Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 15:03, дипломная работа
Одним из важнейших факторов, влияющих на поведение индивида, является его самооценка. Еще мудрый Соломон подметил: “Каковы мысли в сердце человека таков и он” (Пр.23:7)1. Внутренние мысли человека в значительной степени детерминируют его поведение. То, как человек относится к себе, непосредственным образом влияет на его поведение и отношение к другим. Карл Роджерс, известный своей разработкой ”терапии, центрированной на клиенте2” утверждает, что основная проблема в жизни каждого человека заключается в понимании и принятии самого себя.3 И как только это происходит - многие эмоциональные проблемы находят свое разрешение.
Введение.
I Сущность понятия “самооценка”.
А. Разнообразие взглядов на самооценку.
Б. Структура понятия самооценки.
1. Ощущение себя любимым.
2. Чувство собственного достоинства.
3. Чувство компетентности.
В. Самооценка и уровень притязаний.
II Причины формирования заниженной самооценки.
А. Наследственные факторы.
Б. Влияние социальной среды.
1. Родители.
2. Школа.
3. Взрослая жизнь.
В. Признаки заниженной самооценки.
III Некоторые пути преодоления заниженной самооценки.
А. Использование защитных механизмов. (неосознанный путь)
1. Сублимация.
а) Ложное смирение.
б) Маски.
2. Самоутверждение.
а) Консерватизм.
б) Девиантное поведение.
Б. Методики самосовершенствования.
1. Отечественная школа психологии.
2. Бихевиоральная школа психологии.
3. Когнитивная школа психологии.
4. Методики компенсирования недостатков.
В. Изменение отношения к окружающим и себе.
1. Автономия от мнений окружающих.
а) Конструкты зависимости от окружающих.
б) Концепция ценности человека, представленная в Библии.
в) Концепция ценности человека ведёт к автономии от мнений окружающих.
2. Изменение личных оценочных конструкт по отношению к себе.
а) Ложные конструкты оценивания себя.
б) Принятие себя.
3. Библейская концепция ценности человека влияет на все три столпа самооценки.
Заключение.
ОГЛАВЛЕНИЕ.
Введение......................
I Сущность понятия
“самооценка”..................
А. Разнообразие взглядов
на самооценку....................
Б. Структура понятия
самооценки....................
1. Ощущение себя любимым.........
2. Чувство собственного
достоинства...................
3. Чувство компетентности........
В. Самооценка и уровень притязаний....................
II Причины формирования
заниженной самооценки.........
А. Наследственные факторы.......................
Б. Влияние социальной среды.........................
1. Родители......................
2. Школа.........................
3. Взрослая жизнь................
В. Признаки заниженной самооценки....................
III Некоторые пути преодоления
заниженной самооценки.........
А. Использование защитных механизмов (неосознанный путь)............33
1. Сублимация....................
2. Самоутверждение...............
Б. Методики самосовершенствования.........
1. Отечественная школа
психологии............ ..............................
2. Бихевиоральная
школа психологии..............
3. Когнитивная школа
психологии....................
4. Методики компенсирования недостатков...................
В. Изменение отношения
к окружающим и себе........................
1. Автономия от мнений
окружающих....................
2. Изменение личных оценочных конструкт по отношению к себе......52
3. Библейская концепция
ценности человека влияет на
все три столпа самооценки.....
Заключение....................
1 Библия. Синодальный перевод. М.,1967. ( Здесь и далее цитаты даны по этому изданию)
2 “Форма психотерапии, разработанная Роджерсом на основе принятия и безусловного внимания к клиенту. Особо подчеркиваются взаимоотношения между психотерапевтом и клиентами как средство достижения личностных изменений.” (Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Санкт-Петербург, Питер. 1997. С.571.)
3 Джон Пауэлл. Почему я боюсь любить? М., Лига-Фолиант. 1993. С.20.
4 Майерс Д. Социальная психология. Санкт-Петербург, Питер. 1997. С.79.
