Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 12:37, курсовая работа
Целью исследования является выявление уровня и особенностей развития слуховой образной памяти у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.
В соответствие с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Анализ литературы по проблеме развития слуховой образной памяти у детей с нарушением зрения;
2. Подбор и реализация методик для выявления уровня развития слуховой образной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения;
3. Анализ полученных данных в ходе исследования слуховой образной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения;
4. Оформление полученных данных в виде курсовой работы.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………... 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОЙ ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ И СОХРАННЫМ ЗРЕНИЕМ………………………….................................................................
1.1. Память как психический процесс, слуховая образная память……………………………………………………………….
1.2. Развитие слуховой образной памяти у детей дошкольного возраста………………………………………………………………
1.3. Особенности слуховой образной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения…...…………
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОСОБЕННОСТИ СЛУХОВОЙ ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ.………………………………………………..
2.1. Организация и содержание исследования слуховой образной
памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями
зрения……………………………………………………………….
2.2. Анализ и результаты исследования слуховой образной памяти
детей старшего дошкольного возраста с нарушениями
зрения………………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………... 31
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………… 34
В заключение
определяется объем
Оценка результатов
10 баллов - ребенок правильно воспроизвел в среднем 9 цифр.
8-9 баллов - ребенок точно воспроизвел в среднем 7-8 цифр.
6-7 баллов - ребенок безошибочно смог воспроизвести в среднем 5—6 цифр.
4-5 баллов - ребенок в среднем воспроизвел 4 цифры.
2-3 балла - ребенок в среднем воспроизвел 3 цифры.
0-1 балл - ребенок в среднем воспроизвел от 0 до 2 цифр.
Методика "Выучи слова"
С помощью данной методики определяется динамика процесса заучивания. Ребенок получает задание за несколько попыток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состоящий из 12 слов: дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картина, человек, книга.
Запоминание ряда производится так. После каждого очередного его прослушивания ребенок пытается воспроизвести весь ряд. Экспериментатор отмечает количество слов, которое ребенок во время данной попытки вспомнил и назвал правильно, и вновь зачитывает тот же самый ряд. И так шесть раз подряд, пока не будут получены результаты воспроизведения ряда за шесть попыток (приложение №2).
Результаты заучивания ряда слов представляются в таблице №3 (приложение 3)
Оценка результатов
10 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел все 12 слов за 6 или меньше попыток.
8-9 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 10-11 слов.
6-7 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 8-9 слов.
4-5 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 6 -7 слов.
2-3 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 4 -5 слов.
0-1 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток не более 3 слов.
Выводы об уровне развития к методикам «Запомни цырры» и «Выучи слова».
10 баллов – очень высокий
8-9 баллов – высокий
4-7 баллов – средний
2-3 балла – низкий
Результаты исследования представлены в следующем параграфе.
Исходя
из задач исследования, нами был проведен
анализ и интерпретация полученных
в результате экспериментальной работы
данных.
Полученные в результате обследования
уровня сформированности слуховой образной
памяти у детей старшего дошкольного возраста
с нарушениями зрения и с сохранным зрением
данные были сведены в общую таблицу (Таблица
1).
ТАБЛИЦА 1
Сводные результаты уровня сформированности слуховой образной памяти
испытуемых по двум методикам (в % от общего количества)
Группы |
Уровни | ||||
Очень высокий |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Очень низкий | |
Экспериментальная группа 1 ( с нарушениями зрения) |
10 |
25 |
50 |
15 |
- |
Экспериментальная группа 2 (с сохранным зрением) |
10 |
30 |
45 |
15 |
- |
Для большей наглядности результаты диагностического обследования уровня слуховой образной памяти у детей старшего дошкольного возраста представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 Оценка уровня слуховой образной памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Данные табл. 1 и рис.1 наглядно показывают, что уровень развития слуховой образной памяти по методикам «Запомни цифры» и «Выучи слова» детей экспериментальных групп находятся на относительно одинаковом уровне: очень высокий и высокий показало 40%, средний – 47%, низкий – 15%, детей с очень низким уровнем развития слуховой образной памяти не было выявлено.
