Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе художественной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 22:46, реферат

Краткое описание

Цель – организация воспитательно – образовательного процесса с учетом ФГТ как условие повышения качества образования.
В межаттестационный период, ориентируясь на задачи МБДОУ и новые требования ФГТ, используя новые педагогические технологии, мной была разработана стратегия собственной педагогической деятельности.

Содержание

1.Введение.
2.Аналитическая часть.
2.1.Анализ продуктивности труда.
2.2.Анализ условий получения результата.
2.3.Анализ противоречий.
3.Проектная часть.
4.Заключение.
5.Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

analiticheskii_otchet_razvitie_tvorcheskih_sposobnostei_u_de.doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Управление образования г.Екатеринбурга

Отдел образования администрации Ленинского района

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад

 общеразвивающего вида

№331

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аналитический отчет за межаттестационный период

 

Тема: «Развитие творческих способностей у детей старшего

дошкольного возраста в процессе художественной деятельности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Выполнила: воспитатель

                                                                  Иванова Екатерина Якимовна

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Екатеринбург,2011


                                                          

 

                                                Содержание

 

 

1.Введение.

2.Аналитическая часть.

  2.1.Анализ продуктивности труда.

  2.2.Анализ условий  получения результата.

  2.3.Анализ противоречий.

3.Проектная часть.

4.Заключение.

5.Список литературы.

6.Приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       Введение.

 

       

         Сегодня в мире накоплен достаточный опыт включения художественной деятельности в процесс развития творческих способностей у детей. О необходимости предоставления детям возможности творить писали еще философы Древней Греции. Этому придавали большое воспитательное значение знаменитые педагоги: Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель и др. Формирование творческой личности одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.

      В «Основных направлениях деятельности   Правительства Российской Федерации на период до 2012 года» указаны пункты, которые определяют направление педагогической деятельности: « 5.Развитие дошкольного и общего образования». Согласно этому документу «… в центре социально-экономической политики необходимо поставить интерес человека в улучшении жизни и в развитии личности… . Необходимо сформировать мотивации и одновременно создать все условия для изменений в сферах, определяющих качество жизни людей, прежде всего для улучшения здоровья, экологии, образования … При этом важнейшими стратегическими факторами обеспечения устойчивости социально-экономического развития остаются поддержание макроэкономической сбалансированности и снижение уровня инфляции. Будет сформирована система новых форм организации научной и образовательной деятельности…» Таким образом, определена одна из задач педагогической работы, которая направлена на развитие личности и создании условий и новых форм образовательной деятельности. А неотъемлемой частью всестороннего развития личности является развитие творческих способностей.

          Так же о воспитании творческой  личности говориться и в документе «Национальная образовательная инициатива  "Наша новая школа"»:        «Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства…» Анализируя перечисленные документы, можно сделать вывод, что формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.

            Е.А.Флерина определяла творчество ребенка как «сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое подчинено работе воображения, на  отображении своих наблюдений, а так же впечатлений полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Разумеется, в своей повседневной деятельности педагоги должны учитывать весь положительный опыт, наработанный мировой педагогикой, а так же широко применять собственный.

  Составной частью педагогического  процесса по формированию творческой  активности детей является создание целостной  системы художественного воспитания. В межаттестационный период, работая в этой области, возник ряд  проблем:

-  для  формирования творческой активности старших дошкольников не  достаточно учитывается принцип системного подхода к художественно – эстетическому развитию дошкольника;

- недостаточно уделяется внимание индивидуальным потребностям. склонностям и интересам ребенка;

- недостаточно оптимизировано взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса.

Таким образом, в результате проведенного анализа педагогической деятельности по данной проблеме можно прийти к выводу, что в образовательном учреждении формированию творческой активности дошкольников уделяется недостаточное внимание. Следовательно, необходимо пересмотреть существующие методы и приемы, а так же сформировать  и реализовать целостный, системный подход к развитию творческих способностей старших дошкольников в процессе  художественной деятельности.

     Полученные данные позволяют констатировать, что в процессе работы возникает объект  и предмет экспертизы.

     Объект: процесс развития творческих способностей.

      Предмет: художественная деятельность старших дошкольников.

          Программой МБДОУ общеразвивающего  вида с приоритетным осуществлением  деятельности по познавательно  – речевому развитию детей №331является программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» ( Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, кафедра дошкольной педагогики), разработанная авторами с позицией гуманистической педагогики, личностно – деятельного подхода к развитию и воспитанию ребенка – дошкольника. Девиз программы «Детство» — «Чувствовать — Познавать — Творить». Эти слова определяют три взаимосвязанных линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность. В единстве с развитием познания и чувств осуществляется в программе линия развития самостоятельности и творчества детей. Задача программы — обогатить опыт самостоятельной деятельности, пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение. Программа ориентирует на активное освоение разнообразных деятельностных умений (игровых, коммуникативных, художественно-изобразительных, трудовых), на многообразие проявлений детского творчества в играх, ручном труде, конструировании, изобразительной и музыкальной деятельности, а также в математической, природоведческой, речевой сферах. Авторы программы считают, что атмосфера современного детского сада должна быть насыщена разнообразными ситуациями, побуждающими детей к творческой самостоятельности, к проявлению фантазии, чтобы каждый ребенок в соответствии со своими склонностями и интересами приобрел опыт успешной творческой деятельности.

