Развитие эмоционально – волевой сферы у детей среднего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 00:16, реферат

Краткое описание

Значительно менее изучены внутренние факторы, влияющие на психологическое здоровье, становление благополучной психики, условия, определяющие это благополучие.
В качестве одного из внутренних факторов, являющегося мощным регулятором психики ребёнка, а , соответственно, и его здоровья, можно рассматривать эмоциональную сферу как сложно организованную систему регуляции поведения ребёнка
Развитие личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных проявлений других людей, рассматривается как условие успешной её адаптации в современном социокультурном пространстве

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Научно – теоретическая база опыта
Эмоции как индивидуальные проявления личности
Возрастные особенности эмоций и чувств
ГЛАВА 2. Развитие ЭВС у детей среднего дошкольного возраста
2.1 Экспериментальное исследование ЭВС у детей среднего дошкольного возраста
2.2 Цель, задачи, этапы, организация, принципы работы
2.3 Содержание работы
2.4 Результативность работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ Развитие эмоциональной сферы.doc

— 189.50 Кб (Скачать файл)

3.Заключительный этап

 Содержание заключительного  этапа составляли игры и упражнения, направленные на закрепление  и дифференциацию полученных навыков и знаний (см. Приложение)

:

Методы и приёмы работы:

- беседа, показ, рассказ об эмоциях  и чувствах

- психогимнастические упражнения (мимические и пантомимические  этюды и др.)

- ролевые игры, направленные на  проигрывание и практическое закрепление полученных навыков, обучение детей выполнению взятой роли. Включают ролевые действия, роли животных, людей, неодушевлённых предметов, объектов природы: элементы психодрамы)

- психокоррекционные приёмы, направленные  на коррекцию страхов, агрессивности, замкнутости, избавление от негативных эмоций.

- коммуникативные игры

- релаксационные методы (методы  контраста, дыхательные)

- арттерапевтические методы

- креативные приёмы

- методы развития произвольной, познавательной, мотивационной сфер (проблемные задачи и др)

- телесно – ориентированные  методы

В качестве дополнительных методов  на занятиях использовались элементы музыко, цвето, ароматерапии

Результативность работы по развитию ЭВС подтверждена диагностическими данными:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Результативность работы

Данные контрольно – оценочной  диагностики позволяют говорить о результативности проведённой развивающей работы

Инструментарий: методика В.М. Минаевой, тест Дорки – Амен в модификации Хухлаевой О.В.

Получены данные:

 В целом по саду:

 

Методика Минаевой

Тест Дорки - Амен

 

низкий

средний

высокий

низкий

средний

высокий

Начало года

38 детей

29%

69 %

0%

0%

68%

31%

Конец года

39 детей

13%

63%

24%

3%

65%

  32%


 

 

             

 

К концу года  большинство детей  имеют средний уровень развития эмоционально – волевой сферы, увеличился процент детей, имеющих высокий  уровень. Дети правильно  распознают эмоции радости и грусти, злости; сохраняется  смешение понимания эмоций страха и удивления, недостаточный уровень дифференциации эмоции удивления (средние группы)

 При изображении эмоций к  концу года дети используют  пантомимические средства, вербальное подкрепление, что подтверждает результативность развивающей работы. но  использование мимики остаётся преобладающим.

Дети средних групп затрудняются в различении мимических особенностей внешне похожих эмоций (удивление, страх), обладают бедным запасом выразительных  средств.

Статистически значимых изменений  в уровне тревожности не выявлено (31% и 32% соответственно)

Высокий уровень тревожности обусловлен высоким уровнем нагрузки на нервную  систему ребёнка, эмоциональным  неблагополучием в семье или  детском саду. Травмирующие для детей ситуации связаны с наказанием взрослых, невниманием со стороны родителей и сверстников, ограничением свободы деятельности.

Выводы:

Констатирующий эксперимент выявил наличие детей со слабым уровнем  развития ЭВС, что позволило разработать  систему занятий по развитию ЭВС, включающую методы и приёмы. направленные на знакомство детей с эмоциями,  обучению способам конструтивного выражения эмоций, способами выражения чувств средствами мимики. Пантомимики, речи

Контрольное диагностическое исследование подтвердило результативность работы по развитию ЭВС в группах детей среднего возраста

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, развитие эмоциональной  сферы является одним из ключевых моментов развития ребёнка – дошкольника.

Во всё многообразии проявлений, видов, функций в конечном итоге  эмоции способствуют успешной социальной адаптации ребёнка.

Развитие эмоциональной сферы  ребёнка не происходит само по себе – необходима организующая и направляющая роль взрослого – родителя, педагога, способного помочь ребёнку понять мир собственных чувств и переживаний, мир переживаний других людей

Средний возраст является «отправной точкой» для развития  самопонимания, самопринятия, а в конечном итоге – эмоциональной децентрации.

Организация работы по развитию ЭВС  в средней группе позволила детям  к концу года научиться различать, понимать и выражать основные эмоциональные состояния, освоить некоторые способы регуляции эмоционального состояния, получить представление о понятии «чувство», «настроение» и т.д

Необходимо продолжать работу по закреплению, развитию, расширению и дифференциации чувств и эмоций в старшей и подготовительной группе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

  1. Данилина Т.А

В мире детских эмоций. – М., 2007

2. Крюкова С.В., Слободяник Н.П.

Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь  и радуюсь. – М., 2005

3. Минаева В.М.

Развитие эмоций дошкольников. –  М, 1999

4.Пазухина И.А.

Давай познакомимся!. – СПб, 2004

5.Широкова Г.А.

Развитие эмоций и чувств у детей  дошкольного возраста. – Ростов н/Д., 2005

6.Хухлаева О.В.

Лесенка радости. – М, 1998

7.Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е.

Тропинка к своему «Я». – М, 2005

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Развитие эмоционально – волевой сферы у детей среднего дошкольного возраста