Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 14:09, дипломная работа
Цель исследования: теоретическое и экспериментальное изучение особенностей развития социального интеллекта у младших школьников с ЗПР, выявление условий оптимизации процесса их социально-личностного развития.
Для решения поставленной цели и подтверждения гипотезы исследования решается ряд задач:
1. Оценить состояние проблемы развития социального интеллекта у младших школьников в условиях онто- и дизонтогенеза в психолого-педагогической литературе.
2. Разработать программу диагностического изучения социального интеллекта у младших школьников с ЗПР.
3. Выявить качественные характеристики развития социального интеллекта у испытуемых.
4. Разработать в работе с младшими школьниками программу оптимизации их социального-интеллектуального развития.
Введение ……………………………………………………………………..
I. Проблема развития социального интеллекта младших школьников с ЗПР ……………………………………………………………..
1.1. Теоретические подходы к проблеме развития социального интеллекта у детей младшего школьного возраста ……………………………
1.2. Развитие социального интеллекта младших школьников ……
1.3. Этиология детей с ЗПР ……………………………………………
1.4. Основные направления формирования социального интеллекта у младших школьников с ЗПР …………………………………………………
II. Экспериментальное изучение особенностей развития социального интеллекта у младших школьников с ЗПР …………………………………
2.1. Методики экспериментального изучения социального интеллекта у детей младшего школьного возраста …………………….................................
2.2. Анализ экспериментальных данных по изучению социального интеллекта у младших школьников с ЗПР …………………………………
2.3. Теоретические и организационные подходы к разработке программы социально-интеллектуального развития детей младшего школьного возраста
Заключение ……………………………………………………………………
Список литературы …………………………………………………………
Дипломная работа
"Развитие социального интеллекта младших школьников с ЗПР "
Содержание
Введение ……………………………………………………………………..
I. Проблема развития социального интеллекта младших школьников с ЗПР ……………………………………………………………..
1.1. Теоретические подходы к
1.2. Развитие социального интеллекта младших школьников ……
1.3. Этиология детей с ЗПР ……………………………………………
1.4. Основные направления формирования социального интеллекта у младших школьников с ЗПР …………………………………………………
II. Экспериментальное изучение особенностей развития социального интеллекта у младших школьников с ЗПР …………………………………
2.1. Методики экспериментального изучения
социального интеллекта у детей младшего
школьного возраста ……………………......................
2.2. Анализ экспериментальных
2.3. Теоретические и организационные подходы к разработке программы социально-интеллектуального развития детей младшего школьного возраста
Заключение ……………………………………………………………………
Список литературы …………………………………………………………
Приложения ………………………………………………………………….
Введение
Понятие социального интеллекта сравнительно новое для современной психологической науки. Социальный интеллект - способность правильно понимать поведение людей. Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации. Термин «социальный интеллект» был введён в психологию Э. Торндайком в 1920 г. для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях». Многие известные психологи внесли свою лепту в интерпретацию этого понятия. В 1937 г. Г. Олпорт связал социальный интеллект со способностью высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятные реакции человека. Социальный интеллект, по мнению Г. Олпорта - особый «социальный дар», обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми, продуктом которого является социальное приспособление, а не глубина понимания.
Одним из важных направлений теоретического анализа проблемы социального интеллекта рассматривается вопрос о его соотношении с интеллектуальными характеристиками личности. До сих пор существуют споры - входит ли социальный интеллект в структуру общего интеллекта или нет. На данный момент в психологической науке нет однозначного мнения по этому вопросу, что свидетельствует о противоречиях во взглядах на природу социального интеллекта.
Мы также считаем, что значимость развития социального интеллекта младших школьников с ЗПР на сегодняшний день недостаточно изучена, поэтому тему выбранной работы считаем актуальной.
Цель исследования: теоретическое и экспериментальное изучение особенностей развития социального интеллекта у младших школьников с ЗПР, выявление условий оптимизации процесса их социально-личностного развития.