Для детей, имеющих высокий уровень развития слуховой образной памяти, характерна быстрая скорость запоминания и воспроизведения объектов. Дошкольники демонстрировали высокую продуктивность воспроизведения. Дети принимали, усваивали и удерживали задачу в течение всей деятельности. При этом дети называли предметы и цифры, не выделяя их отдельные характеристики. Дошкольники внимательно слушали инструкцию и следовали ей до конца выполнения задания. Они были увлечены процессом выполнения предложенного им задания на протяжении всей диагностики.
Дети, имеющие средний уровень развития слуховой образной памяти с разной скоростью запоминали предъявляемые образы. Отмечалась сниженная продуктивность воспроизведения. При запоминании они использовали открытое повторение в 33% случаях. Дошкольники не проявляли интереса к предложенной им деятельности, невнимательно слушали инструкцию и выполняли задание.
Дошкольники, имеющие низкий уровень развития слуховой образной памяти принимали задачу запомнить-припомнить, но не всегда удерживали её конца. У детей отмечалась сниженная произвольность поведения, выражающаяся в повышенной отвлекаемости при выполнении задания. Также для них характерна пониженная заинтересованность в выполнении задания, либо её полное отсутствие. У детей с низким уровнем развития слуховой образной памяти наблюдалась тревожность в поведении. Это проявлялось в защитной позе детей, в избегании контакта «глаза в глаза», в неуверенном воспроизведении, дети интересовались у исследователя в правильности их выбора.
Итак, результаты психодиагностического исследования позволили нам выделить следующие особенности развития слуховой образной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения:
1.Уровень развития слуховой образной памяти старших дошкольников с нарушениями зрения тяготеет к средним показателям, что незначительно отличается от уровня слуховой образной памяти детей с сохранным зрением;
2. Имеются индивидуальные различия в скорости запоминания и воспроизведения материала как у детей с нарушениями зрения, так и у детей с сохранным зрением. Дети с патологией зрения в основном использовали открытое или закрытое повторение материала; устанавливали ассоциативные связи между словами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение данной работы мы пришли к следующим выводам.
Память – это основа способностей человека, без нее невозможно приобретение знаний, формирование умений и навыков. Память можно определить как совокупность процессов фиксации, хранения и последующего воспроизведения информации, полученной индивидом на протяжении его развития.
Проблема памяти на современном этапе является одной из наиболее активно разрабатываемых областей наук. Имеется огромное количество психологических направлений и теорий памяти, которые раскрывают физиологические основы, психическую организацию, виды памяти, функции, процессы, связь слуховой памяти с другими психическими процессами, состояниями и личностью. На сегодняшний день определены основные механизмы возникновения образов памяти, их типы, закономерности преобразования. Выделены ряд приемов запоминания и возможности их овладения.
Слуховая
образная память – это
Слуховая образная память старших дошкольников в основном носит непроизвольный характер, хотя произвольные формы запоминания и воспроизведения начинают складываться в возрасте четырех-пяти лет.
В развитии слуховой образной памяти в целом можно выделить две генетические линии: ее совершенствование у всех без исключения цивилизованных людей по мере общественного прогресса и ее постепенное улучшение у отдельно взятого индивида в процессе его социализации, приобщения к материальным и культурным достижениям человечества.
Процесс становление и развитие слуховой образной памяти у детей с нарушениями зрения протекает по тем же законам и закономерностям, что и у нормально-развивающихся. Оно связан с поэтапным созреванием отдельных мозговых структур. В условиях дефицитарного развития становление и протекание мнемической деятельности приобретает своеобразие.
В
практической части данной
Проведенное исследование выявило, что уровень развития слуховой образной памяти старших дошкольников с нарушениями зрения тяготеет к средним показателям, что незначительно отличается от уровня слуховой образной памяти детей с сохранным зрением.
