Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 20:02, курсовая работа
Значение занятий аппликацией в том числе и с использованием нетрадиционных техник, с использованием занимательного материала для образования дошкольников исторически и научно доказано. В результате обобщения опыта педагогов было выявлено значение обучения аппликации:
- развитие эстетического мировосприятия, воспитание художественного вкуса;
развитие художественно – графических умений и навыков;
развитие фантазии, творческого мышления и воображения, пространственного восприятия;
развитие точных движений руки и мелкой моторики пальцев;
становление некоторых организационных навыков художественного творчества;
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Средства развития художественного творчества детей дошкольного возраста………………………………………………………………………….…6
1.1.Понятие художественного творчества…………………………………..…..6
1.2.Особенности художественного творчества дошкольников………………..8
1.3. Основные условия и средства развития художественного творчества детей дошкольного возраста…………………………………………………....10
Глава 2. Занимательные занятия аппликацией из нетрадиционных материалов как средство развития творчества детей дошкольного возраста………….….12
2.1. Развитие личности ребенка средствами аппликации……………………..12
2.2.Занимательные занятия интегрированного характера по аппликации.….14
Глава 3. Развитие творческой активности старших дошкольников в процессе ручного труда……………………………………………………………………16
3.1. Творческая активность старших дошкольников в ручном труде……….16
Заключение…………………………………………………………………...…..28
Литература…………………………………………………………………….…33
Эффективность разработанной методики позволил оценить контрольный эксперимент (использовались те же задания, что и на этапе констатации).
Было установлено, что большинство детей экспериментальной группы характеризуется высоким (57%) и средним (31%) уровнями развития творческой активности. В контрольной группе значительных изменений в уровнях сформированности творческой активности не произошло: на высоком уровне находилось лишь 4% детей и 24% - на среднем уровне.
Результаты контрольного эксперимента представлены в таблице 2.
Количественное сравнение, полученное в итоге срезовых данных, свидетельствовало о положительной динамике сформированности компонентов творческой активности в ручном труде у детей экспериментальной группы по сравнению с детьми контрольной группы. В частности, в экспериментальной группе сократилось на 69% число детей с низким уровнем развития творческой активности, количество дошкольников с высоким уровнем увеличилось на 57%, со средним уровнем - соответственно на 12%. Наглядно это можно представить в виде диаграмм: 1 - констатирующий эксперимент и 2 - контрольный эксперимент.
Таблица 2
Сравнительные данные сформированности компонентов творческой активности у старших дошкольников в ручном труде на этапе __контрольного эксперимента_
Уровни развития творческой активности в ручном труде Контрольная группа Экспериментальная группа
Компоненты творческой активности мотивационный когнитивный практико-ориентированный мотивационный когнитивный практико- ориеятиро-ванный
высокий 4% 32% 4% 69% 65% 54%
средний 24% 52% 24% 19% 27% 27%
низкий 72% 16% 72% 12% 8% 19%
□ мотивационный компонент
■ когнитивный компонент
□ практико-ориентированный компонент
И мотивационный компонент
■ когнитивный компонент
□ практико-ориентированный компонент
Цифрами по горизонтали обозначены уровни сформированности компонентов творческой активности старших дошкольников в ручном труде: 1 - низкий; 2 - средний; 3 - высокий уровни.
Диаграмма 1
Результаты констатирующего эксперимента
Экспериментальная группа
Контрольная группа
Диаграмма 2
Результаты контрольного эксперимента
Экспериментальная группа
Контрольная группа.
Заключение
Творчество рассматривается учеными как человеческая деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельности, что особенно важно, изменяется и сам человек (формы и способы его мышления, личностные качества): он становится творческой личностью.
На сегодняшний день творчество перестает быть неким таинством, в которое, по мнению ряда ученых (А. Бакушинский, Е. Флёрина, В. Глоцер, Б.Джефферсон, и др.), нельзя вторгаться и которым нельзя управлять; допустимо лишь создавать для него соответствующие условия. Психологическая наука приоткрыла завесу над этим таинством и показала фундаментальное значение деятельностного подхода к формированию творчества (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, С.Л.Рубинштейн, В.В.Давыдов, Д.Б.Богоявленская, Н.Н.Поддьяков, А.В.Брушлинский и др.).
Творчество в широком смысле - это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата (художественное произведение, идея, механический прибор и т.п.). Иначе говоря, новизна результата творческой деятельности носит объективный характер, поскольку создается то, чего раньше не существовало. Сам же процесс создания имеет субъективную окраску, так как в нем проявляется индивидуальность творца.
Детское творчество, которое рассматривается как процесс, приводящий к созданию субъективно нового продукта, изучается, как правило, в русле исследования именно той деятельности, в которой оно формируется (П.М.Якобсон, Н.А.Ветлугина, К.В.Тарасова, О.С.Ушакова, А.Г.Тамбовцева (Арушанова), Т. В. Кудрявцев и др.). Отсюда вытекают и специфические показатели развития творчества (музыкальное, изобразительное, литературное и т.п.), связанные прежде всего с анализом продукта деятельности.
