Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 00:16, реферат
Значительно менее изучены внутренние факторы, влияющие на психологическое здоровье, становление благополучной психики, условия, определяющие это благополучие.
В качестве одного из внутренних факторов, являющегося мощным регулятором психики ребёнка, а , соответственно, и его здоровья, можно рассматривать эмоциональную сферу как сложно организованную систему регуляции поведения ребёнка
Развитие личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных проявлений других людей, рассматривается как условие успешной её адаптации в современном социокультурном пространстве
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Научно – теоретическая база опыта
Эмоции как индивидуальные проявления личности
Возрастные особенности эмоций и чувств
ГЛАВА 2. Развитие ЭВС у детей среднего дошкольного возраста
2.1 Экспериментальное исследование ЭВС у детей среднего дошкольного возраста
2.2 Цель, задачи, этапы, организация, принципы работы
2.3 Содержание работы
2.4 Результативность работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
МОУДО «Центр повышения квалификации»
Курсы повышения квалификации педагогов – психологов ДОУ
Развитие эмоционально – волевой сферы у детей среднего дошкольного возраста
Бем Вероника Андреевна
Педагог – психолог
МДОУ «Детский сад
общеразвивающего вида №106»
Череповец 2008 г.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Научно – теоретическая база опыта
ГЛАВА 2. Развитие ЭВС у детей среднего дошкольного возраста
2.1 Экспериментальное
2.2 Цель, задачи, этапы, организация, принципы работы
2.3 Содержание работы
2.4 Результативность работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Среди глобальных проблем, наиболее остро заявляющих о себе, особое место занимает психическое и физическое здоровье детей.
Многочисленные подходы к решению этой проблемы чаще всего основаны на изучении качества мед. обслуживания, изучении экологической обстановки, социального окружения и др. внешних факторах.
Значительно менее изучены внутренние факторы, влияющие на психологическое здоровье, становление благополучной психики, условия, определяющие это благополучие.
В качестве одного из внутренних факторов, являющегося мощным регулятором психики ребёнка, а , соответственно, и его здоровья, можно рассматривать эмоциональную сферу как сложно организованную систему регуляции поведения ребёнка
Развитие личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных проявлений других людей, рассматривается как условие успешной её адаптации в современном социокультурном пространстве
Необходимость проведения работы по развитию эмоциональной сферы (осознания собственных эмоциональны состояний , эмоций других людей) обусловлена рядом причин.
Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается- её необходимо развивать. В настоящее время в связи с технологизацией жизни, ускорением её темпа дети стали меньше общаться со сверстниками и взрослыми, стали менее отзывчивыми к чувствам других людей. У детей уже в дошкольном возрасте существуют проблемы ы выражении эмоций. Свзанные с запретами взрослых: на слёзы, выражение страха, агрессии, громкий смех. Согласно А. Лоуэну, чрезмерные запреты в выражении чувств влекут за собой потерю той естественности, которой обладает ребёнок с рождения
Именно поэтому работа, направленная на развитие актуальной сферы, в современных условиях актуальна и необходима
Проблемами развития эмоций занимались Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Д. Кошелева, К. Изард и др
Цель работы –Развитие ЭВС у детей среднего возраста
Задачи:
- изучить теоретические аспекты
формирования эмоций в
- выявить особенности понимания,
- разработать систему занятий по развитию ЭВС
Объект исследования – эмоционально – волевая сферы человека
Предмет - эмоционально – волевая сфера детей среднего дошкольного возраста
Методы исследования:
1.Теоретические (анализ теоретической литературы и медико-педагогической документации детей экспериментальной группы, анализ результатов эксперимента)
2.Практические (беседы, упражнения, контрольный, оценочный эксперимент)
3. Статистические (качественная и количественная обработка результатов эксперимента
ГЛАВА I. Научно – теоретическая база опыта
1.1Эмоции как индивидуальные проявления личности
Мир чувств и эмоций сложен и многообразен.
Богатство эмоциональных
Нет единого мнения в понимании природы эмоций, их происхождения.
Что же такое эмоции, чувства, настроение?
Эмоции — переживания отношений, возникшие в данный момент и носящие ситуативный характер, выражают оценку личностью определенной ситуации, связанной с удовлетворением потребностей человека в данный момент
Чувство — отражение в сознании человека его отношений к действительности, возникающее при удовлетворении или неудовлетворении высших потребностей
Эмоции — особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности
Чувства — устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами; высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях
Эмоции — простейшие переживания, связанные с удовлетворением или неудовлетворением органических потребностей
Эмоция как процесс — это деятельность оценивания поступающей в мозг информации о внешнем и внутреннем мире
Эмоции — один из наиболее ярко обнаруживающихся феноменов внутренней жизни человека, в определенной степени доступный самонаблюдению, самоанализу и рефлексий
Очевидно, что большинство авторов формулируют понятия чувств и эмоций через обозначение их функций. Тем не менее все они сходятся во мнении, что эмоции — это определенные переживания, вызванные тем или иным явлением общественной жизни. Сама же общественная жизнь, социальная действительность, его окружающая, становятся источником эмоций и чувств. Но вызывать чувства и эмоции может лишь то, что непосредственно связано с удовлетворением или неудовлетворением потребностей человека.
