Развитие творческого воображения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 20:17, контрольная работа

Краткое описание

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.
Тема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.

Содержание

Введение_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _3
Понятие о воображении как психическом познавательном процессе_ 4
Виды воображения. Характеристика творческого воображения_ _ _ 6
Способы развития творческого воображения_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 8
Личностные особенности творческого человека_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 9
Заключение_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _11
Список используемой литературы_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _12
Задачи_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _13

Вложенные файлы: 1 файл

Психология (Развитие творческого воображения).docx

— 47.31 Кб (Скачать файл)

Воображение - это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. Вместе с тем воображение может выступать как средство создания образов, не программирующих активную деятельность, а заменяющих ее.

Первое и важнейшее назначение воображения как психического процесса заключается в том, что оно  позволяет представлять результат  труда до его начала, представлять не только конечный продукт труда (например, стол в завершенном виде как готовое  изделие), но и его промежуточные  продукты (в данном случае те детали, которые надо последовательно изготовить, чтобы создать стол).

Течение творческого процесса предполагает возникновение множества ассоциаций (однако их актуализация отличается от того, что наблюдается в процессах памяти).

Специфическая особенность творческого  воображения заключается в том, что оно отклоняется от привычного хода ассоциаций, подчиняя его тем  эмоциям, мыслям, стремлениям, которые  преобладают в данный момент в  психике художника. И хотя механизм ассоциаций остается тем же (ассоциации по сходству, смежности или контрасту), отбор представлений определяется именно этими детерминирующими тенденциями.

Базой воображения всегда являются восприятия, предоставляющие материал, из которого будет строиться новое. Затем идет процесс переработки  этого материала – комбинирование и перекомбинирование. Составными частями  этого процесса являются диссоциации (анализ) и ассоциации (синтез) воспринятого.

На этом деятельность творческого  воображения не заканчивается. Полный круг будет завершен тогда, когда  воображение воплощается, или кристаллизуется  во внешних образах. Будучи воплощено  вовне, принявши материальное воплощение, это, «кристаллизованное» воображение, сделавшись вещью, начинает реально  существовать в мире и воздействовать на другие вещи. Такое воображение  становится действительностью.

Таким образом, продукты воображения  в своем развитии описали круг.

Элементы, из которых они построены, были взяты человеком из реальности.

Внутри человека, в его мышлении, они подверглись сложной переработке  и превратились в продукты воображения.

Наконец воплотившись, они снова  вернулись к реальности, но вернулись  уже новой активной силой, изменяющей эту реальность. Таков полный круг творческой деятельности воображения.

 

 

               Способы развития творческого воображения.

 

Воспитательная  эффективность учебного процесса в  значительной мере зависит от того, насколько обеспечивается формирование творческих способностей каждого ученика. Поэтому существует необходимость  с раннего возраста развивать  творческие способности.  
 
Выделяют следующие уровни способностей:

 

  1. Репродуктивный (обеспечивает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью).
  2. Творческий (обеспечивает создание нового, оригинального).

 
Творческие способности делятся  на три основные группы:

 

  1. Способности, связанные с мотивацией (интересы и склонности);
  2. Способности, связанные с темпераментом (эмоциональность);
  3. Умственные способности.

 
      У одного и того же человека могут быть разные способности, но одна из них может быть более значительной, чем другие. С другой стороны, у разных людей наблюдаются одни и те же способности, но различающиеся между собой по уровню развития. С начала XX века предпринимались попытки измерить способности. Для измерения способностей использовались тесты. Но более верный путь определения способностей — это выявление динамики успехов в процессе деятельности. Успешность выполнения любой деятельности определяется не какими-то отдельными способностями самими по себе, а лишь сочетанием способностей, своеобразным у каждого человека. Успех в овладении деятельностью может достигаться различными путями. Так, недостаточное развитие той или иной отдельной способности может быть компенсировано развитием других способностей, от которых также зависит успешное выполнение той же самой деятельности. 
 
      Компоненты педагогических способностей: конструктивные, организаторские, коммуникативиые. Конструктивные способности проявляются в желании и умении развивать личность ученика, отбирать и композиционно строить учебный материал применительно к возрастным и индивидуальным особенностям детей. Организаторские способности проявляются в умении включать учащихся в различные виды деятельности и умело воздействовать на каждую личность ребенка. Коммуникативные способности проявляются в умении устанавливать правильные взаимоотношения с детьми, чувствовать настроение всего коллектива, понять каждого ученика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            Личностные особенности творческого человека.

 

Первый период. Он нам известен; это – возраст, с которого начинается проявление воображения. У нормального человека это начинается с трех лет, охватывает детство, отрочество, юность и продолжается то больше, то меньше. Игры, сказки, мифические и фантастические понятия о мире – вот в чем  оно выражается прежде всего; потом  у большинства воображение зависит  от влияния страстей и особенно от половой любви. Долгое время оно  остается свободным от всякого рационального  элемента.

 

Размышление рождается  довольно поздно, растет медленно и  по мере своего укрепления влияет на работу воображения, стремясь ее уменьшить.

 

Второй период. Это критическая фаза неопределенной продолжительности, но во всяком случае гораздо более краткой, чем две другие. Этот момент кризиса можно характеризовать лишь его причинами и следствиями. В физиологическом порядке его причины – образование взрослого организма и взрослого мозга; а в порядке психологическом – антагонизм между чистою субъективностью воображения и объективностью рассудочных процессов, или другими словами – между неустойчивостью и устойчивостью ума. Что касается до следствий, то они принадлежат только третьему периоду, наступающему после этой темной фазы метаморфозы.

