Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 12:37, курсовая работа
Целью исследования является выявление уровня и особенностей развития слуховой образной памяти у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.
В соответствие с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Анализ литературы по проблеме развития слуховой образной памяти у детей с нарушением зрения;
2. Подбор и реализация методик для выявления уровня развития слуховой образной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения;
3. Анализ полученных данных в ходе исследования слуховой образной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения;
4. Оформление полученных данных в виде курсовой работы.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………... 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОЙ ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ И СОХРАННЫМ ЗРЕНИЕМ………………………….................................................................
1.1. Память как психический процесс, слуховая образная память……………………………………………………………….
1.2. Развитие слуховой образной памяти у детей дошкольного возраста………………………………………………………………
1.3. Особенности слуховой образной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения…...…………
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОСОБЕННОСТИ СЛУХОВОЙ ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ.………………………………………………..
2.1. Организация и содержание исследования слуховой образной
памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями
зрения……………………………………………………………….
2.2. Анализ и результаты исследования слуховой образной памяти
детей старшего дошкольного возраста с нарушениями
зрения………………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………... 31
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………… 34
Слуховая образная память дошкольника обладает рядом особенностей. К ним относятся невысокие показатели прочности и точности запоминания.
Дети 6-7 лет пользуются непроизвольной слуховой образной памятью (запоминают то материал, который интересен, не прилагая определенных усилий). Дети, как правило, запоминают интересный и значимый для них материал, если он яркий, эмоционально окрашенный. Произвольная же слуховая образная память в данный период жизни детей развитии намного хуже. При проведении опыта: запомнить 10 слов в разных ситуациях. Оказалось, что дети в игровой ситуации они запомнили в среднем 4,6 слова, при выполнении трудовых действий – 5,1 слова, в рассказе – 5,6 слова, при непроизвольном запоминании в лабораторных условиях – 3,8 слова, а при произвольном запоминании в тех же условиях – всего 1,5 слова. Дети старшего дошкольного возраста к произвольному запоминанию информации на слух только по просьбе взрослого [29].
Эффективность запоминанаия детей 6-летнего возраста значительно выше по сравнению с 4-летками: при запоминании материала направленного на зрительное восприятие составляет 13% , а словесного – 25%.
Ребенок старшего дошкольного возраста, еще не умеет обобщать слуховые образы, он оперирует отдельными слуховыми образами, в которых объединены существенные и не существенные черты. Представления, которые хранятся в слуховой образной памяти старшего дошкольника, особенно о малознакомых предметах, нечеткие, расплывчатые, не конкретные. У детей 6-7 лет запоминание, хранение и воспроизведение информации в слуховой образной памяти значительно ниже по сравнению с детьми более старшего возраста. чем смысловое, Дети часто прибегают к механическому заучиванию, хотя механическое запоминание менее эффективно [4].
Таким образом, слуховая образная память – это кладовая опыта, пережитого ребенком и чем-то ему ценного. Иногда что-то забывается, сохраняется только образы: звуки. В процессе естественного отбора у ребенка развивается слуховая образная память. Такой вид памяти является ведущей линией лишь в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Слуховая образная память старших дошкольников в основном носит непроизвольный характер, хотя произвольные формы запоминания и воспроизведения начинают складываться в возрасте четырех-пяти лет.
1.3. Особенности слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения
Долгое время ученые предполагали, что память у детей с патологией зрения развивается интенсивнее, чем у детей с нормой зрения. Это объяснялось дополнительным высвобождением «специфической энергии» зрительного анализатора и результатом мнемических упражнений. Они определяли память слабовидящих к словесно-логическому типу. Современные исследования показали, памяти протекает по общим закономерностям развития, и не зависит от зрения индивида. При этом многие ученые фиксируют затруднённость и специфические особенности протекания психического процесса (М.И. Земцова, А.И. Зотов, А.Г. Литвак, Л.И. Солнцева). На сегодняшний день точно установлено, что вид и тип памяти, зависит не от анатомо-физиологические особенности, а от характера деятельности и содержание запоминаемого материала. [15, 22].
У всей детей с разным развитием изначально преобладает непроизвольная образная память. Мнемическая деятельность на всех этапах развития происходит с опорой на образы.
