Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста на занятиях художественного творчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 20:02, курсовая работа

Краткое описание

Значение занятий аппликацией в том числе и с использованием нетрадиционных техник, с использованием занимательного материала для образования дошкольников исторически и научно доказано. В результате обобщения опыта педагогов было выявлено значение обучения аппликации:
- развитие эстетического мировосприятия, воспитание художественного вкуса;
развитие художественно – графических умений и навыков;
развитие фантазии, творческого мышления и воображения, пространственного восприятия;
развитие точных движений руки и мелкой моторики пальцев;
становление некоторых организационных навыков художественного творчества;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Средства развития художественного творчества детей дошкольного возраста………………………………………………………………………….…6
1.1.Понятие художественного творчества…………………………………..…..6
1.2.Особенности художественного творчества дошкольников………………..8
1.3. Основные условия и средства развития художественного творчества детей дошкольного возраста…………………………………………………....10
Глава 2. Занимательные занятия аппликацией из нетрадиционных материалов как средство развития творчества детей дошкольного возраста………….….12
2.1. Развитие личности ребенка средствами аппликации……………………..12
2.2.Занимательные занятия интегрированного характера по аппликации.….14
Глава 3. Развитие творческой активности старших дошкольников в процессе ручного труда……………………………………………………………………16
3.1. Творческая активность старших дошкольников в ручном труде……….16
Заключение…………………………………………………………………...…..28
Литература…………………………………………………………………….…33

Вложенные файлы: 1 файл

аппликации1.docx

— 67.26 Кб (Скачать файл)

Интерес к изобразительной  деятельности детей обусловливается его важностью для развития личности ребенка, и с годами потребность в ней не ослабевает, а все более увеличивается.

Формирование психических  процессов и основных видов деятельности взаимосвязано. Восприятие, воображение, память, внимание ребенка, развиваясь в играх и на занятиях, проявляются по-разному, в зависимости от организации его деятельности, зависящей от приемов и средств воспитания и обучения, соответствующих возрасту ребенка.

Одно из условий проявления творчества в художественной деятельности - организация интересной содержательной жизни ребенка: организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира, общение с искусством, материальное обеспечение, а также учет индивидуальных особенностей ребенка, бережное отношение к процессу и результату детской деятельности, организация атмосферы творчества и мотивация задания. Формирование мотивов изобразительной деятельности от принятия, удержания, выполнения темы, поставленной педагогом, до самостоятельной постановки, удержания и выполнения темы является одной из важных задач обучения. Следующей задачей является формирование восприятия, так как изобразительная деятельность возможна на уровне сенсорного восприятия: умения рассматривать предметы, всматриваться, вычленять части, сравнивать с сенсорными эталонами форму, цвет, величину, определять признаки предмета и явления. Для создания художественно-выразительного образа необходимо эмоциональное эстетическое восприятие, развитие у ребенка умения замечать выразительность форм, цвета, пропорций и выражать при этом свое отношение и чувства.

Цель сенсорного воспитания - формирование у детей рационального чувственного познания окружающего мира на основе усвоения сенсорных эталонов. Изобразительная деятельность оказывает непосредственное влияние на развитие сенсорных процессов, образного мышления, воображения, а дошкольный возраст является благоприятным для их развития, и наибольшие возможности открывает именно изобразительная деятельность. Сенсорное воспитание является основой умственного воспитания, обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребенка. Сенсорное воспитание - это целенаправленное развитие ощущений и восприятий, с которых и начинается познание окружающего мира.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Занимательные занятия аппликацией из нетрадиционных материалов как средство развития творчества детей дошкольного возраста

2.1. Развитие личности ребенка средствами аппликации

В детском саду изобразительная  деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений  ребенка об окружающем мире.

В процессе занятий аппликацией  дети знакомятся с простыми формами  различных предметов, части и  силуэты которых они вырезают и наклеивают. Создание силуэтных  изображений требует большой  работы мысли и воображения, т.к. в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.

Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и  т.д.) и величин (больше, меньше). Эти  сложные понятия легко усваиваются  детьми в процессе создания декоративного  узора или при изображении  предмета по частям.

В процессе занятий у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется  художественный вкус. Им не надо самим  составлять цвета или закрашивать  формы. Представляя ребятам бумагу разных цветов, у них воспитываются  умение подбирать красивые сочетания.