 

Третий период. Он уже окончательный; так или  иначе, в той или другой степени  воображение сделалось рассудительным, подчинилось рассудку; но этого преобразования нельзя свести к единственной формуле.

 

Лишь особенно богато одаренные воображением составляют исключение. Большинство мало-помалу входит в прозу практической жизни, хоронит мечты своей юности, считает  любовь химерой, и проч. Это однако лишь регресс, но не уничтожение, потому что творческое воображение не исчезает совершенно ни у кого; оно делается только случайностью.

 

Оно продолжается, но предварительно преобразовавшись; оно приспособляется к рациональным условиям; это уже не чистое воображение, а смешанное. Так бывает у людей, действительно богатых воображением, у которых способность к изобретению  остается долго юною и живучею. Этот период продолжения и окончательного устройства духовной жизни с помощью  рассудочного преобразования воображения  представляет несколько случаев. Во-первых – это самый простой случай – преобразование происходит под  логическою формой. Творческая способность, проявившаяся в первый период, остается постоянно той же и следует  все тому же пути. Таковы скороспелые  изобретатели, призвание которых  проявилось рано и не подвергалось никогда отклонению в сторону. Изобретение  сбрасывает с себя постепенно детские  или юношеские черты и становится соответствующим поре мужества; других же изменений нет.

 

Встречается и  случаи, когда воображение, к концу  третьего периода, возвращается к расположениям  первого возраста. Такая регрессивная метаморфоза случается редко, но примеры ее есть. Обыкновенно творческое воображение, пройдя фазу, соответствующую  мужеству, гаснет вследствие медленной  атрофии, не подвергаясь преобразованию.

 

Наконец у некоторых  воображение, хотя и сильное, не переходит  за первый период и сохраняет всегда свою юношескую, почти детскую форму, едва измененную крайне малым количеством  рассудочности.

 

В упомянутом третьем  периоде развития воображения проявляется  вторичный дополнительный закон  – возрастающей сложности; он следует  за поступательным движением от простого к сложному. По правде сказать, это  не есть закон воображения в собственном  смысле, но рационального развития, влияющего на него в обратном направлении; это закон духа познающего, но не воображающего.

 

Бесполезно доказывать, что теоретическое и практическое знание развивается по мере своего усложнения. Но как скоро ум ясно отличает возможное от невозможного, мнимое от действительного (чего не может  делать ребенок и дикарь), как  скоро он привык к рассудительности, подчинился дисциплине, влияние которой  неизгладимо, – и творческое воображение  волей-неволей подчиняется новым  условиям. Оно лишается своей неограниченной власти, теряет ту смелость, какою обладало в детстве, - и подчиняется правилам логического мышления, которое в своем движении захватывает и его. За указанными выше исключениями (причем они только частные) творческая способность зависит от способности познания, налагающего на первую обязанность принять его форму и следовать его закону развития. В литературе и искусствах установление разницы между простотою примитивных созданий и сложностью произведений далеко зашедшей цивилизации сделалось общим местом. В порядке практическом, техническом, научном, социальном, чем больше дело подвигается вперед, тем больше нужно и знать, чтоб создавать новое, а без этого люди повторяют старое, полагая, что изобретают новое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              Заключение.

 

В заключении можно  сказать, что развитие воображения  и творческой деятельности играет большую  роль в процессе человеческой деятельности. Ни одному виду человеческой деятельности не чужд творческий подход, которая  способствует расширению пределов человеческих возможностей.

 
          Развитием способностей детей следует заниматься еще с дошкольного возраста. Однако, по мере взросления, воображение принимает иные формы и результаты его творчества находят свое применение в жизни.

 
           Миру известные многие личности, которые внесли свой вклад в историю. Это и люди искусства: художники, поэты, музыканты и т.д., и ученые и изобретатели, которые двигали научно-технический прогресс, в результате чего в настоящее время любой человек может пользоваться всеми благами человечества и наслаждаться произведениями искусства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         Список используемой литературы.

 

  1. Калошина И.П./Психология творческой деятельности: Учеб. пособие для вузов – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 431 с.
  2. Рубинштейн С.Л./Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2000. – 712 с.
  3. Боровик О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации. – М.: ООО «ЦГЛ «Рон»» 2000. – 112с.
  4. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. – М., 1979.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Задачи.

 

  1. Психологическая задача 1

 

Русский историк  М.С. Соловьев, обсуждая введение Петром Великим новых образцов одежды, пишет:

“Одеждой человек дополняет свое существо, потребностью одежды отличается от других животных и тем прямо указывает на отношение одежды к высшей, чисто человеческой стороне своей природы; в одежду человек кладет свою мысль, в одежде отражается его внутренний, духовный строй. Говорят, человек, погруженный во внутренний, духовный мир свой, занятый преимущественно его интересами, мало заботится об одежде, которая и тут не теряет своего значения; одежда выразит и ненравственное побуждение человека в пренебрежении ею, как было замечено об одном древнем философе, что через прорехи его неряшливой одежды виднеется его тщеславие: таким образом, одежда, назначенная для прикрытия тела, обнажает сокровенное духа”.

Согласны ли вы с этим рассуждением? Если нет, докажите свою точку зрения.

Какой социально-психологический  смысл заложен в народной пословице: “Встречают по одежке – провожают по уму”? Подтверждается ли эта пословица в наши дни?

Информация о работе Развитие творческого воображения