Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 17:28, контрольная работа
Проблема детской беспризорности стала одной из самых болезненных для страны. Ученые разрабатывают модные темы: лидерства, компетентности, говорят о плюсах и минусах Болонского образовательного проекта. Но чудовищный ком беспризорности нарастает. Привычным становится грустный вздох нашей психологии по поводу того, что нынешние времена по количеству беспризорных сопоставимы с периодом Гражданской войны. Не меньшую опасность, чем социальное сиротство, представляет собой духовная беспризорность детей, живущих в материально благополучных семьях.
Психологические аспекты, проблемы подростковой беспризорности в Роcсии приобрели острейшую социально-экономическую и нравственную значимость. Личностный аспект проблемы беспризорности состоит в отсутствии нормальных человеческих условий жизни и воспитания, бесконтрольности за поведением и времяпровождением, ведущим к социальной дезадаптации.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Проблема подростковой беспризорности: социально-психологические аспекты
1.1 Понятие подростковой беспризорности
1.2 Проблема подростковой беспризорности в России
1.3 Особенности подросткового возраста и проблема беспризорности
1.4Нормативно-правовая база социально-педагогической и профилактической работы с явлением безнадзорности и беспризорности
1.5Практика социально-педагогической работы с безнадзорными и беспризорными
ГЛАВА II. Психологические причины проблемы беспризорности в России: Результаты исследования
2.1 Описание этапов и методов исследования
2.2 Исследование причин подростковой беспризорности в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
наличие
у специалиста, работающего в
структуре данных органов собственных
представлений о содержании помощи
и поддержки безнадзорного
широкое и всестороннее изучение истории запущенного ребенка и его семьи (если таковая имеется);
дифференциация безнадзорных на типы соответственно наличию семьи, возрасту, схожести проблем;
разработка
комплексной программы
вхождение в контакт с семьей педагогически запущенного ребенка, либо с его ближайшим социальным окружением с целью реализации программы социальных действий;
отслеживание
результатов коррекционно-
Необходимо отметить, что при практической реализации данной модели деятельности необходимо участие всех органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, занимающихся работой с детьми и подростками, а также соблюдение на каждом этапе ее реализации общепедагогических принципов, этических норм и нравственной ответственности социальных работников, социальных педагогов и других специалистов, задействованных в реабилитационном процессе.
Подводя итог проделанной работе, мы можем отметить, что все технологии социальной реабилитации безнадзорных и беспризорных детей и подростков, основывающиеся на педагогическом подходе, включают в себя понятие «нормы», «социализации» и «адаптация». Главной задачей учреждений социального обслуживания населения, специализирующихся на работе с педагогически запущенными детьми и подростками, становится учет особенностей данных понятий и четкое следование каждому этапу описанной выше модели деятельности специалиста в работе с безнадзорным или беспризорным подростком.
Описав
и проанализировав функции и
задачи учреждений социального обслуживания
населения, занимающихся работой с
детьми и подростками, необходимо отметить
то, что к настоящему времени сложилась
достаточно разработанная нормативно-
Кроме
того, проделанная работа позволяет
заключить, что следование педагогическому
подходу в технологиях
Анализ дефиниций «беспризорности» и «безнадзорности» показал, что данные понятия являются сложными социально-педагогическими феноменами, связанными с целым рядом экономических, морально-личностных, социальных и других причин. Обозначенные в работе понятия имеют тесную диалектическую связь. Причем, беспризорность является следствием безнадзорности.
Проанализировав социальные и педагогические причины безнадзорности и беспризорности в современной России, мы можем сделать вывод о том, что вышеназванные явления обусловлены комплексом причин. Педагогические причины оказывают непосредственное влияние на формирование безнадзорности у детей и подростков, которая в ситуации наличия определенных социальных причин этого явления приводит к состоянию беспризорности.
Проведенный
историко-педагогический анализ организации
и содержания работы по социально-педагогической
реабилитации исследуемых в рамках
данной работы целевых групп показал,
что в настоящее время
При рассмотрении
современных подходов к реабилитации
безнадзорных и беспризорных детей
и подростков в системе учреждений
социального обслуживания населения
мы делаем вывод о том, что они
должны включать в себя точное определение
понятий, целей и задач, методов
и способов их выполнения. Все технологии
социальной реабилитации безнадзорных
и беспризорных детей и подростков,
основывающиеся на педагогическом подходе,
включают в себя понятия «нормы»,
«социализации» и «адаптации». Главной
задачей учреждений социального
обслуживания населения, специализирующихся
на работе с педагогически запущенными
детьми и подростками, становится учет
особенностей данных понятий и четкое
следование каждому этапу описанной выше
модели деятельности специалиста в работе
с безнадзорным или беспризорным подростком.
ГЛАВА
II. Психологические причины
России: Результаты исследования
2.1 Описание этапов и методов исследования
Этапы
исследования
Практическая
работа по рассмотрению причин подростковой
беспризорности заключалась в проведении
эмпирического исследования. В исследовании
принимали участие учащиеся 9-го
и 10-го класса школы МОУ СОШ №80 Приморского
края, г.Владивостока. В исследовании приняли
участие 45 человек: 23 учащихся 9-го класса
и 22 учащихся 10-го класса.
