Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 00:16, реферат
Значительно менее изучены внутренние факторы, влияющие на психологическое здоровье, становление благополучной психики, условия, определяющие это благополучие.
В качестве одного из внутренних факторов, являющегося мощным регулятором психики ребёнка, а , соответственно, и его здоровья, можно рассматривать эмоциональную сферу как сложно организованную систему регуляции поведения ребёнка
Развитие личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных проявлений других людей, рассматривается как условие успешной её адаптации в современном социокультурном пространстве
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Научно – теоретическая база опыта
Эмоции как индивидуальные проявления личности
Возрастные особенности эмоций и чувств
ГЛАВА 2. Развитие ЭВС у детей среднего дошкольного возраста
2.1 Экспериментальное исследование ЭВС у детей среднего дошкольного возраста
2.2 Цель, задачи, этапы, организация, принципы работы
2.3 Содержание работы
2.4 Результативность работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
Нравственными (моральными) называют чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, принятыми обществом , Устойчивое проявление таких чувств является следствием усвоения человеком норм и правил нравственности, когда общечеловеческие ценности являются для него главным ориентиром вне зависимости от обстоятельств, в которые он попадает. Полярными для моральных чувств (гуманность, чувство долга, любовь, дружба, патриотизм и т.д.) являются аморальные (жадность, эгоизм, злорадство, жестокость и т. д.).
Интеллектуальными чувствами называют переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека. В данном случае находит свое подтверждение принятое в отечественной психологии положение о взаимосвязи интеллектуальной и эмоциональной сфер, так как интеллектуальные чувства (любознательность, чувство радости от сделанного открытия и т. д.) являются не только сопровождающим познавательную деятельность фактором, но и стимулируют ее развитие, оказывая непосредственное влияние на точность, глубину и содержательность знаний, на скорость и продуктивность мыслительных процессов.
Следующая группа высших чувств — эстетические чувства. Они находят свое выражение в эмоциональном отношении человека к прекрасному в искусстве, окружающей жизни, природе, которые могут вызывать особое чувство восхищения. Как и эмоции вообще, эстетические чувства не являются изолированными от общей направленности личности, системы ее ценностей.
Эмоции характеризуются силой и глубиной, т. е. чем большее значение для человека имеет то или иное явление, чем более оно важно для него, тем более сильные и глубокие эмоции и чувства оно вызывает. Другой ведущей характеристикой эмоций и чувств является их полярность (радость — горе, любовь — ненависть, веселье — печаль и т. д.).
Основываясь на характеристике эмоции как процесса, Б.И. Додонов выделяет три его компонента:
• Первый компонент — эмоциональное возбуждение, которое определяет мобилизационные сдвиги в организме. Когда происходит определенное событие, имеющее значение для конкретного индивида и оно фиксируется им как эмоциональный процесс, идет нарастание возбудимости, скорости и интенсивности протекания психических, моторных и вегетативных процессов. В некоторых случаях в зависимости от конкретной ситуации и индивидуальных характеристик личности возбудимость, наоборот, может уменьшаться.
• Второй компонент — знак эмоции. В зависимости от оценки индивидом происходящего события возникает либо положительная эмоция (если со бытие оценено как позитивное), либо негативная (если событие оценено как отрицательное). Тогда в первом случае эмоция побуждает на продолжение события, а во втором — на его прекращение. • Третий компонент — степень контроля. В некоторых случаях личность в состоянии контролировать свои эмоциональные проявления. Но в случае крайнего возбуждения, при переживании таких эмоций, как паника, ужас, бешенство и т. д., контроль и ориентация невозможны. В жизни человека чувства выполняют целый ряд функций. Анализ имеющихся в психологии исследований позволил Е.И. Рогову и Т.П. Скрипкиной выделить 6 функций:
1. Отражательная функция,
2. Побудительная, или стимулирующая, функция. Любое эмоциональное переживание содержит более или менее четкий образ предмета, способного удовлетворить актуальные потребности человека, направления его поиска и собственное пристрастное отношение к нему.