         В соответствии с годовым планом деятельности МБДОУ №   и на основе анализа уровня развития детей, психолого – педагогических условий воспитания и обучения, на 2011 – 2012 учебный год определена следующая

Цель – организация воспитательно – образовательного процесса с учетом ФГТ как условие повышения качества образования.

           В межаттестационный период, ориентируясь  на задачи МБДОУ и новые  требования ФГТ, используя новые  педагогические технологии, мной  была разработана стратегия собственной  педагогической деятельности.

 

1.Работала  по следующим направлениям:

 

- формирование интегративных качеств детей дошкольного возраста в условиях ФГТ;

- повышение педагогической компетентности родителей;

- профессиональное саморазвитие.

 

2.Перед  собой ставила следующие задачи:

 

-разработка  и реализация рабочей программы  по реализации основной  общеобразовательной программы дошкольного образования общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому развитию  детей в рамках Образовательной программы МБДОУ;

-создание  и развитие социально – адаптивной среды, обеспечивающей познавательно – речевое и художественно – эстетическое развитие ребенка;

-повышение  уровня педагогической компетентности  родителей в области художественно  – творческого развития дошкольников;

-повышение  квалификации с применением инновационных технологий.

 

3. В процессе реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования с учетом поставленных задач по развитию интегративных качеств детей получены следующие результаты:

физическое развитие -  83% детей показали высокий уровень развития данного качества, 17% детей имеют средний уровень; эмоциональная отзывчивость-79% и 21% соответственно; любознательность, активность – 78% и 22%; степень овладения универсальными предпосылками учебной деятельности- 76% и 24%; степень овладения необходимыми умениями и навыками- 79% и 21% соответственно.

 

 

В соответствии с программой развития МБДОУ № и на основе анализа своей педагогической работы мной определена следующая цель и задачи аналитического отчета

 

Цель – формирование и развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста  в процессе художественной деятельности.

Достижение поставленной цели обеспечивает решение следующих задач:

   

    1. Разработать и внедрить   комплексную  систему  развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста;

    2.Создать условия для развития у детей творческого отношения к окружающему миру.

     3.Провести анализ эффективности выбранных методов и различных форм совместной деятельности детей и педагогов;

    4.Сформировать у дошкольников познавательную и творческую активность;

    5.Приобщить детей к миру художественного изобретательства;

    6.Развивать эстетический вкус, художественные навыки и умения;

    7. Повысить уровень педагогической компетентности родителей в области художественно – творческого развития дошкольников.

    8.Повысить свой профессиональный уровень, изучить литературу и проанализировать передовой опыт педагогов по развитию творческой активности  дошкольников с использованием инновационных технологий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Аналитическая часть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1.Анализ результатов продуктивности труда.

      

      Формирование творческих способностей является одной из целей художественно – эстетического воспитания. Главным в реализации педагогической  работы считается развитие личности, его индивидуальности, творческого потенциала, основанное на принципах сотрудничества и сотворчества с взрослыми, без запретов и категоричных отрицаний со стороны взрослого.

     Так практика показала, что непринужденное приобщение детей к миру прекрасного развивает  у детей активный интерес к процессу творчества, к миру предметов и вещей, созданных людьми, воспитывает уважение к их творцам.

      Для достижения высоких результатов в своей работе широко использовала новые педагогические технологии, которые активно применяла в образовательной деятельности:

     -созданы мини – музеи как  в своей группе, так и во  всем образовательном учреждении, где дошкольники знакомятся с различными культурными ценностями, произведениями искусства, узнают о местных достопримечательностях и др.;

     - в  различных творческих процессах использовала мульти – медийные средства такие как познавательно – обучающие фильмы, музыкальные произведения, презентации  на различные темы, показательные фильмы – отчеты ( для родителей и педагогов) и др.;

      -в совместной деятельности с детьми активно применяла инновационные методы и приемы обучения (интеграция, эксперименты, игры – фантазии и др.);

        Личным вкладом в развитие образовательного учреждения считаю разработку рабочей программы по реализации образовательной области «Художественное творчество» в составе инициативной группы образовательного учреждения – проект «Приведение образовательной программы МБДОУ № в соответствии с ФГТ».

        Разработана система мониторинга  достижения детьми планируемых  результатов, освоение детьми оразовательной  области «Художественное творчество».

         Так же личным вкладом в развитие образовательного учреждения является накопленный опыт разработок и реализации творческих проектов, которым я делюсь с педагогическим коллективом.

 

          Вкладом в саморазвитие считаю:

-приобретение таких личностных качеств как инициативность, настойчивость,                                                                 креативность, уверенность в себе;

- повышение своего профессионального  уровня;

- достижение результативности в  намеченных целях и задачах;

- овладение современными педагогическими и инновационными технологиями;

- повышение уровня педагогической  рефлексии.

Современный воспитатель — это профессионал, умеющий решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности. Он должен видеть ребенка в образовательном процессе ДОУ. Для  этого мной были обозначены диагностические задачи, решение которых позволяют:

Информация о работе Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе художественной деятельности