На первом (подготовительном) этапе был осуществлен теоретический анализ по проблеме подростковой беспризорности и особенностях подросткового возраста.
На втором
(экспериментальном) этапе была осуществлена
программа эмпирического
1 Тест-опросник родительского отношения к детям (А.Я. Варга, В.В. Столин)
2. Опросник Т.А. Гурко направлен на изучение отношений подростков к незащищенным общественным слоям общества.
На заключительном, третьем, этапе проведены анализ, синтез, обобщение, интерпретация полученных в ходе исследования эмпирических данных, сформулированы выводы, выявлена правомерность выдвинутой гипотезы.
В ходе исследования были использованы следующие методики:
1. Тест-опросник родительского отношения к детям (А.Я. Варга, В.В. Столин).
Опросник
состоит из 61 вопроса и 5 шкал. Предлагаемый
опросник содержит некоторые утверждения
о воспитании детей. В этом опроснике нет
“правильных” или “неправильных” утверждений.
2. Опросник Т.А. Гурко. Целью здесь было поставлено изучить отношение подростка к другим незащищенным слоям социума. Предполагалось, что социализация действует на отношение индивида к окружающему и отражается на поведении к данным слоям общества. Данный опросник состоит из 5 вопросов и допускает два варианта ответа: «Да», « Нет».
3. В следующем задании нужно было выявить факторы подростковой беспризорности.
2.2 Исследование
причин подростковой
Для исследования причин подростковой беспризорности были применены следующие методики:
1. Тест-опросник родительского отношения к детям (А.Я. Варга, В.В. Столин)
2. Опросник Т.А. Гурко.
Рассмотрим данные диагностики, полученные с применением данных методик.
В результате проведения Теста-опросника родительского отношения к детям, мы выявили следующие результаты. Данные представлены в табл. 1
Таблица 1.
Шкалы | Показатель |
Конфликтные отношения подростков с родителями | 35% |
Нет заинтересованности родителей в дальнейших планах ребенка | 25 % |
Нет взаимопонимания подростка с родителями | 40% |
Принятие ребенка младше реального возраста | 23 % |
Нет контроля над поведением подростка | 27% |
Из таблицы
1 видно, что у 35% респондентов выражено
конфликтное отношение к своему
ребенку. Родитель не воспринимает ребенка
таким, каким он является. Взрослый
не принимает интересы ребенка и меньшее
время проводит с ним.
25 % респондентов
не заинтересованы в дальнейших планах
и делах своего ребенка.
40% испытуемых
не ощущают себя со своим
ребенком, как с единым целым,
не удовлетворяют все
23 % испытуемых
видят своего ребенка младше
реального возраста. Все то, чем
занимается ребенок родители не принимают
всерьез, видя их детьми. Ребенок предстает
неуспешным и неприспособленным.
27% респондентов
не контролируют поведение
Показатели взаимоотношений:
Рисунок
1. Взаимоотношения родителей к
детям.
Из таблицы
1 и рисунка 1 видно, что у 40% родителей
нет взаимопонимания с детьми,
35% родителей имеют конфликтные
отношения со своими детьми, 25% не заинтересованы
в дальнейших планах ребенка, 27% не ведут
контроль над поведением ребенка, 23% родителей
не принимают всерьез чем занимается ребенок.
2. В
результате проведения (Тест-Опросника
Т.А. Гурко) мы выявили, что у подростков
обнаружены проблемы во взаимоотношениях
с родителями (рис. 2).
Рисунок
2. Соотношение результатов
Анализ
результатов исследования показал,
что в подростковом возрасте социализация
семьи снижается, подросток отделяется
от родителей, пытается решить свои проблемы
самостоятельно без советов и
опыта родителей. В 9-м классе это
наблюдается у 45% испытуемых, а у
10-го класса этот показатель наблюдается
55% . Исходя из этого мы отмечаем, что подростки
9-го класса и 10-го класса менее доверяют
родителям и рассказывают о своих переживаниях.
3.Рассмотрим
выявленные факторы
Факторы
подростковой беспризорности
№ | Деструктивные семьи (семьи с алкоголизмом, наркоманией, семьи ведущие аморальный образ жизни, наличие судимых членов семьи) | Семейные кризисы (развод, смерть одного из членов семьи, опекунство, потеря места работы членом семьи) | Психолого-педагогическая
несостоятельность родителей( |
Социально-демографические факторы (неполные и многодетные семьи, семьи с престарелыми родителями, семьи с повторными браками и сводными детьми) | Конфликт-ные взаимоотно-шения подростков с родителями |
1 | + | _ | + | _ | + |
2 | + | + | + | + | + |
3 | + | + | _ | + | + |
4 | + | _ | _ | + | + |
5 | _ | + | + | _ | + |
6 | _ | _ | _ | + | _ |
7 | + | _ | _ | + | + |
8 | + | _ | + | _ | + |
9 | + | _ | + | + | + |
10 | + | + | _ | _ | + |