5 Там же. С.79
6 Epting F.R., Personal Construct Counseling and Psychotherapy (Chichester, Eng.: Wiley, 1984), 223
7 Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырей. Психология личности. Тексты. М., Издательство московского университета. 1982. С.60
8 Исключение составляют методики, где изменение поведения предлагается с целью пересмотра личностных конструкт или категорий мышления, (Д.Келли) или основной упор делается на создание условий, помогающих клиенту принять и начать любить себя (К.Роджерс).
9 Термин, введенный авторами данной работы, для объединения рассматриваемых методик в одну группу по принципу их действия.
10 “Эклетизм - позиция заключающаяся в том, что в каждом направлении личности есть что-то ценное для изучения и понимания поведения человека.” (Хьелл Л., Зиглер Д. С.604.)
11 “Подход, согласно которому подчеркивается значимость как индивидуальных отличий, так и ситуационных факторов в объяснении поведения.” (Хьелл Л., Зиглер Д. С.604.)
12 А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский. Психология. Словарь. М., Издательство политической литературы. 1990. С.352.
13 “Референтная группа – реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном, и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и в самооценке.” (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. С.86.)
14 У. Джеймс. Психология. М., Педагогика. 1991. С.86.
15 “Этическое или моральное образование в структуре личности: представляет собой
интернализированную индивидуумом систему социальных норм и стандартов поведения,
полученную от родителей посредством поощрения и наказания.” (Л. Хьелл, Д. Зиглер. С.156.)
16 Skinner B.F., About Beheviorism (New York: Knopf, 1974.)
17 “Бихевиоризм – направление в американской психологии ХХ в., отрицающее сознание как
предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого
как совокупность реакций организма на стимулы окружающей среды.” (А.В. Петровский, М.Г.
Ярошевский. С.42.)
18 Bandura A., “Self-Efficacy Mechanism in Human Agency”, American Psycholgist 37 (1982): 122-147.
19 Bandura A., “Regulation of Cognitive Processes Through Perceived Self-Efficacy”, Developmental
Psychology 25 (1989): 729-735.
20 Мисюрина Т.Э. Преодоление неадекватной самооценки у старших подростков в процессе их
приобщения к общественно-полезной деятельности. Алма-Ата. 1978. С.16.
21 Л. Хьелл, Д. Зиглер. С.169.
22 Rogers C.R., “A Theory of Therapy, Personility and Interpersonal Relationship, As Developed in The
Client-Centred Framework,” In S.Koch Ed., Psychology: A Study of a Science (New York: McGraw-Hill, 1959), vol.3, 134-256.
23 “Проприум - это все аспекты человека, делающие его уникальной личностью. Он отображает
также положительное, созидательное и развивающиеся качества человеческой природы.” (Л.
Хьелл, Д. Зиглер. С.326.)
24 Allport G.W., The Person in Psychology. Selected Essays (Boston.: Beacon Press, 1968), 105
25 Fromm E., Escape From Freedom (New York: Avon, 1941-1956), 163.
26 Там же. С.191.
27 Там же. С.208.
28 Maslow A.H., Morivation and Personality, 3rd ed. (New York: Harper and Row, 1987.)
29 См. Кон И.С. Психология ранней юности. М., Просвещение. 1989. С.105.
30 См. Кон И.С. С.102.
31 Maurice Vagner, The Sensation of Being Somebody (Grand Rapids, MI.: Zondervan Publishing House,
1975), 32-37.
32 Это выражение будет использоваться в данной работе как термин, употреблённый Д.Макдауэллом
в книге “Его Образ - мой образ.” М., Новая жизнь. 1996.
33 Там же. С.101.
34 James D. Mallory, Stanley C. Baldwin, The Kink and I ( Grand Rapids, MI.: Zondervan Publishing
House, 1965), 33.
35 Джош Макдауэлл. С.102.
36 “Компетентность - психосоциальное качество, означающее силу и уверенность, исходящие из
чувства собственной успешности и полезности, что дает человеку осознание своей способности эффективно взаимодействовать с окружением.” (Л. Хьелл, Д. Зиглер. С.265.)
37 Джош Макдауэлл. С.103.
38 “Стадия, на протяжении которой энергия либидо дремлет и внимание сосредоточено на развитии
интересов и навыков в общении со сверстниками того же пола.” (Л. Хьелл, Д. Зиглер. С.155.)