Как отмечает А.Г. Литвак, у детей с патологиями зрения слабее, чем в норме, проявляется действие «закона края», согласно которому дети лучше запоминается начало и конец материала. Наиболее продуктивно запоминается начало материала, что, по мнению А.Г. Литвак, связано с повышенной утомляемостью детей с нарушениями зрения [13].
Протекание процессов запоминания, сохранения и забывания, по мнению авторов А.И. Зотова, А.Г. Литвака, связано, с ограниченными возможностями детей с нарушениями зрения повторно воспринимать усвоенный материал [9].
Исследования, направленные на изучение процессов слуховое памяти: сохранения и забывания, указывают, что образы памяти детей с нарушениями зрении при отсутствии постоянного подкреплений имеют предрасположенность к распаду.
В ходе исследований учеными слуховой образной памяти детей с нарушениями зрения, выявлено, что детей имеются затрудненности и специфичности протекания запоминания, сохранения и воспроизведения материала. Процесс запоминания у детей с патологиями зрения подчиняется тем же законам и закономерностям, что и у детей с нормой развития: увеличение объема и скорости запоминания с возрастом, преобладание смыслового запоминания над механическим, лучшее запоминанием слов, не имеющих смысловых связей, в младшем школьном возрасте, чем в старшем, те же, что и в норме, проявления ассоциативной памяти.
У детей с нарушениями зрения происходит быстрое забывание какого-либо материала, не только из-за недостаточного количества повторений, но и недостаточной значимостью представленного материала, о которых слепые могут получить только вербальное знание. Существует много фактов, говорящих о том, что слуховые образы памяти лиц со зрительной патологией при отсутствии постоянных подкреплений обнаруживают тенденцию к угасанию, объясняют А. Г. Литвак и Ф. Н. Шемякин [16].
Процессы узнавание и воспроизведение имеют у детей с нарушениями зрения свои специфические особенности.
Правильность узнавания у детей с патологией зрения, по сравнению со сверстниками с сохранным зрением, увеличивается примерно в 1,5 раза, было выявлено в исследованиях М.И. Земцовой. Трудности при узнавании связаны со слабым формированием дифференцированных, фрагментарных слуховых образов у слепых и слабовидящих; трудностями, испытываемыми при выделении наиболее существенных сторон окружающего мира [6].
Дети с нарушениями зрения испытывают трудности при выделении существенных, специфических признаков предметов, что свидетельствует о наличие неспецифического узнавания. Узнавание предметов и объектов окружающей действительности зависит от чувственного опыта.
В процессе обучения восприятию различных модальностей, при обучении умения выделять существенные признаки и сопоставлять их, в процессе узнавания у детей со зрительной патологией происходят серьезные качественные и количественные изменения и приближается к норме. К такому выводу пришли А.И. Зотова, Т.Н. Головина в своих исследованиях [9].
Воспроизведение требует более полного запечатления и сохранения ранее воспринятого. У детей с нарушениями зрения отмечается недостаточно полное и замедленное воспроизведение материала. Недостатки запоминания и сохранения сказываются на качестве этого. Замедленное воспроизведение слабовидящих объясняется еще и особенностями высшей нервной деятельности, конкретно, некоторым преобладанием тормозного процесса, отмечали в своих работах А.Г. Литвак, М.И. Земцова, А.И. Зотов и ряд других авторов [16].
Следовательно, одним из важных условий успешного запоминания, сохранения, воспроизведения является качество и характер материала.
Произвольное и непроизвольное запоминание каких-либо образов в значительной мере непосредственно зависит от направленности интересов, внимания и действий детей.
В своих работах М.Ф. Носова и Т.А. Подугольникова определили самый ранний приём запоминания информации - её перевод с помощью открытой или внутренней вербализации в слуховую память, в которой она сохраняется путём многократных повторений. Дети с нарушениями зрения регулярно используют механические приёмы запоминания, что связано с недостаточной осмысленностью запоминаемого материала [22].
