Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 15:03, дипломная работа
Одним из важнейших факторов, влияющих на поведение индивида, является его самооценка. Еще мудрый Соломон подметил: “Каковы мысли в сердце человека таков и он” (Пр.23:7)1. Внутренние мысли человека в значительной степени детерминируют его поведение. То, как человек относится к себе, непосредственным образом влияет на его поведение и отношение к другим. Карл Роджерс, известный своей разработкой ”терапии, центрированной на клиенте2” утверждает, что основная проблема в жизни каждого человека заключается в понимании и принятии самого себя.3 И как только это происходит - многие эмоциональные проблемы находят свое разрешение.
Введение.
I Сущность понятия “самооценка”.
А. Разнообразие взглядов на самооценку.
Б. Структура понятия самооценки.
1. Ощущение себя любимым.
2. Чувство собственного достоинства.
3. Чувство компетентности.
В. Самооценка и уровень притязаний.
II Причины формирования заниженной самооценки.
А. Наследственные факторы.
Б. Влияние социальной среды.
1. Родители.
2. Школа.
3. Взрослая жизнь.
В. Признаки заниженной самооценки.
III Некоторые пути преодоления заниженной самооценки.
А. Использование защитных механизмов. (неосознанный путь)
1. Сублимация.
а) Ложное смирение.
б) Маски.
2. Самоутверждение.
а) Консерватизм.
б) Девиантное поведение.
Б. Методики самосовершенствования.
1. Отечественная школа психологии.
2. Бихевиоральная школа психологии.
3. Когнитивная школа психологии.
4. Методики компенсирования недостатков.
В. Изменение отношения к окружающим и себе.
1. Автономия от мнений окружающих.
а) Конструкты зависимости от окружающих.
б) Концепция ценности человека, представленная в Библии.
в) Концепция ценности человека ведёт к автономии от мнений окружающих.
2. Изменение личных оценочных конструкт по отношению к себе.
а) Ложные конструкты оценивания себя.
б) Принятие себя.
3. Библейская концепция ценности человека влияет на все три столпа самооценки.
Заключение.
Христианское смирение имеет совсем другую природу. Смирение - это осознание величия Бога. Смирение - это не то, каков человек, но каков Бог. Смирение не в том, что человек ничто, но в том, что Бог - все.
Христиане впитывают эти ложные ценности, и свою заниженную самооценку они считают смирением. Таким образом, заниженная самооценка сублимируется в христианский подвиг самоотвержения, когда христианин не уважает и не любит себя, критически о себе отзывается, занимается самобичеванием и гипертрофированием своей греховности. Такой христианин говорит всем, какой он грешный и недостойный. Часто именно такой человек считается среди христиан смиренным. Часто он сам, глубоко в душе, считает себя смиренным, не понимая, что это не смирение, а заниженная самооценка. Христианское смирение имеет диаметрально противоположную направленность:
"Не думайте, что
настоящее смирение - вкрадчивость
и елейность, когда мы
Параллельно с адаптацией заниженной самооценки, идет процесс сокрытия от глаз окружающих своей проблемы. Маскировка - это часто используемый прием при заниженной самооценке. Морис Розенберг (1965), исследовав 5000 старшеклассников (13-15лет), пришел к такому заключению:
"Для юношей с
пониженным самоуважением
Сама маскировка происходит в соответствии с ценностями и шаблонами референтной группы. Иными словами, человек надевает ту маску, которая сделает его более приятным и популярным в глазах окружающих, значимых для него людей. Он пытается стать таким человеком, которого более всего принимают в данном обществе, но которым он на самом деле не является. Например, молодой человек будет строить из себя высокого интеллектуала или "героя без страха и сомнения". Он будет отчаянно заниматься спортом, чтобы стать очень сильным. Он может надеть маску циника, не верящего ничему, или очень компетентного человека (студента). Все это делается для того, чтобы скрыть свое ранимое и заниженное "я" от глаз других. Человек боится, что другие узнают "правду о нем", узнают, какой он есть на самом деле. Человек боится, что если другие узнают его настоящее лицо - то он потеряет уважение в их глазах и им будут пренебрегать. Особенно это проявляется, когда человек попадает в среду, где царит дух соперничества и взаимного унижения. Такие обстоятельства вынуждают скрывать свои слабые стороны, чтобы избежать пренебрежительного отношения к себе, когда его слабости могут стать орудием его унижений. Человек маскируется и подстраивается под окружающих, потому что старается завоевать их уважение, чтобы “помочь” им любить его. Человек боится, что его не смогут принять и любить таким, какой он есть. Это, в свою очередь, увеличит в нем уже существующий дефицит ощущения себя любимым. Кроме ощущения себя любимым могут пострадать также и другие два столпа самооценки - собственное достоинство и чувство компетентности, т.к. если его "узнают" то пострадает его авторитет и имидж. Это будет ощутимый удар по его и так неустойчивой самооценке.
