Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 00:16, реферат
Значительно менее изучены внутренние факторы, влияющие на психологическое здоровье, становление благополучной психики, условия, определяющие это благополучие.
В качестве одного из внутренних факторов, являющегося мощным регулятором психики ребёнка, а , соответственно, и его здоровья, можно рассматривать эмоциональную сферу как сложно организованную систему регуляции поведения ребёнка
Развитие личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных проявлений других людей, рассматривается как условие успешной её адаптации в современном социокультурном пространстве
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Научно – теоретическая база опыта
Эмоции как индивидуальные проявления личности
Возрастные особенности эмоций и чувств
ГЛАВА 2. Развитие ЭВС у детей среднего дошкольного возраста
2.1 Экспериментальное исследование ЭВС у детей среднего дошкольного возраста
2.2 Цель, задачи, этапы, организация, принципы работы
2.3 Содержание работы
2.4 Результативность работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
3.Заключительный этап
Содержание заключительного
этапа составляли игры и
:
Методы и приёмы работы:
- беседа, показ, рассказ об эмоциях и чувствах
- психогимнастические упражнения (мимические и пантомимические этюды и др.)
- ролевые игры, направленные на проигрывание и практическое закрепление полученных навыков, обучение детей выполнению взятой роли. Включают ролевые действия, роли животных, людей, неодушевлённых предметов, объектов природы: элементы психодрамы)
- психокоррекционные приёмы, направленные
на коррекцию страхов, агрессив
- коммуникативные игры
- релаксационные методы (методы контраста, дыхательные)
- арттерапевтические методы
- креативные приёмы
- методы развития произвольной, познавательной, мотивационной сфер (проблемные задачи и др)
- телесно – ориентированные методы
В качестве дополнительных методов на занятиях использовались элементы музыко, цвето, ароматерапии
Результативность работы по развитию ЭВС подтверждена диагностическими данными:
2.4 Результативность работы
Данные контрольно – оценочной диагностики позволяют говорить о результативности проведённой развивающей работы
Инструментарий: методика В.М. Минаевой, тест Дорки – Амен в модификации Хухлаевой О.В.
Получены данные:
В целом по саду:
Методика Минаевой |
Тест Дорки - Амен | |||||
низкий |
средний |
высокий |
низкий |
средний |
высокий | |
Начало года 38 детей |
29% |
69 % |
0% |
0% |
68% |
31% |
Конец года 39 детей |
13% |
63% |
24% |
3% |
65% |
32% |
К концу года большинство детей имеют средний уровень развития эмоционально – волевой сферы, увеличился процент детей, имеющих высокий уровень. Дети правильно распознают эмоции радости и грусти, злости; сохраняется смешение понимания эмоций страха и удивления, недостаточный уровень дифференциации эмоции удивления (средние группы)
При изображении эмоций к концу года дети используют пантомимические средства, вербальное подкрепление, что подтверждает результативность развивающей работы. но использование мимики остаётся преобладающим.
Дети средних групп
Статистически значимых изменений в уровне тревожности не выявлено (31% и 32% соответственно)
Высокий уровень тревожности обусловлен высоким уровнем нагрузки на нервную систему ребёнка, эмоциональным неблагополучием в семье или детском саду. Травмирующие для детей ситуации связаны с наказанием взрослых, невниманием со стороны родителей и сверстников, ограничением свободы деятельности.
Выводы:
Констатирующий эксперимент
Контрольное диагностическое исследование подтвердило результативность работы по развитию ЭВС в группах детей среднего возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, развитие эмоциональной сферы является одним из ключевых моментов развития ребёнка – дошкольника.
Во всё многообразии проявлений, видов, функций в конечном итоге эмоции способствуют успешной социальной адаптации ребёнка.
Развитие эмоциональной сферы ребёнка не происходит само по себе – необходима организующая и направляющая роль взрослого – родителя, педагога, способного помочь ребёнку понять мир собственных чувств и переживаний, мир переживаний других людей
Средний возраст является «отправной точкой» для развития самопонимания, самопринятия, а в конечном итоге – эмоциональной децентрации.
Организация работы по развитию ЭВС в средней группе позволила детям к концу года научиться различать, понимать и выражать основные эмоциональные состояния, освоить некоторые способы регуляции эмоционального состояния, получить представление о понятии «чувство», «настроение» и т.д
Необходимо продолжать работу по закреплению, развитию, расширению и дифференциации чувств и эмоций в старшей и подготовительной группе.
Библиография
В мире детских эмоций. – М., 2007
2. Крюкова С.В., Слободяник Н.П.
Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. – М., 2005
3. Минаева В.М.
Развитие эмоций дошкольников. – М, 1999
4.Пазухина И.А.
Давай познакомимся!. – СПб, 2004
5.Широкова Г.А.
Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. – Ростов н/Д., 2005
6.Хухлаева О.В.
Лесенка радости. – М, 1998
7.Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е.
Тропинка к своему «Я». – М, 2005
Информация о работе Развитие эмоционально – волевой сферы у детей среднего дошкольного возраста