Различные пути преодоления заниженной самооценки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 15:03, дипломная работа

Краткое описание

Одним из важнейших факторов, влияющих на поведение индивида, является его самооценка. Еще мудрый Соломон подметил: “Каковы мысли в сердце человека таков и он” (Пр.23:7)1. Внутренние мысли человека в значительной степени детерминируют его поведение. То, как человек относится к себе, непосредственным образом влияет на его поведение и отношение к другим. Карл Роджерс, известный своей разработкой ”терапии, центрированной на клиенте2” утверждает, что основная проблема в жизни каждого человека заключается в понимании и принятии самого себя.3 И как только это происходит - многие эмоциональные проблемы находят свое разрешение.

Содержание

Введение.
I Сущность понятия “самооценка”.
А. Разнообразие взглядов на самооценку.
Б. Структура понятия самооценки.
1. Ощущение себя любимым.
2. Чувство собственного достоинства.
3. Чувство компетентности.
В. Самооценка и уровень притязаний.
II Причины формирования заниженной самооценки.
А. Наследственные факторы.
Б. Влияние социальной среды.
1. Родители.
2. Школа.
3. Взрослая жизнь.
В. Признаки заниженной самооценки.
III Некоторые пути преодоления заниженной самооценки.
А. Использование защитных механизмов. (неосознанный путь)
1. Сублимация.
а) Ложное смирение.
б) Маски.
2. Самоутверждение.
а) Консерватизм.
б) Девиантное поведение.
Б. Методики самосовершенствования.
1. Отечественная школа психологии.
2. Бихевиоральная школа психологии.
3. Когнитивная школа психологии.
4. Методики компенсирования недостатков.
В. Изменение отношения к окружающим и себе.
1. Автономия от мнений окружающих.
а) Конструкты зависимости от окружающих.
б) Концепция ценности человека, представленная в Библии.
в) Концепция ценности человека ведёт к автономии от мнений окружающих.
2. Изменение личных оценочных конструкт по отношению к себе.
а) Ложные конструкты оценивания себя.
б) Принятие себя.
3. Библейская концепция ценности человека влияет на все три столпа самооценки.
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

заниженная самооценка.doc

— 375.50 Кб (Скачать файл)

Библейская концепция  ценности человека подчеркивает, что мы, люди не обретаем ценность в течение жизни. Мы обладаем природной ценностью, ценностью, которой оценил нас Бог. Новорожденный ребенок ценен родителям не потому, что он красив, умен или многого достиг в жизни. Он ценен родителям потому, что он их творение. Бог ценит людей также потому, что они Его творения. Господь так высоко ценит человека, что запрещает пренебрежительно высказываться о нем: "Кто скажет брату своему: "рака" (пустой человек), подлежит синедриону (верховному судилищу); а кто скажет "безумный" подлежит геенне огненной120." (Мф.5:22)

Во все времена люди, принимавшие библейскую концепцию, теряли свою зависимость от мнения окружающих. В частности, это произошло  в жизни апостола Павла. В первом послании к Коринфянам он выразил это следующими словами: "Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы, или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе". (1Кор.4:3) Он черпал свою ценность не в одобрении собратьев по вере, а в оценке Бога. Он перестал бороться за свой имидж в глазах других, он перестал быть зависимым от того, как о нем подумают, или скажут люди. Он обрел внутренний мир, который до этого не могли дать ему ни его высокое положение, ни его большое материальное состояние. После того, как он узнал библейскую концепцию ценности человека, его самооценка перестала строиться на мнениях и ценностях окружающих людей121.

Свободой и независимостью от мнений окружающих обладал и Сам  Христос. Из Писания известно, что  Он часто общался с мытарями, грешниками и изгоями общества (Матф.11:19, Лук.15:1–2). Общение с лицами низкого социального статуса всегда понижает статус человека в глазах других. Эта закономерность еще в большей степени проявляется в случае дружбы с такими людьми. Иисус же дружил с людьми низкого сословия, и его учениками были рыбаки, и этот факт нисколько не влиял на его самооценку. Он не переживал по поводу своего статуса, т.к. не зависел от критериев, по которым оценивают люди.

Библейская концепция  ценности ведет человека от фатальной  детерминированности от мнения окружающих к внутренней свободе. Освобождаясь от мнения окружающих, человек развивается от реактивности к проактивности.

 

2. Изменение  личных оценочных конструкт по  отношению к себе.