Таким образом, проведенный эксперимент позволил подтвердить предположение о том, что слуховая образная память детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения зависит от индивидуальных особенностей детей. Индивидуальные различия в скорости запоминания и воспроизведения материала имеются, как у детей с нарушениями зрения, так и у детей с сохранным зрением. И зависят от скорости созревания различных образований головного мозга, и от темпа развития левого и правого полушарий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. |
Айзман Р. Память и внимание – компоненты психического здоровья - www.zdd.1september.ru |
2. |
Безруких М. М., Ефимова С. П., Князева М. Г. Что такое память и как она развивается. – www.logoburg.com. |
3. |
Блонский П.П. Память и мышление: В кн. избр. псих. произв. – М.: Просвещение, 1964.- 288с. |
4 |
Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте. – Собр. соч.: В 6-ти томах. – М.:ЭКСПО-ПРЕСС, 2000.- 1008с. |
5. |
Дети с глубокими нарушениями зрения. /Под ред. М. И. Земцова, А. И. Каплан, М. С. Певзнер, М., 1967, с. 279-282. |
6. |
Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. Пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 276с. |
7. |
Ермаков В.П., Якунин Г.Я. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. – М.:ВЛАДОС, 2000.- 240с. |
8. |
Занков Л.В. Память. М.: ВЛАДОС, 2001.- 176с. |
9. |
Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание, М., 1978 . – 169с. |
10. |
Зотов А.И., Зотов Л.А. Сравнительное изучение соотношения типов и видов памяти у слепых, слабовидящих и нормальновидящих. В кн. Психологические особенности слепых и слабовидящих школьников. – Л., 1981.- 69-83с. |
11. |
Истомина З.М. Возрастные и индивидуальные различия в соотношении разных видов и сторон памяти в дошкольном возрасте // Возрастные и индивидуальные различия памяти / Под ред. А.А.Смирнова. – М., 1967.- с.75-80. |
12. |
Крутецкий В.А. Психология: Учеб. для учащихся пед. уч-щ. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение,1986. – 366с. |
13. |
Крылов А.А., Маничева С.А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. – СПб.: Питер, 2000.- 89с. |
14. |
Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости. – М.: ТЦ Сфера, 2004.- 237с. |
15. |
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Директ-Медиа, 2008. – 1042с. |
16. |
Литвак А.Г. Практикум по тифлопсихологии // А. Г. Литвак, В.Н. Сорокин, Г. П. Головина – М.,1989.-110с. |
17. |
Литвак А.Г. Тифлопсихология. - М.: Просвещение, 1985.- 208с. |
18. |
Лурия A. P. Маленькая книжка о большой памяти. М.: Эйдос, 1994.- 255с. |
19. |
Ляудис В.Я. Память в процессе развития. М.: Изд-во МГУ, 1976 – 255с. |
20. |
Макселон Ю. Психология. – М.: Просвещение, 1998. - 126с. |
21. |
Минюрова С. А. Развитие памяти у детей 3-10лет. – www.karapuz.kz. |
22. |
Мухина В. С. Психология дошкольника. Учеб. Пособие для студентов пед. институтов и пед. училищ. Под.ред. Л. А, Венгера. М.: Просвещение, 1975. – 239с. |
23. |
Немов Р. С. Психология, т. 3. М.: ВЛАДОС, 2004 -631с. |
24. |
Подугольникова Т. А., М. Ф. Носова. Оценка уровня развития кратковременной образной памяти у дошкольников с нарушениями бинокулярного зрения// Дефектология. – № 1. – 2003. -67-74с. |
25. |
Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста М., 1997. |
26. |
Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. – М., 1980 |
27. |
Солнцева Л. И. Психология детей с нарушениями зрения ( детская тифлопсихология). - М.,2006.-136с. |
28. |
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.:Питер, 2005. – 720с. |
29. |
Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтор, В.Я.Романова. М., 1979 |
30. |
Ясперс К. Общая психопатология. – М.: Практика, 1997.- 1053с. |
Информация о работе Развитие слуховой образной памяти у детей дошкольного возраста