С понятиями ритма и  симметрии дети знакомятся уже в  младшем возрасте при распределении  элементов декоративного узора.

 

 

 

2.2.Занимательные занятия интегрированного характера

по аппликации

Интегрированный подход в  образовании для дошкольного  образования глубоко разработан в научно-педагогической и методической литературе. В дошкольном воспитании сделаны лишь первые шаги. Поэтому  мы пытаемся выделить основания интегрированного подхода как сущности образовательного процесса. В основу интегрированных занятий положены принципы взаимосвязи, близости содержания ведущих тем. Интегрированный подход к современному образованию предполагает изменение содержания и методов обучения, которые обеспечивают жизненность ведущих интегрированных принципов: личностного восприятия, личностной ответственности за свою деятельность.

Чтобы процесс интеграции не был поверхностным, следует четко  знать различия между интегрированными и комплексными занятиями. Комплексное  занятие проводится на знакомом материале, решает несколько задач, проводится эпизодично. Интегрированное занятие построено по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств развития детей, проводится систематически.

Приоритетным направлением работы детского сада является художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Эффективность этого направления во многом определяется комплексным использованием всех средств эстетического цикла: театра, музыки, художественной литературы, рисования, аппликации.

Интеграция в системе  специально организованных занятий  объединяет эти средства и поэтому  очень актуальна, так как:

  • интегрированные занятия способствуют глубокому проникновению детей в смысл слова, в мир красок и звуков;
  • помогают формированию грамотной устной речи, ее развитию и обогащению;
  • развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства;
  • воздействуют на психические процессы, которые являются основой формирования художественно-творческих и музыкальных способностей ребенка.

Такие занятия ориентированы  на всестороннее развитие личности ребенка, отвечают «Конвенции дошкольного воспитания», а также «Временным стандартам дошкольного  образования», содержащимся в приказе Министерства образования РФ № 448 от 22.08.96 г. Интегрированные занятия позволяют уменьшить количество специально организованных занятий и увеличить время для других видов деятельности.

Например: в подготовительной к школе группе запланировано 5 занятий по изобразительной деятельности, 3 - по развитию речи, 3 - по музыкальной деятельности. Чтобы уменьшить количество занятий, их объединили в интегрированные по цели и тематике:

  • Развитие речи и аппликация.
  • Музыка и аппликация.

В данном случае музыка и  развитие речи - ведущая деятельность, аппликация - вспомогательная, помогающая достижению цели занятия. В результате интеграции занятий в подготовительной к школе группе осталось 3 занятия по изобразительной деятельности, 2 - по развитию речи, 2 - по музыкальной деятельности, 2 интегрированных занятия.

В отдельный блок занятий  выделены занятия по слушанию музыки, где уделяется внимание классическим произведениям М. И. Глинки, П. И. Чайковского, В. А. Моцарта, Р. Шумана. На этих занятиях ребенок входит в мир музыки, новых  чувств и воображения. Естественным продолжением таких занятий является аппликация. Первую часть занятия ведет музыкальный руководитель, вторую - воспитатель по изодеятельности. Другой вид занятий по развитию речи с аппликацией проводит воспитатель. Включение в занятие трех видов деятельности - слушание музыки, развитие речи, аппликация - проводят три педагога. Эти занятия не нарушают принципов диалектики, сохраняют специфику разных видов искусства, учитывают возрастные и индивидуальные особенности детей. Дети, по словам Ушинского К. Д., «мыслят образами, формами, красками, звуками, ощущениями вообще, и тот воспитатель напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы ее заставить мыслить иначе».

Интегрированные занятия, проводимые в системе, эффективны, дают высокие результаты, повышают продуктивную деятельность детей в обучении аппликации.

Цель интеграции: научить ребенка видеть мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Воспринимать окружающее через мир музыки и живописи.

Задачи:

1) Повысить эффективность  художественно-эстетического воспитания.

  1. Пробудить интерес к творчеству, умению выражать свои мысли, чувства в речи, аппликации.
  2. Формировать умение использовать накопленный опыт для действия в определенной ситуации.
  3. Научить выделять главное из общего потока информации.

Степень новизны заключается  в освоении нетрадиционных

для дошкольного воспитания дидактических приемов интегрированных занятий, их ведущей деятельности, структуры занятий, направленных на решение целостных задач.

