Развитие эмоционально – волевой сферы у детей среднего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 00:16, реферат

Краткое описание

Значительно менее изучены внутренние факторы, влияющие на психологическое здоровье, становление благополучной психики, условия, определяющие это благополучие.
В качестве одного из внутренних факторов, являющегося мощным регулятором психики ребёнка, а , соответственно, и его здоровья, можно рассматривать эмоциональную сферу как сложно организованную систему регуляции поведения ребёнка
Развитие личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных проявлений других людей, рассматривается как условие успешной её адаптации в современном социокультурном пространстве

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Научно – теоретическая база опыта
Эмоции как индивидуальные проявления личности
Возрастные особенности эмоций и чувств
ГЛАВА 2. Развитие ЭВС у детей среднего дошкольного возраста
2.1 Экспериментальное исследование ЭВС у детей среднего дошкольного возраста
2.2 Цель, задачи, этапы, организация, принципы работы
2.3 Содержание работы
2.4 Результативность работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ Развитие эмоциональной сферы.doc

— 189.50 Кб (Скачать файл)

МОУДО «Центр повышения квалификации»

Курсы повышения квалификации педагогов  – психологов ДОУ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие эмоционально – волевой сферы у детей  среднего дошкольного возраста

 

 

 

 

 

 

 

 

Бем Вероника Андреевна

Педагог – психолог

МДОУ «Детский сад 

общеразвивающего вида №106»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Череповец 2008 г.

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Научно – теоретическая база опыта

    1. Эмоции как индивидуальные проявления личности
    2. Возрастные особенности эмоций и чувств

ГЛАВА 2. Развитие ЭВС у детей  среднего дошкольного возраста

2.1 Экспериментальное исследование  ЭВС у детей среднего дошкольного  возраста

2.2 Цель, задачи, этапы, организация, принципы работы

2.3 Содержание работы

2.4 Результативность работы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Среди глобальных проблем, наиболее остро  заявляющих о себе, особое место  занимает психическое и физическое здоровье детей.

Многочисленные подходы  к решению этой проблемы чаще всего  основаны на изучении качества мед. обслуживания, изучении экологической обстановки, социального окружения и др. внешних факторах.

Значительно менее изучены  внутренние факторы, влияющие на психологическое  здоровье, становление благополучной  психики, условия, определяющие это  благополучие.

В качестве одного из внутренних факторов, являющегося мощным регулятором психики ребёнка, а , соответственно, и его здоровья, можно рассматривать эмоциональную сферу как сложно организованную систему регуляции поведения ребёнка

Развитие личности, способной  к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных проявлений других людей, рассматривается как условие успешной её адаптации в современном социокультурном пространстве

Необходимость проведения работы по развитию эмоциональной сферы (осознания собственных эмоциональны состояний , эмоций других людей) обусловлена рядом причин.

  1. Возрастной период 4 – 10 лет является сензитивным для формирования эмоциональной сферы: изменяется содержание и экспрессивная сторона эмоций, потребность ребёнка в эмоциональной насыщении становится важным фактором, определяющим направленность его личности.
  2. эмоциональный  разряд формируется в глубинах мозга требует переработки , одним из механизмов которой является словесное оформление, анализ эмоций с помощью слов, понятий. В процессе перевода эмоций в словесный план ребёнку требуется помощь взрослого – выступающего в роли носителя эмоциональных форм. Осознание ребёнком собственных эмоциональных состояний и эмоций окружающих не приходят к нему автоматически, а развиваются во взаимодействии со взрослым.
  3. В условиях интеллектуализации образование развитие эмоционально – волевой сферы у детей приобретает особое значение. Как указывали Л.С. Выготский, А.В. Запорожец только согласованное  функционирование этих двух систем может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.
  4. Человек современный – это человек, способный мыслить и понимать, способный конструктивно выражать свои эмоции и понимать эмоции и чувства других.
  5. В процессе развития происходят изменения и в эмоциональной сфере ребёнка, способность создавать и контролировать свои эмоции возрастает
  6. Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников и младших школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, "читать" эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

Но сама по себе эмоциональная сфера  качественно не развивается- её необходимо развивать. В настоящее время в связи с технологизацией жизни, ускорением её темпа дети стали меньше общаться со сверстниками и взрослыми, стали менее отзывчивыми к чувствам других людей. У детей уже в дошкольном возрасте существуют проблемы ы выражении эмоций. Свзанные с запретами взрослых: на слёзы, выражение страха, агрессии, громкий смех. Согласно А. Лоуэну, чрезмерные запреты в выражении чувств влекут за собой потерю той естественности, которой обладает ребёнок с рождения

 Именно поэтому работа, направленная на развитие актуальной сферы, в современных условиях актуальна и необходима

Проблемами развития эмоций занимались Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Д. Кошелева, К. Изард и др

Цель работы –Развитие ЭВС у  детей среднего возраста

Задачи:

- изучить теоретические аспекты  формирования эмоций в психологической  литературе

- выявить особенности понимания,  распознавания и изображения  детьми среднего возраста эмоций

- разработать систему занятий  по развитию ЭВС

Объект исследования – эмоционально – волевая сферы человека

Предмет  - эмоционально – волевая  сфера детей среднего дошкольного  возраста

Методы исследования:

1.Теоретические (анализ теоретической литературы и медико-педагогической документации детей экспериментальной группы, анализ результатов эксперимента)

2.Практические (беседы, упражнения, контрольный,  оценочный эксперимент)

3. Статистические (качественная и количественная обработка результатов эксперимента

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. Научно – теоретическая база опыта

 

1.1Эмоции как индивидуальные  проявления личности

Мир чувств и эмоций сложен и многообразен. Богатство эмоциональных переживаний помогает человеку глубже понимать происходящее, тонко проникать в переживания других людей, способствует познанию человеком самого себя, своих возможностей, способностей, достоинств и недостатков.