 

Отношение человека должно измениться не только к мнениям и  ценностям социальной среды, но и к самому себе. Наиболее распространенным конструктом по отношению к себе является верование: “Я должен отвечать определенным стандартам, чтобы думать о себе хорошо122.” Это может выражаться в нетерпимости к себе по поводу своих недостатков. Часто это проявляется в перфекционизме различных форм: хорошее выполнение работы, пунктуальность, чистота дома или машины, внешность и т.д.

Люди анализируют себя по категориям, которые приняты в  обществе и по которым оценивают  их. Если человека оценивают по каким-то категориям, то он склонен и сам оценивать себя  по ним. Некоторые из этих категорий уже были названы выше: красота, ум, материальное положение, популярность в обществе.

Сознавая сам в себе, что он не соответствует этим стандартам, человек прилагает все усилия, что бы достигнуть успеха. В этой гонке есть победители, но есть и проигравшие. Но даже те, кто достигают успеха, тем не менее, остаются внутренне неудовлетворенными. Они не могут принять себя, т.к. не терпят любого своего недостатка или несовершенства в каком-то плане. Они убегают от своего несовершенного в физическом, интеллектуальном или эмоциональном плане “я”. Они скрывают его под масками, вытесняют из сознания с помощью защитных механизмов. Они не могут принять себя.

Библейская теория предлагает прекратить это бегство. “Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха” (Пр.28:13). Сокрытие своих беззаконий, различных недостатков от себя и других, согласно Писанию, исключает возможность успеха. Только честное признание своих проблем приносит внутренний мир. В этой связи интересна программа, разработанная Сообществом Анонимных Алкоголиков. Первым шагом этой программы является: “Мы признаем свое бессилие перед алкоголем, признаем, что потеряли контроль над собой123.” Таким образом, происходит признание своей проблемы, причем не, только самому себе, но и членам группы. Это имеет большое значение, т.к. признание своей проблемы помогает человеку перестать “убегать” от негативных мыслей о себе и принять себя, а признание перед другими позволяет человеку прекратить прятать и маскировать проблему от других. Человек перестает бояться признать свои эмоциональные проблемы. Признавая свои проблемы перед другими, человек перестает бояться, что другие узнают его “настоящее я”. Он перестает бояться за свою репутацию, т.к. другие уже узнали его слабые стороны. Его завышенный уровень притязаний падает, и он испытывает внутренний мир. Теперь он не претендует на роль эксперта, с которым все должны считаться, компетентного человека или на роль человека “без проблем”. Человек начинает принимать себя таким, какой он есть.

Принятие себя, согласно Роджерсу, играет первостепенную роль в душевном выздоровлении человека. Именно на это направлена разработанная  им “терапия, центрированная на клиенте”.124 Принципы, предлагаемые им в этой методике, были бы весьма полезны при терапии заниженной самооценки.

Возвращаясь к программе, разработанной Сообществом Анонимных  Алкоголиков важно заметить, что  вторым и третьим шагами этой программы  является: “Мы пришли к убеждению, что только Сила, более могущественная, чем мы сами, может вернуть нам здравомыслие. Мы приняли решение вверить свою жизнь и свою волю в руки Бога, как мы Его понимаем125.” Эта нерелигиозная программа действует только в том случае, если человек признаёт существование Силы, более могущественной, чем он сам и вверяет себя ей.

3. Библейская концепция  ценности человека влияет на  все три столпа самооценки.

Действительно, именно Бог  может восполнить то, что не может  дать общество и близкие люди. Именно Бог восполняет недостающие столпы самооценки:

  • потребность ощущать себя любимым - Бог любит человека безусловной любовью. (Ис.54:8,10,  Иер.31:3,  Рим.5:6 -10)
  • ощущение себя компетентным - согласно Писанию, Бог дает и развивает в людях таланты и дары. (Деян.2:1-13, Коринф.12:1-31, Рим.12:1-8)
  • иметь чувство собственного достоинства - Бог ценит человека и признает его достоинство, и это достоинство не зависит от его внешности, благосостояния, успеха и т.д. Такое отношение никак не связано с заслугами человека. (Пс.102:10-13, Тит.3:5)

Подводя итоги, важно  отметить, что отличие христианского  подхода заключается в том, что  он меняет внутреннюю суть человеческой души, её ценности и приоритеты. Этот подход связан не столько с корректировкой внешних проявлений поведения, пагубно  влияющих на самооценку, сколько с изменением самой сущности человека, его мыслей и чувств. При таком подходе человек становится внутренне независим от хорошего отношения и любви окружающих и начинает ориентироваться на отношение Бога к нему. Одновременно, человек освобождается из рабства собственных ложных оценочных критериев и начинает оценивать себя по критериям, предлагаемым Писанием. Он начинает ощущать себя полезным, обретая смысл жизни в служении другим через духовные дары. Тем самым, служение другим помогает ему обрести чувство компетентности. В совокупности, это помогает человеку обрести новое чувство собственного достоинства, которое уже не находится в зависимости от мнений окружающих и от удручавших ранее особенностей его личности. Таким образом, самооценка строится на новом, основанном на Писании, фундаменте.

