяли память слабовидящих к словесно-логическому типу. Современные исследования показали, памяти протекает по общим закономерностям развития, и не зависит от зрения индивида. При этом многие ученые фиксируют затруднённость и специфические особенности протекания психического процесса (М.И. Земцова, А.И. Зотов, А.Г. Литвак, Л.И. Солнцева). На сегодняшний день точно установлено, что вид и тип памяти, зависит не от анатомо-физиологические особенности, а от характера деятельности и содержание запоминаемого материала. [15, 22].

У всей детей  с разным развитием изначально преобладает непроизвольная образная память. Мнемическая деятельность на всех этапах развития происходит с опорой на образы.

Как отмечает А.Г. Литвак,  у детей с патологиями зрения слабее, чем в норме, проявляется действие «закона края», согласно которому дети лучше запоминается начало и конец материала.  Наиболее продуктивно запоминается начало материала, что, по мнению А.Г. Литвак, связано с повышенной утомляемостью детей с нарушениями зрения [13].

Протекание процессов запоминания, сохранения и забывания, по мнению  авторов А.И. Зотова, А.Г. Литвака, связано, с ограниченными возможностями детей с нарушениями зрения повторно воспринимать усвоенный материал [9].

Исследования, направленные на изучение процессов слуховое памяти: сохранения и забывания, указывают, что образы памяти детей с нарушениями зрении при отсутствии постоянного подкреплений имеют предрасположенность к распаду.

В ходе исследований учеными слуховой образной памяти детей с нарушениями зрения, выявлено, что детей имеются затрудненности и специфичности протекания запоминания, сохранения и воспроизведения материала. Процесс запоминания у детей с патологиями зрения подчиняется тем же законам и закономерностям, что и у детей с нормой развития: увеличение объема и скорости запоминания с возрастом, преобладание смыслового запоминания над механическим, лучшее запоминанием слов, не имеющих смысловых связей, в младшем школьном возрасте, чем в старшем, те же, что и в норме, проявления ассоциативной памяти.

У детей с нарушениями  зрения происходит быстрое забывание  какого-либо материала, не только из-за недостаточного количества повторений, но и недостаточной значимостью представленного материала, о которых слепые могут получить только вербальное знание. Существует много фактов, говорящих о том, что слуховые образы памяти лиц со зрительной патологией при отсутствии постоянных подкреплений обнаруживают тенденцию к угасанию, объясняют А. Г. Литвак и Ф. Н. Шемякин [16].

Процессы узнавание и воспроизведение имеют у детей с нарушениями зрения свои специфические особенности.

Правильность узнавания у детей с патологией зрения, по сравнению со сверстниками с сохранным зрением, увеличивается примерно в 1,5 раза, было выявлено в исследованиях М.И. Земцовой. Трудности при узнавании связаны со слабым формированием дифференцированных, фрагментарных слуховых образов у слепых и слабовидящих; трудностями, испытываемыми при выделении наиболее существенных сторон окружающего мира [6].

Дети с нарушениями зрения испытывают трудности при выделении существенных, специфических признаков предметов, что свидетельствует о наличие неспецифического узнавания. Узнавание предметов и объектов окружающей действительности зависит от чувственного опыта.   

В процессе обучения восприятию различных модальностей, при обучении умения выделять существенные признаки и сопоставлять их, в процессе узнавания у детей со зрительной патологией происходят серьезные качественные и количественные изменения и приближается к норме. К такому    выводу  пришли  А.И. Зотова, Т.Н. Головина в своих исследованиях [9].

Воспроизведение требует  более полного запечатления и  сохранения ранее воспринятого. У  детей с нарушениями зрения отмечается недостаточно полное и замедленное воспроизведение материала. Недостатки запоминания и сохранения сказываются на качестве этого. Замедленное воспроизведение слабовидящих объясняется еще и особенностями высшей нервной деятельности, конкретно, некоторым преобладанием тормозного процесса, отмечали в своих работах А.Г. Литвак, М.И. Земцова, А.И. Зотов и ряд других авторов [16].

Следовательно, одним из важных условий успешного запоминания, сохранения, воспроизведения является качество и характер материала.

Произвольное и непроизвольное запоминание каких-либо образов в значительной мере непосредственно зависит от направленности интересов, внимания и действий детей.

В своих работах М.Ф. Носова и Т.А. Подугольникова определили самый ранний приём запоминания информации - её перевод с помощью открытой или внутренней вербализации в слуховую память, в которой она сохраняется путём многократных повторений. Дети с нарушениями зрения  регулярно используют механические приёмы запоминания, что связано с недостаточной осмысленностью запоминаемого материала [22].

У детей отсутствует ориентация на общее содержание целого, следовательно, отдельные части запоминаются изолированно одна от другой. Что в дальнейшем приводит к быстрому забыванию. Целостный метод более эффективен, при котором необходимо использовать общее содержание материала, что облегчающее понимание и запоминание отдельных частей в их взаимосвязи. Отдельные части материала могут отличаться по трудности. В данном случае, целесообразно применять комбинированный способ заучивания, когда первоначально осмысливается и осознается весь материал в целом; затем, в процессе выделяется  отдельные его части, потом заучиваются отдельные части, затем материал снова воспроизводится в целом.

