Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе художественной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 22:46, реферат

Краткое описание

Цель – организация воспитательно – образовательного процесса с учетом ФГТ как условие повышения качества образования.
В межаттестационный период, ориентируясь на задачи МБДОУ и новые требования ФГТ, используя новые педагогические технологии, мной была разработана стратегия собственной педагогической деятельности.

Содержание

1.Введение.
2.Аналитическая часть.
2.1.Анализ продуктивности труда.
2.2.Анализ условий получения результата.
2.3.Анализ противоречий.
3.Проектная часть.
4.Заключение.
5.Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

analiticheskii_otchet_razvitie_tvorcheskih_sposobnostei_u_de.doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)
  • знать индивидуальные особенности и возможности ребенка;
  • учитывать их в образовательном процессе МБДОУ;
  • отслеживать динамику изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса детского сада, характер его продвижения в развитии;
  • определять эффективность влияния реализуемых педагогических условий.

 

В межаттестационный период мной регулярно проводилась диагностика дошкольников в начале и в конце учебного года. Для диагностики в образовательной области «Художественное творчество» разработана система заданий и игр(диагностический инструментарий).(см. приложение)

  Опираясь на показатели достижений дошкольников , которые даны в основной программе МБДОУ ( «Детство»), мной составлена  сводная таблица результатов мониторинга освоения детьми образовательной области «Художественное творчество» за период с 2008 по 2011год. Проводя мониторинг результатов было выделено три уровня: высокий, средний и низкий. Анализируя показатели в процентном отношении, видно, что качество освоения программы постоянно растет. Так анализ «стартовых»  и итоговых результатов освоения образовательной области  у детей старшей группы показал, что к концу учебного года высокий уровень (средний показатель) повысился с 52% до 78% за счет перехода из среднего (30%) в высокий (10%) и перехода в средний (15%) из низкого (18%).(см.приложение 1.2)

        Исходя из сводной таблицы мониторинга подготовительных групп 2010г. и 2011г. выпуска, составлена диаграмма, где прослеживается прогресс развития освоения образовательной области «Художественное творчество». По результатам мониторинга видно, что процент высокого уровня освоения программы так же увеличился  на 44% и на 52% в 2010г. и 2011г. соответственно. Анализируя результаты этих выпусков детей, которые представлены в сравнительном графике динамики результатов освоения образовательной области «Художественное творчество», прослеживается тенденция увеличения показателей среднего и высокого уровня из года в год: высокий – на 10%, средний – на 7%.(см. приложение). Можно констатировать, что выполненная  работа показала   положительную динамику и качественные результаты освоения образовательной области «Художественное творчество»

 

 

 

 

2.2 Анализ условий получения  результата.

    

       Для успешной реализации поставленной цели и задач в  возникла необходимость пересмотра форм организации предметно-пространственной среды дошкольного учреждения. Для формирования творческой активности старших дошкольников важен учет принципов построения предметно-пространственной среды детского сада: принцип открытости, принцип функционального зонирования, принцип мобильности, принцип полифункционального предметного мира.

      В образовательном учреждении организована творческая группа, в которую входят педагоги  разных возрастных групп. Я делюсь с коллегами опытом по  оформлению предметно – пространственной среды. Так в каждой группе образовательного учреждения создана развивающая среда, которая направлена на развитие творчества: центры художественного творчества, где в свободном пользовании находятся различные художественные материалы (краски, пластилин, кисти, разные трафареты и др.), опытно – экспериментальные  центры, где так же находятся различный материал для экспериментирования и рассматривания (природный материал, песок, гербарии и др.).

        Для совместной деятельности  с воспитанниками, по развитию  творческих способностей, мной сделана  подборка дидактического материала  и игр (см.приложение).

         Эти игры помогают  в индивидуальной работе. Они используются в утренние и вечерние часы, когда количество детей позволяет уделять наибольшее внимание педагога каждому воспитаннику. Опыт показал, что изготовленные дидактические игры можно использовать в работе с детьми как с младшими, так со старшими дошкольниками.