 

Заключение.

 

В заключении подведем итоги. Исследуя природу заниженной самооценки (глава 1) и причины ее формирования (глава 11) мы обнаружили, что большую  роль в формировании здоровой самооценки индивида играет социальная среда. Эта закономерность особенно проявляется как в раннем детстве, так и в школьный период.

Исследуя различные  пути преодоления заниженной самооценки (глава 111), мы рассмотрели различные  способы её разрешения. Действие защитных механизмов (раздел А) указывает на неосознанную борьбу человека с заниженной самооценкой. Используются различные защитные механизмы, в частности, сублимация и самоутверждение. При этом освобождение от заниженной самооценки не происходит.

Второй путь преодоления заниженной самооценки - самосовершенствование (раздел Б), т.е. использование различных терапевтических методик. В этом разделе мы рассмотрели некоторые методики, в частности:

- метод репетиции поведения,

- терапия фиксированной  роли,

- концепция компенсации.

Наряду с их несомненной  терапевтической полезностью, мы обнаружили, что эти методики не являются самодостаточными, и появляется необходимость обратиться к другим смежным наукам, в частности,  теологии.

В разделе “Изменение отношения” (раздел В), мы рассмотрели библейский взгляд на проблему заниженной самооценки. Библейский подход подразумевает изменение отношения к мнениям и оценкам окружающих, а также изменение отношения к себе и своим недостаткам. Изменение отношения к мнениям и оценкам окружающих означает конец утомительной борьбы за уважение и имидж, за популярность в глазах других, избавляет от необходимости постоянно “играть” того, кем не является, маскировать свои эмоциональные проблемы. Изменение личных оценочных конструктов к себе означает конец изнурительной борьбы за самосовершенствование, ведет к принятию своего несовершенства. Принятие своего несовершенства приводит к принятию несовершенства других126.

Прекращение погони за популярностью, успехом и материальным положением не означает бездействие и пассивность. Теперь активность человека меняет содержание и сменяется здоровым стремлением к лучшему. При этом он остается довольным своим настоящим положением, потому что он любит себя. Неуспех уже не играет такую решающую роль для его самооценки, т.к. она  базируется на другом, более надежном основании.

В заключении необходимо отметить: если изменение отношения  к окружающим и себе оказывает  положительное терапевтическое  воздействие на самооценку человека, то этот метод может использоваться для преодоления заниженной самооценки наряду с другими рассмотренными выше методиками. Ввиду того, что психология не имеет абсолютных терапевтических методик, которые приносили бы полное освобождение от заниженной самооценки, то необходимо уже разработанные методики преодоления заниженной самооценки дополнять альтернативными методиками, а в частности, методом изменения отношения к себе и другим в соответствии с библейской концепцией ценности человека. Это позволит более эффективно преодолевать заниженную самооценку.

Темой дальнейших исследований может быть более основательное  исследование библейской концепции  для поиска новых путей терапии  заниженной самооценки, а так же разработка практических методик, совмещающих  наиболее эффективные психологические  и  теологические разработки, связанные с терапией заниженной самооценки.

 

Библиография.

 