Объект исследования: особенности развития социального интеллекта младших школьников с ЗПР.
Предмет исследования: изучение особенностей развития социального интеллекта у младших школьников с ЗПР.
Гипотеза исследования. Уровень развития социального интеллекта младших школьников с ЗПР значительно ниже, чем у младших школьников с нормальным психическим развитием. Коррекционно - педагогическая работа, нацеленная на установление субъект - субъектных отношений, является ключевой в оптимизации процесса социализации, активизации субъектных предпосылок к школьной адаптации младших школьников с ЗПР.
Для решения поставленной цели и подтверждения гипотезы исследования решается ряд задач:
1. Оценить состояние проблемы развития социального интеллекта у младших школьников в условиях онто- и дизонтогенеза в психолого-педагогической литературе.
2. Разработать программу диагностического изучения социального интеллекта у младших школьников с ЗПР.
3. Выявить качественные
4. Разработать в работе с младшими школьниками программу оптимизации их социального-интеллектуального развития.
Методы исследования:
- теоретический анализ
- методы количественной и
Структура работы.
ВКР включает в себя введение, две главы, заключение, приложения, список литературы. Работа иллюстрирована таблицами, диаграммами.
I. Проблема развития социального интеллекта младших школьников с ЗПР
1.1. Теоретические подходы
к проблеме развития
В отечественной психологии понятие «социальный интеллект» было рассмотрено рядом исследователей. Одной из первых этот термин описала М.И. Бобнева (1979). Она определяла его в системе социального развития личности. [2]
Социально-психологическое развитие личности предполагает формирование способностей и свойств, обеспечивающих ее социальную адекватность (на практике выделяют адекватное поведение человека в условиях макро - и микросоциальной среды). Такими важнейшими способностями выступают социальное воображение и социальный интеллект. Под первым понимается способность человека помещать себя в реальный социальный контекст и намечать свою линию поведения в соответствии с таким «воображением». Социальный интеллект - это способность усматривать и улавливать сложные отношения и зависимости в социальной сфере. Бобнева М.И. считает, что социальный интеллект следует расценивать как особую способность человека, формирующуюся в процессе его деятельности в социальной сфере, в сфере общения и социальных взаимодействий. И принципиально важно, подчеркивает автор, что уровень «общего» интеллектуального развития не связан однозначно с уровнем социального интеллекта. Высокий интеллектуальный уровень является лишь необходимым, но не достаточным условием собственно социального развития личности. Он может благоприятствовать социальному развитию, но не замещать и не обуславливать его. Более того, высокий интеллект может полностью обесцениваться социальной слепотой человека, социальной неадекватностью его поведения, его установок и т.д. [2, с. 162].
Другой отечественный исследователь, Ю.Н. Емельянов, изучал социальный интеллект в рамках практической психологической деятельности - повышение коммуникативной компетентности индивида с помощью активного социально-психологического обучения. Определяя социальный интеллект, он пишет: «Сферу возможностей субъект - субъектного познания индивида можно назвать его социальным интеллектом, понимая под этим устойчивую, основанную на специфике мыслительных процессов, аффективного реагирования и социального опыта способность понимать самого себя, а также других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события» [13, с. 24-28]. Автор предлагает термин «коммуникативная компетенция», схожий с понятием социальный интеллект. Коммуникативная компетенция формируется благодаря интериоризации социальных контекстов. Это процесс бесконечный и постоянный. Он имеет вектор от интер- к интра-, от актуальных межличностных событий к результатам осознания этих событий которые закрепляются в когнитивных структурах психики в виде умений, и навыков. Эмпатия является основой сенситивности - особой чувствительности к психическим состояниям других, их стремлениям, ценностям и целям, которая в свою очередь формирует социальный интеллект. Ученый подчеркивает, что с годами эмпатическая способность тускнеет, вытесняется символическими средствами представленности.
