Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 15:03, дипломная работа
Одним из важнейших факторов, влияющих на поведение индивида, является его самооценка. Еще мудрый Соломон подметил: “Каковы мысли в сердце человека таков и он” (Пр.23:7)1. Внутренние мысли человека в значительной степени детерминируют его поведение. То, как человек относится к себе, непосредственным образом влияет на его поведение и отношение к другим. Карл Роджерс, известный своей разработкой ”терапии, центрированной на клиенте2” утверждает, что основная проблема в жизни каждого человека заключается в понимании и принятии самого себя.3 И как только это происходит - многие эмоциональные проблемы находят свое разрешение.
Введение.
I Сущность понятия “самооценка”.
А. Разнообразие взглядов на самооценку.
Б. Структура понятия самооценки.
1. Ощущение себя любимым.
2. Чувство собственного достоинства.
3. Чувство компетентности.
В. Самооценка и уровень притязаний.
II Причины формирования заниженной самооценки.
А. Наследственные факторы.
Б. Влияние социальной среды.
1. Родители.
2. Школа.
3. Взрослая жизнь.
В. Признаки заниженной самооценки.
III Некоторые пути преодоления заниженной самооценки.
А. Использование защитных механизмов. (неосознанный путь)
1. Сублимация.
а) Ложное смирение.
б) Маски.
2. Самоутверждение.
а) Консерватизм.
б) Девиантное поведение.
Б. Методики самосовершенствования.
1. Отечественная школа психологии.
2. Бихевиоральная школа психологии.
3. Когнитивная школа психологии.
4. Методики компенсирования недостатков.
В. Изменение отношения к окружающим и себе.
1. Автономия от мнений окружающих.
а) Конструкты зависимости от окружающих.
б) Концепция ценности человека, представленная в Библии.
в) Концепция ценности человека ведёт к автономии от мнений окружающих.
2. Изменение личных оценочных конструкт по отношению к себе.
а) Ложные конструкты оценивания себя.
б) Принятие себя.
3. Библейская концепция ценности человека влияет на все три столпа самооценки.
Заключение.
ЗАОКСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ ЦЕРКВИ АСД
Богословский факультет
Дипломная работа
РАЗЛИЧНЫЕ ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЗАНИЖЕННОЙ САМООЦЕНКИ
Пос. Заокский 1998
Различные пути преодоления заниженной самооценки.
План:
Введение.
I Сущность понятия “самооценка”.
А. Разнообразие взглядов на самооценку.
Б. Структура понятия самооценки.
1. Ощущение себя любимым.
2. Чувство собственного достоинства.
3. Чувство компетентности.
В. Самооценка и уровень притязаний.
II Причины формирования заниженной самооценки.
А. Наследственные факторы.
Б. Влияние социальной среды.
1. Родители.
2. Школа.
3. Взрослая жизнь.
В. Признаки заниженной самооценки.
III Некоторые пути преодоления заниженной самооценки.
А. Использование защитных механизмов. (неосознанный путь)
1. Сублимация.
а) Ложное смирение.
б) Маски.
2. Самоутверждение.
а) Консерватизм.
б) Девиантное поведение.
Б. Методики самосовершенствования.
1. Отечественная школа психологии.
2. Бихевиоральная школа психологии.
3. Когнитивная школа психологии.
4. Методики компенсирования недостатков.
В. Изменение отношения к окружающим и себе.
1. Автономия от мнений окружающих.
а) Конструкты зависимости от окружающих.
б) Концепция ценности человека, представленная в Библии.
в) Концепция ценности человека ведёт к автономии от мнений окружающих.
2. Изменение личных
оценочных конструкт по
а) Ложные конструкты оценивания себя.
б) Принятие себя.
3. Библейская концепция ценности человека влияет на все три столпа самооценки.
Заключение.
Введение.
Постановка проблемы.
Одним из важнейших факторов, влияющих на поведение индивида, является его самооценка. Еще мудрый Соломон подметил: “Каковы мысли в сердце человека таков и он” (Пр.23:7)1. Внутренние мысли человека в значительной степени детерминируют его поведение. То, как человек относится к себе, непосредственным образом влияет на его поведение и отношение к другим. Карл Роджерс, известный своей разработкой ”терапии, центрированной на клиенте2” утверждает, что основная проблема в жизни каждого человека заключается в понимании и принятии самого себя.3 И как только это происходит - многие эмоциональные проблемы находят свое разрешение.