  1. Adler, A., Superiority and social interest: A collection of later writings, H. L. & R. R. Ansbacher, Eds., (Evanston, IL: Northwestern University Press, 1964)
  2. Adler, A., Understanding human nature (Garden City, NY: Garden City Publishing, 1927)
  3. Adler, A., What Life Should Mean to You? (Boston: Little Brown, 1931), 238-250.
  4. Aland, B., Aland K., Karavidopoulos J. and oth. The Greek New Testament, 4th ed., (Biblia-Druck: Stuttgart, 1993)
  5. Allport, G.W., Becoming: Basic Considerations for a Psychology of Personality (New Haven, CT: Yale University Press, 1955), 114-139
  6. Allport, G.W., The Person in Psychology. Selected Essays (Boston.: Beacon Press, 1968), 105-148 
  7. Bandura, A., “Regulation of Cognitive Processes Through Perceived Self-Efficacy”, Developmental Psychology 25 (1989)
  8. Bandura, A., “Self-Efficacy Mechanism in Human Agency”, American Psycholgist 37 (1982): 122-147.
  9. Becket, R.E., Heimbetg. R.G., Bellack A.S., Social Skills Training Treatment of for Depression (New York: Persimmon Press, 1987), 42-43.
  10. Berger, E., “Relationships Among Acceptence of Self, Acceptence of Others and MMPI Scares”, Journal of Counseling Psychology 2 (1955): 279-284.
  11. Cox, Frank D., Human Lntimacy. Marriage the Family and it’s Meaming (West Pablishing Company, 1987), 431-432.
  12. Cramer, P., “The Development Of Defense mechanisms”, Journal of Personality 55 (1987): 597-614
  13. Epting, F.R., Personal Construct Counseling and Psychotherapy (Chichester, Eng.: Wiley, 1984)
  14. Erikson, E.H., Childhood and Society, 2nd ed. (New York: Norton, 1963), 263-187.
  15. Freud, S., The  Ego and The Mechanisms of Defence (New York: Internatonal Universities Press, 1946)
  16. Fromm, E., Escape From Freedom (New York: Avon, 1941-1956), 163. Journal of Counseling Psychology 2 (1955): 279-284
  17. Kelly, G.A. The Psychology of Personal Constructs, Vols.1 and 2, (New York: Norton, 1955)
  18. Kelly, G.A. Theory of Personality: The Psycology of Personal Constructs (New York: Norton, 1963)
  19. Knapp, Mark L. Interpersonal Communication and Human Relationships (Boston: Allyn and Bacon, 1984), 141,142.
  20. Kuzma, Kay To Understend Your Child (Redlands, CA: Parent Scene, Inc, 1985), 105-127.
  21. Lawrence, B., “Rosenfield, Beauty and Business”, New Mexico: Business Jornal 4 (1979): 23-28
  22. Mallory, James D. Stanley C. Baldwin, The Kink and I (Grand Rapids, MI.: Zondervan Publishing House, 1965), 3335.
  23. Maslow, A.H., Morivation and Personality, 3rd ed. (New York: Harper and Row, 1987)
  24. Matthiesen, Eric & Linda. It’s More Then Just Talk (New Jersey: Power Books, 1989)
  25. Meier, Paul D., Minirth, Frank B., and others. Introduction to Psychology and Counseling  Grand Rapids: Baker, 1992, 139-146.
  26. Pargatz, Jan. 52 Simple Ways To Build Your Child’s Self-Esteem And Confidence (Nashville: Oliver Nelson Books, 1997)
  27. Pilkonis, P.A., Zimbardo P.G., The Personal and Social Dynamics of Shyness, In C. E. Uzard, Ed., Emotions in Personality and Psychopathology (New York: Pltnum, 1979)
  28. Rogers, C.R., A Theory of Therapy, Personility and Interpersonal Relationship, As Developed in The Client-Centred Framework, In S.Koch Ed., Psychology: A Study of a Science (New York: McGraw-Hill, 1959), vol.3, 134-256.
  29. Rogers, C.R. Client - Centered Therapy In I.l.Kutush, A.Wolf, Eds., Psycho-therapist’s Casebook (San Francisco: Jossey-Bass, 1986)
  30. Rose, R.J., Koskenvuo M., Kaorio J., Sarna S., Langinvainio H., “Shared Genes, Shared Experiences  and Similarity: Data from 14,288 Adult Finnish Co-Twins”, Journal of Personality and Social Psychology 54 (1988): 161 -171
  31. Rushton, J.P., Fulker D.W., Neale M.C., Nias D.K., Eysenck H.J., “Altruism and Aggression: The Hheritability of Individual Differences”, Journal of Peronality and Social Psychology 50 (1986): 1192-1198
  32. Skinner, B.F. About Beheviorism (New York: Knopf, 1974)
  33. Suinn, R. “The Relationships Between Self-Acceptence and Acceptence of Others: A Learning-Theory Analysis”, Journal of Abnormal and Social  Psychology 63 (1961): 37-42  