3. Подкрепляющая функция. Сильнее и надолго запоминаются те значимые события, которые вызывают наиболее сильную эмоциональную реакцию. Если человек однажды испытал чувство радости и удовлетворения от какой-либо деятель ности (т. е. получил позитивное подкрепление), есть большая вероятность того, что и в дальнейшем он будет с радостью за нее браться.
4. Переключательная функция.
5. Приспособительная функция.
6. Коммуникативная функция.
Эмоции — это процесс, включающий нейрофизиологические процессы, субъективное переживание и его внешнее выражение.
Все проявления человеческой психики, в том числе и эмоции, являются функцией мозга. Возникновение эмоций затрагивает весь организм, все его системы. Другими словами, возникновение и проявление эмоций и чувств — результат сложного комплексного взаимодействия коры, подкорки и вегетативной нервной системы.
При возникновении тех или иных эмоций в зависимости от их знака (положительный или отрицательный), у человека происходят и характерные вегетативные изменения: учащается сердцебиение, происходит покраснение или побледнение кожных покровов, учащается или замедляется дыхание, сжимаются мышцы, усиливают свою работу железы внутренней и внешней (слюнные, слезные и потовые) секреции и т. д. Все это является следствием того, что в подкорке располагаются центры, управляющие работой внутренних органов, и объясняется тесной взаимосвязью эмоций и чувств с разнообразными изменениями в функциях организма. Ведущую роль в работе внутренних органов при этом выполняет кора больших полушарий [86].
Кора больших полушарий является органом сознательного управления эмоциями. Оказывая регулирующую функцию на подкорку, она дает человеку возможность осуществлять контроль над своими эмоциями и их внешними проявлениями, что позволяется ему не поддаваться сиюминутным порывам, а регулировать их в соответствий с принятыми в обществе правилами. Лежащий в основе появления эмоций физиологический процесс, беря свое начало в коре больших полушарий, далее распространяется на нижележащие подкорковые центры и в значительной степени определяется работой лимбической системы. По данным современных исследователей , именно она включает наиболее важные из мозговых структур, имеющих отношение к эмоциональным проявлениям. Выделенные в ходе исследований центры удовольствия и неудовольствия — это определенные участки гипоталамуса. Важным моментом явилось определение роли функциональной асимметрии мозга. Оказалось, что левое полушарие в большей степени имеет отношение к возникновению и поддержанию положительных эмоций, а правое — отрицательных.
В активизации эмоциональной жизни человека большую роль играет ретикулярная формация, которая выполняет функцию аккумулирования энергии. Ее участие заключается в получении от различных органов чувств нервных стимулов, их дальнейшей переработке и передаче в кору больших полушарий.
В своих исследованиях И.П. Павлов
доказал, что эмоции и чувства
непосредственно связаны с
Л.В. Благонадежина отмечает, что временные связи играют свою роль и в изменении выразительных движений. Так, если в примитивных эмоциях это безусловные рефлексы, то в высших чувствах, присущих только человеку, они уже становятся условно-рефлекторными и обусловливаются, в свою очередь, требованиями общества. Речь сама по себе является естественным для человека средством воздействия на эмоциональное самочувствие другого, которое дает возможность регулировать его поведение, вызывать те или иные чувства и переживания, сдерживать проявление негативных эмоций.
Очевидно, что эмоции оказывают влияние на все стороны личности, на ее активность, тем или иным образом влияют на ее деятельность.
Таким образом,
— эмоции выполняют множество функций, в частности, охранную и регулирующую;
— эмоции определяют поведение человека в целом, стимулируют те или иные поступки;
— эмоции сопровождают общение и все виды человеческой деятельности.