Одновременно с этим, многие психологи сходятся на том, что это важное звено в структуре личности человека является здоровым далеко не всегда. В частности, тот же Карл Роджерс пришел к выводу, “что большинство людей, которых он знал, презирают себя, считая, что они ни на что не способны и их нельзя любить4.” Джон Пауэлл в своих рассуждениях пошел еще дальше: “У всех нас есть комплексы неполноценности - писал он, - те, у кого, кажется, нет такого комплекса, только притворяются”5.
Если заниженная самооценка так распространена, то возникает вопрос: что современная психология может сегодня предложить людям, страдающим этой эмоциональной проблемой? Нужно отметить, что одновременно с широкой распространенностью заниженной самооценки, в современной психологии существуют различные терапевтические методики, отличающиеся друг от друга как по форме, внутренней направленности, так и по предмету воздействия. При рассмотрении этих методик складывается впечатление, что они оказывают влияние не на всю совокупность человека, а лишь на отдельные его аспекты (поведение, разум, привычки и т.д.). И практика показывает, что эти методики не всегда оказываются действенными и часто приносят лишь частичное освобождение от заниженной самооценки6. Отсутствие надежных методик при такой распространенности проблемы заниженной самооценки является угрозой эмоциональному здоровью общества и побуждает к поиску новых путей её преодоления.
Историографический обзор.
Первым, кто ввел понятия “самооценка”, “образ самого себя” в структуру личности был Уильям Джеймс. В одной из глав своего известного труда “Психология” он предложил свою теорию личности, которая оказала огромное влияние на формирование персонологии7. Его идеи были подхвачены и развиты целой плеядой последующих психологов, таких как А. Адлер, К. Роджерс, Э. Фромм, Э. Эриксон и др. Среди отечественных психологов можно назвать: И.С.Кон, В.С. Магун, А.И.Липкина и др.
Внимание привлекла не только самооценка как таковая, но и причины, которые влияют на ее формирование. (К. Хорни, Э. Эриксон, К. Роджерс, А. Адлер, И.С. Кон, Е.А. Архипова, Т.Ю. Андрущенко и др.) Исследования, проведённые этими психологами, выявили факторы, которые оказывают значительное влияние на самооценку. Благодаря этим исследованиям причины формирования заниженной самооценки широко изучены, что помогает более эффективно искать способы ее преодоления.
Особый интерес представляют работы, в которых предлагаются различные подходы и терапевтические методики для преодоления заниженной самооценки (Б.Ф.Скиннер, Д. Келли, А. Адлер, К. Роджерс, З.Фрейд, А.Фрейд). Среди отечественных психологов можно назвать работы Т.С. Токарской, Т.Э. Мисюриной, Т.Л. Мироновой, В.А. Алексеева и Н.Н.Авдеевой. Для большинства существующих подходов характерна одинаковая методологическая направленность, выражающаяся в том, что почти все они касаются внешнего поведения и почти не затрагивают другие аспекты человеческой души8. Ввиду того, что самооценка значительно зависима от социальной среды, эти методики, в подавляющем большинстве, заключаются в поднятии социального статуса человека в обществе. Такая односторонняя направленность этих методик сводит терапию заниженной самооценки к простой коррекции внешнего поведения, что не может не влиять на их эффективность (в основной части работы мы рассмотрим проблематику этих методик более основательно).
Подход, отражающий необходимость воздействия не только на поведение, но и на человеческую душу, выражается в применении библейской концепции ценности человека в терапии заниженной самооценки. Наиболее авторитетным источником библейской концепции ценности человека является Библия. Кроме того, эта концепция представлена в трудах: Д. Пауэлла, Д. Макдауэлла, Р. Мак-Ги, K. Kuzma, Д. Добсона, P.D. Meier и т.д.
Цель.
Исследование ставит перед собой задачу рассмотреть имеющиеся методики терапии заниженной самооценки и предложить современной психологии новый подход в решении данной проблемы.
Так как большинство верующих неосведомлены в проблеме заниженной самооценки, исследование имеет цель сделать материал доступным для рядового члена церкви, равно как и для простого неверующего человека, и поэтому большая часть примеров приведена из религиозной жизни.