Именно эмоции и чувства во многом характеризуют личность, определяют ее успешность в различных сферах жизни. Преобладание позитивных эмоциональных переживаний делает человека оптимистичным, приятным в общении, способствует его творческому развитию.
При изучении эмоциональных явлений психологи разделяют их зависимости от того, какое место занимают они в регуляции поведения и деятельности
К первой группе относятся настроения — более или менее длительные эмоциональные состояния, образующие исходный фон жизнедеятельности. Ко второй — чувства: устойчивые эмоциональные отношения к определенному человеку или предмету. К третьей — собственно эмоции, реализующие психическое отражение значимости жизненных ситуаций для человека.
Выделяют стенические и астенические эмоции и чувства ( см. Приложение).
Стенические эмоции — это переживания, повышающие жизнедеятельность человека, увеличивающие его силу и энергию, побуждающие его к деятельности.
Астенические эмоции — это переживания, снижающие жизнедеятельность людей, ослабляющие их энергию
Кроме того, различают следующие виды эмоций (Додонов):
— альтруистические эмоции, т. е. переживания, возникающие на основе потребности в покровительстве, помощи другим людям (желание приносить другим радость и счастье, чувство беспокойства за чью-либо судьбу, забота о другом человеке, сопереживание радости и удачи другого, чувство преданности, умиление, участие, жалость);
— коммуникативные эмоции, переживания, возникающие на основе потребности в общении (желание найти отклик своим мыслям и переживаниям, чувство симпатии и расположения, чувство уважения к кому-либо, чувство признательности и благодарности, обожание, желание заслужить одобрение значимых людей);
— глорические эмоции связаны с потребностью в самоутверждении (стремление завоевать признание и почет, чувство уязвленного самолюбия и желание взять реванш, чувство гордости, чувство превосходства, чувство удовлетворения от сделанного или достигнутого);
— праксические эмоции непосредственно связаны с деятельностью, ее изменением в ходе осуществления, успешностью или неуспешностью (чувство напряжения, желание добиться успеха, увлеченность работой, любование результатами своего труда, приятная усталость);
— пугнические эмоции происходят из потребности в преодолении опасности, интереса к борьбе (жажда приключений и острых ощущений, упоение риском и опасностью, решительность, ощущение спортивного азарта, чувство сильного эмоционального и волевого напряжения, ощущение предельной мобилизации физических и умственных возможностей);
— романтические эмоции (стремление ко всему нестандартному, таинственному, неизведанному, манящее чувство дали, чувство особой значимости происходящего, таинственно-зловещее чувство);
— гностические эмоции связаны с потребностью в познавательной гармонии (стремление понять нечто, проникнуть в сущность явления, чувство удивления или недоумения, ощущение смутности или ясности мысли, стремление преодолеть возникшие противоречия в собственных мыслях и взглядах, чувство близости решения, приближающейся догадки, радость постижения истины);
— эстетические эмоции основаны на лирических переживаниях (наслаждение красотой чего- или кого-либо, чувство изящного и грациозного, чувство возвышенного, чувство наслаждения звуками, поэтически-созерцательное состояние, ощущение приятной грусти, растроганность); — гедонистические эмоции основаны на потребности в удовлетворении в телесном и душевном комфорте (наслаждение от приятной пищи, тепла, чувство безопасности и безмятежности, приятная возбужденность, сладострастие);
— акизитивные эмоции возникают в связи с потребностью в накоплении и коллекционированию (стремление что-либо многократно приобретать, радость по поводу увеличения своих накоплений, чувство радости и удовлетворения от созерцания своих накоплений).
К.Е. Изарду принадлежит одно из ведущих исследований в области эмоций человека. Он выделил «фундаментальные эмоции» (см. Приожение) – радость, гнев, интерес, презрение, удивление, отвращение, страдание, страх, стыд, вина
В многообразном спектре
Высшие чувства — чувства, источником которых является удовлетворение сложных социальных потребностей, возникающих в процессе формирования личности [23]). По своей сути высшие чувства представляют собой продукт высшей ступени развития человечества и наиболее богаты и сложны по своему содержанию
Информация о работе Развитие эмоционально – волевой сферы у детей среднего дошкольного возраста