39 Erikson E.H., Childhood and Society, 2nd ed. (New York: Norton, 1963), 273.
40 Авдеева Н.Н. Развитие образа себя у младенца. М., 1982. С.9,11.
41 Уровень притязаний – степень трудности целей, которые ставит перед собой человек.
(А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский. С.352.)
42 У.Джеймс. С.91.
43 У.Джеймс. С.92.
44 К.С. Холл, Г. Линдсей. Теории личности. М., КСП+. 1997. С.665.
45 Rose. R.J., Koskenvuo M., Kaorio J., Sarna S., Langinvainio H., “Shared Genes, Shared Experiences
and Similarity: Data from 14,288 Adult Finnish Co-Twins”, Journal of Personality and Social
Psychology 54 (1988): 161 -171.
Rushton. J.P., Fulker D.W., Neale M.C., Nias D.K., Eysenck H.J., “Altruism and Aggression: The
Hheritability of Individual Differences”, Journal of Peronality and Social Psychology 50 (1986): 1192-
1198.
46 Tellegen A., Lykken D.T., Bouchard T.J. et al., “Personality Similarity in Twins Raised Apart and
Together”, Journal of Personality and Social Psychology 54 (1988): 1031-1039.
47 См. Росс Кэмпбелл. Как на самом деле любить детей. М., Знание. 1992. С.15.
48 Frank D. Cox, Human Lntimacy. Marriage the Family and it’s Meaming (West Pablishing Company,
1987), 431.
49 Там же. С.432.
50 Авдеева Н.Н. С.22.
51 Джеймс Ч. Добсон. Родителям и молодоженам: доктор Добсон отвечает на ваши вопросы. М.,
Республика. 1989. С.176.
52 Allport G.W., Becoming: Basic Considerations for a Psychology of Personality (New Haven, CT: Yale
University Press, 1955), 114-139.
53 Жутикова Н.В. Психологические уроки обыденной жизни. М., Просвещение. 1990. С.124.
54 “Девиантное поведение - это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или
подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали.” (И.С.Кон. С.237.)
55 См. Жутикова Н.В. С.122-124.
56 Жутикова Н.В. С.125.
57 Джеймс Ч. Добсон. С.187.
58 Lawrence B., “Rosenfield, Beauty and Business”, New Mexico: Business Jornal 4 (1979): 23.
59 Mark L. Knapp, Interpersonal Communication and Human Relationships (Boston: Allyn and Bacon,
1984), 141,142.
60 Токарская Т.С. Формирование адекватной самооценки младших школьников. Киев, 1988.
61 Токарская Т.С. С.22.
62 Erikson E.H. Identity: Youth and Crisis (New York: Norton, 1968), 56-58.
63 Джеймс Ч. Добсон. С.183-185.
64 Нэнси Ван Пелт. Найти и удержать. Заокский, Источник жизни. 1994. С.113-127.
65 Зелуганова Е.А. Соотношение самооценки и уровня притязаний, и его влияние на личностные
особенности. М., 1995. С.5.
66 Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырей. С.138.
67 Признаки заниженной самооценки взяты из следующих источников:
-Ненси Ван Пелт. Мы только начинаем. Заокский, Источник жизни. 1997. С.18-38.
-Джеймс Ч. Добсон. Родителям и молодоженам: доктор Добсон отвечает на ваши вопросы. М.,
Республика. 1989. С.174-219, 327-343.
-Kay Kuzma., To Understend Your Child (Redlands, CA: Parent Scene, Inc, 1985), 105-127.
-Макдауэл Д. Его образ - мой образ. М., Новая Жизнь. 1996.
68 Ненси Ван Пелт. Мы только начинаем. Заокский, Источник жизни. 1997. С.27.
69 Важно отметить, что как конформизм, так и девиантное поведение могут иметь иную причину и происхождение. Мы далеки от того, чтобы каждому проявлению поведения ставить один и тот же диагноз. Как было уже сказано выше, заниженная самооценка определяется не по одному или нескольким признакам, а по совокупности признаков и частоте их проявления в идентичных условиях.