Ю.Н. Емельянов так же, как и другие исследователи, связывает социальный интеллект и ситуативную адаптацию. Социальный интеллект предполагает свободное владение вербальными и невербальными средствами социального поведения. [13, с. 24-28]
А.Л. Южанинова (1984) также выделяет социальный интеллект как третью характеристику интеллектуальной структуры, в дополнение к практическому и логическому интеллекту. Последние отражают сферу субъект - объектных отношений, а социальный интеллект - субъект - субъектных. Она рассматривает социальный интеллект как особую социальную способность в трех измерениях: социально-перцептивных способностей, социального воображения и социальной техники общения [36, с. 63-67].
А.А. Бодалев под социальным интеллектом понимает совокупность психических образований человека, проявляющихся в способности успешно общаться с другими людьми, а именно:
- мотивационно-потребностная и эмоциональная сферы, несущие в себе конкретные характеристики;
- воля, отличающаяся определенными качествами;
- набор психических свойств
личности, соответствующих
- богатый репертуар чисто
Таким образом, очевидно, что социальный интеллект учащегося способствует общению с другими людьми, дает возможность и вне непосредственного взаимодействия с ними решать задачи, где непременным условием достижения нужного результата выступает учет человеческого фактора. Более того, социальный интеллект позволяет самому человеку оценивать собственные достоинства и недостатки, соотносить свои поступки с требованиями оформившихся у него нравственных и профессиональных норм, а также является необходимым условием эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации личности.
По утверждению ряда авторов (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Х. Харднер, В.Н. Мясищев, А.А. Леонтьев, Л.А. Петровская, Г.А. Ковалев), социальный интеллект человека проявляется во внимании, восприятии, памяти, воображении, мышлении, функционирующих как единая, целостная система и актуализирующихся в теснейшей взаимосвязи друг с другом. Близким в какой- то степени понятию социального интеллекта является используемое В.А. Лабунской понятие «социально-перцептивная способность», под которой понимается способность, формирующаяся в общении и обеспечивающая возможность адекватного отражения психических состояний человека, его свойств и качеств, способность предвидеть свое воздействие на этого человека. [15]
Таким образом, социальный интеллект обеспечивает понимание поступков и действий людей, понимание речевой продукции человека, а также его невербальных реакций (мимики, поз, жестов). Он является когнитивной составляющей коммуникативных способностей личности. В онтогенезе социальный интеллект развивается позднее, чем эмоциональная составляющая коммуникативных способностей - эмпатия. Его формирование стимулируется началом школьного обучения. В этот период увеличивается круг общения ребёнка, развиваются его сензитивность, социально-перцептивные способности, способность переживать за другого без непосредственного восприятия его чувств, способность к децентрации (умение встать на точку зрения другого человека, отличать свою точку зрения от других возможных), что и составляет основу социального интеллекта. Нарушение, гипотрофия этих способностей может явиться причиной асоциального поведения, либо вызвать склонность к таковому.
Способности социального интеллекта многие известные ученые раскрывали в структурах общего интеллекта.
Наиболее полной представляется модель социального интеллекта, описанная в концепции российского ученого, профессора Савенкова А.И [29, с. 9]. На основе существующих теорий, им выделено три группы способностей, описывающих социальный интеллект: познавательные, эмоциональные и поведенческие. По его мнению, каждая из этих групп может быть представлена следующим образом:
1. Познавательные:
- социальные знания - знания о людях, знание специальных правил, понимание других людей;
- социальная память - память на имена, лица;
- социальная интуиция - оценка чувств,
определение настроения, понимание
мотивов поступков других
- социальное прогнозирование - формулирование
планов собственных действий, отслеживание
своего развития, рефлексия собственного
развития и оценка
2. Эмоциональные:
- социальная выразительность - эмоциональная
выразительность, эмоциональная
- сопереживание - способность входить в положение других людей, ставить себя на место другого;
- способность к саморегуляции -
умение регулировать
3. Поведенческие:
- социальное восприятие - умение слушать собеседника, понимание юмора;
Информация о работе Развитие социального интеллекта младших школьников с ЗПР