В христианской жизни может происходить аналогичное явление. Христиане знают, какое поведение от них ожидается, но не чувствуя себя таковыми в душе, стараются внешне изменить своё поведение, не обращая внимание на внутреннее содержание. Маскировка происходит уже в соответствии с христианскими ценностями. Например, очень легко изобразить духовность. Это лучше всего может получаться у флегматиков, которые по природе обладают сдержанными манерами и спокойным нравом. Спокойный характер в сочетании с частым цитированием Священного Писания создает видимость духовного благополучия. Нет возможности описать все множество масок, которые иногда применяют христиане в надежде скрыть свои внутренние проблемы.
Как это ни парадоксально, но часто такой подход одобряется и считается даже правильным. В частности, таким образом некоторые христиане интерпретируют христианского писателя Клайва Льюиса, который, развивая идею внутреннего изменения в одной из глав своей книги "Просто христианство", приводит пример с притворством. Свою главу он так и называет "Давайте притворимся"82. Создаётся видимость, что в ней Льюис предлагает решать духовные проблемы с помощью “притворства” или масок, т.е. посредством наружного поведения менять внутреннее состояние. Применяя это в жизнь, некоторые христиане полагают, что если человек не испытывает любви к своему брату, то он должен вести себя так, как будто он его любит, и тогда постепенно эта любовь к нему придет, и таким образом, при долгом ношении, маска станет частью человека.
Не оспаривая сам факт наличия такой закономерности, мы все-таки полагаем, что подход "от наружного к внутреннему" приводит лишь к внешним изменениям одних привычных типов поведения на другие, но не меняет глубинной сути сердца человеческого. Фарисеи во времена Христа достигали вершин в использовании этого метода, но их изменения носили лишь внешний характер, за что их и обличал Христос (Мф.23:25-28). Многие современные христиане, прожив долгие годы в старании посредством внешнего изменить внутреннее, вдруг осознают, что где-то в глубине сердца они так и остаются такими, как были. Маски приносят вред не только христианам, но и тем, кто только приближается к христианству. Приходя в церковь, они не могут избавиться от ощущения искусственности всего, что видят, и подсознательно чувствуют неестественность и маскировку. Многие из них уходят из церкви, считая верующих лицемерами.
2. Самоутверждение.
Еще один защитный механизм, несколько отличный от других и не описанный нами ранее, “включается” в человеческом организме при заниженной самооценке. Этот механизм был описан еще Адлером83. Он провел аналогию с физической сферой человека, где недостаток и слабость одного органа организм компенсирует усилением другого. Например, если одна почка плохо функционирует, то ее функции берет на себя другая почка. Так же в жизни, человек имеющий физические дефекты, начинает пытаться устранить эти дефекты, развивая другие органы с помощью тренировок, и нередко достигает мастерства и силы. Адлер показал, что та же закономерность действует и в психической сфере. Так, чувство неполноценности компенсируется самоутверждением. А.Адлер придавал огромное значение механизму компенсирования, т. к. он считал, что человек всю жизнь пытается компенсировать свое чувство неполноценности, сформированное в детстве, используя самоутверждение. Для него самоутверждение - движущий стимул, руководящий почти всеми его поступками.
Как уже говорилось, самооценка будет неустойчива, если нарушено хотя бы одно основание, на котором она базируется. Недостаток в одной из составных самооценки человек начинает компенсировать гипертрофированием другой составной. Человек начинает компенсировать свои недостатки любой деятельностью, которая приносит ему хоть какой-нибудь успех. Так человек, страдающий от недостатка любви, может пытаться компенсировать это в сфере компетентности. Средствами компенсирования, в таком случае, могут стать: усиленная учёба, спортивные тренировки, развитие навыков, способностей и т.д.
В христианской жизни
самоутверждение происходит по тем
же принципам, но уже в специфической
для христиан сфере. Так, например, средством
утверждения может стать
Альфред Адлер показал, что заниженная самооценка может принимать еще более сложные формы, когда происходит не просто компенсация, но гиперкомпенсация (overcompensation) или комплекс превосходства84. Это форма компенсации, с помощью которой достигается нечто большее чем, просто избавление от чувства неполноценности. Гиперкомпенсация ведет к превосходству или выдающемуся достижению, когда человек действует так, как будто он чувствует свое превосходство над другими. Например, студент, считающий, что он лучше других знает английский язык, полагает, что всем необходимо узнать об этом и поэтому не упускает ни одной возможности сказать что-то по-английски в присутствии других. Человек, страдающий комплексом превосходства, выглядит обычно хвастливым, высокомерным, эгоцентричным и саркастичным. У него настолько низкое мнение о себе, что он чувствует свою значимость только тогда, когда ощущает в чем-то свое превосходство над другими. Окружающие люди считают его гордым, не понимая, что истинной причиной его высокомерия является заниженная самооценка.