 

 

 

 

Глава 3. Развитие творческой активности старших дошкольников в процессе ручного труда

3.1. Творческая активность старших дошкольников в ручном труде

 Ручной труд является одним из наиболее интересных, привлекательных и доступных для дошкольников видов деятельности. Возникая и формируясь на основе игры, он значительно обогащает опыт детей, способствует их эмоционально-волевому и творческому развитию, проявлению самостоятельности, инициативы, оригинальности. Различные психические процессы (память, мышление, воображение, восприятие и др.), органы чувств приходят в деятельное состояние при соприкосновении пальцев руки ребенка с поверхностью материала. Нервные импульсы, идущие от чувствительных рецепторов, активизируют творческие участки головного мозга.

Анализируя педагогические условия формирования творческой

активности, многие исследователи  обращают внимание на тот факт, что  возможность дошкольников к творческой самореализации, самовыражению детерминирована  их знаниями, умениями и навыками.

Исследование структуры  и содержания творческой активности в ручном труде убеждает в том, что анализируемые разными педагогами (Э.М.Галямова, О.В.Дыбина О.В.Цаплина, Н.И.Щередина и др.) компоненты нуждаются в уточнении, расширении и конкретизации применительно к ручному труду дошкольников, а также в разработке критериев их комплексной оценки.

Рассматривая творческую активность старших дошкольников в  ручном труде как сложное интегральное качество личности, мы выделяем в ней следующие структурные компоненты: мотивационный, когнитивный и практико-ориентированный, каждый из которых конкретизируется рядом показателей.

- Мотивационный компонент  предусматривает наличие устойчивого  познавательного интереса к творческому  труду, его целеполагание (ребенок осознает, что труд - это источник материального благополучия, любимое дело каждого человека, выражение заботы об окружающих людях, способ дальнейшего совершенствования своего мастерства, возможность реализовать свои способности, проявить индивидуальность), переживание ярких положительных эмоций от процесса и результата труда.

Когнитивный компонент - овладение  ребенком системой разнообразных знаний и представлений об инновационной  трудовой деятельности людей, ее специфике  и многообразии; значительных возможностях технических устройств, инструментов и материалов, вариативности их использования, преимуществах и недостатках; основах  рационализаторской деятельности; основных терминах и понятиях художественно-конструктивной деятельности (творчество, эксклюзивный, оригинальный, профессионализм, мастерство и т.д.); источниках самостоятельного получения информации и т.д.

- Практико-ориентированный  компонент включает умения и  навыки самостоятельного, нетривиального  применения усвоенных знаний, представлений  в практических обстоятельствах;  проектирование работы по собственному  замыслу; ориентировку в пооперационном  планировании деятельности (использование  эскиза, технического рисунка, пооперационной  карты); владение способами передачи  выразительности, самобытности образа  и т.д.

Для развития творчества старших  дошкольников необходимо на каждом занятии  предлагать им различные виды работ, ориентированные на проявление креативности, познавательных, художественно-изобразительных,

конструктивных способностей.

Опытная работа по развитию творческой активности старших

дошкольников в ручном труде осуществлялась в период с 2005 по 2007.

Задачами констатирующего  эксперимента являлись:

— изучение состояния педагогического  руководства процессом развития творческой активности в ручном труде  старших дошкольников в условиях ДОУ и семьи;

— определение реального  уровня сформированное™ творческой активности в ручном труде у детей старшего дошкольного возраста.

Для решения поставленных задач использовались такие методы, как проведение бесед с дошкольниками, анкетирование педагогов и родителей, наблюдение за трудовой деятельностью  детей на занятиях и в повседневной жизни детского сада, анализ занятий, оценка продуктов детского творческого  труда, выполнение детьми заданий проблемно-поисковой  и практической направленности.

Констатирующий эксперимент  показал, что воспитатели стараются  использовать различные технологии и материалы для художественного  труда. Однако такие обстоятельства, как большая наполняемость групп, стремление избежать травматизма, сложность  отдельных видов ручного труда  для дошкольников не позволяют им организовать работу детей с отдельными инструментами (игла, шило, молоток  и др.) и материалами (нити, береста, яичная скорлупа, древесина, фольга, проволока  и др.) для художественного труда. Таким образом, ткачество, шитье, плетение, выполнение изделий из древесины, металла, пенопласта и другие интересные занятия, подробно представленные в методической литературе, оказались невостребованными  и нереализованными в творческой деятельности дошкольников.

Информация о работе Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста на занятиях художественного творчества