         Так же для творческого развития  личности  ребенка необходимо, чтобы  все его контакты с предметным  миром носили открытый, диалогический  характер. Решение данной задачи  видится в принципе открытости, который призван дать детям более широкий диапазон действий, впечатлений, новых знаний, различных эмоций путем обогащения предметно-пространственной среды средствами искусства, природы, общения и возможностью выразить себя. Так для решения этой задачи в своей группе организовала мини – музеи, где систематически меняется тематика, а экспонаты собираются вместе с детьми и их родителями. Параллельно с предложенными темами мини – музеев организована работа по проектной деятельности. Воспитанники вместе с родителями готовят и проводят презентацию своих работ. Этим опытом делюсь с коллегами. Такие мини – музеи существуют в каждой группе нашего образовательного учреждения, а образовательная деятельность по реализации проектов художественно – творческой направленности проводится ежемесячно (в них принимают участие все желающие воспитанники и их родители, педагоги).

          В целях просвещения и педагогов, и семьи по вопросам использования современных методик и инноваций по развитию творческих способностей у дошкольников публиковались мои статьи в газете образовательного учреждения «Вместе»: «Что мы умеем и любить рисовать», «Развивайте творчество детей», «Через знания о природе к художественному образу», «Воспитание художественного вкуса» и др.

         Одно из главных условий получения высоких результатов в своей педагогической деятельности – качественное взаимодействие с семьей. С целью определения отношения родителей и педагогов к развитию творческой активности дошкольников и анализа планов воспитательной работы проводила анкетирование. Такие анкетирования способствуют выявлению отношения родителей и педагогов к проблеме необходимости приобщения детей к активному творчеству в процессе художественной деятельности.

         Считаю, что большую помощь в работе оказало достаточное информационное обеспечение: в нашем образовательном учреждения имеется выход в Интернет, где можно найти много интересного и полезного материала для использования в работе с воспитанниками, изучить опыт педагогической работы не только в своем регионе, но и по всей стране, что открывает большие возможности, как для общения (на различных форумах), так и обогащения своего педагогического опыта. Так же в нашем образовательном учреждении регулярно ведется подписка на современные педагогические газеты и журналы, в которых всегда можно найти полезную информацию для своей педагогической деятельности.

Велась активная работа по повышению информационной культуры: рост профессионализма в овладении современными информационно – коммуникационными технологиями, освоены информационные ресурсы, правила пользования мультимедийным оборудованием.

        Таким образом, повысив свой профессионально – личностный потенциал, достигла поставленных  цели и задач.

 

 

 

 

2.3.Анализ противоречий

   

    Анализ научной, методической литературы и практики МБДОУ  обнаружил ряд противоречий:

   - развитие творческой активности старших дошкольников невозможно без построения благоприятной  предметно-пространственной среды детского сада;

   -формирование полноценной личности невозможно без развития творческой активности у детей;

   -развитие творческих способностей ребенка невозможно без использования разных видов искусств и интеграции их во всех видах деятельности детей дошкольного возраста;

   -приобщение дошкольников к культурным ценностям невозможно без формирования эстетического отношения к действительности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        Проектная часть

 

 

 

                   

 

 

 

 

 

 

Описание планируемой  деятельности.

 

Для реализации поставленных задач мной была запланирована и проделана следующая работа:

      1.Создана предметно – развивающая среда группы детского сада для использования совместной и самостоятельной деятельности детей:

  • приобретена различная литература художественной направленности для детей и методическая - для педагогов;
  • приобретены тематические альбомы ( например: «Гжель», «Золотая              Хохлома», «Дымка», «Портретная живопись», «Пейзажная живопись» и др.);
  • собрана коллекция аудиозаписей различной тематики

( классическая музыка, современная, фольклорная и др.);

  • создана картотека демонстрационного материла;
  • организован центр игры, для которого изготовлены и приобретены дидактические игры (мозаики, конструкторы, настольно – печатные и др.);
  • изготовлены атрибуты для проведения различных игр (маски, «ряженье» и др.);
  • изготовлены технологические карты по рисованию и аппликации
  • в группе функционируют развивающие центры «Мой дом – моя страна», «Творческая мастерская», экспериментальный центр, «Я познаю мир», «Читайка»;
  • .созданы мини – музеи такие как: «Подводное царство», «Народы России», «Каслинское литье», «Уральские камни и минералы», «Что читали мамы – папы», «Как хорошо уметь читать», «Наш Екатеринбург»,«Игрушка своими руками», «Волшебница вода» и др.
  • в центре художественного творчества всегда доступны различные            материалы ( бумага, пластилин, краски и др.) и инструменты

(кисти, карандаши, мелки, стеки, «формочки» и др.), трафареты,                                                                                           силуэтные формы;