А как гиперкомпенсация проявляется в христианской жизни? В чем христианин может пытаться превзойти других, чтобы почувствовать свою значимость? Если гордым среди христиан быть не принято, то ведь можно стать смиреннее или “святее” других. Ролло Мей указывает, что часто заниженная самооценка у верующих выражается в сильном стремлении к святости, когда отстаиваются и считаются важными незначительные мелочи христианской жизни. Успех в соблюдении этих мелочей и сравнение себя с другими, не такими “ревностными” членами церкви дают желанное чувство значимости. Такое стремление к “святости” почти никогда не обходится без критики тех, кто еще её не достиг. Критицизм других усиливает страдающее чувство собственной значимости85. Консервативная позиция не всегда имеет правильные мотивы. Христианину было бы полезно проанализировать свои чувства и честно определить, какую природу имеет его стремление к святости: стремление от чистого сердца быть подобным Иисусу или самоутверждение? А может быть и то и другое вместе? Ловушкой для верующего является попытка совместить служение Богу и самоутверждение.
Многие исследователи связывают заниженную самооценку с еще более негативными формами поведения, а именно, девиантным поведением. Эрик Фромм рассматривает девиантное поведение как одну из стратегий, которую используют люди, чтобы "убежать от свободы" и преодолеть чувство собственной незначимости. "Следуя этой тенденции, человек пытается преодолеть чувство неполноценности, унижая или покоряя других86."
Обширные исследования в этой области были проделаны Говардом Кэпленом.
"На основе обобщения литературных научных данных и собственного 10-летнего исследования 9300 семиклассников он пришел к выводу, что пониженное самоуважение положительно коррелирует едва ли не со всеми видами, так называемого девиантного, отклоняющегося от нормы поведения: нечестностью, членством в преступных группах и совершением правонарушений, наркоманией, алкоголизмом, агрессивным поведением, попытками самоубийства и различными психическими расстройствами87."
Основная цель девиантного поведения - это чаще всего повышение своего самоуважения88. Таким образом, самоутверждение происходит с помощью избрания деструктивных форм поведения. Достигается ли при этом цель повысить самоуважение? В какой-то мере это удается. Например, после употребления спиртного человек не ощущает свою ущербность, чувствует и ведет себя уверенно. Принадлежность к преступной группе дает неуверенному в себе человеку новые критерии и способы самоутверждения, позволяя видеть себя в благоприятном свете не за счет социально положительных действий, в которых у него не было успеха, а за счет социально негативных черт характера и поступков. Значительную роль здесь по-прежнему играет референтная группа индивида:
"Подростковое самоуничижение (заниженная самооценка) снимается девиантным поведением лишь постольку, поскольку такое поведение принято в соответствующей субкультуре, в случае же смены субкультуры оно теряет смысл89."
Переходя к проблемам церкви, важно отметить, что у верующих, страдающих заниженной самооценкой, она также может проявляться через девиантное поведение. Это может выражаться в резко критическом отношении к пастору и руководству церкви, протест новым формам богослужений, создание группировок, отстаивающих какую-то идею и т.д. И такие формы поведения человек избирает не просто потому что он "грешник", который "не хочет покаяться", а потому что он не может разобраться со своими эмоциональными проблемами. Избавление человека от какой-то формы девиантного поведения без устранения основания проблемы - заниженной самооценки - невозможно. Попытка освобождения человека от различных форм защиты и маскировки без преодоления основной причины - заниженной самооценки - приведет к неудаче.
Б. Методики самосовершенствования.
В предыдущем разделе мы рассмотрели действие защитных механизмов человека, которое происходит за пределами осознания индивидуума и без вмешательства психолога. В данном разделе мы сделаем обзор основных методик, которые предлагаются различными психологами человеку, страдающему заниженной самооценкой, когда проблема уже выявлена.90
1. Отечественная школа психологии.
Отечественная наука, как педагогика (Макаренко А.С., Сухомлинский В.А.), так и психология (Выготский А.С., Рубинштейн С.Л., Петровский А.В.), ведущую роль отводит деятельности. Личность формируется и совершенствуется главным образом в процессе активной деятельности, поэтому основной способ преодоления заниженной самооценки заключается в переключении её интересов и направленности с себя на "дело" (Л.И.Божович, Л.С.Славина). Работая с детьми, страдающими заниженной самооценкой, предлагается повышать их статус по отношению к другим, а так же создавать им возможность для самоутверждения.91
2. Бихевиоральная школа психологии.
Отличную от этой методику предлагает бихевиоральная школа психологии. Как уже говорилось выше, основным предметом исследования бихевиоральной школы является внешнее поведение. Внутренние аспекты человеческой души почти не рассматриваются из-за отсутствия инструментария для ее объективного исследования. Поэтому и терапия в основном ориентирована на поведение человека. Бихевиористы полагают, что многие люди, имеющие проблемы в общении, просто не обладают навыками, необходимыми для разрешения проблем повседневной жизни. Возможно, они приобрели неправильные навыки или ошибочные шаблоны поведения, которые сохраняются с помощью какого-либо подкрепления. Бихевиоральные терапевты делают, например, вывод, что некоторые люди попросту не знают, как быть дружелюбными, как вести разговор, как выразить соответствующим образом гнев или отклонить неразумные просьбы92.
Соответственно, терапия в данном случае будет заключаться в обучении навыкам поведения. Метод, применяемый для этого, имеет название “репетиция поведения”. Клиент обучается межличностным навыкам при помощи структурных ролевых игр. Методика проведения структурных ролевых игр такова93:
Информация о работе Различные пути преодоления заниженной самооценки