Методология.
Исследование будет состоять из трёх последовательных шагов:
Границы исследования.
Предпосылки.
глава 1. сущность понятия “самооценка”.
В данной главе основное внимание мы сосредоточим на природе самооценки человека. Мы рассмотрим разнообразие подходов в понимании самооценки различными психологами. Во второй части этой главы мы проанализируем самооценку человека с точки зрения ее структуры.
Что такое самооценка?
Для большинства концепций
“Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности12.“
Относясь к ядру личности,
самооценка является важным регулятором
ее поведения. Уже сложившаяся самооценка
есть результат постоянного
Для христиан - это религиозные ценности, принятые в данной местности, церкви или деноминации. Если столь очевидно, что личность постоянно сверяет свои поступки с позицией и ценностными ориентациями референтной группы, то важно сопоставить, что видит человек в самом себе с тем, что имеет для него ценность и значение. Личность в процессе общения постоянно сверяет себя с неким эталоном и в зависимости от результата бывает довольной собой или недовольной.
А. Разнообразие взглядов на самооценку.
Понятие "самооценка" в психологии сформировалось не сразу. Ученые постепенно углубляли и расширяли это понятие. Ниже мы рассмотрим концепции тех психологов, которые внесли значительный вклад в развитие этого понятия.
Уильям Джеймс. Первым, кто ввел понятия “самооценка”, “образ самого себя” в структуру личности был Уильям Джеймс. В своей теории Джеймс разделил личность на 3 части согласно:
Составные элементы личности Джеймс подразделил на три класса: физическая личность, социальная личность и духовная личность. После исследования составных элементов личности он рассмотрел чувства и эмоций, вызываемые этими элементами, а именно самооценку. Самооценку, в свою очередь, он разделил на 2 типа: самодовольство и недовольство собой14. Последующие персонологи развили свои теории личности, рассматривая самооценку человека через призму тех философских взглядов, которые лежат в основе каждой из таких теорий.
Зигмунд Фрейд представляет
человека как водимое сексуальностью
и агрессией существо, чьи подавленные
инстинкты вытеснены в
Беррес Фредерик Скиннер природу самооценки видел несколько по-иному. Для него развитие и научение человека происходит через опыт. Развитая им “теория оперантного научения” представляет человеческое развитие как результат взаимодействия индивида с окружающей средой, которое происходит через положительный или отрицательный опыт. Такой опыт либо подкрепляет либо подавляет последующее повторение поведения. Поэтому основным формирующим фактором самооценки является положительный или негативный опыт. Из него индивид и черпает представления о себе16.
Альберт Бандура. Концепция, предложенная Альбертом Бандурой, является развитием бихевиоральных взглядов Скиннера17. Но в отличие от Скиннера Бандура считал, что научение происходит не только через прямой опыт, но и через наблюдение. Опыт, приобретаемый с помощью наблюдения, он назвал “косвенным подкреплением”. Например, студент, который наблюдает за тем, как его сосед во время теста успешно компилирует конспект, получает позитивное косвенное подкрепление, и вероятность воспроизведения такого же опыта этим студентом увеличивается. Но главным фактором, по мнению Бандуры, регулирующим человека и движущим его, является самоподкрепление. Этот процесс имеет место всякий раз, когда люди устанавливают для себя планку достижений и поощряют или наказывают себя за ее достижение, превышение или неудачу. В свою очередь, самоподкрепление, или саморегулирование Бандура делит на три процесса: процесс самонаблюдения, самооценки и самоответа. Особую роль здесь играет самооценка. Бандура утверждает, что широкий спектр поведения человека регулируется с помощью реакций самооценки, выражаемых в форме удовлетворенности собой, гордости своими успехами, неудовлетворенности собой и самокритике18. Оценка поведения происходит по своим личностным стандартам, причем эти стандарты определяются относительно, т.е. путем сравнения себя с окружающими или с ценностями эталонной группы. Поэтому фактор сравнения играет важнейшую роль в формировании самооценки. Саму самооценку Бандура рассматривает в категориях “самоэффективность”, “самоуважение” и “чувство собственного достоинства”. Действие самооценки Бандура видит через мысленное представление:
Информация о работе Различные пути преодоления заниженной самооценки