Источником переживаний малыша оказывается все, к чему он прикасается, все, что имеет для него интерес и значение. Во взаимоотношениях с другими людьми - взрослыми (сначала близкими) и детьми - ребенок остро чувствует и ласку, и несправедливость, добром отвечает на добро и гневом - на обиду. В сказки он вживается как в реально происходящее. Герои, попавшие в беду, принимаются малышом близко к сердцу, и сочувствие им заставляет его порой вмешиваться в то, что он видит, например, на сцене театра. Мир природы ребенок не склонен до поры отделять четкой границей от мира людей: он жалеет сломанный цветок и сердится на дождь, из-за которого не пускают гулять.
Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. С первых дней жизни ребенок сталкивается с многообразием окружающего мира: людьми, предметами, событиями. Родители не только знакомят малыша со всем тем, что его окружает, но всегда в той или иной форме выражают свое отношение к вещам, явлениям с помощью интонаций, мимики, жестов, речи. Знакомясь с различными свойствами и качествами вещей, маленький ребенок получает и некоторые эталоны отношений и человеческих ценностей: одни предметы, действия, поступки приобретают знак желаемых, приятных, другие, наоборот — отвергаются. Познавая окружающий мир, ребенок уже в раннем детстве проявляет выраженное, субъективное, избирательное отношение к предметам. Прежде всего, малыш четко выделяет из окружающей среды близких ему людей.
Так, он начинает искать мать, плачет, если ее нет рядом, даже в ситуации, когда его непосредственные биологические потребности в пище, тепле удовлетворены или оживляется, если она рядом. Проявляя таким образом свое эмоциональное состояние, ребенок информирует взрослого о том, что ему нравится, сердит или огорчает. Это особенно важно в младенчестве, когда вербальное общение недоступно.
Эмоциональная активность младенца, сопровождающаяся оживлением, является основой развития эмоций, представленных эмоционально-выразительными движениями ребенка и его мимикой.
«Комплекс оживления» определен как исходная точка в формировании эмоциональных реакций, составляющих основу эмоционального благополучия детей
Качественный анализ данных показал: чем старше становятся дети, тем большие различия наблюдаются в их эмоциональных проявлениях при адресованных и неадресованных воздействиях взрослых. Если у ребенка до 6 месяцев эти различия проявлялись лишь в интенсивности эмоциональных проявлений, то во втором полугодии (6 мес. — 1 год) дети
по разному реагируют на воздействия
Основные характеристики формирования ЭВС детей раннего возраста:
- отсутствие эмпатии
- эмоциональные реакции связаны с непосредственными желаниями
- эмоции ситуативны
- отсутствует соподчинение мотивов
- эгоцентризм
- первичная максимально
- аффективность восприятия
- важна оценка взрослого
Ребёнок раннего возраста ещё не умеет сдерживать, контролировать свои эмоциональны проявления, им движут сиюминутные желания и порывы. Для детей 2.5 – 3 лет которые входят в период кризиса 3 лет, характерны яркие эмоциональные вспышки, возникающие в том случае, если ребёнок не может добиться положительного результата, его эмоциональные реакции ситуативны.
В дошкольном возрасте:
- спокойный, уравновешенный фон восприятия
- эмоциональность обусловлена представлениями: желание – представление – действие – эмоция
- развивается эмоциональное
- происходит переход от мотивов,
- самооценка завышена, что помогает
осваивать новые виды
- соподчинение мотивов, появлени
- способность к оценке своего поведения
Основные показатели нормального эмоционального развития в дошкольном возрасте:
- освоение ребёнком социальных форм выражения чувств
- формирование высших чувств – моральных, интеллектуальных, эстетических, практических,
- появление эмоциональной
- эмоциональное предвосхищение
- Радость от положительной оценки взрослых
В младшем и среднем дошкольном возрасте дети очень эмоциональны. Эмоции у ребенка выражаются более бурно и непосредственно по сравнению со взрослым, придавая его жизни особую выразительность. Причины возникновения тех или иных переживаний ребенка — его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми. Когда взрослые ласково относятся к ребенку, признают его права, а сверстники хотят с ним дружить, он испыты-вает эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение
Информация о работе Развитие эмоционально – волевой сферы у детей среднего дошкольного возраста