 Лица, имеющие  нарушения зрения имеют большие индивидуальные различия в скорости запоминания и воспроизведения материала, а также в объёме   слуховой   образной   памяти, по  мнению   тифлопсихологов     (М. И.   Земцова,    А.   И.   Зотова,    М. Ф. Носова, Т.А. Подугольникова).  Результаты проведённого исследования Т. А. Подугольниковой  и М.Ф.Носовой показали, что объём слуховой образной памяти у старших дошкольников в среднем в 1,5 раза меньше, чем у детей без дефекта зрения. Продуктивность узнавания легко вербализуемых объектов в 1,2 раза ниже, чем у детей с нормальным зрением, а трудно вербализуемых - 1,3 раза [15].

При формировании слуховой образной памяти детей старшего дошкольного возраста,  нельзя упускать из виду ее особенности, связанные с   полом  ребенка  (Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько). Результаты исследования последних лет показывают то, что скорость созревания различных образований головного мозга и темп развития левого и правого полушарий у мальчиков и девочек не совпадает. Установлено, в частности, что у девочек намного быстрее происходит развитие функций левого полушария, чем у мальчиков. Зато у последних, наоборот, именно правое полушарие головного мозга является более действенным в следствии более ранним созреванием его функций [23].

В настоящее время учеными  доказано, что левое полушарие в большей степени, нежели правое, ответственно за сознаваемые произвольные акты, словесно-логическую память, рациональное мышление, положительные эмоции; правому образной памяти же полушарию принадлежит главная роль в реализации отрицательных эмоций, непроизвольных, интуитивных реакций, иррациональной мыслительной деятельности.

Можно с уверенностью сказать, что замедленный темп воспроизведения слабовидящими какого-либо материала объясняется особенностями их высшей нервной деятельности, в частности, некоторым усилением тормозных процессов. Очевидно, что на качестве данного процесса оказывают влияние отмечавшиеся выше недостатки запоминания и сохранения.

Таким образом, становление слуховой образной памяти детей со зрительной патологией протекает по тем же законам и закономерностям, что и у нормально-развивающихся сверстников, что связано с поэтапным созреванием отдельных структур головного мозга. А в условиях дефицитарного развития становление и протекание мнемической деятельности приобретает своеобразие.

Слуховая образная память детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения развивается по общим с нормой законам, имея при этом свои особенности, которые связанны: с ограниченными возможностями повторного восприятия предмета; с недостаточной значимостью объектов и их понятий; с нарушением согласованности работы глазодвигательной системы; с уменьшением количества  нейронов и нарушением межнейронных связей в коре головного мозга.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ  РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОСОБЕННОСТИ  СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ  ЗРЕНИЯ

2.1. Организация и содержание  исследования слуховой памяти  у детей старшего дошкольного  возраста

  
          Исследование проводилось в период с 13.05.2013г. по 24.05.2013 г. на базе МБДОУ «Детский сад №30» для детей с нарушениями зрения  и МБДОУ «Детский сад №213» общеразвивающего вида.

         В исследовании приняло участие  10 детей старшего дошкольного  возраста, имеющие заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) о наличии у них нарушения зрения и 10 детей с сохранным зрением.

       Анализ  психолого-педагогической литературы  позволил нам предположить, что  слуховая образная память детей  старшего дошкольного возраста  с нарушениями зрения не имеет особенности по сравнению с памятью  детей с сохранным зрением.

        Для  подтверждения выдвинутой гипотезы  было необходимо решить следующие  задачи опытно-экспериментальной  работы:

  1. Сформировать экспериментальные группы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения и хорошо видящих;
  2. Подобрать методики для выявления уровня развития слуховой образной памяти у детей старшего дошкольного возраста;
  3. Выявить особенности сформированности слуховой образной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

       Программа  проведения экспериментальной части  нашей работы предусматривала  две экспериментальные группы: 10 детей с нарушениями зрения  и 10 детей с сохранным зрением.

       Для  выявления уровня сформированности слуховой образной памяти использовались методики «Запомни цифры», «Выучи слова».

        Методика «Запомни цифры».

        Эта  методика предназначена для определения  объема кратковременной слуховой памяти ребенка. В задании к ней ребенок получает инструкцию следующего содержания: «Сейчас я буду называть тебе цифры, а ты повторяй их за мной сразу после того, как я скажу слово "повтори"».

       Далее   последовательно зачитывался ребенку сверху вниз ряд цифр,  с интервалом в 1 сек между цифрами. После прослушивания каждого ряда ребенок должен его повторить вслед за экспериментатором. Это продолжается до тех пор, пока ребенок не допустит ошибки.

      Если ошибка  допущена, то экспериментатор повторяет  соседний ряд цифр,  и состоящий из такого же количества цифр, как и тот, в котором была допущена ошибка, и просит ребенка его воспроизвести. Если ребенок дважды ошибается в воспроизведении ряда цифр одной и той же длины, то на этом данная часть психодиагностического эксперимента завершается, отмечается длина предыдущего ряда, хотя бы раз полностью и безошибочно воспроизведенного, и переходят к зачитыванию рядов цифр, следующих в противоположном порядке - убывающем.

Информация о работе Развитие слуховой образной памяти у детей дошкольного возраста