Развитие эмоционально – волевой сферы у детей среднего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 00:16, реферат

Краткое описание

Значительно менее изучены внутренние факторы, влияющие на психологическое здоровье, становление благополучной психики, условия, определяющие это благополучие.
В качестве одного из внутренних факторов, являющегося мощным регулятором психики ребёнка, а , соответственно, и его здоровья, можно рассматривать эмоциональную сферу как сложно организованную систему регуляции поведения ребёнка
Развитие личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных проявлений других людей, рассматривается как условие успешной её адаптации в современном социокультурном пространстве

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Научно – теоретическая база опыта
Эмоции как индивидуальные проявления личности
Возрастные особенности эмоций и чувств
ГЛАВА 2. Развитие ЭВС у детей среднего дошкольного возраста
2.1 Экспериментальное исследование ЭВС у детей среднего дошкольного возраста
2.2 Цель, задачи, этапы, организация, принципы работы
2.3 Содержание работы
2.4 Результативность работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ Развитие эмоциональной сферы.doc

— 189.50 Кб (Скачать файл)

Нравственными (моральными) называют чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, принятыми обществом , Устойчивое проявление таких чувств является следствием усвоения человеком норм и правил нравственности, когда общечеловеческие ценности являются для него главным ориентиром вне зависимости от обстоятельств, в которые он попадает. Полярными для моральных чувств (гуманность, чувство долга, любовь, дружба, патриотизм и т.д.) являются аморальные (жадность, эгоизм, злорадство, жестокость и т. д.).

Интеллектуальными чувствами называют переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека. В данном случае находит свое подтверждение принятое в отечественной психологии положение о взаимосвязи интеллектуальной и эмоциональной сфер, так как интеллектуальные чувства (любознательность, чувство радости от сделанного открытия и т. д.) являются не только сопровождающим познавательную деятельность фактором, но и стимулируют ее развитие, оказывая непосредственное влияние на точность, глубину и содержательность знаний, на скорость и продуктивность мыслительных процессов.

Следующая группа высших чувств — эстетические чувства. Они находят свое выражение в эмоциональном отношении человека к прекрасному в искусстве, окружающей жизни, природе, которые могут вызывать особое чувство восхищения. Как и эмоции вообще, эстетические чувства не являются изолированными от общей направленности личности, системы ее ценностей.

Эмоции характеризуются силой и глубиной, т. е. чем большее значение для человека имеет то или иное явление, чем более оно важно для него, тем более сильные и глубокие эмоции и чувства оно вызывает. Другой ведущей характеристикой эмоций и чувств является их полярность (радость — горе, любовь — ненависть, веселье — печаль и т. д.).

Основываясь на характеристике эмоции как процесса, Б.И. Додонов выделяет три его компонента:

• Первый компонент — эмоциональное  возбуждение, которое определяет мобилизационные сдвиги в организме. Когда происходит определенное событие, имеющее значение для конкретного индивида и оно фиксируется им как эмоциональный процесс, идет нарастание возбудимости, скорости и интенсивности протекания психических, моторных и вегетативных процессов. В некоторых случаях в зависимости от конкретной ситуации и индивидуальных характеристик личности возбудимость, наоборот, может уменьшаться.

• Второй компонент — знак эмоции. В зависимости от оценки индивидом  происходящего события возникает либо положительная эмоция (если со бытие оценено как позитивное), либо негативная (если событие оценено как отрицательное). Тогда в первом случае эмоция побуждает на продолжение события, а во втором — на его прекращение. • Третий компонент — степень контроля. В некоторых случаях личность в состоянии контролировать свои эмоциональные проявления. Но в случае крайнего возбуждения, при переживании таких эмоций, как паника, ужас, бешенство и т. д., контроль и ориентация невозможны. В жизни человека чувства выполняют целый ряд функций. Анализ имеющихся в психологии исследований позволил Е.И. Рогову и Т.П. Скрипкиной выделить 6 функций:

1. Отражательная функция, выражающаяся  в обобщенной оценке событий.  Такая оценка формируется в  большей степени на основе  сопереживаний, возникающих в  процессе общения с другими  людьми.

2. Побудительная, или стимулирующая, функция. Любое эмоциональное переживание содержит более или менее четкий образ предмета, способного удовлетворить актуальные потребности человека, направления его поиска и собственное пристрастное отношение к нему.

3. Подкрепляющая функция. Сильнее и надолго запоминаются те значимые события, которые вызывают наиболее сильную эмоциональную реакцию. Если человек однажды испытал чувство радости и удовлетворения от какой-либо деятель ности (т. е. получил позитивное подкрепление), есть большая вероятность того, что и в дальнейшем он будет с радостью за нее браться.