  34. Tellegen, A., Lykken D.T., Bouchard T.J. et al., “Personality Similarity in Twins Raised Apart and Together”, Journal of Personality and Social Psychology 54 (1988): 1031-1039
  35. Vagner, Maurice. The Sensation of Being Somebody (Grand Rapids, MI.: Zondervan Publishing House, 1975),
  36. Авдеева Н.Н. Развитие образа себя у младенца. М., 1982.
  37. Алексеев В.А. Развитие самооценки на рубеже подросткового и юношеского возраста. М. 1985.
  38. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М, “Педагогика”. 1980.
  39. Андрущенко Т.Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте. М. 1978.
  40. Архипова Е.А. Влияние воспитателя и сверстников на самооценку детей старшего дошкольного возраста. Минск. 1983.
  41. Библия. Синодальный перевод. М.,1967.
  42. Богданова Д.Я. Практические занятия по психологии. М, “Физкультура и спорт”, 1989.
  43. Болдуин Д.М. Духовное развитие. М, 1913.
  44. Братусь Б.С., Военков В.Л., Воробьев С.Л. и др. Начала христианской психологии. М., Наука. 1995.
  45. Ван-Пелт Н. Мы только начинаем. Источник жизни. 1997.
  46. Вейсс Ф.Р. Нравственные основы жизни. Минск, “Юнацтва”. 1994.
  47. Гиппенрейтер Ю.Б., Пузырей А.А.. Психология личности. Тексты. М., Издательство московского университета. 1982.
  48. Двенадцать шагов и двенадцать традиций. A.A.W.S. Inc., Нью-Йорк. 1989. С.10-35.
  49. Джеймс У. Психология. М., Педагогика. 1991.
  50. Добсон Джеймс Ч.. Родителям и молодоженам: доктор Добсон отвечает на ваши вопросы. М., Республика. 1989.  
  51. Жутикова Н.В. Психологические уроки обыденной жизни. М., Просвещение. 1990. С.52-150.
  52. Зелуганова Е.А. Соотношение самооценки и уровня притязаний, и его влияние на личностные особенности. М., 1995.  
  53. Козак М.Г. Динамика оценочных отношений личностей к себе и к другим. Киев. 1978.
  54. Кон И.С. Психология ранней юности. М., Просвещение. 1989. С.85-150
  55. Кронштадский Иоанн. Мысли христианина о покаянии и святом пришествии. Издание Московской Патриархии. 1986. C.11.
  56. Кэмпбелл Росс. Как на самом деле любить детей. М., Знание. 1992. С.15-25.
  57. Липкина А.И. Самооценка школьника. М. “Знание”. 1976.
  58. Льюис Клайв Просто христианство. Чикаго. 1990.
  59. Майерс Д. Социальная психология. Санкт-Петербург, Питер. 1997.
  60. Мак–Ги Роберт Поиск значимости. Санкт–Петербург, Логос. 1994.
  61. Макдауэлл Джош. Его Образ - мой образ. М., Новая жизнь. 1996.
  62. Маралов В.Г.  Индивидуально-типические особенности уровня притязаний учащихся старших классов. М. 1981.
  63. Мей Ролло Искусство психологического консультирования. М., Независимая фирма "Класс". 1994. С.107-120.
  64. Миронова Т.Л. Развитие самосознания у учащихся ПТУ в процессе профессиональной подготовки. М. 1985.
  65. Мисюрина Т.Э. Преодоление неадекватной самооценки у старших подростков в процессе их  приобщения к общественно-полезной деятельности. Алма-Ата. 1978.
  66. Осьмак Л.П. Психологические особенности самоутверждения подростков. Киев. 1990.
  67. Пауэлл Джон Почему я боюсь любить? М., Лига-Фолиант. 1993. 
  68. Петровский А.В. Введение в психологию. М., Academia. 1995.
  69. Петровский А.В. Практические занятия по психологии. М, “Просвещение”. 1972.
  70. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Словарь. М, Издательство полит. литературы. 1990.
  71. Пономарев Я. А. Психология творчества. М, “Наука”. 1990.
  72. Сантала Ристо Мессия в Новом Завете в свете раввинистических писаний    Санкт-Петербург: Библия для всех. 1996. С.145-150.
  73. Токарская Т.С. Формирование адекватной самооценки младших школьников в процессе обучения и межличностного общения. Киев. 1988.
  74. Уайт Е. Наглядные уроки Христа. Заокский, Источник Жизни. 1995.
  75. Уруптаева Г.А. Практикум по детской психологии. М., Просвещение. 1995.
  76. Холл К.С., Линдсей Г.. Теории личности. М., КСП+. 1997.
  77. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Санкт-Петербург, Питер. 1997.
  78. Швиндт Фридрих. Конспекты проповедей. т.3. Заокский, Источник Жизни. 1996.

Информация о работе Различные пути преодоления заниженной самооценки