  • созданы условия для свободного

экспериментирования с художественными материалами и              инструментами; для выставок детских работ изготовлены «лесенка» (лепка из пластилина, глины, поделки из природного материала) и стенд «Что мы умеем» (аппликация и рисунки)

 

2. Организована образовательная деятельность дошкольников в сотрудничестве с педагогом, которая включает в себя дидактические игры  по развитию художественного творчества, игровые ситуации, творческие задания,  различные беседы о традиционной русской культуре,  наблюдения. Она проводится группой, подгруппой и индивидуально. Тематическое планирование такой деятельности раскрыто в рабочей программе по разделу «Художественное творчество».

 

 

3. Для того, чтобы стимулировать у дошкольников познавательную и творческую активность проводятся такие мероприятия как:

  • выставки детских работ ;
  • выставки и презентации проектов ( «Откуда берется вода», «Наш любимый   А.С.Пушкин», « Как появилась книга», « Моя семья», «Моя мама лучшая на свете» и др.
  • конкурсы поделок («Конкурс шляпок», «Дары осени», «Портрет мамы (папы, бабушки, дедушки), «Природа и фантазия» и др.) ;
  • участие в различных городских и районных конкурсах , деловых играх, фестивалей;
  • совместно с музыкальным руководителем организуются и проводятся праздники «Осенины», «Масленица» и др.,  театрализованные постановки «Кошкин дом», «Муха – цокотуха», «Дюймовочка» и др.

 

4. Для развития творческих способностей ребенка в процессе образования использую разные виды искусств и интеграции их во всех видах деятельности детей дошкольного возраста . Так в процессе рисования использую музыкальные аудиозаписи для создания эмоционального фона, в процессе создания различных декоративных работ применяю предметы народного быта, украшенные по мотивам декоративных народных промыслов. Во время занятий конструированием и лепкой использую фотографии с изображением различных скульптур, архитектурных памятников. В различных беседах, наблюдениях, творческих заданий, играх широко использую репродукции знаменитых художников различной тематики.

        Для формирования полноценной личности дошкольника  необходимо развивать в нем творчество . А для того чтобы этот процесс проходил целенаправленно и результативно проведено диагностирование детей  в желании отражать  художественные представления в разных видах деятельности: игровой, изобразительной, театрализованной. Использовала следующие методы: беседы, экспериментальные и диагностические ситуации, наблюдение (см. приложение «Педагогический инструментарий для проведения диагностики»). Так же на развитие творческой личности дошкольника оказывает  воспитание в семье. Поэтому повышала педагогическую компетенцию родителей в области развития художественного творчества у дошкольников. Активно включала их в совместный процесс создания различных работ(«Наш любимый А.С.Пушкин», «Природа и фантазия», «Игрушка своими руками» и др.), а также путем просвещения в области эстетического развития детей (консультации для родителей, мастер – классы, тематические собрания, см. приложение).

   

             Приобщение дошкольников к культурным  ценностям невозможно без формирования  эстетического отношения к действительности.

 

 

Для этого применяла комплекс всевозможных методов и приемов, которые  обеспечивают формирование эстетического отношения дошкольников к действительности.

          Ребенок всегда откликается на  красивое в природе, предметном  мире, искусстве, на добрые чувства  людей.

           

          Педагогическая наука и практика  определила ряд наиболее эффективных методов, способствующих формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий:

 

  • метод убеждения, направленный на развитие эстетического воспитания, оценки первоначальных проявлений вкуса;
  • метод приучения, упражнение в практических действиях, предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения;
  • методы проблемных ситуаций, побуждающих  к творческим и практическим действиям.
  • метод побуждения к сопереживанию, эмоционально – положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательное отношение к безобразному в окружающем мире.

 

 

Приемы, которые  использовала :

 

  • слово воспитателя (пояснение, указания) и наглядные методы, заключающиеся в демонстрации произведений искусства, показе приемов исполнения;
  • приемы развития сознательного отношения, умения анализировать, сопоставлять и приемы, побуждающие к эмоциональным переживаниям.
  • показ действий, которым надо точно следовать, и приемы, формирующие способы самостоятельных действий;
  • приемы, направленные на упражнение, тренировку в навыках, и творческие задания, предлагающие оригинальность, своеобразие исполнения, выдумку, вариативность.

Информация о работе Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе художественной деятельности