Нет единого мнения в понимании  природы эмоций, их происхождения.

Что же такое эмоции, чувства, настроение?

Эмоции — переживания отношений, возникшие в данный момент и носящие ситуативный характер, выражают оценку личностью определенной ситуации, связанной с удовлетворением потребностей человека в данный момент

Чувство — отражение в сознании человека его отношений к действительности, возникающее при удовлетворении или неудовлетворении высших потребностей

Эмоции — особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности

Чувства — устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами; высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях

Эмоции — простейшие переживания, связанные с удовлетворением или неудовлетворением органических потребностей

Эмоция как процесс  — это деятельность оценивания поступающей в мозг информации о внешнем и внутреннем мире

Эмоции — один из наиболее ярко обнаруживающихся феноменов внутренней жизни человека, в определенной степени доступный самонаблюдению, самоанализу и рефлексий

Очевидно, что большинство авторов  формулируют понятия чувств и  эмоций через обозначение их функций. Тем не менее все они сходятся во мнении, что эмоции — это определенные переживания, вызванные тем или иным явлением общественной жизни. Сама же общественная жизнь, социальная действительность, его окружающая, становятся источником эмоций и чувств. Но вызывать чувства и эмоции может лишь то, что непосредственно связано с удовлетворением или неудовлетворением потребностей человека.

Именно эмоции и чувства во многом характеризуют личность, определяют ее успешность в различных сферах жизни. Преобладание позитивных эмоциональных переживаний делает человека оптимистичным, приятным в общении, способствует его творческому развитию.

При изучении эмоциональных  явлений психологи разделяют  их зависимости от того, какое место занимают они в регуляции поведения  и деятельности  

К первой  группе  относятся  настроения — более  или менее длительные  эмоциональные  состояния, образующие исходный фон жизнедеятельности. Ко второй — чувства: устойчивые эмоциональные отношения к определенному человеку или предмету. К третьей — собственно эмоции, реализующие психическое отражение значимости жизненных ситуаций для человека.

Выделяют стенические и астенические эмоции и чувства ( см. Приложение).

Стенические эмоции — это переживания, повышающие жизнедеятельность человека, увеличивающие его силу и энергию, побуждающие его к деятельности.

Астенические эмоции — это переживания, снижающие жизнедеятельность людей, ослабляющие их энергию

Кроме того, различают следующие  виды эмоций (Додонов):

— альтруистические эмоции, т. е. переживания, возникающие на основе потребности в покровительстве, помощи другим людям (желание приносить другим радость и счастье, чувство беспокойства за чью-либо судьбу, забота о другом человеке, сопереживание радости и удачи другого, чувство преданности, умиление, участие, жалость);

— коммуникативные эмоции, переживания, возникающие на основе потребности  в общении (желание найти отклик своим мыслям и переживаниям, чувство  симпатии и расположения, чувство уважения к кому-либо, чувство признательности и благодарности, обожание, желание заслужить одобрение значимых людей);

— глорические эмоции связаны с  потребностью в самоутверждении (стремление завоевать признание и почет, чувство уязвленного самолюбия и желание взять реванш, чувство гордости, чувство превосходства, чувство удовлетворения от сделанного или достигнутого);

— праксические эмоции непосредственно  связаны с деятельностью, ее изменением в ходе осуществления, успешностью  или неуспешностью (чувство напряжения, желание добиться успеха, увлеченность работой, любование результатами своего труда, приятная усталость);

— пугнические эмоции происходят из потребности в преодолении  опасности, интереса к борьбе (жажда приключений и острых ощущений, упоение риском и опасностью, решительность, ощущение спортивного азарта, чувство сильного эмоционального и волевого напряжения, ощущение предельной мобилизации физических и умственных возможностей);

— романтические эмоции (стремление ко всему нестандартному, таинственному, неизведанному, манящее чувство дали, чувство особой значимости происходящего, таинственно-зловещее чувство);

— гностические эмоции связаны с  потребностью в познавательной гармонии (стремление понять нечто, проникнуть в сущность явления, чувство удивления  или недоумения, ощущение смутности или ясности мысли, стремление преодолеть возникшие противоречия в собственных мыслях и взглядах, чувство близости решения, приближающейся догадки, радость постижения истины);

— эстетические эмоции основаны на лирических переживаниях (наслаждение красотой чего- или кого-либо, чувство изящного и грациозного, чувство возвышенного, чувство наслаждения звуками, поэтически-созерцательное состояние, ощущение приятной грусти, растроганность); — гедонистические эмоции основаны на потребности в удовлетворении в телесном и душевном комфорте (наслаждение от приятной пищи, тепла, чувство безопасности и безмятежности, приятная возбужденность, сладострастие);

— акизитивные эмоции возникают  в связи с потребностью в накоплении и коллекционированию (стремление что-либо многократно приобретать, радость по поводу увеличения своих накоплений, чувство радости и удовлетворения от созерцания своих накоплений).

К.Е. Изарду принадлежит одно из ведущих исследований в области эмоций человека. Он выделил «фундаментальные эмоции»  (см. Приожение) – радость, гнев, интерес, презрение, удивление, отвращение, страдание, страх, стыд, вина

В многообразном спектре человеческих чувств и эмоций особо выделяют высшие чувства.

Высшие чувства — чувства, источником которых является удовлетворение сложных социальных потребностей, возникающих в процессе формирования личности [23]). По своей сути высшие чувства представляют собой продукт высшей ступени развития человечества и наиболее богаты и сложны по своему содержанию

Информация о работе Развитие эмоционально – волевой сферы у детей среднего дошкольного возраста