4. Переключательная функция. Наиболее  ярко проявляет себя при так  называемой борьбе мотивов, когда,  например, возникает противоречие  между естественным для человека  инстинктом самосохранения и чувством долга. В этом случае решающим в проблеме выбора будет привлекательность мотива и его личностная значимость.

5. Приспособительная функция. Данная  функция проявляется, когда индивиду  необходимо установить значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных потребностей.

6. Коммуникативная функция. Эмоции  являются одним из главнейших  факторов, оказывающих влияние на  общение между людьми. Мимика  и пантомимика, как средства  выражения эмоций, позволяют человеку транслировать собеседнику срои переживания, не обозначая их вербально. Кроме того, чувства одного человека непосредственно могут воздействовать на окружающих.

Эмоции — это процесс, включающий нейрофизиологические процессы, субъективное переживание и его внешнее выражение.

Все проявления человеческой психики, в том числе и эмоции, являются функцией мозга. Возникновение эмоций затрагивает весь организм, все его  системы. Другими словами, возникновение  и проявление эмоций и чувств —  результат сложного комплексного взаимодействия коры, подкорки и вегетативной нервной системы.

При возникновении тех или иных эмоций в зависимости от их знака (положительный или отрицательный), у человека происходят и характерные вегетативные изменения: учащается сердцебиение, происходит покраснение или побледнение кожных покровов, учащается или замедляется дыхание, сжимаются мышцы, усиливают свою работу железы внутренней и внешней (слюнные, слезные и потовые) секреции и т. д. Все это является следствием того, что в подкорке располагаются центры, управляющие работой внутренних органов, и объясняется тесной взаимосвязью эмоций и чувств с разнообразными изменениями в функциях организма. Ведущую роль в работе внутренних органов при этом выполняет кора больших полушарий [86].

 Кора больших полушарий является органом сознательного управления эмоциями. Оказывая регулирующую функцию на подкорку, она дает человеку возможность осуществлять контроль над своими эмоциями и их внешними проявлениями, что позволяется ему не поддаваться сиюминутным порывам, а регулировать их в соответствий с принятыми в обществе правилами. Лежащий в основе появления эмоций физиологический процесс, беря свое начало в коре больших полушарий, далее распространяется на нижележащие подкорковые центры и в значительной степени определяется работой лимбической системы. По данным современных исследователей , именно она включает наиболее важные из мозговых структур, имеющих отношение к эмоциональным проявлениям. Выделенные в ходе исследований центры удовольствия и неудовольствия — это определенные участки гипоталамуса. Важным моментом явилось определение роли функциональной асимметрии мозга. Оказалось, что левое полушарие в большей степени имеет отношение к возникновению и поддержанию положительных эмоций, а правое — отрицательных.

В активизации эмоциональной жизни человека большую роль играет ретикулярная формация, которая выполняет функцию аккумулирования энергии. Ее участие заключается в получении от различных органов чувств нервных стимулов, их дальнейшей переработке и передаче в кору больших полушарий.

В своих исследованиях И.П. Павлов доказал, что эмоции и чувства  непосредственно связаны с формированием, сохранением и нарушением динамического стереотипа. Он предположил, что эмоции и чувства определяются не только тем, чем они вызываются непосредственно в данный момент, но и имеющимися уже широкими временными связями, возникшими в прежнем опыте человека. Поэтому одним из главных факторов» оказывающих воздействие на протекание тех или иных чувств, является сложившаяся система отношений человека к окружающей действительности.

Л.В. Благонадежина  отмечает, что временные связи играют свою роль и в изменении выразительных движений. Так, если в примитивных эмоциях это безусловные рефлексы, то в высших чувствах, присущих только человеку, они уже становятся условно-рефлекторными и обусловливаются, в свою очередь, требованиями общества. Речь сама по себе является естественным для человека средством воздействия на эмоциональное самочувствие другого, которое дает возможность регулировать его поведение, вызывать те или иные чувства и переживания, сдерживать проявление негативных эмоций.

Очевидно, что эмоции оказывают  влияние на все стороны личности, на ее активность, тем или иным образом влияют на ее деятельность.

Таким образом,

— эмоции выполняют множество функций, в частности, охранную и регулирующую;

— эмоции определяют поведение человека в целом, стимулируют те или иные поступки;

— эмоции сопровождают общение и  все виды человеческой деятельности.