70 Здесь необходимо провести границу между самоутверждением, как проявлением заниженной
самооценки и естественным поиском значимости, который в той или иной мере присущ каждому человеку. Нужно отметить, что этот вопрос заслуживает еще одной такой же дипломной работы, и в рамках данного исследования разобрать его подробно не представляется возможным. Мы упомянем лишь основной момент: главное отличие заключается не в исключительных особенностях какого-то из них, а в интенсивности и вовлеченности средств, а именно, человек с заниженной самооценкой самоутверждается в гораздо большей степени и использует гораздо больше средств для этого.
71 Л. Хьелл, Д. Зиглер. С.154.
72 Freud S., The Ego and The Mechanisms of Defence (New York: Internatonal Universities Press,
1946).
73 Cramer P., “The Development Of Defense mechanisms”, Journal of Personality 55 (1987): 597-614.
74 Freud S., The Ego and The Mechanisms of Defence (New York: Internatonal Universities Press,
1946).
75 “Аспект структуры личности, все содержание которого является унаследованным; присутствует с
рождения и закреплено в конституции индивидуума. Ид чувственно, иррационально и свободно от каких бы то ни было ограничений.” ( Л. Хьелл, Д. Зиглер. С.154.)
76 Ввиду того, что этот защитный механизм был описан не Фрейдом, а Адлером, мы не включили его в основной список механизмов защиты.
77 Иоанн Кронштадский. Мысли христианина о покаянии и святом пришествии. Издание
Московской Патриархии. 1986. C.11.
78 Фридрих Швиндт. Конспекты проповедей. т.3. Заокский, Источник Жизни. 1996. C.100.
79 Используется B.Aland, K.Aland, J.Karavidopoulos and oth. The Greek New Testament, 4th ed.,
(Biblia-Druck: Stuttgart, 1993).
80 Клайв Льюис. Просто христианство. Чикаго. 1990. С.129.
81 И.С.Кон С.101.
82 К. Льюис С.182.
83 Adler A., Understanding human nature (Garden City, NY: Garden City Publishing, 1927).
84 Adler A., Superiority and social interest: A collection of later writings, H. L. & R. R. Ansbacher, Eds.,
(Evanston, IL: Northwestern University Press, 1964).
85 Ролло Мей Искусство психологического консультирования. М., Независимая фирма "Класс".
1994. С.109.
86 Л. Хьелл, Д. Зиглер С.249.
87 И.С. Кон. С.102.
88 Т.е. влияет на второе основание, на котором базируется самооценка. Девиантное поведение
меньше влияет на формирование чувства компетентности и еще меньше - на ощущение себя
любимым.
89 И.С.Кон. С.254.
90 В некоторых случаях, для сокращения объема материала, мы рассмотрим лишь общие принципы
терапии заниженной самооценки.
91 Мисюрина Т.Э. С.4.
92 Хьелл Л. Зиглер Д. С.362.
93 Becket. R.E., Heimbetg. R.G., Bellack A.S., Social Skills Training Treatment of for Depression (New
York: Persimmon Press, 1987), 42-43.
94 В этой связи будет уместно привести известный опыт, когда студенты “тренировавшиеся”
забрасывать мяч в кольцо с помощью мысленного представления, достигли результатов, близких с теми студентами, которые действительно тренировались забрасывать мяч, кроме того, результаты значительно отличались от результатов студентов, которые совсем не тренировались.
95 Pilkonis P.A., Zimbardo P.G., The Personal and Social Dynamics of Shyness. In C. E. Uzard, Ed., Emotions in Personality and Psychopathology (New York: Pltnum, 1979).
96 “Когнитивная психология – направление, задачей которого является доказательство решающей роли знания в поведении субъекта.” (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. C.164.)
97 Kelly G. A., Theory of Personality: The Psycology of Personal Constructs (New York: Norton, 1963)
98 “Категория мышления, (Personal construct), посредством которой человек интерпретирует или истолковывает свой жизненный опыт. По крайней мере, три элемента необходимы для формирования конструкта – два из них должны восприниматься как схожие, а третий элемент должен восприниматься как отличный от этих двух.” (Л. Хьелл, Д. Зиглер. С.476.)
Информация о работе Различные пути преодоления заниженной самооценки