Анализ современных концепций
творчества, представленных в книге
«Основные современные
Истоки творческих сил человека восходят к детству, к той поре когда творческие проявления во многом произвольны и жизненно необходимы. Концепция дошкольного воспитания рассматривает воображение и творчество как предпосылки формирования базиса личностной культуры.
Интерес к изобразительной деятельности детей обусловливается его важностью для развития личности ребенка, и с годами потребность в ней не ослабевает, а все более увеличивается.
Одно из условий проявления творчества в художественной деятельности - организация интересной содержательной жизни ребенка: организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира, общение с искусством, материальное обеспечение, а также учет индивидуальных особенностей ребенка, бережное отношение к процессу и результату детской деятельности, организация атмосферы творчества и мотивация задания. Формирование мотивов изобразительной деятельности от принятия, удержания, выполнения темы, поставленной педагогом, до самостоятельной постановки, удержания и выполнения темы является одной из важных задач обучения.
В детском саду изобразительная
деятельность включает такие виды занятий,
как рисование, лепка, аппликация конструирование.
Каждый из этих видов имеет свои
возможности в отображении
В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают.
Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, оформление стенгазет, выставок, помещений д/с), но и в создании картин, орнаментов и т.д.
Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, однородность цветового пятна (локальность) больших цветовых пятен.
Наиболее интересной и
доступной для детей
В последнее время в
детских садах стали
Занятия аппликацией в технике коллажа или близкой к нему, как правило носят интегрированный характер так как воспитатель знакомит с новой техникой, демонстрирует ее возможности, обучает детей техническим приемам. Для развития интереса используется интеграция с другими видами деятельности: развитие речи, музыка, ознакомление детей с художественными произведениями.
Проведенное по данной теме исследование выявило следующее: дети с интересом занимаются, добиваясь при этом качественного конечного результата, если воспитатель применяет разный занимательный материал.
Основная мысль и гипотезе работы полностью подтверждается. Для проверки этой гипотезы были проведены занятия констатирующего, формирующего и итогового эксперимента.
Все они носили характер занимательного материала. На этих занятиях дети осваивали новую технику, новые изобразительные материалы, новые технические возможности этих материалов.
Было легко добиваться от детей проявления самостоятельности и творчества.
Сравнивая результаты констатирующего
и итогового экспериментов
Таким образом выдвинутая гипотеза в начале исследования подтвердилась, поставленные задачи работы осуществлены.
Обобщая основные итоги опытной работы, можно констатировать, что проведенное исследование подтвердило правомерность положений, лежащих в основе гипотезы, о необходимости создания специальных педагогических условий для развития творческой активности у детей старшего дошкольного возраста в ручном труде.
Полученные результаты исследования позволили сделать следующие выводы:
1. Анализ данных литературы
позволил выявить
2. При изучении творческой
активности в ручном труде
у детей старшего дошкольного
возраста, воспитывающихся в ДОУ,
выявлено два уровня
3. Результаты наблюдений
и анкетирования педагогов ДОУ
свидетельствуют об их слабой
ориентированности на развитие
творчества дошкольников в
4. Разработанная методика
развития творческой
- обучение ручному труду
на основе структурирования
- предоставление ребенку
свободы в выборе рабочего
места, темы работы, материалов
и инструментов для воплощения
замысла, способов соединения
деталей, отделки изделия,
- постепенное нарастание
элементов самостоятельности,
- использование методов
развития творческой
Литература
1. Арапова С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. – СПб.: КАРО, 2004. – (Модернизация общего образования).
2. Гусакова М.А. Аппликация: Учебное пособие для учащихся пед. училищ по специальности № 2002 «Дошкольное воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях». – М.: Просвещение, 1997.
3. Григорьева Г.Г.
4. Григорьева Г.Г. Развитие
дошкольника в изобразительной
деятельности: Учебное пособие для
студентов высших
5.Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина. / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Акцидент, 1996.
6.Каракулова О. «Рисуем» скотчем! // Обруч. – 2003. - № 5.
7. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
8. Корчикова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребенка»). – Ростов Н/Д: Феникс, 2002.
9. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей: Лаб. практикум: Учебное пособие для студентов пед. Институтов по специальности № 2110 «Педагогика и психология» (дошк.) - М.: Просвещение, 1987.
10. Методические рекомендации
к «Программе воспитания и
обучения в детском саду» (
11. Пантелеева Л.В. и др. Художественный труд в детских садах СССР и СФРЮ: Книга для воспитателя детского сада (Л.В. Пантелеева, Е. Каменов, М. Станоевич. - М.: Просвещение, 1987.
12. Петрова И.М. «Овечка» // Дошкольная педагогика. – 2002. - № 5 (9).
13. Программа воспитания и обучения «Радуга». / Под ред. Дороновой Т.Н. - М.: 1993.
14. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. / Под ред. Р.Г. Казаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – (серия «Вместе с детьми»).
15. Сенсомоторное развитие
дошкольников на занятиях по
изобразительному искусству:
16. Художественно–эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия: музыка, рисование, литература, развитие речи.» (сост. Е.П. Климова) – Волгоград: Учитель, 2005.