 

    1. Возрастные особенности эмоций и чувств

Источником переживаний малыша оказывается все, к чему он прикасается, все, что имеет для него интерес и значение. Во взаимоотношениях с другими людьми - взрослыми (сначала близкими) и детьми - ребенок остро чувствует и ласку, и несправедливость, добром отвечает на добро и гневом - на обиду. В сказки он вживается как в реально происходящее. Герои, попавшие в беду, принимаются малышом близко к сердцу, и сочувствие им заставляет его порой вмешиваться в то, что он видит, например, на сцене театра. Мир природы ребенок не склонен до поры отделять четкой границей от мира людей: он жалеет сломанный цветок и сердится на дождь, из-за которого не пускают гулять.

Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. С первых дней жизни ребенок сталкивается с многообразием окружающего мира: людьми, предметами, событиями. Родители не только знакомят малыша со всем тем, что его окружает, но всегда в той или иной форме выражают свое отношение к вещам, явлениям с помощью интонаций, мимики, жестов, речи. Знакомясь с различными свойствами и качествами вещей, маленький ребенок получает и некоторые эталоны отношений и человеческих ценностей: одни предметы, действия, поступки приобретают знак желаемых, приятных, другие, наоборот — отвергаются. Познавая окружающий мир, ребенок уже в раннем детстве проявляет выраженное, субъективное, избирательное отношение к предметам. Прежде всего, малыш четко выделяет из окружающей среды близких ему людей.

Так, он начинает искать мать, плачет, если ее нет рядом, даже в ситуации, когда его непосредственные биологические потребности в пище, тепле удовлетворены или оживляется, если она рядом. Проявляя таким образом свое эмоциональное состояние, ребенок информирует взрослого о том, что ему нравится, сердит или огорчает. Это особенно важно в младенчестве, когда вербальное общение недоступно.

Эмоциональная активность младенца, сопровождающаяся оживлением, является основой развития эмоций, представленных эмоционально-выразительными движениями ребенка и его мимикой.

«Комплекс оживления» определен как  исходная точка в формировании эмоциональных реакций, составляющих основу эмоционального благополучия детей

Качественный анализ данных показал: чем старше становятся дети, тем большие различия наблюдаются в их эмоциональных проявлениях при адресованных и неадресованных воздействиях взрослых. Если у ребенка до 6 месяцев эти различия проявлялись лишь в интенсивности эмоциональных проявлений, то во втором полугодии (6 мес. — 1 год) дети

по разному реагируют на воздействия

Основные характеристики формирования ЭВС детей раннего возраста:

- отсутствие эмпатии

- эмоциональные реакции связаны  с непосредственными желаниями

- эмоции ситуативны

- отсутствует соподчинение  мотивов

- эгоцентризм

- первичная максимально завышенная  самооценка «Я – хороший»

- аффективность восприятия

- важна оценка взрослого

Ребёнок раннего возраста ещё не умеет сдерживать, контролировать свои эмоциональны проявления, им движут сиюминутные желания и порывы. Для детей 2.5 – 3 лет которые входят в период кризиса 3 лет, характерны яркие эмоциональные вспышки, возникающие в том случае, если ребёнок не может добиться положительного результата, его эмоциональные реакции ситуативны.

  В дошкольном возрасте:

- спокойный, уравновешенный фон  восприятия

- эмоциональность обусловлена представлениями: желание – представление – действие – эмоция

- развивается эмоциональное предвосхищение. При отрицательном результате  возникает неодобрительная оценка взрослого, которая может повлечь за собой развитие тревожности. Положительный результат вызывает позитивный эмоциональный стимул для дальнейшего поведения

- происходит переход от мотивов,  направленных на предмет, к  мотивам, связанным с представлением  о предмете

- самооценка завышена, что помогает  осваивать новые виды деятельности

- соподчинение мотивов, появление мотивов успеха. Соревнования, складывается индивидуальная мотивационная система

- способность к оценке своего  поведения

Основные показатели нормального  эмоционального развития в дошкольном возрасте:

- освоение ребёнком социальных  форм выражения чувств

- формирование высших чувств  – моральных, интеллектуальных, эстетических, практических,

- появление эмоциональной децентрации(  идентификации с другим при  отчётливо выраженном сопереживании) 

- эмоциональное предвосхищение

- Радость от положительной оценки взрослых

В младшем и среднем дошкольном возрасте дети очень эмоциональны. Эмоции у ребенка выражаются более бурно и непосредственно по сравнению со взрослым, придавая его жизни особую выразительность. Причины возникновения тех или иных переживаний ребенка — его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми. Когда взрослые ласково относятся к ребенку, признают его права, а сверстники хотят с ним дружить, он испыты-вает эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение

Информация о работе Развитие эмоционально – волевой сферы у детей среднего дошкольного возраста