У детей отсутствует ориентация на общее содержание целого, следовательно, отдельные части запоминаются изолированно одна от другой. Что в дальнейшем приводит к быстрому забыванию. Целостный метод более эффективен, при котором необходимо использовать общее содержание материала, что облегчающее понимание и запоминание отдельных частей в их взаимосвязи. Отдельные части материала могут отличаться по трудности. В данном случае, целесообразно применять комбинированный способ заучивания, когда первоначально осмысливается и осознается весь материал в целом; затем, в процессе выделяется отдельные его части, потом заучиваются отдельные части, затем материал снова воспроизводится в целом.
Лица, имеющие нарушения зрения имеют большие индивидуальные различия в скорости запоминания и воспроизведения материала, а также в объёме слуховой образной памяти, по мнению тифлопсихологов (М. И. Земцова, А. И. Зотова, М. Ф. Носова, Т.А. Подугольникова). Результаты проведённого исследования Т. А. Подугольниковой и М.Ф.Носовой показали, что объём слуховой образной памяти у старших дошкольников в среднем в 1,5 раза меньше, чем у детей без дефекта зрения. Продуктивность узнавания легко вербализуемых объектов в 1,2 раза ниже, чем у детей с нормальным зрением, а трудно вербализуемых - 1,3 раза [15].
При формировании слуховой образной памяти детей старшего дошкольного возраста, нельзя упускать из виду ее особенности, связанные с полом ребенка (Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько). Результаты исследования последних лет показывают то, что скорость созревания различных образований головного мозга и темп развития левого и правого полушарий у мальчиков и девочек не совпадает. Установлено, в частности, что у девочек намного быстрее происходит развитие функций левого полушария, чем у мальчиков. Зато у последних, наоборот, именно правое полушарие головного мозга является более действенным в следствии более ранним созреванием его функций [23].
В настоящее время учеными доказано, что левое полушарие в большей степени, нежели правое, ответственно за сознаваемые произвольные акты, словесно-логическую память, рациональное мышление, положительные эмоции; правому образной памяти же полушарию принадлежит главная роль в реализации отрицательных эмоций, непроизвольных, интуитивных реакций, иррациональной мыслительной деятельности.
Можно с уверенностью сказать, что замедленный темп воспроизведения слабовидящими какого-либо материала объясняется особенностями их высшей нервной деятельности, в частности, некоторым усилением тормозных процессов. Очевидно, что на качестве данного процесса оказывают влияние отмечавшиеся выше недостатки запоминания и сохранения.
Таким образом, становление слуховой образной памяти детей со зрительной патологией протекает по тем же законам и закономерностям, что и у нормально-развивающихся сверстников, что связано с поэтапным созреванием отдельных структур головного мозга. А в условиях дефицитарного развития становление и протекание мнемической деятельности приобретает своеобразие.
Слуховая образная память детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения развивается по общим с нормой законам, имея при этом свои особенности, которые связанны: с ограниченными возможностями повторного восприятия предмета; с недостаточной значимостью объектов и их понятий; с нарушением согласованности работы глазодвигательной системы; с уменьшением количества нейронов и нарушением межнейронных связей в коре головного мозга.
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОСОБЕННОСТИ СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
2.1. Организация и содержание исследования слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста
Исследование проводилось в период с 13.05.2013г.
по 24.05.2013 г. на базе МБДОУ «Детский сад
№30» для детей с нарушениями зрения
и МБДОУ «Детский сад №213» общеразвивающего
вида.
В исследовании приняло
Анализ
психолого-педагогической
Для
подтверждения выдвинутой
Программа
проведения экспериментальной
Для
выявления уровня
Методика «Запомни цифры».
Эта
методика предназначена для
Далее
последовательно зачитывался
Если ошибка допущена, то экспериментатор повторяет соседний ряд цифр, и состоящий из такого же количества цифр, как и тот, в котором была допущена ошибка, и просит ребенка его воспроизвести. Если ребенок дважды ошибается в воспроизведении ряда цифр одной и той же длины, то на этом данная часть психодиагностического эксперимента завершается, отмечается длина предыдущего ряда, хотя бы раз полностью и безошибочно воспроизведенного, и переходят к зачитыванию рядов цифр, следующих в противоположном порядке - убывающем.
Информация о работе Развитие слуховой образной памяти у детей дошкольного возраста